КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастная психология
Младший школьный возраст (6-11 лет) Ведущая деятельность – учеба. Происходит перестройка познавательных процессов, формирование произвольности, продуктивности, устойчивости, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти. Мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому на уровне конкретных понятий. Развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли. Учатся делать то, что надо, а не то, что хотелось бы. Маленькие дети должны обязательно спать днем, иначе начинается головная боль, кашель, температура, рвота (симптомы простуды, а ребенку просто необходимо поспать). Ведущий вид деятельности – обучение. Развивается интеллект, интересует окружающий мир, можно играть в интеллектуальные игры. Появляется интерес к противоположному полу. Интересы мальчиков и девочек сильно отличаются. Детям интересно общение, взаимоотношения, хочется тепла, заботы, но не так много как малышам. Успех и неудачи действуют болезненно, нельзя перехваливать, но обязательно поддерживать при неудачах. Друзьями считают тех. Кто им помогает, отзывается на интересы просьбы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важна доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность, надежность. К 10-11 годам начинает цениться общественная активность, лидерские и организаторские качества. Острее воспринимаются замечания, полученные в присутствии других людей, повышается роль оценок и мнений, не следует делать замечаний публично. Тип поведения вожатого – «старший брат/сестра». Новообразования: § Развитие рефлексии (умение сознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность). § Формирование внутреннего плана действия. § Развитие саморегуляции, поведения, воли, усвоение умения письма, чтения, арифметического счета, накопление знаний. § Овладение навыками домашнего труда. § Расширение сферы общения. Появление новых авторитетов, развитие отношений в учебном коллективе. § Игры развивающие – 2 место после учебы. § Формирование самооценки на основе оценки учителем (или другим авторитетным взрослым). § Формирование уверенности/неуверенности в себе в зависимости от оценки и отношения родителей или учителей. Подростковый возраст (11-14 лет) Основной вид деятельности – интимно-личностное общение. Девочки и мальчики объединяются в группы по 5-6 человек (смешанные), которые общаются все сводное время, стараются произвести друг на друга впечатление. Нравится танцевать и петь. Большое внимание уделяют внешности и моде, не следует запрещать им проявлять себя. Выделяются лидеры. Дружба крепкая но существует страх уронить достоинство перед друзьями. Бурно проявляют чувства, эмоции, не забывают обиды. Постоянно оценивают вожатого и из своего субъективного мнения делают вывод о том, как к нему относится. Вожатый должен относится одинаково ко всем. Позиция вожатого - лидер, авторитет. Новообразования: § Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма. § Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески, неуправляемые эмоции и настроения. § Самоутверждение, стремление к самостоятельности и индивидуальности. Возможно возникновение конфликтов со взрослыми. § Ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе. § Формирование собственных взглядов, протест против «диктата» взрослых. § Отсутствие подлинной самостоятельности. Наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам. § Развитие мышления. § Появление сексуальных влечений и интересов. § Начинается профессиональное самоопределение. Юношеский возраст. Новообразования: § Развитие самосознания, представлений о себе, самооценки своей внешности, умственных, моральных и волевых качеств. § Происходит соотнесение себя с идеалом. Появляется мотив самовоспитания и саморазвития. § Умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. § Сформировалось абстрактно-логическое мышление. § Увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм в суждениях. § Стремление к утверждению независимости, оригинальности. § Пренебрежение к советам старших. § Стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности. § Отсутствие подлинной самостоятельности. Наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам. § Завершено половое созревание. § Возникает первое чувство любви и дружбы. § Недостаточное осознание последствий поступков.
Рассмотрим, на каких принципах может быть создан отряд. Самый простой и широко используемый — принцип возраста. Детский коллектив может быть одновозрастным и разновозрастным. Разновозрастная группа - форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах получившая одобрение. Более всего оправдывает себя разновозрастность в рамках основных возрастных групп. Например, дошкольники — 4-7 лет, младшая школа — 7-10 лет, средняя — 11-14 лет, старшая — 15-17 лет, хотя возможен и больший «разброс» возрастов. В подобной группе у детей устанавливаются межличностные связи не только по «горизонтали» (то есть среди сверстников), но и по «вертикали» (со старшими ребятами). В таком детском коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений. Общеизвестно, что сейчас часто в семьях растет только один ребенок, иногда два, больше — редко. В результате многие дети не имеют возможности быть «братом» или «сестрой», заботиться о младших или быть опекаемыми старшими. Очень важен и опыт «преемственности поколений» — происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придет к необходимости организации разновозрастного детского коллектива. Если ребенок первый раз в лагере, он потребует большего внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию; к новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети. Если ребенок не первый раз в лагере, то с ним возникают другие проблемы: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы особенно в отношении сна в тихий час. Дети с повышенной активностью Самые шумные и подвижные, легковозбудимые и невнимательные – эти дети, несмотря на свою активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и к новым людям. В свою очередь, и окружающие нелегко приспосабливаются к ним. Трудности адаптации таких ребят связаны с несоблюдением лагерного режима, дерзостью и озорством, упрямством и несговорчивостью, эмоциональными перепадами в настроении, обидчивостью и впечатлительностью. Руководители детских коллективов часто называют их «неуправляемыми». И это можно понять. Гиперактивные, эмоционально неустойчивые дети действительно трудно поддаются контролю и не выносят давления. Подавлять чрезмерную активность ребят или лишать их возможности много двигаться было бы слишком сурово и неэффективно, целесообразнее направить энергию в нужное русло. Подвижным, непоседливым детям нравятся спортивные игры, где ждать недолго и действия быстрые (футбол, каратэ, спортивные эстафеты). Им может быть приятно выполнять поручения, где требуются ловкость и быстрота (отрядные «связные»). Часто упускаемый организаторами момент – энергичные ребята как бы занимают много места. Это важно учитывать, выбирая помещение для группового занятия или работы. Нехватка пространства провоцирует неспокойных детей на конфликты с рядом располагающимися. Кроме того, важно помнить, что «сидячие» занятия или, например, поездки нужно прерывать с целью разминки. Так, гиперактивный ребенок может реализовать свою потребность в движении и высвободить энергию приемлемым способом. Не всегда удается направлять гиперактивных детей, используя лишь слова. Есть риск быть не услышанным. Поэтому важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением. Если говорить, смотря ребенку в глаза и придерживая за плечо или за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать. Что касается соблюдения режима, то подвижному и невнимательному ребенку необходимо ясно и точно донести сведения о распорядке дня, убедиться, что он их запомнил. За несколько минут до смены деятельности об этом нужно предупредить, чтобы у ребенка был запас времени для переключения. Если же такие ребята все же не выполняют каких-либо значимых требований, важно настойчиво и последовательно напоминать об обязательности их выполнения. Рано или поздно терпение будет вознаграждено. Чтобы не возникало проблем с эмоциональными перепадами у впечатлительных детей, взрослые должны беречь их от перегрузок и учитывать обостренную чувствительность возбудимых ребят к внешним раздражителям: шуму, свету, запахам, эмоционально насыщенным событиям. Рекомендуется вовремя замечать, когда ребенок утомлен, и ограждать его от лишних впечатлений, уменьшить возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься.
Решение конфликтов
В детской и подростковой среде довольно часто происходят конфликты, почвой для которых может стать все, что угодно, даже любой пустяк. Хотя последствия могут быть отнюдь непустяковыми. В лагере, когда подросток находится практически весь день в присутствии взрослых, есть уникальная возможность изучать причины появляющихся противоречий между воспитанниками, а также помогать им в их преодолении. Во время конфликта активизируется огромное количество отрицательных эмоций. Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться. Эту работу можно вести целенаправленно, например, на занятиях мастерских или студий по бесконфликтному общению (формы могут быть разные), прибегать к помощи специалистов (психолога), а также ежедневно на конкретных примерах, происходящих в отряде, учить ребят конструктивно общаться друг с другом. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми правилами и приемами, которые позволят избежать возникновения конфликтной ситуации или, если она уже произошла, достойно выйти из нее, а также предотвратить ее появление в будущем. Ими можно воспользоваться на «огоньке», совместно принять и договориться выполнять на организационном сборе отряда в первые дни смены, красиво оформить и разместить в отрядном уголке, или разработать и провести серию обучающих занятий. Особенности поведения в конфликтной ситуации: · «открытость» ума - человек с «открытым» умом настроен на понимание аргументов собеседника. Он допускает, что любая позиция или любое предложение в конфликте несут в себе как выгоды, так и потери; · позитивное (положительное) отношение к оппоненту - попробуй увидеть «друга» в своем оппоненте и его лучшую сторону. С другом всегда легче договориться, чем с врагом; · рациональное мышление - контролируй свои эмоции, учись дипломатии. Существует две самостоятельные задачи: найти разрешение конфликта и сохранить хорошие отношения с оппонентом; · сотрудничество - типичная ошибка – стремление к одностороннему выигрышу, ориентация на стандартную победу, где есть победитель и побежденный. Только установка на равенство и сотрудничество дает выход из конфликта.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |