КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура и функции политической идеологии
Современная политическая идеология возникла в Новое время, в период буржуазных революций. Предпосылки ее формирования складываются в период Реформации в XVI в., когда возникает религиозный плюрализм, разделение светской и духовной власти, секуляризация (светский характер) мировоззрения. Важнейшую роль сыграло формирование современных централизированнных, светских государств, которым нужны были символы веры, ценности, объединяющие общество. Развитие индустрии вело к созданию социальной структуры буржуазного общества, в котором дифференцировались классовые, национальные и иные групповые интересы. Таким образом, современные политические идеологии (либерализм, консерватизм, социализм, национализм) формируются в Новое время. Их зарождение связано с эпохой Возрождения и ликвидацией религиозной монополии на духовное господство. Идеологии становятся квазирелигиями, символами светской веры, легитимизируют государственную власть. Они закрепляют систему ценностей, мобилизуют людей на те или иные социальные действия. Особую роль идеологии приобретают в период революций, кризисных состояний общества. В Европе первым мыслителем, кто начал продумывать вопросы, связанные с социальной ролью идеологии, был Н. Макиавелли. В его известном труде «Государь» (1513 г.) были высказаны серьезные мысли о роли идей в политических процессах. Термин «идеология» впервые употребил французский философ Антуан Дестют де Траси в 1796 г. в докладе «Проект идеологии». Он полагал, что идеология - это своеобразный эталон, дающий знание Универсальных законов. Идеология, или наука об идеях, рассматривалась как теоретическая основа общественного устройств база для всех других дисциплин. Понимание сущности вещей позволит построить справедливый и разумный общественный порядок, упрочить государство. Затем смысл слова «идеология» изменился. Мыслители конца XVIII - начала XIX вв. уже включали в это понятие представление о ложном сознании, предрассудках, иллюзиях. Негативный смысл термину «идеология» придал Наполеон, который с 1797 г был членом Национального института, разделял мысли просветителей, но потом разошелся с ними из-за того, что они осудили его деспотические действия. Наполеон стал презрительно именовать просветителей «идеологами», обвиняя в непонимании реальной политической практики и общественных интересов, в доктринерстве и идеализме. С начала XIX в. термин «идеология» стал использоваться в политических дискуссиях, в борьбе различных политических групп. Идеология из учения об идеях стала превращаться в политическую доктрину, рассматриваться как реальная политическая сила. Маркс и Энгельс критиковали идеологию как ложное, иллюзорное сознание. Вместе с тем они подчеркивали активную роль сознания, субъективного фактора. В.И. Ленин ввел термин «научная идеология», которым он называл марксизм - пролетарскую идеологию. Особую роль в осмыслении идеологии сыграли работы Ф. Ницше, 3. Фрейда, К. Юнга, В. Парето, К. Манхейма, Э. Дюркгейма и др. Так, Ф. Ницше считал, что идеология поддерживается социальными мифами. Итальянский ученый В. Парето полагал, что основу идеологии составляют верования, чувства, потому бесполезно доказывать их ложность. В. Парето сделал вывод о том, что не теории движут чувствами, а, наоборот, зарождение чувств переводит их на язык логики при помощи теорий. Так, не произведения Вольтера стали причиной отхода от религии многих верующих в конце XVIII в., а именно неприятие религии повлияло на то, что антиклерикальные сочинения Вольтера стали популярными, нашли отклик у многих людей. 3. Фрейд идеологию, как и религию, считал ложным сознанием, устойчивой формой общественного невроза. Фантазии, страхи вытесняются в глубины психики и закрепляются затем в различных идеях. Раскрыть содержание идеи означает понять скрытые психологические напряжения, получающие выход в сферу сознания. Э. Дюркгейм, К. Манхейм считали, что идеи сплачивают людей помогают им ориентироваться в жизни, облегчают поиск истины. По мнению Э. Дюркгейма, мало указать на то, что идеология - ложное сознание. Нужно показать, каким социальным потребностям она служит, чем порождается. Он выделял дисциплинарную, цементирующую, воспроизводящую и возвышающую (эйфорическую) функции идеологии. В современных теориях роль идеологии оценивается по-разному. Идеология определяется как глобальная историко-полихическая система объяснения мира (Р. Арон), как разновидность коммуникации (Г. Лассуэлл). Ю. Хабермас полагает, что в силу невозможности вычленить специфические классовые интересы место идеологии занимает массовая культура. Многие ученые считают, что идеология выражает интересы и ценности конкретного общества или его части (класса), этнической группы партии, движения, что она выдвигается на авансцену во время серьезных политических кризисов. Это совокупность коллективных представлений, с помощью которых устанавливается иерархия ценностей. Как правило, носителем политической идеологии выступает политическая партия. Если в обществе достигнут консенсус в отношении существующего строя и основных ценностей, то борьба между партиями затрагивает вопросы тактические, не стратегические, поэтому и методы борьбы будут цивилизованными: диалог, дискуссия, частная борьба за голоса избирателей. Если же общество поляризовано, то борьба выливается в конфликты, в том числе вооруженные, с использованием насилия. В рамках одной партии идеология выполняет интегративную функцию, в масштабах общества - функцию идейного размежевания. Главная функция идеологии - оправдание существующей политической системы общества либо требование ее изменения. Политическая идеология выполняет глобализирующую функцию через систему образования, СМИ, культуры, привлекая людей на свою сторону. Выделяются также культурно-воспитательная функция идеологии, создания позитивного имиджа партии, страны в глазах общественности, «выпускания пара из котла» за счет перевода противостояния сторон в область полемики, дискуссий. С помощью идеологии можно сплотить общество с целью реализации определенных интересов, обосновать курс государственной политики. Идеология служит основанием для принятия важнейших решений. Выделяют три уровня функционирования политической в идеологии: • теоретико-концептуальный (элитарный). На этом уровне закладываются ценности, идеалы, принципы политики, ее философское обоснование; • программно-политический, на котором принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги, требования партий, политических элит. На этом уровне проверяются, оцениваются действия правительства, выражаются интересы граждан, ведется пропаганда идей; • актуализированный (житейский), который характеризует степень приверженности населения тем или иным идеям, меру их воплощения в практических делах. Таким образом, идеология как разновидность группового, корпоративного сознания отличается предвзятостью оценок реальных событий. Она является инструментом элиты, которая стремится консолидировать граждан, обеспечить связь с массами. Идеология может быть использована для манипулирования сознанием граждан и даже для их обмана. Но в целом она имеет позитивную направленность, ибо с ее помощью задаются определенные критерии оценок политической жизни, модели восприятия мира. Эффективность идеологии определяется ее соответствием жизненному опыту, традициям, интересам и ожиданиям граждан.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |