Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет экономики образования




Введение

План лекции

Лекция 1. Введение в учебный курс

Лекция 1




1. Определение экономики образования.

2. Образовательная услуга: что такое услуга, форма и содержание образовательной услуги.

3. Особенности образовательной услуги, как товара: образовательная услуга как частное и общественное благо, внешние эффекты образовательной услуги, асимметрия информации.

В последние годы проблемы образования не только вышли на передовые позиции реформирования (это бывало и раньше, причем с определенной регулярностью, что легко проследить по истории), но и стали предметом активного обсуждения. Участвуют в нем работники системы образования, органов управления образованием разных уровней, учащиеся, родители, политики. Связано это с тем, что так или иначе проблемы образования касаются едва ли не всего населения страны. Все мы либо сами учимся, либо учатся наши дети и (или) внуки, родственники, знакомые работают в образовательных учреждениях и.т.д., и.т.п. Стало общим местом критиковать содержание и качество образования, низкие оклады учителей и преподавателей, говорить о постепенном или даже резком отставании нашего образования от западных стран, низком материальном обеспечении учебного процесса. Основной причиной такого положения практически все называют, в первую очередь, недостаточное финансирование образования, дружно предлагая властям на всех уровнях увеличить в 2, 3–4–5 раз и т. д., кто и на сколько может решиться) расходы на образование. Одновременно со стороны контрольных органов неоднократно раздаются заявления о нецелевом расходовании бюджетных средств, выделяемых на образование, что иногда воспринимается как разбазаривание средств, если не сказать больше. В свою очередь финансовые органы указывают на наличие остатков неизрасходованных средств на счетах образовательных учреждений, что воспринимается как ”перефинансирование“.

Все это так, все это более или менее справедливо. Только вот при осмыслении таких разных претензий неизбежно возникают, казалось бы, простые вопросы:

• почему на систему образования нужно тратить общие деньги и что общество получает взамен;

• сколько денег нужно системе образования для того, чтобы она достигла высокого уровня, какого именно уровня она должна достичь и в какие сроки;

• на что именно нужно потратить выделяемые деньги, а если их будет недостаточно, то как лучше распорядиться теми средствами, которые имеются, и кто это должен определять;

• как именно нужно расходовать деньги;

• какой результат будет или должен быть получен.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно по крайней мере представлять:

• что должна и что способна делать система образования;

• чем определяются ее потребности в ресурсах;

• как учебные заведения взаимодействуют между собой, с государством, с другими субъектами;

• как система образования получает и расходует ресурсы, на что и т. п.

В большинстве случаев мало кто даже из активно обсуждающих проблемы образования задумывается над этими вопросами.

Но без ответа на них или хотя бы представления об ответе все рассуждения по поводу образования становятся, мягко говоря, беспочвенными.

Обсуждение в первую очередь касается трех основных вопросов, точнее, проблем:

• доступности качественного образования;

• качества образования;

• эффективности использования ресурсов.

Достаточно посмотреть материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации ”О развитии образования в Российской Федерации“ и Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, а теперь еще и Федеральную целевую программу развития образования, в которых именно эти проблемы рассматриваются в качестве основополагающих при формирования государственной политики в сфере образования.

Обсуждения сводятся к констатации необходимости повысить, поднять, улучшить. Что именно—см. выше. Собственно, саму постановку можно бы и не обсуждать вовсе. Спорить, на мой взгляд, тут не о чем. Действительно, нужно и поднять, и улучшить. Основные же столкновения мнений происходят в сфере выбора средств улучшения, определения необходимых для этого ресурсов и, реже, в том, как определить, что улучшение произошло и насколько улучшилось положение с указанными проблемами. Количественное определение степени улучшения того или иного элемента образования, несмотря на очевидную его необходимость, постоянно ускользает от внимания исследователей. Видимо, вопрос этот не так прост и решению пока не поддается.

Нетрудно видеть, что основное содержание поставленных проблем так или иначе касается ресурсного обеспечения образования, правильного (рационального, оптимального, обоснованного, целевого и т. п.) использования ресурсов и соотнесения полученных результатов с затратами. Все это уже привычно относится к сфере экономики образования. Но только ли ресурсными проблемами ограничена эта сфера? Чтобы ответить на этот вопрос, начнем изучение экономики образования с повторения некоторых первичных понятий, так, чтобы было ясно, что именно мы собираемся изучать.

Образование как термин обычно рассматривается в двух основных смыслах:

• как совокупность знаний, умений и навыков, которыми обладает человек (уровень образования, квалификация, иногда даже употребляется сокращение ЗУН);

• как обособленная сфера деятельности, в которой человека обучают, т.е. формируют у него совокупность знаний, умений и навыков.

Как совокупность знаний, умений и навыков образование может в определенном смысле рассматриваться в качестве результата деятельности обособленной сферы. Это то, что формируется у человека, прошедшего в той или иной форме через эту самую обособленную сферу деятельности в качестве обучающегося. Сами знания, умения и навыки у человека при этом могут называться по-разному: способностью к труду, рабочей силой, человеческим потенциалом, человеческим капиталом.

Следует отметить, что существует и так называемое самообразование, когда человек самостоятельно формирует у себя знания, умения и навыки, не проходя через сферу образования. Правда, совсем миновать ее, даже в этом случае, не удается. Во-первых, знания и навыки, находясь ” внутри“ человека, требуют подтверждения: оценки, сертификации, удостоверения и т. п. Это делает сфера образования (правда, может делать и другая сфера). Во-вторых, для самообразования используются такие ”продукты“ сферы образования, как учебники, учебные пособия, методические материалы и т. д. В третьих, без помощи учителя (преподавателя, наставника, без создания своего рода ячейки сферы образования в лице учителя и ученика) самообучение, в принципе, возможно, но осуществляется с гораздо большими затратами времени и других ресурсов.

Да и не всякому делу можно обучиться самостоятельно. Поэтому с точки зрения общества создание обособленной сферы образования представляется совершенно обоснованным.

Образование как обособленный вид деятельности возникло давно. В качестве побудительных мотивов к этому в самом общем виде можно выделить наличие потребности личности в повышении своего уровня и наличие общественной потребности в образованных людях. Человек стремится к знаниям, а общество (в лице государства) стремится иметь в себе образованных людей, которые могут осознанно выполнять свои обязанности. Образованный человек лучше приспособлен к жизни в обществе, что не может не оцениваться обществом положительно.

Считается, что в ХХ в. образование непосредственно ”связалось“ с производством. До этого оно выполняло главным образом педагогические и культурологические задачи (обучение людей для сохранения культурной и религиозной преемственности), не оказывая заметного влияния на производство, в котором преобладал по преимуществу простой труд, и не выделяясь в самостоятельную отрасль. Подготовка кадров для производства не требовала значимых затрат, т.е. не создавался сегмент спроса и предложения на обучение. Увеличение доли занятых умственным трудом, усложнение производства, потребовали увеличения численности подготовленных работников и, как следствие, выделения образования в самостоятельную сферу деятельности.

Разумеется, можно и не соглашаться с таким подходом, указывая на то, что значимость подготовленных и обученных людей адекватно оценивали еще в начале второго тысячелетия нашей эры (а может быть, и значительно раньше). Недаром именно в это время, как отмечается в трудах по истории высшего образования, начали создаваться и развиваться европейские университеты как своего рода реакция на развитие государственности, городов, ремесел, торговли и прочего. Университеты невозможны без развитой системы ”до университетского“ образования. Это уже можно рассматривать как выделение (обособление) образования в самостоятельную сферу деятельности со своими особенностями, отношениями, в том числе и по поводу ресурсов, специфическими формами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

С этой точки зрения можно предположить, что связь производства и образования начала формироваться несколько (если не сказать— существенно) раньше. Другое дело, что масштабы этой связи достаточно долгое время оставались незначительными и расширялись по мере развития производства. Промышленный бум XIX–XX вв. вызвал соответствующий бум и в образовании, сформировал потребность в обученных людях, причем обученных в разной степени, по разным специальностям, с высоким уровнем общего образования.

Это привело к развитию образовательной сферы и позволило говорить о необходимости соответствия образования потребностям экономики.

Можно, конечно, и здесь несколько поспорить, говоря о том, что именно развитие образования вызвало промышленный рост.

Сейчас так прямо и говорят, что образование является важнейшим фактором развития экономики, приводя пример Японии, стран Европы и других стран, указывая, по существу, на первичность образования по отношению к экономике. Приведем только одно соображение, которое позволит ”прояснить ситуацию“. Для того чтобы дать импульс развитию экономики (или производства), достаточно нескольких образованных людей. Но чтобы появилось несколько образованных людей, способных дать этот импульс в виде создания новых производств, технологий, изделий и прочего, необходимо обучать существенно большую массу людей, из числа которых эти способные люди могут выделиться. Кроме того, обеспечивать функционирование новых производств должны люди, которые могут и умеют это делать, т. е. обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками. Следовательно, без образования говорить об экономическом росте не приходится. И в этом смысле можно говорить о первичности образования, его приоритетности для целей развития экономики.

Как всякая определенная сфера деятельности, образование обладает и ”своей экономикой“. На сегодняшний день существует достаточно много определений экономики, базирующихся в конечном счете на первоначальном значении этого термина— ”искусстве ведения домашнего хозяйства“ (перевод с греческого). Анализируя содержание этого понятия (даже в его ”первоначальном“ значении), каждый сможет сформулировать для себя множество отличительных черт, характеризующих экономику. Воспользуемся тем, что уже сделано, и рассмотрим, например, определение экономики, данное в Большой Советской Энциклопедии, в котором термин ”экономика“ определен в трех основных вариантах его применения.

1. Совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе, на том или ином историческом этапе.

2. Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства.

3. Отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Иначе говоря, экономика как понятие используется для обозначения отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, разных субъектов этих отношений и науки, которая изучает эти отношения. Отсюда, кстати, следует и множество возможных уровней экономики как науки: макроэкономика— изучение отношений на уровне народного хозяйства, микроэкономика—изучение отношений на уровне отдельного субъекта и т. д.

Существуют и другие определения.

В частности, экономика рассматривается как поведенческая наука, т. е. наука о том, что определяет поведение домашних хозяйств, фирм и государства, когда они принимают экономические решения.

Экономика—это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными дефицитными ресурсами решает, что, как и для чего производить. Различаются: позитивная экономика, изучающая и объясняющая то, что есть, и дескриптивная экономика, предлагающая рецепты действий, основанные на субъективных оценках.

Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Проблемы этой науки обычно изучаются не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. Производство, обмен и потребление товаров и услуг рассматриваются в ней не с позиций банковского счета отдельного человека, а с позиций общества в целом. Экономикс—это наука об эффективности, эффективности использования редких ресурсов. Поэтому экономикс можно рассматривать как ”общественный“ взгляд на экономику.

Примеры такого рода можно продолжить. Не задаваясь целью сконструировать свое определение науки экономики, отметим, что в основе всех определений лежит одно и то же содержание: изучение того, как некий субъект ведет хозяйство с наибольшей пользой для себя. В качестве субъекта, ведущего хозяйство, может выступать отдельный человек, группа людей или организаций, государство или его обособленная часть—регион.

Можно сказать, что экономика как наука изучает отношения, в которые вступают между собой субъекты по поводу ведения ”своих“ хозяйств и получения необходимых результатов, и действия, которые эти субъекты предпринимают в рамках этих отношений.

Ведение хозяйства предполагает, что субъект, осуществляющий эту деятельность, взаимодействует с другими субъектами (вступает с ними в отношения) по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов ведения хозяйства - благ. Эти отношения называются экономическими. При этом благом может выступать любой объект, материальный и (или) нематериальный, способный удовлетворить определенные потребности.

Наука экономика может изучать отношения ведения всего хозяйства в целом или какой-либо его части, называемой сферой или отраслью.

Сферы экономики определяются как области экономической деятельности, которые отличаются друг от друга единством и однотипностью выпускаемого продукта, однотипностью ресурсов и технологий, объединяют в себе субъектов по признаку однотипности осуществляемой ими деятельности. С этой точки зрения в сферу образования, например, можно включать не только все учебные заведения, но и преподавателей, осуществляющих свою деятельность частным образом, семьи, осуществляющие воспитание детей.

И если обратиться к истории образования, то его (образование) можно называть сферой буквально ”с самого начала“ функционирования учебных заведений: однотипность ресурсов, технологий и результатов всегда была налицо.

Определение блага можно посмотреть, например, в [65, с. 47–49]. Отрасль определяется практически так же, как и сфера, только по признаку объединения юридических лиц, производящих однотипную продукцию. Отрасль административно объединяет субъектов в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Применительно к образованию отраслью можно считать совокупность образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Поэтому уже давно обсуждается, а в настоящее время и решается проблема отнесения всех государственных образовательных учреждений к ведению одного органа управления для восстановления единства отрасли. Разумеется, это не совсем строгое определение. Оно позволяет лишь проиллюстрировать наличие различий в терминах ”сфера“ и отрасль“.

Сфера считается более общим понятием, нежели отрасль, поскольку может объединять в себе несколько отраслей. Примером такого рода может служить социальная сфера, объединяющая в себе пенсионное обеспечение, культуру, образование, здравоохранение и др. Каждая из этих входящих в социальную сферу частей может рассматриваться в качестве отрасли (части сферы) и, одновременно, может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.