КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типичные ситуации. Планирование расследования и другие следственные действия на различных этапах расследования
Криминалистическая характеристика нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств ЛЕКЦИЯ 38. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА Нарушение правил безопасности эксплуатации и движения транспортных средств носит преступный характер в случае причинения смерти или тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека, а также причинения крупного ущерба. Закон различает эти преступления по видам транспортных средств: если нарушение относится к правилам безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, то ответственность наступает по ст. 263 УК, если механического транспортного средства (автомобиля, трамвая, троллейбуса и др.) – по ст. 264 УК. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в результате нарушения нормального режима эксплуатации или движения транспортного средства, повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение иного крупного материального ущерба. По характеру механизма все ДТП подразделяются на: наезд, столкновение, опрокидывание транспортного средства и т.п. Объективная сторона преступления предполагает наличие причинной связи между событием и его последствиями. С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против личности, имущества или диверсию. При расследовании ДТП подлежат выяснению следующие обстоятельства: 1. является ли данное происшествие ДТП; 2. время и место происшествия, его последствия; 3. имеются ли потерпевшие, характер причиненного их здоровью вреда, время и причины смерти; 4. характер и размер причиненного материального ущерба; 5. какие транспортные средства участвовали в происшествии, каков механизм ДТП; 6. по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велосипедиста и др.), каков его характер; 7. какие правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения; 9. имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями; 9) не несут ли ответственности за ДТП работники авзоэпарка, гаража или базы и за что конкретно (выпуск в рейс неисправного транспортного средства, водителя с признаками переутомления, больного и др.); 10. обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП; 11. не имела ли места инсценировка ДТП. На начальном этапе планирование заключается, как правило, в определении круга неотложных следственных действий и ОРМ. Их перечень зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем транспортных средств. УК предусматривает ответственность за оставление места ДТП лицом, управлявшим транспортным средством и нарушившим соответствующие правила движения или эксплуатации транспортного средства (ст. 265 УК). Если это лицо скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого; их следует проводить параллельно с осмотром места происшествия. Дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известным из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя транспортного средства. Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП. Общими задачами этого следственного действия являются: 1. установление факта ДТП, точного места и времени его совершения; 2. предположительная классификация ДТП; 3. направленность движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации; 4. местонахождение и действия участников в момент самого ДТП; 5. положение и состояние участников в конечной (завершающей) стадии ДТП; 6. состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП. Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены (на законном основании) существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место происшествия, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. В начальной стадии осмотра следователь должен получить представление и зафиксировать (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку: 1. тип и состояние дорожного покрытия; 2. ширину и разметку дороги, ее обустройство; 3. характеристику прилегающих участков; 4. наличие дорожных знаков; 5. обзорность; 6. видимость; 7. освещенность; 9. интенсивность и плотность движения; 9) наличие помех движению и дефектов дороги. Приступив к непосредственному осмотру, следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия (его кульминационной стадии). Если транспортное средство (ТС) опрокинулось при заносе на повороте, то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, закругления дороги и ее поперечный профиль. Затем переходят к осмотру транспортного средства, сочетая его с некоторыми проверочными действиями технического состояния, отмечают местоположение транспортного средства в заключительной стадии ДТП. При наезде на пешехода основное внимание при осмотре обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовку радиатора, фары (ободки фар), крылья. Если столкнулись два ТС, то осмотр начинают с контактировавших поверхностей. Если водитель заявил, что транспортным средством управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви. Когда на месте происшествия имеется труп (при наезде на пешехода, переезде, выпадении), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления. Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку, а при необходимости и видеозапись. После осмотра места происшествия водитель ТС во всех случаях направляется в медицинское учреждение для установления, не употреблял ли он спиртные напитки. Допрос водителя. При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства: 1. кто, кроме него, находился в кабине (салоне); 2. на каком часу его работы произошло ДТП; 3. сколько времени до этого он непосредственно находился за рулем; 4. куда ехал, по какой улице (дороге), в каком направлении, с какой скоростью, на какой полосе движения (или на каком расстоянии от осевой линии, от обочины шоссе); 5. каковы были видимость, обзорность; 6. какие транспортные средства находились на дороге и их взаиморасположение; 7. какие дорожные знаки видел водитель непосредственно перед ДТП; 9. если имеется светофор, то какой был на нем сигнал. Затем выясняют обстоятельства механизма самого ДТП его кульминационной стадии. В случае столкновения двух ТС у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя. При допросе водителя, скрывшегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС. При допросе может быть использована схема ДТП. Допрос свидетелей. При допросе выясняют: направленность движения ТС, приблизительную скорость, наличие другого транспорта, поведение потерпевшего и другие обстоятельства. Когда столкнулись два или несколько ТС, то свидетеля спрашивают о каждом из них. Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водителем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли последний спиртных напитков, не отвлекался ли во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, замечал ли он показания скорости и какова она была перед ДТП и во время него; когда он (свидетель) осознал аварийную ситуацию, какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить. Если допрашивается свидетель, видевший ТС, скрывшееся с места происшествия, то основное внимание уделяют установке его общих и частных признаков. Допрос потерпевших. При допросе потерпевшего, сбитого ТС, выясняют, не страдает ли он дефектами органов чувств. Затем устанавливают, где он находился до наезда, в каком месте, куда и как двигался, когда увидел ТС и как реагировал на него, с какой скоростью двигалось ТС, какова была дорожная обстановка в этот момент, какой частью ТС он был сбит и др. Показания потерпевшего сопоставляются с показаниями водителя и свидетелей, особенно в той части, где говорится о направлении и режиме его движения. Розыск ТС, задержание и допрос его водителя. Для розыска проверяемого ТС сведения, полученные в ходе осмотра и допросов свидетелей, сообщаются на посты ГИБДД по пути возможного движения ТС. При наличии сведений о номере или части номера ТС осуществляется проверка по учетам ГИБДД. Розыск ведется и в автохозяйствах с привлечением оперативных сотрудников, инспекторов ГИБДД, общественных автоинспекторов. В качестве ориентирующих данных этим лицам сообщаются сведения о повреждениях, оставшихся на транспортном средстве, времени ДТП и вероятном времени возвращения в гараж. Последующие следственные действия зависят от той ситуации, которая сложится после начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, то главным является получение и проверка сведений о ДТП. С этой целью планируются установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение при необходимости следственного эксперимента и предъявления для опознания. Проведение судебных экспертиз играет в данных случаях важную роль. Автотехническая экспертиза проводится, чтобы выяснить техническое состояние ТС или отдельных его механизмов и узлов; определить относительное время появления конкретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его), обстоятельств ее образования; установить причинную связь между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями, приведшими к ДТП. Наряду с автотехнической может быть назначена и транспортно-трасологическая экспертиза. Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, механизме повреждений на теле человека, при-жизненности или посмертности этих повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, и др. Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные объекты биологического происхождения, то назначается судебно-биологическая экспертиза вещественных доказательств. Важное значение при расследовании ДТП имеет назначение комплексных экспертиз. В случаях наезда (переезда) на человека чаще всего назначают комплексную судебно-медицинскую и судебно-автотехническую экспертизы, при столкновений ТС – судебно-автотехническую и трасологическую. В ходе расследования нередко проводят судебно-материаловедческие экспертизы: горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон тканей и пр. Следственный эксперимент может проводиться как для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля, так и для объективизации данных о механизме ДТП. При необходимости ТС, водитель могут быть предъявлены для опознания; проводят очные ставки и иные следственные действия. В ходе дальнейшего расследования возможны повторные допросы. Собрав достаточные данные, следователь выносит мотивированное постановление о привлечении в качестве обвиняемого и допрашивает его. В этой стадии возможно назначение повторных и дополнительных экспертиз по ходатайству обвиняемого или его защитника.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |