КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 19. Современная нормативная
4. 3. Финансовые правоотношения - это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права. Поскольку сами финансовые отношения (как разновидность общественных отношений) подразделяются на материальные и организационные, то и финансовые правоотношения делятся на материальные и организационные. Эти две группы финансовых правоотношений имеют существенные различия. Но, прежде всего, обозначим признаки, свойственные всем видам финансовых правоотношений (т. е. как материальным, так и организационным). Для финансовых правоотношений характерны следующие признаки. 1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства. Еще раз подчеркнем, что предметом финансового права выступают не все финансовые отношения, а лишь те, которые мы именуем «государственные финансовые отношения»; финансовые отношения, относящиеся к категории частных финансов, предметом финансового права не выступают и принять форму финансового правоотношения вообще не могут. Следовательно, финансовые правоотношения возникают вместе с государством и являются продуктом его финансовой деятельности. 2. Обязательным субъектом финансового правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа). Будучи продуктом финансовой деятельности государства и не существуя без него, в конструкцию финансовых правоотношений объективно заложено участие в них государства (или его органа) в качестве субъекта данных отношений. 3. Финансовые правоотношения носят характер «власти и подчинения». При этом властвующим субъектом правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа), а подчиненным - другой субъект этого отношения. В силу этого финансовые правоотношения, как отмечается в литературе, носят государственно-властный характер. Один из субъектов этого отношения является управомоченным, а другой - обязанным. Государственно-властный характер финансовых правоотношений объясняется самой спецификой финансовой деятельности государства, где оно либо отбирает у кого деньги (например, в процессе взимания налогов), либо кому-то их выделяет, действуя при этом в одностороннем порядке (например, в процессе бюджетного финансирования). Наиболее четко момент властвования, приобретающий характер одностороннего принуждения, свойственен такой разновидности финансовых правоотношений, как налоговые правоотношения. Опять-таки юридическое свойство общественного отношения определяется его экономическим содержанием - налог есть насильственное изъятие денег, которое можно реализовать лишь путем юридического принуждения. Отсюда один из субъектов налогового правоотношения - государство - является носителем власти, другой - налогоплательщик - подчинения, что придает этому правоотношению характер правового неравенства. Но экономические финансовые отношения многообразны, поскольку многообразны и методы осуществления финансовой деятельности государства. Поэтому многообразны и финансовые правоотношения. В одних из них момент властвования государства (а, следовательно, и юридическое неравенство сторон) выражено совершенно четко (например, налоговые правоотношения), в других оно смягчено (например, отношения государственного займа, в котором субъекты внешне выглядят чуть ли не равноправными). Тем не менее, юридическое неравенство сторон свойственно любым финансовым правоотношениям, что определяется самим фактом участия в них в качестве субъекта государства, которое могущественнее любого другого субъекта этого отношения. И выражается это в первую очередь в том, что государство, являясь стороной правоотношения, одновременно выступает субъектом, осуществляющим его правовое регулирование посредством издания правовых актов. Вторая сторона этого правоотношения вынуждена подчиняться установлениям государства. Те же отношения государственного займа, хотя и построены по аналогии с займом вообще, что придает им сходство с гражданско-правовым договором, отличаются от последнего тем, что условия займа диктует заемщик -государство. Оно же может в любой момент изменить их, вплоть до одностороннего расторжения договора и отказа от исполнения своих денежных обязательств. Все эти признаки свойственны материальным финансовым правоотношениям. Материальные финансовые правоотношения опосредуют непосредственное движение денежных средств. В зависимости от кого и к кому идут деньги, это движение может быть различным. Это может быть движение денег от плательщика к тот или иной государственный фонд, что выражает процесс его формирования. Примером может служить движение суммы налогового платежа от плательщика в бюджет. В других случаях деньги движутся из фонда к получателю, что выражает процесс распределения денежного фонда. Например, из бюджета выделяются деньги какому-либо министерству для финансирования его деятельности. В процессе такого движения деньги могут менять своего собственника.
Как экономическая категория деньги, являясь продуктом развития меновых отношений, возникли задолго до появления и государства, и соответственно государственных финансов. Первоначально деньги представляли собой разновидность товара, стихийно выделившегося из массы материального продукта в силу своей способности быть эквивалентом других товаров, т. е. имели форму денежного товара. Постепенно деньги, видоизменяясь и трансформируясь, теряли свойства товара и превратились в меру его стоимости. Одновременно деньги выполняют функцию средства обращения, выступая посредником в обмене товарами, где стоимость проходит две метаморфозы: продажу (Т - Д) и покупку (Д - Т). Деньги являются также средством платежа. Для функции денег в качестве средства платежа характерен разрыв во времени между движением денег и товара. Товар поступает в распоряжение покупателя либо раньше, либо позже, чем деньги к продавцу. Деньги, опосредованные государственными финансами, не выполняют ни функцию средства обращения (так как не участвуют в осуществлении товарного метаморфоза), ни функцию средства платежа (так как не выступают носителем меновой стоимости), т. е. деньги в финансовых отношениях не обмениваются на товар и не выступают мерой его стоимости. Для денег, выраженных государственными финансами, характерны следующие функции: функция средства расчетов по финансовым обязательствам. В экономической литературе эту функцию обычно называют средством платежа при нетоварных операциях. При этом обязанности плательщика может нести не только контрагент государства по финансовому отношению (на пример, налогоплательщик), но и само государство (например, при погашении государственного займа); при аккумулировании денег в фондах они начинают выполнять для государства функцию накопления. При распределении денежных фондов и поступлении денежных средств тем или иным субъектам для их непосредственного использования, деньги вновь начинают выполнять функцию платежа. Таким образом, в процессе осуществления финансовой деятельности государства функция денег может меняться: при внесении денег в государственные фонды мы имеем реализацию функции расчетов по финансовым обязательствам перед государством; при поступлении их в государственный денежный фонд осуществляется функция накопления; при выдаче их из фонда непосредственным потребителям деньги приобретают функции средства обращения и средства платежа. Выступая в качестве объекта финансовой деятельности государства, деньги1 видоизменяют и такую свою функцию, как мера стоимости. Данная функция наиболее полно реализует в себя в условиях товарного обращения. В процессе осуществления такой стадии финансовой деятельности, как формирование денежных фондов, деньги изымаются из товарного обращения, и их функция меры стоимости носит лишь потенциальный характер. Более того, использование такого метода добывания денежных средств, как эмиссия (в целях, например, ликвидации бюджетного дефицита), приводит к тому, что деньги, даже находящиеся в условиях товарного обращения (т. е. вне государственных финансов), снижают свою меру стоимости, все время, поднимая планку цены товаров. Проще говоря, деньги обесцениваются, цены растут. Покупательская способность денег, сосредоточенных, а государственных денежных фондах, также снижается. В итоге государство решает свои финансовые проблемы за счет ухудшения качества денежного обращения, что отрицательно сказывается на экономике и приводит к снижению жизненного уровня населения. Такой способ получения государственного дохода даже получил название «эмиссионный налог». При этом, что характерно, государство не несет какой-либо юридической ответственности за обесценение выпущенной (эмитированной) им валюты. Этому способствует и то обстоятельство, что в ходе своего исторического развития деньги ушли от вида денежного товара, каким они были первоначально, будучи изготовленными из золота, серебра и других металлов, обладающих собственной товарной стоимостью, и приобрели форму денежного знака - банкнот, ассигнаций, купюр и т. п. (так называемые «кредитные деньги»), изготавливать которые можно практически в неограниченных количествах, чем государство и пользуется. А если учесть, что деньги могут существовать не только в наличной, но и безналичной формах, то проблема изготовления денег еще больше упрощается. Как уже отмечалось, деньги (в форме денежного товара) появились до возникновения государства и первоначально оно в процессе своей деятельности пользовалось теми деньгами, которые существовали до него. Однако вскоре оно начинает изготавливать собственные деньги (т. е. становится эмитентом денег), но еще долгое время в качестве эмитента могли выступать и другие лица, главным образом банки. Отсюда, кстати, и название одной из разновидностей бумажных денег - банковские билеты, банкноты, в то время как деньги, эмитентом которых выступало непосредственно государство, назывались казначейскими билетами. Характерно, что традиция именовать бумажные деньги банковскими билетами сохранилась и по настоящее время, правда, уже в силу того, что государственным органом, призванным регулировать состояние денежной системы страны, стали выступать центральные государственные банки, которые и рассматриваются в качестве эмитента денежных знаков. Кстати, в экономической литературе (особенно зарубежной) до сих пор приводится деление денег на «государственные» и «негосударственные» (именуемые порой даже «частные»), к которым относятся векселя, чеки и иные средства платежа. Характерно и то, что в период расстройства государственной денежной системы (например, вследствие высокого уровня инфляции) и отказа населения и предпринимателей принимать обесценившиеся бумажные деньги, экономика мигом реагирует на это путем демонетизации расчетов (т. е. исключением из расчетов денежных знаках и осуществления сделок путем натурального обмена, что адекватно современному термину «бартерные сделки»), тезаврации расчетов (расчетов монетами из драгоценных металлов, как это было после Февральской и Октябрьской революций, когда население предпочитало керенкам и «совзнакам» золотые монеты дореволюционного чекана, хотя и вышедшие по закону из обращения), наконец, что актуально и в настоящее время, использования в расчетах иностранных денежных знаков (то, что сейчас именуют «долларизацией экономики»). Кроме того, на рынке появляются так называемые «суррогаты денежных знаков» - заменители денег, эмитированные местными органами государственной власти, частными предпринимательскими структурами, главным образом в целях осуществления расчетов по заработной плате со своими работниками. В конечном счете, рано или поздно, государство монополизирует эмиссию денежных знаков в частности и формирование денежной системы страны в целом. При этом оно решает две главные задачи, выступая одновременно в двух разных (хотя и взаимосвязанных) качествах. Первая задача - упорядочивание и налаживание денежного хозяйства (понимаемого в широком смысле) страны. Здесь оно выступает как политический субъект общества. Вторая - стабилизация собственной финансовой системы, обеспечение ее эффективного функционирования. Здесь оно уже больше озабочено проблемами собственника тех денежных фондов, которые входят в состав этой системы. В итоге в современных условиях организация денежной системы, во-первых, является монополией государства, во-вторых, выступает элементом его финансовой деятельности. Организуя денежную систему и выпуская денежные знаки, государство не только обеспечивает нормальное функционирование денежных отношений в стране, но и организует собственную финансовую систему, способствуя нормальному функционированию той части денежных отношений, субъектом которых оно само является, т. е. финансовых отношений. Под денежной системой понимается сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране.
Денежная система включает в себя следующие элементы: 1) официальная денежная единица; 2) виды денежных знаков; 3) порядок эмиссии денег; 4) режим валютного обращения; 5) организация денежного обращения. Кроме того, в зависимости от методов организации государством денежной системы страны в ней может содержаться еще два элемента: официальный валютный курс (валютный паритет) и масштаб цен. Денежная единица - это установленный государством денежный знак, обозначающий наименование национальной валюты. Наименование денежной единицы - доллар, марка, тенге, рубль, фунт стерлингов, сом и т. д. - складывалось, как правило, исторически. Например, слово «рубль» произошло от глагола «рубить», поскольку означало отрубленный от серебряного слитка кусочек определенного веса (так называемая «гривна»); доллар - искаженное название немецкой монеты «талер», произошедшее от «иоахимсталер» - название, австро-венгерской монеты времен Габсбургов, которое, в свою очередь, взято по названию местечка в Чехии, где добывалось серебро; фунт стерлингов (англ.) - берет свое название от меры веса «фунт» (римский фунт, именуемый «либра» и обозначаемый знаком, составлял 327,45 г.) и названия серебряной монеты «стерлинг» (по одной из версий происходит от - звезда, изображенная на монете), которую начал чеканить в 1180 г. король Англии Генрих П. Позднее эта монета получила название «пенни», «пенс». Таким образом в своем буквальном значении фунт стерлингов обозначал 327 граммов мелких серебряных монет. От знака либра произошел и знак фунта стерлингов; итальянская лира произошла от римской меры веса «либра». Денежная единица страны иногда обобщенно выражается термином «национальная валюта». Денежная единица обычно имеет внутреннее строение, т. е. делится на более мелкие и, как правило, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время существует десятичная система деления: 1:10 = 100 (1 доллар США равен 100 центам, 1 российский рубль - 100 копейкам, 1 немецкая марка - 100 пфеннигам, 1 английский фунт стерлингов первоначально равнялся 20 шиллингам, каждый из которых составлял 12 пенсов, монета в 2 шиллинга именовалась «флорин», в 5 шиллингов - «крона», но с 1971 года 1 фунт равен 100 пенсам и т. д.). Виды денежных знаков - организационное строение денежной массы и номиналы денежных знаков. Обычно выпускается два вида денежных знаков: а) бумажные деньги - купюры, которые в разных странах могут иметь различные наименования (банкноты - билеты государственного банка, государственные кредитные билеты, государственные казначейские билеты). Деньги времен Великой Французской революции назывались ассигнаты. Ассигнациями назывались бумажные деньги, выпускавшиеся в России с 1769 по 1849 годы. В первые годы Советской власти бумажные деньги вы пускались под названием «расчетный знак РСФСР», чем в какой-то мере подчеркивалось пренебрежительное отношение к деньгам вообще («проклятое наследие капитализма») и стремление считать их только в качестве условного средства взаимных расчетов; б) металлические монеты разных достоинств и разных сплавов. Лицевая сторона монеты, на которой обычно изображается государственный герб, именуется аверс, оборотная (на которой может изображаться профиль главы государства - монарха или какой-либо исторической личности) именуется реверс, боковая поверхность - гурт. Бумажные деньги могут быть двух видов: а) с гарантией обмена на денежный товар (так называемые «разменные деньги»), когда эмитент берет на себя обязательство разменять предъявленную банкноту на золото или серебро (т. е. деньги имеют металлическое обеспечение). Отметим, что в современных денежных системах такого рода деньги практически не применяются (последней разменной валютой, да и то формально, был доллар США до 1971 г.); б) обычные, т. е. денежные знаки с установленным государством принудительным курсом (законная платежная способность), выпущенные неразменными на драгоценный металл или иной денежный товар. Порядок эмиссии денег. Как уже отмечалось, в современных условиях единственным эмитентом денег является само государство. В качестве непосредственного эмиссионного центра обычно выступает центральный государственный банк страны, однако эмитентом может и быт казначейство (министерство финансов). Эти центры могут выступать параллельно. Тогда банк обладает правом выпуска банковских билетов, составляющих основную часть налично-денежного обращения. На долю казначейства приходится обычно около 10 процентов выпуска денег в виде разменных монет и бумажно-денежных знаков мелких номиналов. Режим валютного обращения определяется установленными государством валютными ограничениями, которые действуют в отношении как своей национальной валюты, так и, главным образом, иностранных валют. В зависимости от своего режима валюты подразделяются на: а) полностью обратимые (свободно конвертируемые); б) частично обратимые (частично конвертируемые); в) необратимые (неконвертируемые, замкнутые). Полностью обратимыми являются такие валюты, которые свободно, без специальных на то разрешений обмениваются на любые другие валюты. При этом разрешен из страны свободный ввоз и вывоз как