Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План урока




Лекция 1. Инструктивный обзор программы учебной дисциплины и знакомство студентов с основными требованиями и условиями к освоению профессиональных компетенций.

Заключительная часть.

А) Состояние МПВО к началу Великой Отечественной войны

В каждом периоде Великой Отечественной Войны

 

Перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе имелся 121 город-пункт МПВО. Кроме того, в западной части страны было еще более 400 городов, имевших важное военно-экономическое значение, в которых с началом фашистской агрессии стало необходимым создать систему МПВО.

МПВО этих городов-пунктов располагала 25000 различных формирований.

- - по линии военного ведомства, сформированных военкоматами из приписного состава по типу войсковых частей (отдельные местные бригады, полки, батальоны, инженерные и инженерно-противохимические батальоны, автотранспортные роты и роты МПВО широкого предназначения);

- по линии органов МПВО и общественных организаций, представлявших собой невоенизированные формирования различного предназначения (участковые и объектовые команды МПВО, группы самозащиты в жилом секторе и на предприятиях, противопожарные команды и санитарные дружины);

- созданных на базе отделов и управлений городских и районных Советов служб МПВО (оповещения и связи, аварийно-восстановительная, противопожарная, ПХЗ, медико-санитарная и др.).

Огромным боевым резервом МПВО служило около 40 млн. граждан страны, обученных применению способов и средств противовоздушной и противохимической защиты только организациями Осовиахим.

Для населения имелось свыше 30 млн. противогазов.

В городах-пунктах МПВО и на железнодорожных узлах было подготовлено значительное количество убежищ и укрытий.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны МПВО страны представляла собой самостоятельную систему оборонного значения с довольно четкой общей структурой и единым центральным органом управления, обладавшую значительным материально-техническим оснащением и, в основном, подготовленную к выполнению возложенных на неё задач.

Первые дни и недели войны показали, что МПВО выдержала испытание на готовность и способность выполнять эти задачи в ходе многочисленных массированных налетов вражеской авиации на советские города.

В то же время начало боевой деятельности системы МПВО вскрыло ряд недостатков и упущений в её организации накануне войны, что потребовало пересмотра нормативной базы, определявшей функционирование различных её формирований.

Вместе с тем, становились всё более очевидными факторы, определявшие проблемы совершенствования и развития МПВО в условиях каждого периода Великой Отечественной войны.

Такими основными факторами являлись:

- конкретная обстановка на фронтах войны и в тылу страны, определявшая конкретный характер деятельности МПВО, а также меры Руководства страны и на местах по её развитию в каждом периоде Великой Отечественной войны;

- организаторская деятельность руководства всех уровней управления по развитию МПВО;

- расширение объема и масштабов задач МПВО, в т.ч. и не свойственных для неё ранее;

- возможности страны и местных регионов (городов-пунктов, военных округов и соответствующих зон) по развитию МПВО в сложных условиях войны;

- отношение советских людей к необходимости поддерживать состояние МПВО на необходимом уровне её готовности к выполнению возложенных на неё задач в любых экстремальных условиях военного времени.

Влияние этих факторов на развитие и деятельность системы МПВО целесообразно рассмотреть по периодам Великой Отечественной войны, каждый из которых имел свои особенности, определявшие конкретные проблемы развития МПВО.

 

б) Обстановка первого периода войны, особенно её начального периода, потребовала от Руководства страны (ГКО и СНК СССР), а также местных органов власти оперативного реагирования на её негативное влияние на все стороны жизни и деятельности советских людей на фронте и в тылу, в том числе и в системе МПВО.

Об этом свидетельствуют свыше двухсот постановлений, распоряжений и других нормативных документов, принятых ими в начальном периоде.

Постановление СНК от 2.07.1941 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к ПВО», предусматривавшее всеобщее обучение населения приёмам и способам действий в ходе воздушных налётов и определявшее создание групп самозащиты – самых массовых невоенизированных формирований МПВО. В итоге, в первый период войны в стране было создано более 80000 групп самозащиты и подготовлено к ПВХО более 40 млн. человек, т.е. столько, сколько за весь довоенный период.

В то же время осуществлялась реорганизация и укрепление основных служб МПВО: оповещения, аварийно-восстановительной, противопожарной, противохимической, медико-санитарной и др.

Решение ГКО от 9.07.1941 г., предусматривавшее образование в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов, которые создавались на базе строительных трестов и управлений, а также ремонтных служб при исполкомах местных Советов. Их командирами назначались опытные специалисты, руководители строительных и ремонтных служб. К концу 1941 года только в Российской Федерации специальные полки, батальоны и отдельные роты имелись в 71 городе-пункте МПВО общей численностью в 32319 человек.

В крупных городах на базе горкомхозов дополнительно было создано 755 аварийно-восстановительных бригад общей численностью 23000 бойцов МПВО.

В тоже время возросла численность объектовых команд и групп самозащиты предприятий.

Всё это дало возможность увеличить численность аварийно-восстановительной службы МПВО страны уже в первом периоде войны до 500000 человек. Аварийно-восстановительная служба стала той реальной силой, которая обеспечивала бесперебойную работу важнейших объектов экономики.

Опыт первых дней войны потребовал организационной перестройки противопожарной службы МПВО, в результате которой все участковые противопожарные формирования были переформированы в противопожарные взводы и роты, а в объектовых командах и группах самозащиты существовавшие противопожарные звенья были значительно расширены.

В Москве и Ленинграде были созданы комсомольско-молодежные противопожарные полки, внесшие большой вклад в спасение этих городов от пожаров во время воздушных налётов. Общая численность бойцов противопожарной службы МПВО страны составляла к концу 1941 года 610000 человек, что превышало её довоенную численность в 5 раз.

В связи с возможностью применения противником боеприпасов с ОВ 7.08.41 г. ГКО принял постановление «Об увеличении производства противогазов для населения», а СНК СССР 13.9.41 г. – издал постановление «О приспособлении бомбоубежищ под газоубежища». В ходе его реализации была организована разъяснительная работа во всех средствах массовой информации, на предприятиях, в учебных заведениях и по месту жительства, направленная на усиление противохимической подготовки населения и перестройку противохимической службы МПВО в соответствии с требованиями военного времени.

В начале 1942 года ГУ МПВО НКВД СССР совместно НКЗ СССР разработало новое положение о медико-санитарной службе, в котором с учётом опыта войны предусматривалось преобразование медицинских отрядов и команд в медицинские роты и взводы с переводом их на казарменное положение.

Принятыми в первые месяцы Великой Отечественной войны мерами Руководство страны сумело значительно укрепить её МПВО.

В первом периоде войны система МПВО западной части страны была сильно нарушена. Из 121 города-пункта МПВО 93 оказались захваченными противником. К концу мероприятия МПВО проводились уже в 223 городах, переведенных в разряд городов-пунктов МПВО, и частично в других 350 городах угрожаемой 1200 километровой зоны.

В связи с перебазированием части предприятий на восток страны в городах их нового развертывания в соответствии с распоряжением СНК СССР также стали осуществляться мероприятия МПВО, которыми занимались советы всех уровней через штабы МПВО при них, все народные комиссариаты и Осовиахим под контролем партийных органов и ГУ МПВО НКВД СССР.

Становление системы МПВО в новых районах страны проходило в условиях крайней необходимости пополнения Вооруженных Сил людскими ресурсами.

Решением ГКО весной 1942 года было призвано 170000 женщин для замены мужчин в войсках ПВО страны и тыловых частях, Сухопутных войсках и Военно-Морском Флоте.

Такая замена происходила и в системе МПВО страны. К весне 1942 года в формированиях и частях МПВО находилось более 6 млн. чел., в т.ч. 4,2 млн. женщин.

По решению ГКО в целях усиления системы МПВО летом 1942 года в 49 городах-пунктах МПВО на базе участковых команд МПВО было создано 132 отдельных территориальных городских батальона общей численностью 70000 человек по типу частей КА, в т.ч. в Москве – 25 и Ленинграде – 35 батальонов.

Наиболее организованную и достаточно оснащенную силу представляли собой инженерно-противохимические полки и батальоны МПВО НКВД СССР, которые, находясь в оперативном подчинении начальников МПВО городов и областей, привлекались к ликвидации более сложных очагов поражения.

Инженерно-противохимические полки и батальоны, а также формирования и отдельные городские батальоны МПВО свои боевые задачи решали в тесном взаимодействии с частями Красной Армии.

В итоге умелой организаторской деятельности Советского руководства по организации и укреплению МПВО, широкого привлечения всего трудоспособного населения страны к осуществлению её мероприятий была обеспечена его максимальная защита и защита народного хозяйства от разрушительных налетов вражеской авиации.

Сама же система МПВО в ходе первого периода Великой Отечественной войны стала многомиллионной организацией военизированного типа, внесшей достойный вклад в обороноспособность Советского государства.

в). В ходе второго периода Великой Отечественной войны КА освободила всю территорию страны, захваченную противником в 1942 году, и почти половину всей её оккупированной территории, на которой до войны проживало 46 млн. человек.

Отступая, гитлеровцы, разрушая города и села, выводили из строя важнейшие объекты городского хозяйства и сооружения МПВО. Оставленные ими города представляли собой руины, изобиловавшие завалами, баррикадами, воронками от авиабомб и снарядов, среди которых была масса неразорвавшихся боеприпасов и установленных различных мин и фугасов, а также неубранных трупов людей и животных, от которых исходила опасность эпидемии.

Такая обстановка ставила перед местными органами власти задачи по немедленной очистке города и организации работ по его восстановлению.

Опыт войны показал, что в большинстве освобожденных городов основной, а иногда и единственной организованной силой для проведения таких первоочередных работ были подразделения и формирования МПВО.

Поэтому деятельность местных властей и жителей города сразу же после их освобождения начиналась, как правило, с восстановления и развертывания в них системы МПВО с учетом практической деятельности частей, формирований и служб МПВО Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Мурманска и других городов-пунктов МПВО.

Восстановление МПВО в освобожденных городах начиналось незамедлительно с прибытия в них оперативных групп МПВО НКВД СССР, в составе которых были военизированные формирования, аварийно-восстановительные отряды, отделения пиротехников, управления и разведки (Киев, Кишинев, Минск и др.).

Оперативные группы МПВО занимались формированием штабов, служб и подразделений МПВО, введением для всех граждан обязательных правил по ПВХО.

Важную роль в создании и развертывании системы МПВО на освобожденной от врага территории сыграло маневрирование кадровыми и городскими частями МПВО по указанию НКВД СССР.

Развертывание системы МПВО страны в освобожденных районах осуществлялась под непосредственным руководством ЦК компартии и Совнаркомов союзных республик, областных, городских и районных комитетов партии и исполкомов Советов всех уровней.

Большое значение для укрепления МПВО на железнодорожном транспорте имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.4.43 г. «О введении военного положения на всех железных дорогах».

Наряду с основными задачами перед личным составом МПВО ставились задачи восстановительного характера, которые стали вестись особенно интенсивно после постановления СНК СССР и ЦК партии от 21.8.43 г. «О неотложных мерах по восстановлению народного хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».

Местные органы, осуществлявшие руководство восстановительной деятельностью частей и формирований МПВО, определяли первоочередные задачи, объемы и сроки выполнения работ.

В таких случаях при городских штабах МПВО создавались строительные отделы, а в батальонах и формированиях МПВО организовывалось обучение личного состава строительным специальностям.

Наибольших результатов в восстановительной деятельности на освобожденной территории достигали инженерно-противохимические части МПВО, оснащенные специальной техникой, имевшие опытные инженерные кадры и обученный личный состав. А потому им поручали самые важные и ответственные задания: восстановление и ремонт корпусов предприятий, электростанций, мостов, водопроводов и т.п.

В соответствии с постановлением ГКО от 16.6.43 г. с целью укрепления МПВО было дополнительно к имевшимся создано 4 инженерно-противохимических батальонов МПВО НКВД, которые формировались соответственно в Москве, Горьком, Саратове, и Куйбышеве, а также в Ростове-на-Дону, Ярославле, Иванове, Коврове, Балахне, Дзержинске, Чапаевске, Казани и Грозном.

На них возлагались задачи по обезвреживанию неразорвавшихся боеприпасов, проведению аварийно-восстановительных работ на важнейших узлах горкомхоза и обеспечению неотложных противохимических мероприятий на объектах государственного значения.

В это же время находившийся на казарменном положении личный состав отдельных городских батальонов МПВО переводился на военизированное положение с установкой формы одежды и знаков различия войск НКВД СССР.

На эти подразделения распространялся Устав внутренней службы КА. Для их укомплектования из действующих частей КА переводилось около 1000 человек командно-начальствующего состава.

Одновременно принимались меры по укреплению МПВО на промышленных предприятиях (до 500 рабочих) создавались аварийно-спасательные отряды и усиливалась на 12350 человек военизированная пожарная охрана.

В городах-пунктах МПВО, и в первую очередь в Москве и Ленинграде, переформировывались и создавались новые батальоны МПВО и аварийно-восстановительные отряды.

С 1943 ода усиливается МПВО в Наркоматах СССР. На 980 особо важных объектах создаются аварийно-восстановительные отряды, 35% личного состава которых находились на казарменном положении.

На высшей категории объектов промышленности вводилась должность заместителя директора по МПВО, а в 22 ведущих наркоматах (черная металлургия, нефтяная промышленность, авиационная промышленность, морского флота и др.) руководство МПВО было возложено на заместителей наркомов, в подчинении которых создавались отделы МПВО.

Повседневное руководство отдельными городскими батальонами МПВО осуществляли председатели исполкомов соответствующих районных Советов которые являлись начальниками МПВО, руководившие этими батальонами через соответствующие штабы.

Таким образом, во втором периоде ВОВ укрепление МПВО страны осуществлялось по линии увеличения количества кадровых частей и военизации отдельных городских батальонов МПВО, реорганизации и создания объектовых формирований, а также массовой подготовки населения к ПВХО.

МПВО страны стала одним из главных направлений оборонно-массовой работы в деле защиты населения и народного хозяйства страны.

г). В третьем периоде Великой Отечественной войны операции КА проводились в условиях полного превосходства нашей авиации. Действия воздушного противника по тыловым объектам на советской территории резко сократились, т.к. он стал больше использовать свои ВВС для ударов по советским войскам. В то же время противник не отказался от бомбардировок крупнейших советских городов и особенно их промышленных предприятий.

Всего вражеская авиация подвергла бомбардировке 340 железнодорожных узлов и станций, 1260 отдельных важных объектов.

По-прежнему выполняя задачу по защите населения, промышленных объектов и ж/д транспорта от воздушных ударов противника, МПВО в третьем периоде войны направила свои усилия на:

o срыв попыток противника вывести из строя важнейшие административные, политические и экономические центры Советского Союза, расположенные в зоне досягаемости вражеской авиации;

o своевременную организацию системы МПВО в освобожденных городах нашей страны;

o восстановление освободившихся от фашистских захватчиков наших городов, железнодорожных магистралей и промышленных объектов;

o расчистку территории освобожденных районов страны от мин и других неразорвавшихся боеприпасов и, прежде всего, расчистку территории, намеченной под посев зерновых.

В третьем периоде войны организационная структура МПВО не претерпела существенных изменений. В 1944 году были лишь уточнены правовые отношения между начальниками и подчиненными в системе МПВО.

Вся система МПВО страны, несмотря на удаление советско-германского фронта на запад, постоянно поддерживалась в готовности к выполнению задач по защите населения и территории СССР.

И лишь после капитуляции фашистской Германии 9 мая 1945 года на всей территории Советского Союза приказом НКВД отменялось угрожаемое положение, введенное 22 июня 1941 г.

 

Международная обстановка накануне ВОВ была крайне неблагоприятной для Советского Союза. К этому времени фашистская Германия растоптала независимость и оккупировала 12 стран Европы: Австрию, Чехословакию, Албанию, Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Францию, Югославию, Грецию. Вермахт был в зените своих зловещих побед. Франция, великая держава, потерпела поражение за 44 дня. Угроза вторжения нависла над Великобританией. Итало-немецкие войска проникли в Африку и развернули наступление на Египет.

Милитаристская Япония, захватив обширные районы Китая, готовилась к удару против СССР на Дальний Восток и колониальных владений США и других государств на Тихом океане.

ТО, что вооруженная схватка с фашистской Германией неизбежна, понимали все.

Поэтому страна прилагала большие усилия для перестройки экономики, применительно к требованиям надвигавшейся войны, реорганизации, технической реконструкции Вооруженных Сил и их подготовки.

При этом деятельность руководства страны и всего народа исходила из того, что усиленная подготовка страны и всего народа исходила из того, что усиленная подготовка для серьезной войны требует не порыва, не клича, не боевого лозунга, а длительной, напряженной, упорнейшей и дисциплинированной работы в массовом масштабе.

Однако общее состояние Вооруженных Сил определялось незавершенностью работы как по их техническому оснащению, развертыванию, организационному совершенствованию, так и обучению.

Особое внимание в предвоенные годы уделялось развитию МПВО страны как составной части военного строительства. История её создания и развития является подтверждением правильности подготовки страны к отражению грядущей фашистской агрессии.

Созданная титаническим трудом Советского руководства и всего советского народа МПВО по своей сути была связующим звеном между КА и населением страны.

Она характеризовалась участием в её мероприятиях всего трудоспособного населения, охватом мероприятиями по защите населения и важнейших объектов ПВО, прежде всего, в угрожаемой зоне и сосредоточением своих основных усилий в городах пунктах ПВО.

По итогам двух проверок состояния МПВО, проведенных в 1940 году, было принято решение о переде руководства ею НКВД СССР с учетом событий надвигавшейся второй мировой войны.

Эта передача была осуществлена в соответствии Постановлении СНК СССР от 7 октября 1940 года образованному при НКВД ГУ МПВО НКВД СССР.

Важное значение для повышения качества подготовки штабов, служб и формирований МПВО имела разработанная ГУ МПВО единая программа их боевой подготовки на 1941 год.

На реализацию принятых решений по дальнейшему развитию и укреплению МПВО в её обновленной структуре история отводила около 8 месяцев.

Однако за это время не удалось полностью завершить намеченные мероприятия.

И все-таки, несмотря на незавершенность намеченных мероприятий, МПВО к началу ВОВ представляла собой достаточно самостоятельную систему оборонного значения с довольно четкой общей структурой и единым центральным органом управления, обладавшую значительным материально-техническим обеспечением и готовую, в основном, к выполнению возложенных на неё задач.

Опыт войны показал, что в большинстве освобожденных городов основной, а иногда и единственной организованной силой для проведения первоочередных работ по немедленной очистке города и организации работ по его восстановлению были подразделения и формирования МПВО.

Система МПВО в ходе Великой Отечественной войны стала многомиллионной организацией военизированного типа, внесшей достойный вклад в обороноспособность Советского государства.

МПВО страны стала одним из главных направлений оборонно-массовой работы в деле защиты населения и народного хозяйства страны.

 

1. Краткая информация о введении ФГОС СПО с 1 сентября 2011 года.

2. Обзор примерного содержания программы курса (объем часов, тематика и форма проведения занятий, требования к самостоятельной работе, написанию курсовых работ и прохождению практики)

3. Знакомство студентов с перечнем обязательных общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), которые будут сформированы в результате освоения данного курса.

4. Знакомство с результатами обучения по данному предмету, формами и методами контроля и оценкой результатов обучения (в соответствии с программой).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.