КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Примеры целевых природоохранных программ в США Целевые программы в сфере природопользования и охраны среды в России До 2001 г. в России осуществлялась реализация более десятка федеральных экологических программ, часть из которых, имея статус федеральных, были по существу региональными. Многие из них финансировались неудовлетворительно и не решили поставленных задач. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860 была утверждена единая долгосрочная целевая федеральная программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010)», которая включает 12 подпрограмм: 1) минерально-сырьевые ресурсы; 2) леса; 3) водные ресурсы и водные объекты; 4) водные биологические ресурсы и аквакультура; 5) регулирование качества окружающей природной среды; 6) отходы; 7) поддержка особо охраняемых природных территорий; 8) сохранение редких и исчезающих видов животных и растений; 9) охрана озера Байкал и Байкальской природной территории; 10) возрождение Волги; 11) гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования); 12) прогрессивные технологии картографогеодезического обеспечения. Эта программа определяет приоритеты планирования природопользования и охраны окружающей среды как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. На уровне муниципалитетов разрабатываются программы и планы, учитывающие специфику поселений и районов. Программы в сфере экологии и природопользования финансируются за счет бюджетов всех уровней, средств предприятий и экологических фондов.
Примерами целевых природоохранных программ в США могут служить: · разработка Программы экологического развития порта г. Окленд, штат Вашингтон. В результате осуществления комплексного проекта порт Окленд приобрел современный судоходный канал для контейнеровозов и повысил свою конкурентоспособность. Бывшие заболоченные земли стали местом обитания растений и животных в приливной зоне;
· выработка Программы согласованных решений между федеральными агентствами, администрацией штата Флорида и общественными организациями по защите экологически хрупкого района — экосистемы островов и коралловых рифов Тортуга. Типы экономических механизмов и инструментов. Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой. Выделяют три типа экономических механизмов природопользования: 1. компенсирующий (мягкий) механизм — борьба с последствиями (а не с причинами) техногенного типа экономического развития. 2. стимулирующий механизм — поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. 3. жесткий механизм — ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике. Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целей.
Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на: · поощрительные меры - «метод пряника» (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности); · принудительные меры – «метод кнута» (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение («неэкологичной» продукции)); · компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование). В составе экономических инструментов могут быть выделены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы. Рыночно ориентированные инструменты: · природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды; · рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот; · механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды; · залоговая система; · интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей; · методы прямых рыночных переговоров; Финансово-кредитные инструменты: · формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий; · кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.; · режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования; · экологические и ресурсные налоги; · система страхования экологических рисков. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение: использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.
Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования «Загрязнитель платит» — принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения. В области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной. Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 г. В России этот принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение. В ряде случаев принцип «загрязнитель платит» трансформируется в принцип «платит жертва» – величина платежей оплачивается потребителем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства. В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять тот или иной продукт. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество. В целом мировая практика движется по пути постепенного и целенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование. В странах ЕЭС выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству): 1. Компенсирующие налоги – это налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователей и отложенные платежи. Например, платежи за сточные воды или за размещение отходов. плата за забор воды из водоемов, налоги на шумовое загрязнение, специальные налоги на батарейки
в России применяются в основном этот тип налогов 2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителей / потребителей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии необходимой информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами. налоги на тару одноразового использования, алюминиевую фольгу, соль для посыпки дорог, мебель из тропической древесины. в России – в стадии обсуждения 3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал. В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.
ü Использование экологических налогов и платежей в европейских странах - примеры ü Классификация экологических налогов - таблица
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |