Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая феноменология А. Шюца




Теория социального обмена.

Представители Джордж Хоманс, Питер Блау.

Теория социального обмена опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать отношения, если они считают, что вознаграждения, которые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты. Джордж Хоманс попытался объяснить поведение, определяемое в широком смысле как результат взаимодействия, в ходе которого индивидуумы приобретают, продают или обменивают ресурсы.

Несмотря на то, что Теория социального обмена, лучше всего объясняет взаимодействия между двумя лицами, она также была распространена на межгрупповые процессы.

Индивидуумы будут стремиться к максимизации получаемого удовольствия и избеганию или сведению к минимуму боли. Предполагается, что индивидуумы будут реагировать прогнозируемым образом на вознаграждения и наказания. Любое взаимодействие предоставляет возможность для обмена ресурсами, в ходе которого каждый участник старается получить ресурсы, обладающие более высокой ценностью в сравнении с теми, которые он или она отдает или от которых отказывается.

Под ресурсами подразумеваются любые вещи, которые могут обмениваться: любовь, статус, информ., деньги, товары и услуги.

Теория социального обмена - теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «затраты».

 

Идейные истоки феноменологического направления в социологии лежат в феноменологической философии немецкого мыслителя Э. Гуссерля.

В своих работах Э. Гуссерль утверждал, что в основе всех наук лежит так называемый «жизненный мир» обычных людей. Реальность интенциональна, т. е. сознание субъекта всегда направлено на объекты. Опыт человека всегда имеет такую ориентацию и все формы сознания предусматривают восприятие объектов: именно сознание упорядочивает объекты окружающего мира и придаёт им определённое значение. Буквы в слове и слова в тексте не имеют значения сами по себе, им предаёт смысл наше знание их значения, усвоенное в процессе жизнедеятельности в том или ином обществе. Мы не понимаем китайские иероглифы, так как в нашем сознании нет сведений о их значении. Это же понимание применимо и ко всем остальным аспектам жизни человека и, таким образом, именно наше сознание упорядочивает объекты окружающего мира и придаёт им смысл. Однако жизненный мир (сознание человека) складывается из многочисленных накопленных человеком опытов и мнений, которые мешают истинному пониманию. Поэтому Э. Гуссерль предложил метод феноменологической редукции — способ, который помогает сознанию отбросить все идеи про внешний мир и его объекты и, таким образом, приблизится к истинному знанию.

Социологическая версия феноменологической редукции в трактовке австрийского социолога А. Шюца понималась как «заключение в скобки» всех предыдущих научных трактовок общества и истории, т. е. по сути отказа от всего накопленного научного знания об обществе и его развитии. Социология должна начинать свой анализ не с понятия объективного мира, который существует вне нас, а с действий и сознания субъекта, которое и упорядочивает социальную реальность и придаёт ей определённое значение.

А. Шюц определил жизненный мир как постоянное течение опыта и действий, очень редко осознаваемых человеком. Естественная установка - это отношение человека к действительности, подразумевающее веру в реальность повседневной жизни, человек понимает самоочевидной природу социального мира, не задумываясь, что значение этому социальному миру и его элементам придаёт его сознание, т. е. формируется его опытом в этом мире.

Социальный мир или мир повседневной жизни А. Шюц обозначил как межличностный или интерсубъективный: не смотря на то, что значение ему придаётся сознанием субъекта, он принадлежит всем людям, которые в нём взаимодействуют, т. е. люди, имеющие подобный опыт, выросшие в одном и том же обществе будут иметь во многом схожее видение окружающего мира и одним и тем же элементам этого мира придают одно и то же значение. Так всеми жителями Беларуси одни и те же жесты или выражения будут пониматься одинаково, но они могут иметь совершенно другое значение для представителей других культур.

Человек на основе своего опыта в конкретном обществе знает как себя вести в той или иной ситуации. «Чтобы понять как нужно вести себя в социальной группе, я должен знать различные способы поведения и моду, многочисленные знаки отличия, эмблемы и т.д., которые группа считает знаками социального статуса и поэтому считает уместными»

Таким образом, по мнению Шюца, общество есть системой «многочисленных реальностей», сплоченных вокруг различных «законов уместности», интересов, близких и т.д. Это не мир объектов, а мир, построенный действующими субъектами.

(В каждой конкретной ситуации наше поведение и действия определяются тем среди кого мы находимся. Наше поведение должно быть «уместным». Тоже касается и поведения каждого отдельного члена группы. Таким образом, происходящее в сообществе или группе состоит из следования общепринятым правилам каждого члена группы. Поведение каждого из нас основывается на знании языка, правил, следованию ролям и статусам, т.е. основывается на общем запасе знаний. Каждый из нас, из людей выросших в схожих социальных условиях — в белорусском обществе, имеет одинаковое представление как нужно и можно вести себя в аудитории или в компании друзей и поступает соответственно этому представлению. Таким образом социальная реальность субъективна, условна и существует лишь в сознании отдельных субъектов. При этом следование этим самым правилам является необходимым, речь идёт о конформизме членов общества.)

Поэтому социальный мир не есть некая объективная система; он основывается на общем запасе знаний и ежедневных мнений участников различных социальных групп и сообществ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.