Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление цивилизованного общества

Приложение 1 к лекции 2

 

В X-IX тыс. до н.э. произошел переход к неолиту - новому каменному веку: совершенствовалась техника обработки камня, были изобретены технологии производства тканей и глиняной посуды, появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки), значительно повышалась производительности труда.

И произошла неолитическая революция, которая обозначила переход от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди стали выпекать хлеб (одомашнили первый злак - ячмень) и разводить скот, дающий регулярно мясо, молоко, сыр, шкуру, кожу, шерсть и др.). Был преодолен экологический и первый «экономический» кризис. Жизнь родовой общины стала более обеспеченной, стабильной.

Она привела к возникновению цивилизации: в VII - VI тыс. до н.э. было освоено 14 видов растений, с главенствующей ролью пшеницы, ячменя и гороха. Постепенно возникает (но не везде) палочно-мотыжное земледелие; помощником человека на охоте стала собака.

Одомашнивание животных началось в VIII-VII тыс. до н.э. и завершилось во II тыс. до н.э. Переход к пашенному земледелию осуществился в V-IV тыс. до н.э. и привел в итоге к оседлому образу жизни. Доместикация животных содействовала развитию транспортных средств. В V - IV тыс. до н.э. происходит одомашнивание сначала верблюда, а затем лошади.

В III тыс. до н.э. появились колесные повозки (первая НТР в средствах транспорта) - мифологические образы колесницы, запряженной лошадьми. Оседлость привела к совершенствованию домостроительства (культурный комплекс Иерихон А, VII тыс. до н.э.). Избыточный продукт привел к значительному росту народонаселения (первой демографической революции), в период с VIII по IV тыс. до н.э. численность населения увеличилась с 5 млн до 90 млн человек.

Последствием неолитической революции стал второй в истории человека экологический кризис, из которого человечество вышло благодаря передвижению на север и освоению (колонизации) новых территорий, а также благодаря развитию поливного земледелия в долинах рек.

Становлению ремесла (возникновению городских поселений) послужило освоение металлургии, которая привела к «НТР» в технической вооруженности человека, человек стал применять металлы в материальном производстве, быту, средствах транспорта, военной технике. Медь стала первым металлом, освоенным человеком, из нее затем было освоено получение сплава - бронзы (в V - IV тыс. до н.э. сложилось бронзолитейное производство).

Первые железные вещи были из метеоритного железа (V - IV тыс. до н.э.): освоение рудного железа относят к IV - III тыс. до н.э. Вначале железо было самым дорогим и редким металлом и было предметом роскоши. После открытия технологии науглероживания железа, оно стало значительно тверже, произошел (конец II тыс. до н.э.) переход к массовому производству железа, что стало важным фактором ускорения процессов классообразования.

Переход к производящему хозяйству определил и новый тип отношений между людьми, новый тип духовности и новый тип трансляции культурных достижений от одного поколения к другому.

Возникает общественное разделение труда, обменом продуктов человеческого труда становятся знаки, в качестве такого знака в настоящее время выступают деньги. В первобытном родовом коллективе господствовала общественная собственность на средства производства и предметы потребления. С появлением устойчивого избыточного продукта, с возрастанием значения межличностных связей престижный обмен постепенно преобразуется в устойчивый экономический обмен. Но сначала был дарообмен, обмен подарками, затем постепенно сложилась высшая форма обмена - обмен товарами (товарообмен).

Человек достигает такого уровня, когда его деятельность и общение организуются с позиций ясного осознания содержания любых возможных ситуаций общения. Цивилизация строится на способности человека мысленно соотносить непосредственные условия своей деятельности и общения с такими же условиями других людей, которые осуществляются в любое время и в любом месте. С появлением такой способности формируется новый тип единства людей, когда объединяются лица не только незнакомые, но даже и никогда не находившиеся (и не могущие находиться) в одно время в одном месте.

Человек, прежде чем стать цивилизованным, должен был научиться общаться не просто с другими, чужими ему людьми, но и свободно чувствовать себя в ситуации общения с воображаемым партнером, с его знаково-символическими, образными проявлениями. Знак вещи, ее образ и сама вещь должны были разделиться настолько, чтобы они воспринимались как отдельные сущности, хотя и связанные между собой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление науки в средневековой Европе | Естественнонаучное познание эллинистически-римского периода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.