КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политика и мораль
Процесс гуманизации политики проявляется прежде всего в нравственности политических действий. От того, как складываются взаимоотношения политики и морали (нравственности), зависит воплощение принципов гуманизма в реальной жизни. Мораль и политика представляют собой сферы общества, которые организуют, регулируют, контролируют жизнь людей в обществе. Они направлены на реализацию общего блага и социальной справедливости. Тем не менее их функции существенно различаются. Мораль контролирует политику, как и другие сферы общества. Политика же не может контролировать мораль, которая стоит вне политики. Мораль оценивает политические действия людей, их поведение с точки зрения идеалов добра и зла, справедливости. Эти критерии отражают общезначимую, коллективную точку зрения, а не индивидуальное мнение. Основные нравственные ценности выводятся не из экономических, политических или иных ценностей, а из ценности самого человека. Различаются нормы нравственного долга и представления о долге в политике. В сфере морали следование долгу означает соответствие политики критериям нравственности. В политике же следование долгу означает получение желаемых результатов. Политик, соблюдающий моральные нормы, но не достигающий результатов, т.е. не выполняющий политический долг, не может быть морально безупречным. Его некомпетентность, непрофессионализм, недобросовестность безусловно аморальны, не говоря уже о политической преступности, коррупции. Проблему долга и морали в политике исследовал Н. Макиавелли. В случаях, когда следовать одновременно моральному и политическому долгу невозможно, возникает проблема выбора между достижением цели любыми средствами и соблюдением нравственного долга, но без достижения политических результатов. Политик, естественно, выбирает результат. Тогда исполнение его политического долга само по себе становится нравственным. Как известно, такой вывод сделал Макиавелли. В истории политических и этических учений выделяются три основных варианта взаимодействия морали и политики. 1. Полное подчинение моралью политики. Этот морализа-торский подход означает, что политики могут использовать лишь нравственно допустимые средства, не нарушать принципы правдивости, честности и т.д. Этот подход господствовал в общественной мысли вплоть до Нового времени. Сейчас он представлен в идеологии христианско-демократического движения. 2. Полный разрыв между политикой и моралью. Эта позиция аргументируется тем, что мораль - дело личной ответственности гражданского общества, политика - область противоборства групповых интересов. Родоначальником таких взглядов многие считают Н. Макиавелли. В работе «Государь» (1513 г.) он утверждал, что политика должна учитывать реальное состояние дел, в том числе нравственную испорченность людей. Макиавелли считал что надо действовать в зависимости от ситуации: по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла. Сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, у кого образ действий не соответствует особенностям времени. Макиавелли анализирует проблему эффективности политики, способов и средств достижения целей. Макиавелли считает мораль регулятором частной жизни политиков, благородной целью, которая может оправдываться применением даже безнравственных средств, хотя полностью политику от морали он не отрывает. Негативные оценки политики можно найти у многих мыслителей. Это объясняется тем, что именно через политическую систему распределяются ресурсы, политики распоряжаются судьбами людей. В политику часто стремятся люди с целью наживы, жаждущие славы и обогащения, использующие власть в корыстных целях, особенно в условиях бесконтрольности. Аморальное политическое руководство стремится избавиться от честных людей, окружить себя угодными, услужливыми. Скрываются неблаговидные факты, злоупотребления в структурах власти, коррупция. Это ведет к вырождению правящей элиты, к потере ею авторитета в массах, к дискредитации самой политики. В связи с публичностью политики, а также с тем, что она затрагивает интересы всех граждан, к политикам предъявляются повышенные требования как в сфере деловых, так и моральных качеств. Так, в США немало претендентов на высокие политические посты поплатились политической карьерой за то, что когда-то имели любовниц, в то время как за это почти никто не осуждает рядовых граждан. 3. Признание необходимости воздействия морали на политику с учетом специфики последней. Третий подход является сегодня преобладающим. Этот подход обосновал М. Вебер, который считал, что мораль должна учитывать особенности политики, прежде всего применение насилия. Политик в силу профессионального долга должен бороться со злом, в противном случае он несет ответственность за его победу. Политик не может следовать евангельской заповеди не противиться злу насилием. Таким образом, отделить политику от морали, как и от права, экономики, культуры, невозможно. Политика может быть моральной и аморальной, но безморальной она быть не может. В современных условиях нравственные требования к политике выражаются прежде всего в правах человека, которые являются универсальным критерием оценки гуманности политики, утверждения в политической практике принципов нравственности. Такие важнейшие политические институты, как государство, партии, общественные организации, должны не только закреплять нравственные требования в определенных нормах, но и следовать им. Не должно быть одной морали для власть имущих, а другой - для рядовых граждан. Моральная сторона политики должна строго контролироваться обществом.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |