Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие политологии

Политология как самостоятельная сфера научного знания на­чинает формироваться в середине XIX в. До этого времени поли­тическое знание развивалось в рамках философских и правовых знаний как учение о государстве. В XIX в. возникла необходи­мость в формировании самостоятельной науки о политике. Это было обусловлено, во-первых, развитием гражданского общества и демократии, вовлечением широких масс в политический про­цесс. Развитие публичной политики ставило вопрос о конституировании политической науки. Достоверные знания о политике стали необходимыми как для политической элиты, так и для на­родных масс. Во-вторых, правоведение и социология уже не удовлетворяли возникших потребностей в знании о политической сфере. Эти науки анализировали политические проблемы в русле своих исследовательских задач. В-третьих, к этому времени было накоплено достаточно много знаний о собственно политических процессах. Эти знания нуждались в анализе не с правовой или социологической точки зрения, а с позиций исследования механиз­мов функционирования политической власти в обществе.

В 1857 г. в Колумбийском колледже в Нью-Йорке образова­лась кафедра политической науки, преподаватель кафедры Френ­сис Либер начал читать курс политической теории. В 1880 г. в том же Колумбиийском колледже возникает школа политической нау­ки, ведущим деятелем которой был Джон Берджес. В 1903 г. в США была создана Американская ассоциация политической нау­ки. Постепенно политическая наука начинает распространяться и в европейском научном сообществе. В 1871 г. во Франции Э. Бут-ли основал Свободную школу политических наук. В 1896 г. выхо­дит книга итальянского социолога и политолога Г. Моска под на­званием «Элементы политической науки».

К началу XX в. процесс оформления политологии в самостоя­тельную научную и учебную дисциплину был в основном завер­шен. Особенно успешно политическая наука начала развиваться в США и странах Западной Европы после Второй мировой войны. В 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО состоялся Междуна­родный коллоквиум по проблемам политической науки. В 1949 г. была создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов.

Парижский Международный коллоквиум по проблемам поли­тической науки сыграл важную роль в определении структуры политической науки. Согласно решениям ЮНЕСКО, ее структур­ные блоки выделены исходя из основных сфер политологических исследований:

• политическая теория (теория и история политических идей);

• теория государственных институтов (центральных, регио­нальных, местных), их структуры и функционирование;

• теория политического участия и давления граждан (партии, группы интереса, лоббизм, общественные объединения, СМИ, общественное мнение);

• теория международной политики и международных отно­шений (международная политика, международные организации и международное право, глобалистика, геополитика).

Политология как наука и учебная дисциплина была востребо­вана обществом в период развития гражданского общества, демо­кратизации и вовлечения масс в политику. К середине XIX в. бы­ло накоплено много знаний о политике, выходящих за пределы предмета философии, правоведения, социологии. Возникла новая наука, предметом которой стали собственно политические про­цессы и институты.

С 1989 г. курс политологии преподается в учебных заведени­ях Республики Беларусь.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объект и предмет политологии. Структура политологии | Методы и функции политологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.