КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория глобализации
Постклассические геополитические модели Концепция системного анализа мира М. Валлерстайна отталкивается от того, что в XVI в. борьба мировых империй, основанных на политическом властвовании, и мировых экономик, основанных на торговле, завершилась в Европе победой последних, становлением современной мировой капиталистической системы и поэтапным перемещением центров силы из Испании в Голландию, далее в Великобританию и, наконец, в США. Анализ 500-летней динамики позволил Валлерстайну выявить ряд закономерностей: страна-гегемон обеспечивает свою геополитическую и идеологическую защиту под лозунгами свободной торговли и идей либерализма; развитие начинается с агропромышленной сферы; наибольший подъем приходится на этап торговли; переход в этап банковско-финансовых операций означает утрату гегемонии. Валлерстайн - приверженец однополюсного мира и европоцентризма. Но он прогнозирует перемещение мирового центра силы в XXI в. в азиатско-тихоокеанский регион. Концепция цивилизационно-культурологического синтеза американского исследователя С. Хантингтона основана на том, что мир после конца «холодной войны» и развала Советского Союза определяется уже не идеологическим противостоянием, а взаимодействием (конкуренцией и борьбой) 7-8 различных цивилизаций. Автор придерживается идеи множественности центров силы, конфликты между которыми, вплоть до войны (возможно, мировой), будут осуществляться на стыках цивилизаций, по линиям цивилизационных разломов. К пяти исторически складывающимся цивилизациям (индобуддистской, китайско-конфуцианской, арабо-мусульманской, западно-христианской, славяно-православной) С. Хантингтон добавил еще три: японскую, латиноамериканскую и африканскую. Между Западом и остальным миром будет проходить главная ось международных отношений, западные страны при этом будут играть все меньшую роль. Цивилизационный разлом проходит и через США, результатом его может быть разрушение Америки. Хантингтон подчеркивает важную роль религиозных идей и национальных политических культур в современном мире. В отношении России он предостерегает от попыток восстановления бывшего Советского Союза, отталкиваясь от традиционных идей геополитики о роли континентальной Евразии. Постклассические геополитические теории при создании различных моделей мирового развития основываются на необходимости сочетания геополитического субъекта с универсальным (мировым), региональным (цивилизационным) и страновым (государственным) векторами безопасности. Ясно, что национальные интересы страны представлены достаточно фундаментально на национально-государственном уровне. Как решить проблему соотношения безопасности на трех названных уровнях при учете цивилизационно-культурологической динамики и общечеловеческих интересов - такого рода вопросы требуют от современного геополитического подхода рационально-взвешенной позиции в духе идей глобальной единой мировой истории. Итак, в современных условиях сформировано геополитическое видение мира. Под геополитическим видением мира понимается набор представлений о соотношении между различными элементами политического пространства, национальной безопасности и угрозах ей, выгодах и недостатках определенной внешнеполитической стратегии. Геополитическое видение мира включает также представления о территории этнической группы или политической нации, ее границах, предпочтительных моделях государственного устройства, исторической миссии и силах, препятствующих ее осуществлению. Геополитические интересы Республики Беларусь связаны с обеспечением суверенитета и территориальной целостности страны. Геополитическое положение Беларуси исключает одностороннюю ориентацию ее национальных интересов. Провозглашается многовекторная внешняя политика, ориентированная на поддержание баланса между европейским и евразийским политическим и экономическим пространством. Беларусь будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, отражающей многообразие современного мира и учитывающей интересы других государств планеты. Национальные интересы Республики Беларусь в области внешней политики включают геополитические, экономические, военно-политические и региональные интересы. Разрабатывая систему национальных интересов, Беларусь учитывает главные тенденции современного европейского развития, оказывающие прямое влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны. К числу названных тенденций следует в первую очередь отнести политику расширения Европейского союза и расширения НАТО на Восток. Глобализация - это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация - это процесс, в результате которого более прозрачными становятся границы национальных государств в различных областях - экономике, социальном взаимодействии и т.д. Термин «глобализация» вошел в широкий научный оборот в начале 1990-х гг. Еще в конце 1980-х гг. слово «глобализация» почти не встречалось в лексике. Американский социолог Р. Робертсон одним из первых обратился к исследованию проблем глобализации, использовав термин «глобальность» в названии своей работы «Обсуждая глобальность». В области экологии и технических дисциплин о глобальности заговорили еще в 1960-х гг., но использовали иную терминологию. Сегодня при описании процессов, связанных с глобализацией, нередко используют другие понятия - постиндустриальная эпоха, век информационной революции, техноглобализм. Глобализация международных отношений - усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Глобализация мирохозяйственных связей - усиление взаимовлияния и взаимозависимости различных факторов и сфер экономики в области мирохозяйственных отношений. Если исходить из объективного характера процесса глобализации, то следует определить те основные факторы, которые обусловливают этот процесс. Можно выделить следующие из них: • экономический - небывалая концентрация и централизация капитала, организационные формы, рамки экономической деятельности выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого экономического пространства; • политический, выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров, услуг, капиталов; • производственно-технический означает резкое возрастание масштабов производства, международных форм его осуществления (ТНК), качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях. Научно-производственные факторы дополняются научно-технологическими - экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях стран; • информационный - радикальное изменение средств общения, обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран. Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 1960-х-начале 70-х гг. XX в. Термин «информационное общество» был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также вес необходимые средства ее распределения. Введение самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. В 1970-е гг. началось сближение двух почти одновременно появившихся концепций - информационного общества и постиндустриализма (Д. Белл, О. Тоффлер). По мнению Д. Белла, «информационное общество» - это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития (после индустриального общества), а основу социальной структуры - информацию. Информационное общество - это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом. Новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми, а информационная среда наряду с социальной и экологической - новой средой обитания человека; • социологический фактор, проявляющийся в ослаблении роли традиционных социальных связей и обычаев, преодолении ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции; • экологический фактор, проявляющийся в осознании людьми опасностей обострения глобальной экологической, энергетической и других проблем, что обусловливает объединение усилий мирового сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных сферах. Относительно сути глобализации существуют следующие точки зрения: • глобализация - это постоянно идущий длительный исторический процесс. Расширение взаимодействия происходило от деревень к городам, к княжествам, целым государствам, регионам и, наконец, через эпоху великих географических открытий к миру в целом; • глобализация - это качественный скачок в развитии международных отношений. Следует отметить, что понимание глобализации различается в зависимости от теоретических и идеологических позиций авторов. Наиболее оптимистичны сторонники неолиберальной традиции, для которых глобализация выступает как качественно новый этап развития политической структуры мира, а также человеческой цивилизации в целом. Глобализация означает постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где свободно распространяются идеи; образование международно-правовой и культурно-информационной инфраструктуры межрегиональных обменов. В рамках неолиберальной традиции делаются выводы о размывании границ (как географических, так и культурных), о размывании суверенитета и патриотических ценностей. Глобализация ведет к гомогенизации и универсализации мира (формированию единого экономического пространства; единого информационного пространства; развитию общих стандартов качества жизни). Постиндустриальный мир постепенно становится многослойным: политико-административные границы, отделяющие одно государство от другого, не всегда совпадают с границами культурными. Приобретает особую значимость принадлежность человека к одному из горизонтальных слоев, образуемых: в экономике -транснациональными корпорациями, общими стандартами потребления; в политико-правовой сфере - партиями, организациями, едиными стандартами прав человека, трансграничными и даже мировыми элитами. В глобализированном мировом экономическом пространстве наряду с национальной культурой возникает новая форма идентификации индивида - корпоративная культура. Появились группы людей, объединенные общими экономическими интересами, моделями поведения, стандартами потребления. Эти группы нельзя отождествлять с этносами, нациями и государствами. На внутреннюю жизнь отдельных государств все более активное влияние пытаются оказывать международные организации (гуманитарные, например, «Красный крест», и политически ориентированные, например, «Гринпис»). Граждане отдельных стран, ставшие членами таких организаций, или активно принимающие участие в их деятельности, чувствуют себя причастными скорее не к национальным, а «общепланетарным» ценностям в интерпретации конкретной политической структуры. Реалисты, признавая наличие существенных изменений в современном мире, рассматривают глобализацию как процесс эволюционного развития мира, а не как качественный скачок в его преобразовании. Глобализация - явление отнюдь не новое: как интернационализация хозяйственных связей и как форма межнационального общения она активно развивалась в конце XIX - начале XX вв. Реалисты признают также, что основным субъектом международного права и международных отношений по-прежнему остается государство в традиционном смысле. Неомарксисты видят в современных мировых процессах заключительную стадию развития капитализма, порождающую все большую поляризацию мира по экономическим параметрам, проявление эксплуатации «глобализуемых» стран странами-«глобализаторами», что приводит к политической нестабильности. Глобализация диалектически связана с процессами регионализации. Процессы унификации и интеграции рано или поздно вызывают в качестве ответной реакции стремление к возрождению локального культурного партикуляризма, этнической или субэтнической идентичности. Как мы видим, глобализация - довольно сложный и противоречивый процесс. Наряду с интеграционными процессами и созданием надгосударственных управленческих структур основными субъектами международных отношений по-прежнему остаются государства, которые выстраивают свою внешнюю политику на основе национальных интересов. Однако это не единственное противоречие глобализации. Есть опасения, что безудержный процесс глобализации, основанный на групповых интересах богатейших стран мира (так называемого «золотого миллиарда»), подорвет устойчивый миропорядок, усилит противостояние по линиям Север - Юг, Запад - Восток. Эти тенденции обсуждались на состоявшейся в сентябре 2000 г. юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в работе которой приняли участие 188 государств. В ходе встречи было заключено свыше 300 соглашений, а в самом конце сессии подписана Всеобщая декларация, которая определила дух процесса глобализации как основанный на принципах свободы, равенства, солидарности, терпимости, уважения к природе, взаимной ответственности. Реакцией на противоречивый характер глобализации выступает движение антиглобализма. Антиглобалисты - не простые противники глобализации, они выступают против нынешней модели глобализации, которая приносит прибыль транснациональным корпорациям, основывается на лидировании США. Казалось бы, наибольшее число антиглобалистов должны быть представителями беднейших стран мира. Но это не так. Наиболее активную часть движения антиглобалистов составляют средние городские слои стран все того же «золотого миллиарда». Кроме того, движение вобрало в себя значительную часть идеологических ценностей левого политического спектра. Антиглобалистские структуры развиваются на почве существующей структуры неправительственных организаций. Антиглобалисты используют тактику прямого политического давления, привлекают к себе внимание СМИ, рассчитывают на моральную поддержку общества. Большинство антиглобалистских лидеров отказываются взаимодействовать с мировыми институтами корпоративного капитализма, утверждая, что тем самым будут укреплять позиции последних. Лозунг антиглобалистов: мыслить глобально, действовать локально. Что предлагают антиглобалисты? В широком смысле слова это осуществление «глобализации снизу»: локализация производства, вплоть до сворачивания слишком развитого мирового разделения труда; осуществление по миру акций солидарной интернациональной борьбы против ведущих институтов мировой гегемонии (МВФ, Мировой Банк, ВТО); выравнивание оплаты труда работников сходной квалификации во всех странах мира; реализация международно-признанных стандартов социальной защиты и охраны труда, международной экспертизы национальных законодательств в области труда; демократического решения проблем миграции рабочей силы; выработка международных нормативов, ограничивающих деятельность ТНК; списание долгов развивающихся стран; введение налогов на биржевые спекуляции и т.д.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |