Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековые традиции познания мира

 

В эпоху средневековья философия тесно сближается с теологией (богословием); преобладает схоластическое богословие с истиной в религиозных догмах. Европейская христианская наука переживает длительный период упадка до (XII-XIII вв., но ее прогресс науки наблюдался на Востоке. Древнегреческая научная мысль («Альмагест» Птолемея, «Начала» Евклида, сочинения Аристотеля) получила известность в мусульманском мире (IX в.). В XI в. переводы арабских текстов знаний Востока начинают восприниматься европейскими народами. Большую роль в подъеме западной христианской науки сыграли университеты (Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др.), начиная с XII в.

Для европейской науки XIII в. началом ее развития стали экспериментальной разработки статики Архимеда (Парижский университет, решена задача о равновесии тела на наклонной плоскости). В XIV в. лидерство переходит в Оксфордский университет, Томас Брадвардин (1290-1349 гг.) – пишет трактат «О пропорциях» нечто подобное знаменитому труду И. Ньютона «Математические начала натуральной философии».

Научные знания в эпоху средневековья ограничивались в основном познанием отдельных явлений и не раскрывали в целом объективных законов природы. Естествознание находилось в стадии «преднауки».

Средневековый человек часто не может дать себе отчет в том, в каком, собственно, мире он находится – в земном или небесном. Средневековое сознание вполне допускало сосуществование земных, человеческих и божественных, небесных реалий, их взаимное превращение друг в друга. Сверхъестественные силы полностью господствуют над материальным миром. Высшей сверхъестественной силой выступал Бог.

Знание рассматривалось не как главная цель духовной деятельности, а как некоторый ее побочный продукт. Отношение к природе вторично и производно от отношения к Богу; природа выступает проводником воздействия на людей божьей воли.

Схоластическая традиция. Познавательная деятельность определилась и опиралась на принципы: авторитета – авторитет, предание (схоластико-умозрительная традиция);

ритуала – предметно-преобразовательное, рецептурно-манипуляционное начало (герметическая традиция);

личного опыта – личный опыт выступал базисом эмпирической традиции.

Авторитарность (предание, умозрение) выступала опорой в таких формах познания, которые требовали для себя теоретико-рефлексивной деятельности, – это в богословии, философии, математике.

Схоластическая систематизация стала необходимой формой развития знаний, в ее недрах сложилась иллюзия возможности чисто логического, исключительно рационального, без какого-либо обращения к опыту, познания мира.

Важнейшая проблема схоластики - отношение знания и веры. Фома Аквинский создает грандиозный теолого-философский синтез современного ему знания: задача состоит в том, чтобы подкреплять, детализировать, конкретизировать положения, содержащиеся в Библии. Он считал, сами науки (астрономия, физика, математика и другие) - ни каждая в отдельности, ни все вместе - не могут постигнуть основных начал мира, такая задача им не под силу. На закате Средневековья схоластика становится тормозом развития познания, на смену ей приходит научная методология познания основоположников классического естествознания Р. Декарта и Ф. Бэкона.

Но схоластик дала важные логико-теоретические импульсы развитию европейской математики и предпосылок классической механики.

Герметическая традиция. В эпоху Средневековья все формы человеческой деятельности и общения были пронизаны ритуалами. Все действия людей строго регламентировались: магические, обрядовые и ритуальные действия рассматривались как способ влияния на природные и божественные стихии. Максимально была ритуализирована религиозная жизнь; отступление от ритуала, невозможность его выполнения рассматривались как разрыв с Богом, с истиной и правдой.

На ритуальной основе возникает средневековая герметическая традиция, воплощавшаяся в алхимии, астрологии, каббале и другом, ориентированных на предметное созидание качественно нового. Эта традиция опиралась на древние мировоззренческие представления о Космосе как живом едином целом.

Истоком ее послужил Герметический корпус - свод трактатов, написанных на греческом языке во II—III вв. Большая часть трактатов представляет собой речи Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего), некоторой легендарной личности, с переплетением божественных и человеческих черт.

Опытно-эмпирическая традиция. Личный опыт стал критерием истинности, основой доверия аудитории в прагматически ориентированных сферах деятельности - в политике, производстве, праве, в стихийно-эмпирическом познании природы, некоторых жанрах литературы (житиях святых, хрониках, записках паломников, купцов, апокрифических рассказах, исторических повествованиях и др.).

Традиция стихийно-эмпирического познания природы начиная с XIII в. постепенно развивается в систему естественнонаучного познания под влиянием, под влиянием естественнонаучных сочинений Аристотеля.

Философским обоснованием этой традиции выступал номинализм (лат. nomen - имя), Познание природы начинает трактоваться как субъективно-психологическая деятельность, осуществляющаяся в формах чувственного восприятия («чувственная интуиция»).

Представителем опытно-эмпирической традиции называют Роберта Гроссетеста - автора трактатов, в которых естественнонаучное содержание уже преобладало над теологическим и философским. В его работах содержатся зачаточные формы будущей методологии классического естествознания. Он высказывал мысли о том, что изучение явлений должно начинаться с опыта.

В естественнонаучном знании начинают видеть средство, с помощью которого человек может добиться расширения своего практического могущества, улучшения своей жизни. Роджер Бэкон высказывал идеи и мечты, которые намного опережали его время: ему первому в Европе удалось создать порох. Р. Бэкон был уверен, что познание мира человеком бесконечно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Геоцентрическая система Птолемея | Становление науки в средневековой Европе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.