КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Движущие силы антропогенеза
Проследить происхождение человека как существа социального непосредственно из биологического невозможно, так как связь между ними опосредованная — через психическое. Становление социальности человека происходит в ходе преобразования психики животных в сознание человека, основанное на общественных отношениях, сознательной и трудовой деятельности. Предпосылки к возникновению социальности человека, его развитой речи и мышления складывались в ходе биологической эволюции, приведшей к формированию комплекса морфоанатомических и психофизиологических особенностей, обусловливающих его уникальность в мире живых существ нашей планеты. Говоря об уникальных свойствах человека, не следует думать, что между животными и человеком пролегает «бездонная пропасть», что появление человека, как считают некоторые ученые, произошло в результате некоего эволюционного «скачка». Так, сравнительные анатомические исследования головного мозга у разных млекопитающих свидетельствуют о прогрессивном его развитии в эволюционном ряду видов — от примитивных к высшим, достигая максимального развития у человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о головном мозге предковых форм современного человека говорят о более или менее «плавном» увеличении его объема и развития центров речи и понимания звуковых сигналов. Способность к орудийной деятельности, которая часто рассматривается как уникальная особенность человека, свойственна в значительной степени и современным антропоидам. На основании палеонтологических данных о гоминидах можно говорить о существовании прямой зависимости между совершенствованием орудийной деятельности и прогрессивном развитии головного мозга и передней конечности (руки) у предков современного человека. Социальная природа человека также возникла не на «пустом месте». Современная этология (наука о поведении животных) располагает обширными данными о социальном поведении животных многих видов. Особый интерес представляют исследования социальной организации у человекообразных обезьян. В стадно-групповой организации антропоидов отчетливо просматриваются преимущества социального образа жизни: - организованность на базе поведения по типу «доминирования-подчинения», строгая иерархия членов группы (стада) способствует вытеснению агрессивности - под руководством вожака могут осуществляться совместные действия членов группы; - в пределах группы (стада) имеет место постоянная взаимопомощь; - большую роль в поведении членов группы (стада) антропоидов играет обучение; - в группе (стаде) существует система разнообразных средств общения (сигналов) мимика, позы, жесты, звуки, которые усиливают контакты и взаимопомощь в процессе совместных действий. Движущей силой развития сообщества антропоидов послужил групповой отбор,значение которого было подчеркнуто еще Ч. Дарвином: «Естественный отбор действует на уровне группы на отдельные особи путем сохранения тех изменений, которые выгодны для сообщества. Сообщество, заключающее в себе много наделенных полезными качествами особей, увеличивается в числе и остается победителем над другими, менее благоприятствующими». В. М. Бехтерев, обсуждая вопрос о роли группового отбора в становлении и развитии социальных форм поведения антропоидов, писал: «В борьбе за существование наибольшие шансы дает не индивидуальная приспособленность, а большая согласованность действий». Противопоставление человека животным на основании наличия у него речи и способности к высшему, ассоциативному мышлению было традиционным в науке начала XX в. и еще нередко встречается сегодня. Однако уже Ч. Дарвин в своей книге «О выражении ощущений у человека и животных» (1872) показывает сходство мимики у человека и обезьян и определяет, что мимика, выражение эмоций являются средством коммуникации. В этой работе Дарвин утверждает, что интеллект человекообразной обезьяны отличается от человеческого только количественно, но не качественно. О высоком уровне интеллектуальных способностей антропоидов говорил и И.П.Павлов, поражаясь тому, «каким манером человек ухитряется вырыть столь глубокую яму между собой и животными...» И далее: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Тут нужно сказать, что это есть начало образования знания, улавливания постоянной связи между вещами — то, что лежит в основе всей научной деятельности, законов причинности и т. д.». В настоящее время наука располагает многочисленными свидетельствами необыкновенных интеллектуальных способностей человекообразных обезьян, полученными в результате исследований зоологов-приматологов, физиологов, зоопсихологов, медиков и психологов, работающих с антропоидами. Например, многими исследователями установлена способность шимпанзе к классифицированию предметов, различению их множеств, нахождению середины количества. Так, четырехлетняя шимпанзе легко отделяла фотографии с живыми объектами от изображений неживых, детей - от взрослых, полное — от частного изображения. Точность различения была до 90% — такая же, как и у человеческого ребенка ее возраста. Разными исследователями в строго контролируемых экспериментах было показано, что шимпанзе на ощупь точно определяют предметы, которые порой видели лишь однажды, или, наоборот, узнавали зрительно предмет, который раньше только ощупывали. Большой интерес представляют факты самоузнавания шимпанзе и орангутанга в зеркале. Обезьянам (незаметно для них) мелом или краской смазывали недоступные прямой видимости участки, головы, а затем предъявляли зеркало. Антропоид, «опознав» себя, хватался за те места, которые были измазаны. Многие исследователи считают самоузнавание высшей формой ассоциативного поведения в животном мире. На сегодня установлено, что человек, шимпанзе и орангутанги — единственные из всех существ на Земле, узнающие себя в зеркале. Что же касается других представителей млекопитающих, традиционно считающихся «интеллектуалами» — собак, кошек, то собственное отражение в зеркале вызывает у них либо агрессию («соперник»), либо любопытство («незнакомец»). Особого упоминания заслуживают исследования, начатые в конце 1960-х гг. американскими психологами А. и Б. Гарднерами, а затем продолженные другими исследователями. Речь идет об обучении шимпанзе языку глухонемых (армсленгу). Результаты, получаемые в этих исследованиях, убедительно подтверждают очень близкое филогенетическое родство антропоидов и человека. В экспериментах разных исследователей шимпанзе и гориллы осваивали до 500-700 слов-знаков, умели составлять комбинации из 2—5 слов. Обезьяны изобретали и новые знаки-слова. В возрасте 6-7 лет исследователи зарегистрировали пик «сочинительства» у обучаемых обезьян — они придумывали до 6—9 новых слов в месяц. Наконец, особенно впечатляющие факты— это обмен информацией между шимпанзе, владеющими армсленгом. Так, в эксперименте Гарднеров, самка-шимпанзе обучала своего детеныша, который освоил более 200 знаков-слов и пользовался ими при общении не только с матерью, но и с людьми-экспериментаторами. Обобщая изложенное выше, можно сделать следующее заключение — происхождение человека как существа биосоциального, явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства. Современное человечество представляет собой один вид — Homo sapiens, в пределах которого традиционно выделяют три основных расы — европеоидную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториальную) и монголоидную (азиатско-американскую). Расы — это исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очертания головы и т. п.), являющихся второстепенными. По основным же признакам, характерным для человека (объем и строение головного мозга, строение кисти и стопы, форма позвоночного ствола, строение голосовых связок, способности к творческой и трудовой деятельности), расы не различаются. Образование рас — сложный процесс, многие расовые признаки возникали путем мутаций, но они могли возникать и в результате таких эволюционных факторов, как дрейф генов и изоляции. С развитием цивилизации роль естественного отбора и изоляции начинает снижаться. В результате усиления взаимодействия между народами начинает проявляться метисация (смешение рас), особенно ускоряющаяся в наши дни, благодаря возрастающим масштабам миграции людей, разрушению социально-расовых барьеров и т. п. По-видимому, эти процессы приведут к исчезновению расовых различий, хотя на это и уйдут тысячи и тысячи лет.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |