Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 19. Современная нормативная




4.

3.

Финансовые правоотношения - это общественные отношения, возни­кающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права.

Поскольку сами финансовые отношения (как разновидность обществен­ных отношений) подразделяются на материальные и организационные, то и финансовые правоотношения делятся на материальные и организационные.

Эти две группы финансовых правоотношений имеют существенные различия.

Но, прежде всего, обозначим признаки, свойственные всем видам финансо­вых правоотношений (т. е. как материальным, так и организационным).

Для финансовых правоотношений характерны следующие признаки.

1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Еще раз подчеркнем, что предметом финансового права выступают не все финансовые отношения, а лишь те, которые мы именуем «государствен­ные финансовые отношения»; финансовые отношения, относящиеся к ка­тегории частных финансов, предметом финансового права не выступают и принять форму финансового правоотношения вообще не могут. Следо­вательно, финансовые правоотношения возникают вместе с государством и являются продуктом его финансовой деятельности.

2. Обязательным субъектом финансового правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа).

Будучи продуктом финансовой деятельности государства и не существуя без него, в конструкцию финансовых правоотношений объективно зало­жено участие в них государства (или его органа) в качестве субъекта дан­ных отношений.

3. Финансовые правоотношения носят характер «власти и подчинения».

При этом властвующим субъектом правоотношения выступает го­сударство (в целом или в лице уполномоченного органа), а подчинен­ным - другой субъект этого отношения. В силу этого финансовые правоотношения, как отмечается в литературе, носят государственно-властный характер. Один из субъектов этого отношения является управомоченным, а другой - обязанным.

Государственно-властный характер финансовых правоотношений объясняется самой спецификой финансовой деятельности государства, где оно либо отбирает у кого деньги (например, в процессе взимания нало­гов), либо кому-то их выделяет, действуя при этом в одностороннем по­рядке (например, в процессе бюджетного финансирования). Наиболее четко момент властвования, приобретающий характер одностороннего принуждения, свойственен такой разновидности финансовых правоотношений, как налоговые правоотношения. Опять-таки юридическое свойство обществен­ного отношения определяется его экономическим содержанием - налог есть насильственное изъятие денег, которое можно реализовать лишь путем юридического принуждения. Отсюда один из субъектов налогового пра­воотношения - государство - является носителем власти, другой - налого­плательщик - подчинения, что придает этому правоотношению характер правового неравенства.

Но экономические финансовые отношения многообразны, поскольку мно­гообразны и методы осуществления финансовой деятельности госу­дарства. Поэтому многообразны и финансовые правоотношения.

В одних из них момент властвования государства (а, следовательно, и юридическое неравенство сторон) выражено совершенно четко (например, налоговые правоотношения), в других оно смягчено (например, отноше­ния государственного займа, в котором субъекты внешне выглядят чуть ли не равноправными). Тем не менее, юридическое неравенство сторон свой­ственно любым финансовым правоотношениям, что определяется самим фактом участия в них в качестве субъекта государства, которое могуще­ственнее любого другого субъекта этого отношения. И выражается это в первую очередь в том, что государство, являясь стороной правоотноше­ния, одновременно выступает субъектом, осуществляющим его правовое регулирование посредством издания правовых актов. Вторая сторона этого правоотношения вынуждена подчиняться установлениям государства. Те же отношения государственного займа, хотя и построены по аналогии с займом вообще, что придает им сходство с гражданско-правовым догово­ром, отличаются от последнего тем, что условия займа диктует заемщик -государство. Оно же может в любой момент изменить их, вплоть до одно­стороннего расторжения договора и отказа от исполнения своих денеж­ных обязательств.

Все эти признаки свойственны материальным финансовым право­отношениям.

Материальные финансовые правоотношения опосредуют непосред­ственное движение денежных средств. В зависимости от кого и к кому идут деньги, это движение может быть различным. Это может быть дви­жение денег от плательщика к тот или иной государственный фонд, что выражает процесс его формирования. Примером может служить движе­ние суммы налогового платежа от плательщика в бюджет. В других слу­чаях деньги движутся из фонда к получателю, что выражает процесс распределения денежного фонда. Например, из бюджета выделяются день­ги какому-либо министерству для финансирования его деятельности. В процессе такого движения деньги могут менять своего собственника.

 

Как экономическая категория деньги, являясь продуктом развития ме­новых отношений, возникли задолго до появления и государства, и соот­ветственно государственных финансов. Первоначально деньги представляли собой разновидность товара, стихийно выделившегося из массы материально­го продукта в силу своей способности быть эквивалентом других товаров, т. е. имели форму денежного товара. Постепенно деньги, видоизменяясь и транс­формируясь, теряли свойства товара и превратились в меру его стоимости. Одновременно деньги выполняют функцию средства обращения, выступая посредником в обмене товарами, где стоимость проходит две метаморфозы: продажу (Т - Д) и покупку (Д - Т).

Деньги являются также средством платежа. Для функции денег в качестве средства платежа характерен разрыв во времени между движением денег и то­вара. Товар поступает в распоряжение покупателя либо раньше, либо позже, чем деньги к продавцу.

Деньги, опосредованные государственными финансами, не выполня­ют ни функцию средства обращения (так как не участвуют в осуществле­нии товарного метаморфоза), ни функцию средства платежа (так как не выступают носителем меновой стоимости), т. е. деньги в финансовых от­ношениях не обмениваются на товар и не выступают мерой его стоимости.

Для денег, выраженных государственными финансами, характерны сле­дующие функции:

функция средства расчетов по финансовым обязательствам. В экономической литературе эту функцию обычно называют средством плате­жа при нетоварных операциях. При этом обязанности плательщика может нести не только контрагент государства по финансовому отношению (на­ пример, налогоплательщик), но и само государство (например, при погашении государственного займа);

при аккумулировании денег в фондах они начинают выполнять для государства функцию накопления.

При распределении денежных фондов и поступлении денежных средств тем или иным субъектам для их непосредственного использования, деньги вновь начинают выполнять функцию платежа.

Таким образом, в процессе осуществления финансовой деятельности госу­дарства функция денег может меняться: при внесении денег в государственные фонды мы имеем реализацию функции расчетов по финансовым обязатель­ствам перед государством; при поступлении их в государственный денежный фонд осуществляется функция накопления; при выдаче их из фонда непосредственным потребителям деньги приобретают функции средства обра­щения и средства платежа.

Выступая в качестве объекта финансовой деятельности государства, деньги1 видоизменяют и такую свою функцию, как мера стоимости. Дан­ная функция наиболее полно реализует в себя в условиях товарного обра­щения. В процессе осуществления такой стадии финансовой деятельности, как формирование денежных фондов, деньги изымаются из товарного обращения, и их функция меры стоимости носит лишь потенциальный харак­тер. Более того, использование такого метода добывания денежных средств, как эмиссия (в целях, например, ликвидации бюджетного дефицита), при­водит к тому, что деньги, даже находящиеся в условиях товарного обра­щения (т. е. вне государственных финансов), снижают свою меру стоимости, все время, поднимая планку цены товаров. Проще говоря, деньги обесце­ниваются, цены растут. Покупательская способность денег, сосредоточенных, а государственных денежных фондах, также снижается. В итоге государство решает свои финансовые проблемы за счет ухудшения каче­ства денежного обращения, что отрицательно сказывается на экономике и приводит к снижению жизненного уровня населения. Такой способ полу­чения государственного дохода даже получил название «эмиссионный на­лог». При этом, что характерно, государство не несет какой-либо юридической ответственности за обесценение выпущенной (эмитирован­ной) им валюты.

Этому способствует и то обстоятельство, что в ходе своего историческо­го развития деньги ушли от вида денежного товара, каким они были перво­начально, будучи изготовленными из золота, серебра и других металлов, обладающих собственной товарной стоимостью, и приобрели форму денеж­ного знака - банкнот, ассигнаций, купюр и т. п. (так называемые «кредит­ные деньги»), изготавливать которые можно практически в неограниченных количествах, чем государство и пользуется. А если учесть, что деньги могут существовать не только в наличной, но и безналичной формах, то проблема изготовления денег еще больше упрощается.

Как уже отмечалось, деньги (в форме денежного товара) появились до возникновения государства и первоначально оно в процессе своей деятель­ности пользовалось теми деньгами, которые существовали до него. Одна­ко вскоре оно начинает изготавливать собственные деньги (т. е. становится эмитентом денег), но еще долгое время в качестве эмитента могли высту­пать и другие лица, главным образом банки. Отсюда, кстати, и название одной из разновидностей бумажных денег - банковские билеты, банкно­ты, в то время как деньги, эмитентом которых выступало непосредствен­но государство, назывались казначейскими билетами. Характерно, что традиция именовать бумажные деньги банковскими билетами сохранилась и по настоящее время, правда, уже в силу того, что государственным орга­ном, призванным регулировать состояние денежной системы страны, стали выступать центральные государственные банки, которые и рассмат­риваются в качестве эмитента денежных знаков.

Кстати, в экономической литературе (особенно зарубежной) до сих пор приводится деление денег на «государственные» и «негосударственные» (именуемые порой даже «частные»), к которым относятся векселя, чеки и иные средства платежа.

Характерно и то, что в период расстройства государственной денежной си­стемы (например, вследствие высокого уровня инфляции) и отказа населения и предпринимателей принимать обесценившиеся бумажные деньги, экономика мигом реагирует на это путем демонетизации расчетов (т. е. исключением из расчетов денежных знаках и осуществления сделок путем натурального обме­на, что адекватно современному термину «бартерные сделки»), тезаврации рас­четов (расчетов монетами из драгоценных металлов, как это было после Февральской и Октябрьской революций, когда население предпочитало керен­кам и «совзнакам» золотые монеты дореволюционного чекана, хотя и вышед­шие по закону из обращения), наконец, что актуально и в настоящее время, использования в расчетах иностранных денежных знаков (то, что сейчас име­нуют «долларизацией экономики»). Кроме того, на рынке появляются так на­зываемые «суррогаты денежных знаков» - заменители денег, эмитированные местными органами государственной власти, частными предпринимательски­ми структурами, главным образом в целях осуществления расчетов по заработ­ной плате со своими работниками.

В конечном счете, рано или поздно, государство монополизирует эмис­сию денежных знаков в частности и формирование денежной системы стра­ны в целом. При этом оно решает две главные задачи, выступая одновременно в двух разных (хотя и взаимосвязанных) качествах.

Первая задача - упорядочивание и налаживание денежного хозяйства (понимаемого в широком смысле) страны. Здесь оно выступает как поли­тический субъект общества.

Вторая - стабилизация собственной финансовой системы, обеспечение ее эффективного функционирования. Здесь оно уже больше озабочено про­блемами собственника тех денежных фондов, которые входят в состав этой системы.

В итоге в современных условиях организация денежной системы, во-пер­вых, является монополией государства, во-вторых, выступает элементом его финансовой деятельности. Организуя денежную систему и выпуская денеж­ные знаки, государство не только обеспечивает нормальное функциониро­вание денежных отношений в стране, но и организует собственную финансовую систему, способствуя нормальному функционированию той части денежных отношений, субъектом которых оно само является, т. е. финансовых отношений.

Под денежной системой понимается сложившиеся исторически и зак­репленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране.

 

Денежная система включает в себя следующие элементы: 1) официаль­ная денежная единица; 2) виды денежных знаков; 3) порядок эмиссии де­нег; 4) режим валютного обращения; 5) организация денежного обращения. Кроме того, в зависимости от методов организации государством денеж­ной системы страны в ней может содержаться еще два элемента: офици­альный валютный курс (валютный паритет) и масштаб цен.

Денежная единица - это установленный государством денежный знак, обозначающий наименование национальной валюты.

Наименование денежной единицы - доллар, марка, тенге, рубль, фунт стерлингов, сом и т. д. - складывалось, как правило, исторически. Напри­мер, слово «рубль» произошло от глагола «рубить», поскольку означало отрубленный от серебряного слитка кусочек определенного веса (так назы­ваемая «гривна»); доллар - искаженное название немецкой монеты «талер», произошедшее от «иоахимсталер» - название, австро-венгерской монеты времен Габсбургов, которое, в свою очередь, взято по названию местечка в Чехии, где добывалось серебро; фунт стерлингов (англ.) - бе­рет свое название от меры веса «фунт» (римский фунт, именуемый «либра» и обозначаемый знаком, составлял 327,45 г.) и названия серебряной моне­ты «стерлинг» (по одной из версий происходит от - звезда, изоб­раженная на монете), которую начал чеканить в 1180 г. король Англии Генрих П. Позднее эта монета получила название «пенни», «пенс». Таким образом в своем буквальном значении фунт стерлингов обозначал 327 грам­мов мелких серебряных монет. От знака либра произошел и знак фунта стер­лингов; итальянская лира произошла от римской меры веса «либра».

Денежная единица страны иногда обобщенно выражается термином «национальная валюта».

Денежная единица обычно имеет внутреннее строение, т. е. делится на более мелкие и, как правило, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время существует десятичная система деления: 1:10 = 100 (1 доллар США равен 100 центам, 1 российский рубль - 100 копейкам, 1 немецкая марка - 100 пфеннигам, 1 английский фунт стерлингов перво­начально равнялся 20 шиллингам, каждый из которых составлял 12 пен­сов, монета в 2 шиллинга именовалась «флорин», в 5 шиллингов - «крона», но с 1971 года 1 фунт равен 100 пенсам и т. д.).

Виды денежных знаков - организационное строение денежной массы и номиналы денежных знаков.

Обычно выпускается два вида денежных знаков:

а) бумажные деньги - купюры, которые в разных странах могут иметь различные наименования (банкноты - билеты государственного банка, государственные кредитные билеты, государственные казначейские билеты). Деньги времен Великой Французской революции назывались ассигнаты. Ассигнациями назывались бумажные деньги, выпускавшиеся в России с 1769 по 1849 годы. В первые годы Советской власти бумажные деньги вы­ пускались под названием «расчетный знак РСФСР», чем в какой-то мере подчеркивалось пренебрежительное отношение к деньгам вообще («про­клятое наследие капитализма») и стремление считать их только в качестве условного средства взаимных расчетов;

б) металлические монеты разных достоинств и разных сплавов. Лицевая сторона монеты, на которой обычно изображается государственный герб, именуется аверс, оборотная (на которой может изображаться профиль гла­вы государства - монарха или какой-либо исторической личности) имену­ется реверс, боковая поверхность - гурт.

Бумажные деньги могут быть двух видов: а) с гарантией обмена на денежный товар (так называемые «разменные деньги»), когда эмитент берет на себя обязательство разменять предъявленную банкноту на зо­лото или серебро (т. е. деньги имеют металлическое обеспечение). Отме­тим, что в современных денежных системах такого рода деньги практически не применяются (последней разменной валютой, да и то формально, был доллар США до 1971 г.); б) обычные, т. е. денежные зна­ки с установленным государством принудительным курсом (законная платежная способность), выпущенные неразменными на драгоценный металл или иной денежный товар.

Порядок эмиссии денег. Как уже отмечалось, в современных условиях единственным эмитентом денег является само государство. В качестве не­посредственного эмиссионного центра обычно выступает центральный государственный банк страны, однако эмитентом может и быт казначей­ство (министерство финансов). Эти центры могут выступать параллельно. Тогда банк обладает правом выпуска банковских билетов, составляющих основную часть налично-денежного обращения. На долю казначейства приходится обычно около 10 процентов выпуска денег в виде разменных монет и бумажно-денежных знаков мелких номиналов.

Режим валютного обращения определяется установленными государ­ством валютными ограничениями, которые действуют в отношении как своей национальной валюты, так и, главным образом, иностранных валют.

В зависимости от своего режима валюты подразделяются на: а) полно­стью обратимые (свободно конвертируемые); б) частично обратимые (ча­стично конвертируемые); в) необратимые (неконвертируемые, замкнутые).

Полностью обратимыми являются такие валюты, которые свободно, без специальных на то разрешений обмениваются на любые другие ва­люты. При этом разрешен из страны свободный ввоз и вывоз как своей, так и иностранной валюты. К числу таких валют относятся доллар США, доллар Канады, японская йена, валюты стран ЕЭС, включая их коллек­тивную валюту - европейский евро, Швейцарии, Швеции и некоторых других стран.

Частично обратимыми являются валюты стран, где имеются определенные валютные ограничения и запреты на совершение валютных операций, особенно для резидентов (физических и юридических лиц данной страны). Казахстанский тенге можно считать относящимся именно к этому виду валюты.

Следует отметить, что конвертируемость валюты - это вопрос не только внутренних законодательных установлений, но и вопрос стабильности ва­люты, ее надежности и значимости на международном валютном рынке. Мало объявить свою валюту конвертируемой - будет ли она признана та­ковой в международных расчетах?

К необратимым относятся такие валюты, которые не обмениваются на другие. На территории страны запрещено любое присутствие иностран­ной валюты, сделки с такой валютой являются монополией государства, за нарушение которой виновные привлекаются к ответственности. При­мером таки валют являются валюты бывших социалистических стран.

Режим валютного обращения, включая вопрос о виде валют, обслужи­вающих это обращение, - это вопрос организации экономики. Замкнутой экономике всегда соответствует замкнутая денежная система, обслуживае­мая исключительно национальной валютой, которая естественно является неконвертируемой. Собственно, замкнутость экономики и будет обеспечи­ваться замкнутостью валюты. Открытая экономика влечет конвертируе­мость национальной валюты, где регулирование денежного обращения и курса национальной валюты все больше ускользает из непосредственной юрисдикции государства и становится предметом самих рыночных отно­шений. Глобализация экономики, развитие мировых хозяйственных связей вызывает зависимость национальных валют от более сильных, выполняю­щих функцию мировых денег. И чем слабее национальная экономика, тем больше требуется от государства административно - и финансово-правовых усилий по поддержанию своей денежной системы.

Валютная монополия - это исключительное право государства на совер­шение сделок с валютными ценностями.

Объектами валютной монополии обычно являются: I) иностранная валюта; 2) платежные документы и ценные бумаги, выраженные в иност­ранной валюте; 3) драгоценные металлы; 4) природные драгоценные кам­ни в сыром и обработанном виде.

В наиболее жестком и полном виде валютная монополия присуща стра­нам, имеющим закрытый денежный рынок и неконвертируемую валюту. Однако валютное регулирование (с большей или меньшей степенью рег­ламентации) существует во всех странах.

Поскольку ни одна страна не может жить в абсолютной изоляции и всегда вынуждена что-то продавать и что-то покупать, то всегда возника­ет проблема соотношения между денежными единицами разных стран, что выражается категорией валютный курс.

В условиях, когда денежные единицы были привязаны к определенно­му количеству золота, валютный курс рассчитывался путем сравнения зо­лотого содержания, стоящего за каждой денежной единицей. Например, считалось, что рубль СССР содержит 0,987412 г. чистого золота, польский злотый - 0,222168 г., т. е. в рубле в 4,44 раза больше чистого золота, чем в злотом. Отсюда валютный курс рубля по отношению к злотому составлял 4,44 злотых за 1 рубль. Однако в настоящее время большинство стран от­казались от золотого паритета - фиксации законом содержания чистого золота в национальной денежной единице. Поэтому сравнивать ценность валют на этой основе стало невозможно.

Для свободно конвертируемых валют валютный курс формируется на основе рыночно определяемой покупательной способности денежных еди­ниц сопоставляемых национальных валют. Для неконвертируемых валют он обычно устанавливается самим государством (в лице, как правило, цен­трального государственного банка) и носит название официальный валют­ный курс, который еще именуется валютный паритет. Иногда (обычно для частично конвертируемых валют) применяется комбинированная схема: центральный банк устанавливает свой курс (курс центрального банка), который служит ориентиром для установления курса на биржевых валют­ных торгах (рыночного курса валюты).

Официальный (или паритетный) валютный курс также является эле­ментом денежной системы.

Различают два типа денежных систем: а) система, основанная на день­гах, роль которых выполняет денежный товар (золото, серебро и т. п.) как всеобщий эквивалент стоимости (система металлического обраще­ния); б) система, основанная на деньгах как знаках стоимости (обраще­ние бумажных денег и неполноценных монет).

Система металлического обращения относится к устаревшим денежным системам и в настоящее время практически нигде не применяется.

Тем не менее металлическое обращение может быть основано на би­металлизме.или монометаллизме. При биметаллизме роль денежного товара законодательно закреплена за несколькими драгоценными метал­лами (обычно золото и серебро). Существовало две разновидности биметаллизма: 1) система параллельных денежных знаков, когда золотые и серебряные монеты оценивались в процессе денежного обращения исходя из рыночной стоимости золота и серебра; 2) система двойной валюты, при которой государство фиксирует соотношение стоимости золотых и сереб­ряных монет, являющееся обязательным в денежном обращении. Иногда это достигалось путем межгосударственных соглашения. Например, Ла­тинский монетный союз - соглашение, заключенное в 1865 г. Францией, Бельгией, Италией и Швейцарией, - предусмотрел твердое соотношение между золотом и серебром 1 15,5.

Колебания в рыночной цене золота и серебра, сказывавшиеся на соот­ношении стоимости монет из них, привели к монометаллизму, при кото­ром лишь одни металл (золото) стал служить всеобщим эквивалентом. Золотой монометаллизм впервые был установлен в Великобритании в 1816г. Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843- 1852гг. Было три разновидности золотого монометаллизма - золотомонетный, зо­лотослитковый и золотодевизный.

Весовое количество денежного металла в денежной единице устанав­ливается с помощью такой категории, как масштаб цен.

С внедрением бумажных денег масштаб цен указывал, в каком соотно­шении бумажный денежный знак разменивался на драгоценный металл. Например, в ходе денежной реформы в России 1895 - 1897 гг. в качестве денежной единицы был установлен золотой рубль с содержанием 17,424 доли чистого золота.

Постепенно золото ушло из денежного обращения, так же как и пре­кратился обмен бумажных денег на золото, что именуется процессом де­монетизации. Однако категория «масштаб цен», показывая официальное содержание золота в национальной денежной единице, в некоторых стра­нах применяется и поныне. Он используется, как было показано выше, при установлении официального валютного курса.

Следует иметь в виду, что в настоящее время такие элементы своей денежной системы, как золотой паритет и масштаб цен, имеют сравни­тельно немногие государства. Поэтому соотношение национальной ва­люты с иностранными производится на основе спроса и предложения на валютных торгах. Выявленный при этом курс национальной валюты именуется «рыночным курсом».

Сформировав денежную систему, государство естественно заинтересо­вано в том, чтобы она функционировала надлежащим образом.

В этих целях оно использует следующие меры обеспечения надлежаще­го функционирования «своей» денежной системы:

1) установление порядка, в соответствии с которым государство стано­вится единственным законным эмитентом денежных знаков. В связи с этим устанавливается запрет (порой под страхом уголовного преследования) на выпуск кому бы то ни было иных денежных знаков, которые имену­ются «суррогатами денежных знаков». Параллельно устанавливается весьма жесткая уголовная ответственность за всякого рода фальшиво­монетничество.

Исключительное право государства на эмиссию денежных знаков в про­шлом носило название «королевской монетной регалии», а в настоящее время - суверенным правом государства на изготовление и выпуск в обра­щение денежных знаков и рассматривается в качестве признака его суве­ренитета. В итоге деньги выступают таким же символом государства, как его герб, гимн и флаг;

- объявление эмитированных государством денежных знаков «законным платежным средством». Следует подчеркнуть, что свойство законного платеж­ного средства государственный денежный знак приобретает не только в силу закона, но уже самим фактом его выпуска в обращение государством (хотя бы уже в силу того, что государство не допускает существования в стране каких-либо параллельных, негосударственных денежных систем);

- понуждение всех лиц использовать эти знаки в качестве средства об­ ращения, что осуществляется путем установления обязанности по их при ему по нарицательной стоимости на всей территории государства по всем видам платежей. Кстати говоря, в некоторых странах, отображая истори­ческий этап борьбы государства за свое верховенство в формировании денежной системы страны, установлена даже уголовная ответственность за отказ в приеме в качестве платежа государственных денежных знаков. По законодательству Республики Казахстан при уклонении кредитора от принятия исполнения должник во исполнение денежного обязательства вправе разместить причитающиеся с него деньги на условиях депозита, а в случаях, предусмотренных законодательством - на имя суда. Совершение этих действий считается исполнением обязательства;

- осуществление всех платежей в казну, включая налоги, и из казны только в государственных денежных знаках. Этот способ получил в свое время финансово-правовой науке название «налоговое обеспечение»;

- запрета использования в качестве средства платежа иностранной валюты, за исключением случаев, предусмотренных законом;

6) регулирование денежного обращения финансово-правовыми средствами.

Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналич­ной форме, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Налично-денежное обращение обслуживается бумажными деньгами и металлической монетой, безналичное - через банковские счета посредством платежных поручений (требований), чеков, кредитных карточек и т. п.). В раз­витых странах, где хорошо налажена банковская система, преобладает безна­личное денежное обращение. Например, в США доля наличных платежей составляет менее 1 процента совокупной суммы расчетов.

Государство, устанавливая порядок денежного обращения, стремится не только к повышению эффективности расчетных операций, но и к стабилиза­ции своей денежной системы и преодолению инфляционных процессов в экономике. Общее количество денег, необходимое для обслуживания то­варооборота, зависит от суммы цен товаров, подлежащих реализации, и скорости обращения денег. Избыток денег в обращении приводит к повы­шению номиналов цен товаров, равно как затягивание процессов расче­тов межу продавцами и покупателями требует увеличения денежной массы, находящейся в обращении. Кроме того, государство всегда заинтересова­но в такой организации денежного обращения, при которой все платежи и расчеты были бы легко контролируемы и могли быть подвергнуты про­верке со стороны государственных органов. Вот почему государство за­интересовано в осуществлении расчетов через банки на безналичной основе и пытается ограничить расчеты наличными деньгами, хотя с экономичес­кой точки зрения эти расчеты являются равноценными, а с правовой - этот вопрос должен решаться по усмотрению сторон. Устанавливая запреты на налично-денежные расчеты, государство борется с пресловутым «чер­ным налом» и «теневой экономикой», усматривая в этих расчетах способ ухода от налогообложения.

Следует подчеркнуть, что такие способы регулирования денежного об­ращения, как установление правил расчетных операций, а равно и уста­новление форм безналичных расчетов, производится государством в рамках гражданско-правового регулирования. Это и естественно, посколь­ку сами по себе расчетные операции, назначением которых является дос­тавка денег от покупателя к продавцу, выражают собой реализацию денежной ветви товарно-денежных отношений, выступающих предметом гражданского права. Субъектом расчетных отношений (как и в целом то­варно-денежных) государство не выступает и действует в данном случае в качестве стороннего регулятора. По большому счету безналичные расчет­ные отношения являются продуктом банковской деятельности, формы расчетов выработаны (и обновляются постоянно) банковской практикой, и государство посредством своих правовых норм лишь фиксирует то, что выработала эта практика. Не будет государство регулировать расчетные отношения - эти отношения, как и банковская деятельность по производ­ству безналичных перечислений, останутся. Объясняется это, прежде всего объективным характером товарно-денежных отношений.

 

Иллюстрационный материал (схема, таблица)

Литература:

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.)

2. О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организа ций. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 474

3. Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 г. Опубликован: «Казахстанская правда» от 11 апреля 2003г.

4.Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 30 марта 1995 года № 2155 «О национальном банке Республики Казахстан».

5.Худяков А.И. Основы теории финансового права. – А лматы. 1995.

Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Какие правоотношения регулирует финансовое право?

2. Структура финансово-правовых норм

3.. Что включает в себя денежная система?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.