Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие туризма




Лекция 1 Сущность и экономическое содержание туризма

Годом возникновения туризма в России принято считать 1885 г. В этом году в Санкт-Петербурге была создана первая крупная в России туристская организация под названием «Пред­приятие для общественных путешествий во все страны света». 15 марта 1885 г. в Санкт-Петербурге был создан Русский туринг-клуб (Общество велосипедистов-туристов). В 1901 г. начало ра­боту Российское общество туристов. С 1899 по 1914 г. выходил журнал «Русский турист». В объявленном в этом журнале кон­курсе на определение понятия туризма победил Р.де Пак, кото­рый писал: «Туризм - это умение прогуливаться. Быть может, это умение нужно приобрести, быть может, это наука, которую надо изучить и упражняться в ней. Нужно уметь заинтересовать­ся облаком, которое несется в вышине, цветами природы, различными звуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания на открытом воздухе и насладиться ими всецело. Прибавьте к этому немного человеческой гордости при осознании победы над устранением препятствий и вы получите полное представление об этом совершенно новом и столь прият­ном состоянии вашей души».

Точное определение туризма должно базироваться на следую­щих экономических характеристиках:

• туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;

• туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в
пункт назначения и остановка там;

• путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

• туризм - это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к мес­ту своего постоянного проживания;

• туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность
по извлечению прибыли.

Современное определение туризма, принятое ООН, заключает­ся в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепле­ние здоровья, физическое развитие человека, связанный с передви­жением за пределы постоянного места жительства.

Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российс­кой Федерации» закреплено следующее определение туризма:

«ТУРИЗМ - временные выезды (путешествия) граждан Россий­ской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных це­лях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) вре­менного пребывания».

Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удо­вольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, уча­стия в культурных, научных или деловых встречах.

Туризм как товар реализуется в форме услуг.

Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие опреде­ленной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую по­требность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования са­мого живого труда.

Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; оно тождествено ему, поскольку здесь налицо все пять элементов про­цесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целе­направленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными).

Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услу­ги этого вида не связаны с материальными продуктами, их произ­водство неотделимо от потребления.

Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные ус­луги являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслужива­нию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериаль­ная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.

Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам об­щественного труда, необходимого для их производства.

ТУР - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию ту­ристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов- переводчи­ков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей пу­тешествия.

Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского на­значения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт».

По действующему законодательству, ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ -право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Туристский продукт включает:

• туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);

• туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные и др.);

• товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки,
сувениры, книги, туристское снаряжение и т.п.).

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.

ТУРИСТСКИЙ ИМПОРТ - это ввоз в страну туристских впе­чатлений, который сопровождается одновременным вывозом ту­ристом денег из данной страны.

ТУРИСТСКИЙ ЭКСПОРТ - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом ту­ристом денег в данную страну.

Под ТУРИСТСКИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ понимается комплекс положительных эмоций и душевного состояния туриста, возни­кающий или достигнутый им в результате потребления туристс­кого продукта. Турист, как правило, планирует получить от куп­ленной туристской путевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений и т.п. Туристские впечат­ления складываются от экскурсий, посещений красивых природ­ных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в оте­ле и др.

При экспорте услуг туризма производится прежде всего «вы­воз» впечатлений. Иностранные туристы путешествуют, т.е. при­бывают в определенное место назначения с целью «купить» впе­чатления. Когда они покидают место туристского назначения, они не могут взять с собой то ценное, соизмеримое с понесенными ими денежными затратами, но они берут с собой впечатления как ре­зультат удовлетворения своей любознательности.

Когда платежи за реализацию услуг туризма, т.е. денежные по­токи, идут в Российскую Федерацию, это означает экспорт туриз­ма. Иностранный турист, приезжая в нашу страну, тратит свои день­ги на удовлетворение своих туристских потребностей, которые ему предоставляет российская сторона.

Механизм функционирования туристского рынка - это система действий экономических рычагов для сбалансированности спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги - туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.