своей, так и иностранной валюты. К числу таких валют относятся доллар США, доллар Канады, японская йена, валюты стран ЕЭС, включая их коллективную валюту - европейский евро, Швейцарии, Швеции и некоторых других стран. Частично обратимыми являются валюты стран, где имеются определенные валютные ограничения и запреты на совершение валютных операций, особенно для резидентов (физических и юридических лиц данной страны). Казахстанский тенге можно считать относящимся именно к этому виду валюты. Следует отметить, что конвертируемость валюты - это вопрос не только внутренних законодательных установлений, но и вопрос стабильности валюты, ее надежности и значимости на международном валютном рынке. Мало объявить свою валюту конвертируемой - будет ли она признана таковой в международных расчетах? К необратимым относятся такие валюты, которые не обмениваются на другие. На территории страны запрещено любое присутствие иностранной валюты, сделки с такой валютой являются монополией государства, за нарушение которой виновные привлекаются к ответственности. Примером таки валют являются валюты бывших социалистических стран. Режим валютного обращения, включая вопрос о виде валют, обслуживающих это обращение, - это вопрос организации экономики. Замкнутой экономике всегда соответствует замкнутая денежная система, обслуживаемая исключительно национальной валютой, которая естественно является неконвертируемой. Собственно, замкнутость экономики и будет обеспечиваться замкнутостью валюты. Открытая экономика влечет конвертируемость национальной валюты, где регулирование денежного обращения и курса национальной валюты все больше ускользает из непосредственной юрисдикции государства и становится предметом самих рыночных отношений. Глобализация экономики, развитие мировых хозяйственных связей вызывает зависимость национальных валют от более сильных, выполняющих функцию мировых денег. И чем слабее национальная экономика, тем больше требуется от государства административно - и финансово-правовых усилий по поддержанию своей денежной системы. Валютная монополия - это исключительное право государства на совершение сделок с валютными ценностями. Объектами валютной монополии обычно являются: I) иностранная валюта; 2) платежные документы и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте; 3) драгоценные металлы; 4) природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде. В наиболее жестком и полном виде валютная монополия присуща странам, имеющим закрытый денежный рынок и неконвертируемую валюту. Однако валютное регулирование (с большей или меньшей степенью регламентации) существует во всех странах. Поскольку ни одна страна не может жить в абсолютной изоляции и всегда вынуждена что-то продавать и что-то покупать, то всегда возникает проблема соотношения между денежными единицами разных стран, что выражается категорией валютный курс. В условиях, когда денежные единицы были привязаны к определенному количеству золота, валютный курс рассчитывался путем сравнения золотого содержания, стоящего за каждой денежной единицей. Например, считалось, что рубль СССР содержит 0,987412 г. чистого золота, польский злотый - 0,222168 г., т. е. в рубле в 4,44 раза больше чистого золота, чем в злотом. Отсюда валютный курс рубля по отношению к злотому составлял 4,44 злотых за 1 рубль. Однако в настоящее время большинство стран отказались от золотого паритета - фиксации законом содержания чистого золота в национальной денежной единице. Поэтому сравнивать ценность валют на этой основе стало невозможно. Для свободно конвертируемых валют валютный курс формируется на основе рыночно определяемой покупательной способности денежных единиц сопоставляемых национальных валют. Для неконвертируемых валют он обычно устанавливается самим государством (в лице, как правило, центрального государственного банка) и носит название официальный валютный курс, который еще именуется валютный паритет. Иногда (обычно для частично конвертируемых валют) применяется комбинированная схема: центральный банк устанавливает свой курс (курс центрального банка), который служит ориентиром для установления курса на биржевых валютных торгах (рыночного курса валюты). Официальный (или паритетный) валютный курс также является элементом денежной системы. Различают два типа денежных систем: а) система, основанная на деньгах, роль которых выполняет денежный товар (золото, серебро и т. п.) как всеобщий эквивалент стоимости (система металлического обращения); б) система, основанная на деньгах как знаках стоимости (обращение бумажных денег и неполноценных монет). Система металлического обращения относится к устаревшим денежным системам и в настоящее время практически нигде не применяется. Тем не менее металлическое обращение может быть основано на биметаллизме.или монометаллизме. При биметаллизме роль денежного товара законодательно закреплена за несколькими драгоценными металлами (обычно золото и серебро). Существовало две разновидности биметаллизма: 1) система параллельных денежных знаков, когда золотые и серебряные монеты оценивались в процессе денежного обращения исходя из рыночной стоимости золота и серебра; 2) система двойной валюты, при которой государство фиксирует соотношение стоимости золотых и серебряных монет, являющееся обязательным в денежном обращении. Иногда это достигалось путем межгосударственных соглашения. Например, Латинский монетный союз - соглашение, заключенное в 1865 г. Францией, Бельгией, Италией и Швейцарией, - предусмотрел твердое соотношение между золотом и серебром 1 15,5. Колебания в рыночной цене золота и серебра, сказывавшиеся на соотношении стоимости монет из них, привели к монометаллизму, при котором лишь одни металл (золото) стал служить всеобщим эквивалентом. Золотой монометаллизм впервые был установлен в Великобритании в 1816г. Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843- 1852гг. Было три разновидности золотого монометаллизма - золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный. Весовое количество денежного металла в денежной единице устанавливается с помощью такой категории, как масштаб цен. С внедрением бумажных денег масштаб цен указывал, в каком соотношении бумажный денежный знак разменивался на драгоценный металл. Например, в ходе денежной реформы в России 1895 - 1897 гг. в качестве денежной единицы был установлен золотой рубль с содержанием 17,424 доли чистого золота. Постепенно золото ушло из денежного обращения, так же как и прекратился обмен бумажных денег на золото, что именуется процессом демонетизации. Однако категория «масштаб цен», показывая официальное содержание золота в национальной денежной единице, в некоторых странах применяется и поныне. Он используется, как было показано выше, при установлении официального валютного курса. Следует иметь в виду, что в настоящее время такие элементы своей денежной системы, как золотой паритет и масштаб цен, имеют сравнительно немногие государства. Поэтому соотношение национальной валюты с иностранными производится на основе спроса и предложения на валютных торгах. Выявленный при этом курс национальной валюты именуется «рыночным курсом». Сформировав денежную систему, государство естественно заинтересовано в том, чтобы она функционировала надлежащим образом. В этих целях оно использует следующие меры обеспечения надлежащего функционирования «своей» денежной системы: 1) установление порядка, в соответствии с которым государство становится единственным законным эмитентом денежных знаков. В связи с этим устанавливается запрет (порой под страхом уголовного преследования) на выпуск кому бы то ни было иных денежных знаков, которые именуются «суррогатами денежных знаков». Параллельно устанавливается весьма жесткая уголовная ответственность за всякого рода фальшивомонетничество. Исключительное право государства на эмиссию денежных знаков в прошлом носило название «королевской монетной регалии», а в настоящее время - суверенным правом государства на изготовление и выпуск в обращение денежных знаков и рассматривается в качестве признака его суверенитета. В итоге деньги выступают таким же символом государства, как его герб, гимн и флаг; - объявление эмитированных государством денежных знаков «законным платежным средством». Следует подчеркнуть, что свойство законного платежного средства государственный денежный знак приобретает не только в силу закона, но уже самим фактом его выпуска в обращение государством (хотя бы уже в силу того, что государство не допускает существования в стране каких-либо параллельных, негосударственных денежных систем); - понуждение всех лиц использовать эти знаки в качестве средства об ращения, что осуществляется путем установления обязанности по их при ему по нарицательной стоимости на всей территории государства по всем видам платежей. Кстати говоря, в некоторых странах, отображая исторический этап борьбы государства за свое верховенство в формировании денежной системы