Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

Немецкий социолог и социальный философ Ю. Хабермас, наряду с П. Бурдье и Э. Гидденсом, является одним из наиболее влиятельных мыслителей современности. Его авторству принадлежит так называемая «теория коммуникативного действия».

Центральные понятия его теории - инструментальное и коммуникативное действие. Под инструментальным действием понимается трудовая деятельность человека, т. е. деятельность основанная на конкретных упорядоченных правилах, имеющая определённую цель и ясное осознание последствий. Под коммуникативным действием понимается взаимодействие, упорядоченное согласно нормам, принимаемым за обязательные. В отличие от инструментального действия, ориентированного на успех, коммуникативное действие имеет целью взаимопонимание и достижение консенсуса, согласия. В соответствии с делением действия на инструментальное и коммуникативное Ю. Хабермас вводит понятия инструментальной и коммуникативной рациональности.

Главной идеей теории коммуникативного действия стало противоречие между жизненным миром (сферой непосредственного существования людей и их первичных контактов и взаимодействий, термин заимствованный из феноменологии А. Шюца), с одной стороны, и системой, т.е экономической, политической и т. д. организацией общества как целого. Это самая система, основанная на принципах инструментального действия и инструментальной рациональности по мере приближения общества к современности всё более вторгается в жизненный мир, основанный на коммуникативном действии и коммуникативной рациональности, колонизируя его и привнося в него разрушительные деформации, всё больше лишая межличностные связи и контакты их подлинно человеческого смысла. Говоря простыми словами всё больше действий человека, всё чаще его действия основываются на принципах инструментальной рациональности, являются инструментальным действием, имеют целью непосредственную материальную выгоду или личный успех и всё реже основываются на коммуникативной рациональности и всё менее являются коммуникативным действием, имеющим целью взаимопонимание и согласие. Инструментальным становится действие человека даже в его ближайшем окружении. Из изложенного также становится очевидным, что в видении Ю. Хабермаса существуют две параллельные социальные реальности: объективная, представленная системой, и субъективная, представленная жизненным миром.

Из такого положения вещей Ю. Хабермас видит выход в возвращении (на новом витке культурно-исторической спирали) к первоначальной гармонии, «не искажённой насилием коммуникации», т. е. «естественному» взаимодействию людей, не искажённому отчуждающим и овеществляющим вмешательством денежной или политической власти, деформирующей сферу смыслового общения людей. Для этого следует процессу проникновения в сферу действия коммуникативной рациональности противостоящего ей принципа — инструментальной рациональности — противопоставить идею сознательного свободного дискурса, способного вернуть человеческой коммуникации осмысленный характер. Под дискурсом Ю. Хабермас понимает целенаправленный процесс обсуждения общественностью высших ценностей, которыми руководствуются люди в своих действиях. Задача дискурса — достичь общественного согласия — консенсуса, т. е. взаимопонимания, которое характеризует естественное речевое общение людей в жизненном мире, не искажённом вторжением основанных на насилии общественных систем (политика, экономика, социальная структура и т. п.).

Идея чистого дискурса представляет собой концепцию дальнейшего наиболее предпочтительного с точки зрения автора развития общества, является предложением по его усовершенствованию и этим самым уводит Ю. Хабермаса от теоретической социологии в сферу социальной философии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория структурации Э.Гидденса | Теория самореферентных систем Н. Лумана
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.