Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное право РФ как ведущая отрасль правовой системы России

Классификация конституционно-правовых норм.

 

По юридической природе и степени обязательности предписаний конституционно-правовые нормы могут быть:

· Императивные - правило поведения предписано в повелительной форме (ст. 87-88).

· Диспозитивные – формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения (ст. 117).

 

По функциональному назначению механизма правового регулирования конституционно-правовые нормы бывают:

· Материальные – регулируют содержание правил поведения (как действия, так и бездействия), то есть, они отвечают на вопрос «Что можно/нужно делать либо не делать?»

· Процессуальные - определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос как можно или нужно действовать или бездействовать (ст. 65, ст. 81 - 92, ст. 104 – 109).

· В литературе приводится такой пример как методические нормы, которые определяют правило применения и материальных, и процессуальных норм. Например, бюджетный кодекс.

 

По методу правового регулирования конституционно-правовые нормы подразделяются на:

· Управомачивающие – наделяют субъектов конституционно-правовых отношений юридическими благами, то есть, определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации.

· Обязывающие – принуждают к осуществлению определенных действий или бездействий. Например, ст. 57, ст. 2.

· Запрещающие – устанавливают запреты, то есть, предписывают воздержаться от определенных действий или бездействий, определяют факты, которые служат препятствием для применения нормы права. Например, ч. 4 ст. 3, ст. 133, ч. 5 ст. 13.

 

По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

· Постоянные - не ограничены сроком своего действия.

· Временные – действуют только в определенные периоды.

 

По территории действия:

· Общенациональные (общегосударственные нормы или федеральные нормы). Например, Конституция РФ.

· Нормы, которые действуют на территории определенного субъекта либо группы субъектов (региональные нормы).

· Нормы, которые действуют на территории местного самоуправления, муниципального образования (местные (муниципальные) нормы). Например, устав города Томска 2010 г.

 

По юридической силе конституционно-правовые нормы выстраиваются в определенную иерархию и получают закрепление как в законах так и подзаконных актах (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ).

 

По содержанию:

· Нормы-декларации, которые получают закрепление в преамбуле Конституции РФ, в I главе Конституции РФ.

· Нормы-принципы, которые получают закрепление в I главе Конституции. Это принцип народного суверенитета (ст. 3), принцип государственного суверенитета (ст. 4), принцип федерализма (ст. 5), принцип разделения властей (ст. 10).

· Нормы-дефиниции (нормы разъяснения), которые направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений объекта права, субъекта права и т. д. Например, ФЗ от 31 мая 2002 года о гражданстве РФ закрепляет такие нормы-дефиниции как гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Или ФЗ от 12 июня 2002 года об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ – выборы, референдум, пассивное и активное избирательно право и т. д.

· Нормы-символы. Данные нормы получают закрепление в ФКЗ от 25 декабря 2000 года о Государственном Гербе, о государственном Флаге и Государственный Гимн.

 

21.03.11

 

Понятие и сущность Конституции

 

1. В юридической литературе Конституция рассматривается в двояком смысле:

1. Это фактическая Конституция, то есть, фактически существующие основы общественного и государственного строя, основы взаимоотношений личности, государства и общества, а также система государственной власти. Это реальные общественные отношения, которые существуют в обществе.

2. Юридическая Конституция – нормативно-правовой акт в виде высшего и основного закона государства и общества, который занимает главное место в системе нормативно-правовых актов. Она регулирует институты общества, экономику, политическую систему (форму государства), духовную сферу, социальную сферу и т. д. Конституция США – 17 сентября 1787 г. Основные права – Билль о Правах – 15 декабря 1791 г.

 

В современной юридической литературе Конституции выделяются в материальном и формальном смысле.

· В материальном смысле Конституция представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционно-правового регулирования, то есть, моделируют конституционный строй конкретной страны.

· В формальном значении Конституция представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению к остальным законам и другим нормативно-правовым актам.

 

Конституция – это основной закон государства и общества, выраженный в виде одного или совокупности нормативно-правовых актов, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее значимые общественные отношения, формирующие конституционный строй конкретной страны. В современной интерпретации Конституция:

· Это основной закон государства и общества.

· В формально-юридическом смысле – документ, который представляет собой один или совокупность нормативно-правовых актов и иных источников права.

· По юридическим свойствам она обладает высшей юридической силой и верховенством в системе правовых актов.

· С точки зрения содержания конституция как правовой акт регулирует наиболее значимые общественные отношения.

 

2. Виды конституций.

 

По правовой форме:

· Писаные – Конституция представляет собой совокупность правовых норм, закрепленных в одном документе. Ее можно положить в карман.

· Неписаные – правовые нормы получают закрепление в различных нормативных актах, и они обладают одинаковой юридической силой. Это, например, Великобритания (акты, принятые Парламентом, судебные прецеденты, правовые обычаи, научная доктрина), Израиль (действуют 11 основных законов: основной закон о столице в Иерусалиме, о Правительстве, о Президенте, о Кнессете и т. д.), Новая Зеландия.

 

По структуре:

· Кодифицированные – составляет собой единый документ.

· Некодифицированные – включает в себя несколько актов. Например, Франция – 4 основных документа: сам текст Конституции 1958 г., преамбула Конституции 1946 г., Декларация Прав человека 1989 г., Экологическая Хартия 2004 г.

 

По сроку действия:

· Временные – определяется период ее действия либо указывается событие, после наступления которого Конституция отменяется. Например, Основной закон Германии от 23 мая 1949 г. был действителен до объединения Германии.

· Постоянные.

 

По форме правления:

· Монархические – например, Конституция Японии 1947 г., Конституция Испании 1978 г.

· Республиканские – например, Конституция Италии 1947 г., Конституция Франции 1958 г.

 

По форме государственного устройства:

· Унитарные – например, Конституция Украины 1996 г., Конституция Испании 1978 г.

· Федеративные – например, Конституция Индии 1950 г., Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 г. (вступила в силу с 1 января 2000 г.).

 

По политическому режиму:

· Демократические.

· Антидемократические - Конституция КНР 1982 г.

 

По порядку принятия:

· Принятые на референдуме.

· Принятые учредительным собранием.

· Принятые Парламентом.

· Дарованные (октроированные) односторонним актом главы государства.

 

По способу внесения изменений и дополнений:

· Гибкие – поправки вносятся в порядке обычной законодательной процедуры. Способ характерен для неписаных Конституций.

· Жесткие – предполагает особо усложненный порядок внесения изменений в Конституцию, и основная цель – обеспечение стабильности Конституции. Например, Конституция США.

 

3. Сущность Конституции. В юридической литературе имеют различные теории, которые обосновывают социально-политическое назначение Конституции в обществе и в государстве:

 

· Теологическая теория, согласно которой, сущность права и соответственно Конституции как основного закона заключается в завещании божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни. В Конституции воплощаются идеи высшей справедливости и разума.

 

· Конституция рассматривается как общественный договор, суть которого заключается в согласовании политических интересов различных классов, групп или прослоек общества и считается, что принимая Конституцию, члены общества заключают договор о том, на каких условиях учреждается данное общество и по каким правилам оно собирается жить.

 

· Теория соотношения политических сил. Конституция играет роль политического документа, то есть, выражает определенное соотношение политических сил на момент разработки и принятия Конституции.

 

В юридической литературе кроме того выделяют два основных подхода, которые характеризуют сущность Конституции:

 

o Классово-политический – его суть состоит в том, что Конституция, закрепляя группы общественных отношений, выражает соотношение сил в обществе, которое поделено на классы. В данном случае, В. И. Ленин писал: «Сущность Конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права, представительные учреждения выражают действительно соотношение сил в классовой борьбе».

 

o Рационалистический – сторонники данного подхода не отрицают наличия социально-политических факторов появления новой Конституции, однако они не делают их абсолютными. По мнению сторонников этого подхода, на первом плане находится служебная роль Конституции, как нормативного документа, закрепляющего государственную организацию, основы правового статуса личности и Конституция рассматривается как юридический документ и основной закон государства. В этом плане Конституция рассматривается как общественный договор, согласно которому народ передает государству функции по управлению, а народ оставляет за собой право контроля.

 

 

4. Пересмотр и принятие Конституционных поправок. IX глава Конституции именуется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

 

Пересмотр – такое изменение наиболее важных Конституционных положений, которое требует принятия новой Конституции. Он возникает в случае изменения глав I, II и IX Конституции и такой порядок означает, что пересмотр касается кардинальных конституционных положений.

 

Внесение поправок предполагает изменение конституционных положений, не требующее принятия новой Конституции. В таком порядке изменяются главы с III по VIII.

 

Субъекты, которые могут инициировать предложение о поправках и пересмотре Конституции:

· Президент.

· Совет Федерации.

· Государственная Дума.

· Правительство.

· Законодательные (представительные) органы субъектов.

· Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

 

Порядок пересмотра Конституции (ст. 135). Порядок пересмотра включает в себя несколько стадий:

 

· Инициирование предложения о пересмотре Конституции РФ и рассмотрении этой инициативы Федеральным Собранием РФ. Предложение о пересмотре Конституции, внесенное одним из субъектов, перечисленных в ст. 134, должно быть поддержано 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

 

· Созыв Конституционного Собрания. В случае, если инициатива поддержана палатами Федерального Собрания РФ, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание, которое по своей правовой природе можно рассматривать как учредительное собрание, которое созывается для разработки и принятия новой Конституции. Статус Конституционного Собрания в РФ регулируется ФКЗ, который до сих пор не принят. До сих пор стоит вопрос о численности органа, о порядке его формирования и вопрос о требованиях в отношении членов Конституционного Собрания.

 

· Принятие решения Конституционным Собранием. Оно может принять одно из двух следующих решений:

o Конституционное Собрание подтверждает неизменность действующей Конституции РФ.

o Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции. Решение принимается большинством членов Конституционного Собрания (не менее 2/3 от общего числа членов).

 

· Принятие новой Конституции. Если Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции, то проект может быть принят двумя способами:

o Принятие Конституции 2/3 голосов от общего числи членов собрания.

o Принятие Конституции на всенародном голосовании, и в этом случае Конституция будет считаться принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в голосовании приняло участие более половины избирателей.

 

28.03.11

 

5. Функции Конституции – различные проявления назначения Конституции, которые отражают роль основного закона в политике, жизни общества и в граждан, а также осуществление задач государства. Для любой Конституции независимо от социальной системы характерны следующие функции:

 

· Учредительная функция. Ее суть заключается в том, что Конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой развития общества на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» необходимо понимать в том смысле, что Конституция: 1) закрепляет то, что существует как результат деяний людей; 2) создает предпосылки для новых общественных отношений, которые созрели в обществе, но не могут возникнуть без необходимой правовой базы, которая с принятием Конституции и учреждается. Например, Конституция США учредила президентскую республику на основе принципа разделения властей с федеративной формой государственного устройства (изначально 13 штатов, сейчас – 50). Здесь же учреждаются права и свободы человека и гражданина. Конституция РСФСР 1918 – учреждена социалистическая республика. Конституция РФ 1993 – учредила создание РФ.

 

· Организаторская. Заключается в том, что Конституция не только оформляет достигнутое, но и ставит новые задачи перед обществом и государством, стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, а также граждан на деятельность в духе основного закона. В частности, Конституция РФ 1993 г. закрепляет данную функцию, которая проявляется во многих отношениях: 1) в сфере политики данная функция нацелена на свободное создание различных общественных объединений, политические плюрализм; 2) в сфере организации государственной власти – реальное разделение властей, которое дополнено системой сдержек и противовесов.

 

· Внешнеполитическая. Данная функция Конституции состоит в том, что основной закон государства обращен не только к внутренней жизни страны, но и одновременно Конституция является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Эта функция может быть реализована различными способами: 1) это может быть выражено путем включения в Конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (например, Конституция СССР 1977 г.); 2) Конституция РФ 1993 г. содержит ст. 15, которая определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ; 3) за пределами государства Конституция является важнейшим информационным источником, который дает представление об общественно-политическом строе, структуре государства и статусе личности. Например, КНР (Конституция 1982 г.): нет права на жизнь. Или, например, вопрос о количестве субъектов в федеративных государства. ФРГ – 16 земель – перечислены в Конституции ФРГ. Италия – мы знаем, что это парламентская республика, на основе Конституции.

 

· Идеологическая (воспитательная). Это функция характерна для любой Конституции, поскольку в Конституции отражаются, как правило, признанные в обществе и государстве ценности (права и свободы человека и гражданина, институт частной собственности), и на их основе должны воспитываться соответствующие воззрения каждого члена общества. Эти положения получают закрепление в преамбуле Конституции в главе о правах и свободах человека и гражданина и, прежде всего, в гарантиях прав и свободы человека и гражданина. Например, ст. 2 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Или в ст. 59 Конституции РФ закрепляется, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина РФ.

 

· Юридическая. Суть этой функции заключается в том, что 1) Конституция становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране; 2) Конституция сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения; 3) Конституция дает импульс развитию законодательства и большого количества нормативно-правовых актов, которые воплощают в себе общие идеи и отдельные положения Конституции.

 

6. Юридические свойства Конституции – это ее признаки как основного закона государства:

 

1. Конституция – основной закон государства и Конституция является нормативно-правовым актом. Конституция – закон, представляющий собой один документ. По структуре Конституция состоит из преамбулы, двух разделов (I раздел: 9 глав, 137 статей; II раздел: заключительные и переходные положения, в которых определяется порядок вступления в силу Конституции РФ 1993 г., порядок прекращения Конституции РСФСР 1978 г., а также порядок деятельности органов государственной власти).

 

Конституция – нормативно-правовой акт, который состоит из правовых норм и который имеет все черты нормы права. Норма Конституции: 1) содержит правило поведение субъектов права; 2) является общеобязательной; 3) рассчитана на многократное применение; 4) для многих положений Конституции характерно политическое звучание. Отдельные положения Конституции обладают особенностями (преамбула – не носит нормативного характера, ст. 2 – норма-декларация). Большинство норм Конституции характеризуется высокой степенью обобщенности, поскольку обладает основополагающим регулированием. В силу особой важности определенных положений Конституции, одни конституционные нормы изменяются в более усложненном порядке, чем иные конституционные нормы. В частности, ст. 64: Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

 

2. Верховенство Конституции. Данное свойство впервые получает закрепление в самом тексте Конституции. Ч. 2 ст. 4 определяет, что Конституция и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ. Верховенство Конституции означает: 1) в РФ утверждается Конституционный строй, РФ стремится к созданию правового государства; 2) в Конституции заложены идеи подчинения государства Конституции и праву; 3) на основе принципов и норм Конституции должны строить свою деятельность все государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации и граждане во всех сферах своей жизни; 4) принцип также отражает и федеративный характер Российского государства, поскольку Конституция РФ действует на всей территории России, в том числе, и в республиках, которые имеют свои Конституции.

 

3. Высшая юридическая сила. Данное свойство получает закрепление в ч. 1 ст. 15, которая определяет, что Конституция имеет высшую юридическую силу и это юридическое свойство означает: 1) что законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции; 2) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию. Таким образом, высшая юридическая сила в отличие от верховенства характеризует место Конституции в иерархии нормативно-правовых актов, действующих в РФ.

 

4. Конституция – ядро правовой системы и база текущего законодательства. Конституция инициирует текущее регулирование и при этом возможно использование различных приемов, которые нацелены на принятие новых нормативных актов, развивающих положения Конституции. Приемы:

· В Конституции прямо указываются виды ФКЗ и многих ФЗ, которые принимаются для подробного регулирования определенных вопросов. Это, например, ст. 6 - закон о гражданстве, ст. 59 - закон о военной службе, закон об альтернативной гражданской службе, ст. 70 - о статусе столицы, ст. 81 – о порядке выборов Президента.

· В Конституции содержится указание на то, что определенные общественные отношения регулируются ФЗ, однако не называется конкретный по наименованию или по содержанию акт.

· Конституция отмечает о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства при этом, оставляя на последующее решение вопроса о виде акта и органе, который принимает данный акт. Например, ч. 5 ст. 43.

· Конституция содержит такие формулировки статей, из текста которых очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Это, например, ч. 2 ст. 46.

· Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются государством, а действия органов и должностных лиц регулируются законом и в этом случае подразумевается не какой-то конкретный акт, а вся совокупность правовых норм необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35.

 

04.04.11

 

7. Охрана и защита Конституции. Нужно различать два этих понятия.

 

Охрана Конституции – комплекс мер, направленных на предупреждение нарушений Конституции.

 

Защита Конституции – комплекс мер, направленных на устранение нарушений Конституции.

 

В отношении Конституции РФ охрану и защиту обеспечивают:

· Гражданское общество (в РФ пока не наблюдается) – совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных отношений относительно независимых от государства. В литературе называют различные критерии гражданского общества:

1. Экономическая и социальная свобода членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности, вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму.

2. Признание и реальная обеспеченность естественных и неотчуждаемых прав человека, а также возможность судебной защиты этих прав.

3. Открытость гражданского общества:

o Свободный доступ ко всем источникам информации.

o Гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, в том числе, и принимаемых законодательных актов.

o Свобода слова.

o Свобода убеждений.

o Свобода критики.

o Свобода сотрудничества с международными и иностранными общественными организациями.

4. Режим законности, верховенства закона, а также эффективность контроля и надзора за исполнением законов. Гражданское общество – прежде всего, общество правовое.

5. Равенство всех перед законом и судом, стабильность конституционного строя и демократические методы управления. Каждый из нас неукоснительно соблюдает Конституцию, законы и т. д.

 

· Президент РФ - согласно статье 80 Президент является гарантом Конституции и, вступая в должность, он обязуется соблюдать и защищать Конституцию. Статус Президента как гаранта Конституции определяется следующими положениями:

o Президент РФ наделен неограниченным правом законодательной инициативы, позволяющей ему в конкретной правовой форме ставить вопрос о реализации в законах конституционных положений и приведения в соответствие законодательства.

o Президент вправе использовать право вето на стадии подписания федеральных законов (ч. 3 ст. 107).

o Президент вправе отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, ФЗ и нормативным указам Президента.

o Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов, в случае их противоречия Конституции, ФЗ, нормативным указам Президента до решения вопроса соответствующим судом (ст. 155 – отменяет, в субъектах же – лишь приостанавливает).

o Контроль за исполнением Конституции в субъектах РФ осуществляют полномочные представители Президента в федеральных округах.

o Президент обязан обеспечивать включение в Конституционный текст поправок и изменений в Конституцию посредством официального опубликования актов, принятых в порядке статей 136 и 137.

 

· Конституционный Суд РФ - орган конституционного контроля, осуществляющий конституционное судопроизводство – ст. 125 Конституции РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный Суд обладает двойственной правовой природой:

1. Это, прежде всего, орган государственной власти (ст. 11 и глава 7).

2. Он является судебным органом, который осуществляет Конституционное судопроизводство (ст. 118). Состоит из 19-ти судей.

 

Полномочия:

o Конституционный Суд обладает исключительным правом официального толкования Конституции.

o Конституционный суд осуществляет нормоконтроль и в литературе рассматривается в качестве негативного законодателя.

 

Объектом контроля на предмет соответствия Конституции могут быть ФЗ, нормативные указы Президента, нормативные акты палат Федерального Собрания, Конституции (уставы) субъектов и законы субъектов, принятые по вопросам совместного ведения.

 

· Сама Конституция путем особого порядка внесения в нее изменений и дополнений (глава 9).

 

Конституционный строй Российской Федерации

 

1. Понятие и сущность Конституционного строя РФ. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Система этих черт позволяет говорить об определенном способе организации государства или о государственном строе. Конституционным строй становится в том случае, когда государственный строй получает закрепление в Конституции.

 

Конституционный строй – это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в Конституции. I глава Конституции РФ 1993 г. называется «Основы конституционного строя», под которыми следует понимать главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства.

 

Основы конституционного строя РФ:

· Закрепляется форма государственной власти (ст. 1).

· Устанавливаются источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3).

· Определяются пределы действия суверенитета РФ (ст. 4).

· Закрепляются принципы федеративного устройства РФ (ч. 3 ст. 5).

· Устанавливается принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную.

· Устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть (ч. 1 ст. 11).

· Особо подчеркивается, что РФ является социальным государством (ст. 7).

· Устанавливаются и гарантируются в РФ единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8-9).

· Признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

· В РФ признается идеологическое многообразие, многопартийность и политический плюрализм.

· РФ – светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14).

· Конституция обладает высшей юридической силой. Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права (ст. 15).

· Закрепляются способы изменения, дополнения главы 1 Конституции (ст. 16).

 

2. Форма правления РФ. Форма правления – порядок формирования высших органов государственной власти и особенности взаимоотношений между ними.

 

Монархия Республика
Особый порядок престолонаследия. Выборность.
Принцип разделения властей. Принцип верховенства Парламента над исполнительной властью. Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов.

 

Президентская республика (США):

· Президент избирается населением.

· Президент и глава государства, и глава исполнительной власти.

· Нет политической ответственности Правительства перед законодательным органом.

· Принцип разделения властей, система сдержек и противовесов.

 

Парламентская республика (ФРГ):

· Президент избирается Парламентом или особой коллегией.

· Президент является только главой государства.

· Действует принцип верховенства Парламента ад исполнительной властью. Правительство формируется по итогам парламентских выборов. Парламент контролирует деятельность Правительства. Парламент может поставить вопрос о недоверии Правительству (глава государства решает, распустить Парламент или отправить в отставку Правительство).

 

Особенности формы правления России (по модели Франции 1958 г.):

o Президент избирается населением на 6 лет (президентская республика).

o Президент является главой государства (парламентская республика).

o Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы (российская особенность).

o Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, не являясь главой Правительства.

o Президент своим указом определяет состав и структуру Правительства (указ Президента РФ от 09.03.2004).

o Президенту напрямую подчиняются силовые министры (МО, МИД, МВД, Директор ФСБ, МЧС, казачий атаман), поскольку он является главнокомандующим.

o Президент имеет право отменять акты Правительства, если они противоречат Конституции, ФЗ и нормативному указу Президента (ч. 3 ст. 115).

o Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов.

· Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

o Особенности статуса Президента во взаимоотношениях с Правительством определяются в Конституции РФ и ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве РФ».

 

В чем специфика взаимодействия Президента и премьер-министра?

 

Можно ли заменить форму правления, не меняя Конституцию?

 

11.04.11

 

3. Суверенитет. Понятие и виды. Суверенитет в науке конституционного права рассматривается как независимость и самостоятельность государственной власти.

 

Суверенитет бывает 3-ех видов:

 

· Народный суверенитет. Статья 3 Конституции характеризует народ РФ в качестве 1) носителя суверенитета, 2) единственного источника власти, 3) субъекта, осуществляющего власть, 4) субъекта, поручающего осуществление власти иным структурам. На основе теории «народного суверенитета» и в соответствии с Конституцией народный суверенитет можно рассматривать, во-первых, как принадлежность народу всей полноты власти в данном государстве, во-вторых, как возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. Таким образом, это означает, что, во-первых, о народном суверенитете можно говорить только там, где власть символизируется с народом и принадлежит народу в полном объеме. Во-вторых, критерием народного суверенитета является производность власти в обществе и государстве. В-третьих, органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут абсолютировать свои полномочия. Народ определяет характер власти в стране в целом, направление деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Таким образом, власть народа характеризуется следующим:

o Это публичная власть, поскольку она осуществляется в интересах всего народа и ее целью является общественное благо.

o Пространством осуществления власти народа по всем ее формам является общество и государство.

o Власть народа обращена к обществу и каждому человеку.

o Эта власть доступна всем, то есть, каждый человек вправе участвовать в тех или иных функциях или формах власти.

o Власть народа осуществляется открыто и гласно, и мероприятия имеют общественный резонанс.

o Власть народа использует такие методы, как метод убеждения.

o Власть народа можно рассматривать как разновидность политической власти, поскольку в ее осуществлении необходимо видеть политические цели, процедуры и механизмы.

 

o Государственный суверенитет. Выражается в:

o Верховенстве государственной власти – состоит в том, что только государственная власть полномочна закреплять в Конституции и иных нормативно-правовых актах весь строй общественных отношений, устанавливать правопорядок, устанавливать правомочия физических и юридических лиц, процедуры их реализации, меры юридической ответственности.

 

o Единство государственной власти – обладание государственной властью одинаковыми сущностью, формами и методами деятельности. Между органами государственной власти должна быть связь, субординация, взаимообусловленность и взаимное разделение полномочий.

 

o Самостоятельность и независимость государственной власти – в соответствии с распределением функций управления общественными и государственными делами органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо от иных форм власти в стране (от политических партий, органов местного самоуправления) и иностранных государств и международных организаций.

 

Конституция закрепляет элементы государственного суверенитета в следующих статьях:

 

o Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

 

o Статья 67

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

 

· Национальный суверенитет. Национальный суверенитет выражается в праве наций определять характер своего бытия, решать вопросы своей жизни (как внутренней жизни – язык, письменность, обычаи, традиции, культура, так и вопросы, связанные с отношениями с другими нациями, народностями – возможность создания суверенного государства, возможность создания национально-культурной автономии либо вхождение в состав какого-либо другого государства).

 

Ст. 1 определяет, что Россия – федеративное государство, ст. 5 закрепляет принципы федеративного устройства, ч. 3 ст. 5. определяет равноправие и самоопределение народов РФ.

 

В рамках национального суверенитета допускается возможность создания национально-культурной автономии, которая обладает статусом как некоммерческой организации – добровольное объединение граждан РФ.

 

Национальный суверенитет проявляется в элементах статуса республик в составе РФ. Республики именуются по названию титульной нации, в республиках имеются свои государственные языки.

 

Еврейская автономная область и автономные округа строятся так же по национальному принципу, и их статус кроме Конституции может проявляться путем принятия специального ФЗ.

 

Взаимодействие народного, государственного и национального суверенитетов.

 

4. Правовое государство. Ст. 1 Конституции закрепляет, что Россия является правовым государством (исторически - германская школа):

· Признается верховенство право и закона в общественной и государственной жизни. Ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

· Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Ч. 2 ст. 15.

· Равенство всех перед законом и судом. Ст. 19.

· Законы в РФ подлежат официальному опубликованию. Нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Ч. 3 ст. 15.

· РФ, являясь полноправным членом мирового сообщества, признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы международного права и международные договоры. Ч. 4 ст. 15.

· Характерной чертой является наличие целостной системы, законодательства, которое охватывает наиболее важные сферы государственной и общественной жизни.

 

5. Федеративное государство. Федерация – это сложное союзное государство, субъекты которого обладают определенной учредительной и политической властью.

В юридической литературе выделяются две группы признаков федеративного государства:

· Признаки абсолютного характера – характерны для всех:

o Территория федеративного государства состоит из территорий субъектов. Субъекты федерации – государственно подобные образования, которые обладают учредительной властью.

o Федерация – добровольное объединение в одно союзное государство.

o В федеративном государстве разграничиваются предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами государственной власти субъектов. Ст. 71-73.

o В федеративном государстве существуют два уровня законодательства: федеральные акты и акты субъектов.

o В федеративном государстве суверенную власть осуществляют федеральные органы государственной власти – Президент, Федеральное Собрание, Правительство и судебные органы.

o Единое федеральное гражданство.

o Двухканальность налогов.

· Признаки факультативного характера – встречаются у ряда субъектов федераций:

o Субъекты федерации могут иметь свои Конституции.

o Субъекты федерации могут устанавливать собственное гражданство.

o Субъекты могут устанавливать свою судебную систему и в этом плане.

 

Россия как федерация. Ст. 1, ст. 5:

Закрепляются виды субъектов; республики определяются как государства, которые имеют свою конституцию и законодательство и соответственное иные субъекты имеют уставы и законодательство, закрепляются принципы федеративного устройства:

· Государственная целостность.

· Единство системы государственной власти.

· Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов.

· Равноправие и самоопределение народов РФ.

 

III глава Конституции:

· Наименования субъектов.

· Статус субъектов.

· Закрепляются элементы России как федеративного государства.

· Разграничиваются предметы ведения и полномочия.

· Определяется система органов государственной власти субъектов и их правовая система.

 

18.04.11

 

Основы Конституционного строя

1. Политический режим — совокупность приемов и способов осуществления государственной власти.


Демократический характер публичной власти РФ раскрывается через следующие конституционные принципы:

 

1. Народовластие (ст. 3).

 

2. Разделение властей (ст. 10, 11).

 

3. Республиканская форма правления (ст. 1, 11).

 

4. Идеологическое многообразие и политический плюрализм (ст. 13).


В ст. 13 конституции специально подчеркивается, что в РФ признается идеологическое многообразие и данные положения получают развитие в других статьях Конституции и федеральных законах. Прежде всего, в РФ устанавливается религиозное многообразие (ст. 14, 28), свобода совести, свобода мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации (ст. 29), свобода литературного, художественного, научного и иных видов творчества (ст. 44). В настоящее время в РФ действует принцип, согласно которому все граждане свободны в своих убеждениях и взглядах, никто не может подвергаться каким-либо преследованиям и ограничениям за свои убеждения.


Свобода идеологии не является абсолютной и бесконтрольной. Как и во многих демократических странах, в России предусмотрены определенные ограничения и исключения, которые обусловлены гуманистическими задачами защиты интересов людей и общества в целом (ч.5 ст. 13; ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» - предусматривает ответственность за действия, проповедующие прямо запрещенную законом антигуманную идеологию; составы УК РФ и т. д.). ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в качестве ограничений избирательного права (как активного, так и пассивного) предусматривает наличие неснятой или непогашенной судимости за проведение экстремистской деятельности.


Политическое многообразие. Ст. 13, которая закрепляет многопартийность и многообразие общественных объединений. В настоящее время действует ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», где общественное объединение определяется как добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе общественного объединения. В рамках этого закона выделяются следующие организационно-правовые формы общественного объединения:

 

· общественная организация

· общественное движение

· общественный фонд

· общественное учреждение

· орган общественной самодеятельности

 

ФЗ от 17 июля 2001 года «О политических партиях», где политическая партия — общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.


Кроме того, в настоящее время действует ФЗ от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», по которому выборы проводятся по чисто пропорциональной системе, и обеспечивается справедливое представительство граждан.

 

Россия как светское государство. В ст. 14 Конституции определяется, что РФ является светским государством — таким государством, которое официально отделяет себя от религиозных объединений. В то же время, государство предоставляет гражданам свободу выбора, религиозного вероисповедания, либо отказа от какого-либо вероисповедания. В настоящее время в РФ действует ФЗ от 26 сентября 1996 года «О свободе совести и вероисповедания». Данный закон определяет основы отношений между государством и религиозными объединениями (религиозные группы и религиозные организации). Государство не вмешивается в определении гражданином своего отношения к религии и к религиозной принадлежности. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит ФЗ. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.


Взаимодействие религиозных объединений и государства. Религиозное объединение создает и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической структурой, выбирает, назначает и смещает свой персонал согласно собственным постановлениям. РО не выполняет функций органов государственной власти и органов местного самоуправления. Религиозное объединение не участвует в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Религиозное объединение не участвует в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

 

5. Местное самоуправление (ст. 12).


Легальное определение местного самоуправления получает закрепление в федеральном законе от 06.10.2003г. «об общих принципов организации местного самоуправления в РФ». Местное самоуправление это форма осуществления народом своей власти обеспечивающийся в пределах уставленных в К РФ, Федеральными законами, Законами субъектов, самостоятельные и под свою ответственность решения населения непосредственно, либо через органы местного самоуправления в вопросах местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

· Местное самоуправление — это форма народовластия (ст.1,3,).

· Местное самоуправление гарантируется К и федеральными законами (ст.133).

· Местное самоуправление создается для решения вопросов местного значения, это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствие с К и федеральными законами осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно.

· Формирование утверждения и исполнения местного бюджета.- Это владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. -Организация электро, газо, водо и тепло снабжение. -Благоустройство и озеленение, организация транспортного обслуживания.

Вопросы местного самоуправления решаются либо непосредственно, либо самостоятельно.


К институтам на уровне местного самоуправления относятся:

1. Местный референдум.

2. Муниципальные выборы.

3. Голосование по отзыву депутатов, либо выборных должностных лиц.

4. Голосование по изменению границ муниципального образования.

5. Сход граждан (если проживает менее 100 человек).

6. Публичные слушания.

7. Право творческая инициатива граждан.

8. Опрос граждан.

9. Территориальное местное самоуправление.

10. Обращение в органы местного самоуправления (ст. 33).

11. Иные формы, которые проводятся на основе добровольности и законности.

 

Структуру органов местного самоуправления составляют:

 

· Представители орган муниципального образования (Дума г. Томска 36 депутатов, Дума г. Северска 26 депутатов, или в г. Кызыле городской курал).

· Глава муниципального образования.

· Местная организация как исполнительно распорядительный орган.

· Муниципальная комиссия.

· Исполнительно-муниципальная комиссия.

· Контрольный орган (счетная палата, контрольно-ревизионная палата и т. д.).

 

В соответствие со ст. 12 органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ, и выделяет 5 видов муниципальных образований:

· Сельское поселение.

· Городское поселение.

· Муниципальный район.

· Внутригородская территория городов федерального значения.

· Городские округа (г. Томск, например)

 

Муниципально-правовые акты. На территории муниципального образования действует:

 

· Устав муниципального образования, который принимается представительным органом (или сходом, если нет органа).

· Представительный орган принимает решения.

· Глава муниципального образования издает постановление и распоряжение.

· Итоги референдума.

 

Местное самоуправление можно рассматривать как форму народовластия, как основу Конституционного строя, как институт гражданского общества.

 

25.04.11

 

Основы конституционного статуса личности в России

 

1. Понятие, элементы статуса и принципы статуса. Статья 2 Конституции определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Данная норма получает реализацию во второй главе Конституции, которая называется «права и свободы человека и гражданина». Стать 64 определяет, что положения главы второй оставляют основы правового статуса личности в РФ.

 

В юридической литературе существуют различные точки зрения о юридической конструкции (идеальной модели) правового положения личности с определенным набором ее основных элементов:

 

1. С точки зрения Н. В. Витрука, правовое положение личности включаются:

· Юридические права и свободы.

· Юридические обязанности

· Законные интересы, то есть, интересы, которые не нашли прямого закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства.

· Гражданство.

· Правосубъектность.

· Юридические гарантии – условия и средства защиты и восстановления нарушенных прав.

 

По мнению Н. В. Витрука, 1, 2 и 3 элементы составляют статус личности, а в совокупности с 4, 5 и 6 элементами – более широкое понятие – правовое положение личности.

 

2. В понятие правового положения личности входят два элемента: права и обязанности, а ряд дополнительных элементов, рассматриваются предпосылки правового статуса личности, в частности, гражданство либо общая правоспособность, либо они рассматриваются как элементы вторичные по отношению к основным, в частности, это юридическая ответственность либо как категории, которые выходят за пределы правового статуса личности, в частности, это гарантии.

 

3. Такие категории как правовой статус и правовое положение рассматриваются в качестве синонимов и отсутствует строгое деление на основные и дополнительные элементы правового статуса. К числу элементов правового статуса личности относят:

· Гражданство (как исходное начало правового положения).

· Правосубъектность (как общая правоспособность).

· Принципы правового положения, конституционные права и свободы человека и гражданина, которые занимают центральное место.

· Юридические обязанности.

· Юридические гарантии.

 

Конституционно-правовой статус личности – совокупность прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных в Конституции РФ.

 

1. Субъективное конституционное право – мера возможного поведения.

 

2. Субъективные конституционные права – закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, созидать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах.

 

3. Субъективные конституционные права человека и гражданина – закрепленные общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Конституцией страны принадлежащие каждому человеку либо каждому гражданину неотчуждаемые возможности для выбора вариантов поведения как в сфере индивидуальной частной жизни, так и жизнедеятельности государства, гражданского общества в целом.

 

Конституционная свобода – мера возможного поведения, предполагающая альтернативность такого поведения. Например, стать 28.

 

Конституционные обязанности – 1) мера должного поведения; 2) это установленные в соответствии с потребностями развития общества и государства Конституцией РФ государственно властные требования относительно вида и меры должного поведения.

 

2. Классификация прав и свободы человека и гражданина.

 

По сферам жизнедеятельности человека и гражданина:

· Личные (гражданские) права и свободы – ст. 19 – 28.

· Политические права и свободы – ст. 29 – 33.

· Социально-экономические – ст. 34 – 42.

· Духовно-культурные – ст. 43 – 44.

 

В зависимости от времени закрепления выделяют права и свободы 3-ех поколений:

· Права первого поколения – получают закрепления в декларациях, конституциях и законах западных стран – конец XVIII в. – начало XX в. Например, Конституция США – 1787 г.

· Права второго поколения – получают закрепление в конституциях и законах первой трети XX в и связаны с усилением роли государства в экономической, социальной и культурной сферах.

· Права третьего поколения – права и свободы общностей, ассоциаций людей, это права «солидарные» или «права, основанные на солидарных действиях людей» - конец XX в. Это, например, право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, это право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом или право коммуникации между людьми.

 

Права и свободы могут быть естественные и позитивные:

· Естественные – являются неотъемлемым свойством биологической природы человека, они не даруются государством и соответственно являются неотчуждаемыми.

· Позитивные – приобретаются человеком в результате его взаимодействия с государством, «даруются государством» и могут быть отчуждены.

 

Индивидуальные и коллективные права человека:

· Индивидуальные – права, которыми могут обладать и которые могут реализовывать отдельные личности. Они подчеркивают индивидуальность личности.

· Права, обладание и пользование которыми возможно лишь сообща или коллективно. Данные права указывают на «встроенность интересов человека» в общественный процесс и возможность удовлетворения этих интересов только через коллектив.

 

Права человека и права гражданина:

· Понятие права человека – подчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой и невмешательство государства во внутреннюю жизнь личности.

· Права гражданина определяют права и свободы во взаимоотношениях с государством. Мы предполагаем наличие политических прав, определенным набором социальных и экономических прав и обязанностей.

 

3. Конституционные права и свободы человека и гражданина.

 

Особенности:

· Конституционные права и свободы получают закрепление в Конституции как источнике, обладающем высшей юридической силой.

 

· Они составляют ядро или основу правового статуса личности и лежат в основе других прав и свобод, закрепленных в иных нормативно-правовых актах.

 

· Конституционные права и свободы принадлежат неопределенному кругу лиц и в то же время принадлежат каждому человеку и гражданину. В то время как в ФЗ права и свободы имеют конкретного адресата, в частности, закон о ветеранах, закон о статусе судей.

 

· Реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина не связано с участием личности в конкретных правоотношениях. Конституционные права и свободы носят постоянный и стабильный характер и выступают в качестве предпосылки человеческой деятельности.

 

· Конституционные права и свободы обеспечиваются особой правовой охраной:

o II глава Конституции предполагает, что если вносятся изменения, то происходит пересмотр Конституции.

o Гражданин РФ может обращаться с конституционной жалобой в Конституционный Суд РФ, а также в конституционные (уставные) суды субъектов.

 

Систему гарантий прав и свобод человека и гражданина составляют:

o Общие гарантии – политические гарантии, экономические гарантии, социальные и др.

o Самозащита.

o Обращения индивидуальные и коллективные в органы государственной власти или органы местного самоуправления – ст. 33.

o Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина – ст. 80.

o Уполномоченный по правам человека (Владимир Лукин), уполномоченный по права ребенка (Павел Астахов).

o Уполномоченные по права ребенка, уполномоченный по права человека в субъектах.

o Деятельность правоохранительных органов.

o Международные органы.

o Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

 

4. Принципы правового статуса личности:

· Равенство каждого перед законом и судом, запрет любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

· Неотчуждаемость основных прав и свобод.

· В РФ не должны издаваться законы, отменяющие и умоляющие права и свободы человека и гражданина.

· Принцип гуманизма. Интересы личности становятся приоритетными по отношению к классовым, национальным, религиозным и другим интересам.

 

Статья 55 Конституции РФ определяет, что права и свободы могут быть ограничены только ФЗ и только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

16.05.11

 

 

Гражданство в РФ

 

1. Понятие и принципы гражданства.

 

В юридической литературе термин гражданство имеет 3 основных значения:

 

· Гражданство – это одно из суверенных прав государства. Означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Формально-правовое обособление граждан данного государства осуществляет путем:

o Одностороннего установления государством условий и порядка признания приобретения и прекращения гражданства.

o Рассмотрения органами государства власти конкретных вопросов приобретения и прекращения гражданства.

o Заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими государствами.

 

· Гражданство – публично-правовое состояние индивида. Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Таким образом, гражданство это:

o Во-первых, устойчивая связь, которая выражается в бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в случаях прямо предусмотренных законом и при этом ни государственные органы, ни граждане не вправе менять правовое состояние гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе.

o Во-вторых, правовая связь лица с РФ, т.е. вопросы гражданства регулируются как Конституцией и ФЗ, так и иными нормативно-правовыми актами.

o В-третьих, связь, в которой участвуют 2 субъекта (государство и лицо-гражданин), которые обладают взаимными правами и обязанностями

o Кроме того, гражданство – это всегда длительные конституционно-правовые отношения.

 

· Гражданство – конституционно-правовой институт – совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством с одной стороны и гражданином, гражданином иностранного государства и лицами без гражданства с другой стороны. Нормы данного института получили закрепление:

o Конституция РФ (ст. 6, 61-63).

o ФЗ от 31.05.2002г. «О гражданстве РФ».

o Указ Президента от 14.11.2002г., которым утверждено положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

o Международные договоры: договор между РФ и Таджикистаном от 15.12.1996г, между РФ и Туркменистаном от 25.11.1994г.

 

Нормы данного института устанавливают:

· Круг лиц, которые признаются российским гражданами.

· Основания приобретения и прекращения гражданства.

· Вопросы двойного гражданства.

· Вопросы, регулирующие порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

 

В ФЗ «О гражданстве РФ» получают закрепление такие понятия как:

· Иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранных государств. ФЗ от 25 июня 2002 года «О правовом положении иностранных граждан» закрепил это понятие так: иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

· Лицо без гражданства (апатрид) – лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

· Ребенок – лицо, не достигшее возраста 18 лет.

 

2. Принципы гражданства РФ.

· Принцип единого гражданства (ст. 6 Конституции и ст. 4 ФЗ). Данный принцип предполагает, что в республиках РФ не может быть установлено собственное гражданство и все граждане рассматриваются как граждане РФ.

· Гражданство является равным, независимо от оснований его приобретения (ст. 6 Конституции и ст. 4 ФЗ). В науке конституционного права выделяют следующие основания приобретения гражданства:

o Филиация – в отношении ребенка по рождению. Есть 2 принципа: принцип крови (когда ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения) и принцип почвы (когда ребенок приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился).

o Натурализация – предоставление гражданства лицу на основании его письменного обращения уполномоченным органом государственной власти.

o Оптация – изменение гражданства в связи с изменением государственной границы.

· Принцип сохранения гражданства РФ лицами, пребывающими или проживающими за пределами РФ (ст. 7 Конституции РФ).

· Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящихся за пределами РФ (ст. 7 Конституции РФ).

· Принцип недопустимости лишения гражданства РФ (ст. 4 Конституции РФ).

· Принцип допущения двойного гражданства ст. 62 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство в соответствии с ФЗ или международным договором РФ). Ст.6 ФЗ устанавливает, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ за исключением случаев, предусмотренных международным договором или ФЗ.

· Принцип невосприимчивости гражданства к изменению семейного статуса. Государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияет на его положение как гражданина РФ:

o Заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, которому не принадлежит российское гражданство, не влечет изменения их принадлежности.

o Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники конституционного права РФ | Конституционно-правовые отношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.814 сек.