страны, установлена даже уголовная ответственность за отказ в приеме в качестве платежа государственных денежных знаков. По законодательству Республики Казахстан при уклонении кредитора от принятия исполнения должник во исполнение денежного обязательства вправе разместить причитающиеся с него деньги на условиях депозита, а в случаях, предусмотренных законодательством - на имя суда. Совершение этих действий считается исполнением обязательства; - осуществление всех платежей в казну, включая налоги, и из казны только в государственных денежных знаках. Этот способ получил в свое время финансово-правовой науке название «налоговое обеспечение»; - запрета использования в качестве средства платежа иностранной валюты, за исключением случаев, предусмотренных законом; 6) регулирование денежного обращения финансово-правовыми средствами. Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты. Налично-денежное обращение обслуживается бумажными деньгами и металлической монетой, безналичное - через банковские счета посредством платежных поручений (требований), чеков, кредитных карточек и т. п.). В развитых странах, где хорошо налажена банковская система, преобладает безналичное денежное обращение. Например, в США доля наличных платежей составляет менее 1 процента совокупной суммы расчетов. Государство, устанавливая порядок денежного обращения, стремится не только к повышению эффективности расчетных операций, но и к стабилизации своей денежной системы и преодолению инфляционных процессов в экономике. Общее количество денег, необходимое для обслуживания товарооборота, зависит от суммы цен товаров, подлежащих реализации, и скорости обращения денег. Избыток денег в обращении приводит к повышению номиналов цен товаров, равно как затягивание процессов расчетов межу продавцами и покупателями требует увеличения денежной массы, находящейся в обращении. Кроме того, государство всегда заинтересовано в такой организации денежного обращения, при которой все платежи и расчеты были бы легко контролируемы и могли быть подвергнуты проверке со стороны государственных органов. Вот почему государство заинтересовано в осуществлении расчетов через банки на безналичной основе и пытается ограничить расчеты наличными деньгами, хотя с экономической точки зрения эти расчеты являются равноценными, а с правовой - этот вопрос должен решаться по усмотрению сторон. Устанавливая запреты на налично-денежные расчеты, государство борется с пресловутым «черным налом» и «теневой экономикой», усматривая в этих расчетах способ ухода от налогообложения. Следует подчеркнуть, что такие способы регулирования денежного обращения, как установление правил расчетных операций, а равно и установление форм безналичных расчетов, производится государством в рамках гражданско-правового регулирования. Это и естественно, поскольку сами по себе расчетные операции, назначением которых является доставка денег от покупателя к продавцу, выражают собой реализацию денежной ветви товарно-денежных отношений, выступающих предметом гражданского права. Субъектом расчетных отношений (как и в целом товарно-денежных) государство не выступает и действует в данном случае в качестве стороннего регулятора. По большому счету безналичные расчетные отношения являются продуктом банковской деятельности, формы расчетов выработаны (и обновляются постоянно) банковской практикой, и государство посредством своих правовых норм лишь фиксирует то, что выработала эта практика. Не будет государство регулировать расчетные отношения - эти отношения, как и банковская деятельность по производству безналичных перечислений, останутся. Объясняется это, прежде всего объективным характером товарно-денежных отношений.
Иллюстрационный материал (схема, таблица) Литература: 1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.) 2. О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организа ций. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 474 3. Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 г. Опубликован: «Казахстанская правда» от 11 апреля 2003г. 4.Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 30 марта 1995 года № 2155 «О национальном банке Республики Казахстан». 5.Худяков А.И. Основы теории финансового права. – А лматы. 1995. Контрольные вопросы (обратная связь): 1. Какие правоотношения регулирует финансовое право? 2. Структура финансово-правовых норм 3.. Что включает в себя денежная система?
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |