Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языки, информация и данные




Представление И. осуществляется с помощью знаков.

Знаки бывают системные и внесистемные. Примеры знаковых систем: знаки дорожного движения, музыка, речь и языки, как естественные так и искусственные. Внесистемные знаки – это или остатки некогда существовавших знаковых систем, или знаки, созданные временно, обычно в небольших коллективах людей (языки жестов, поз).

Можно выделить 3 группы знаков: иконические, схематические, символьные. Первые 2 соответствуют образной форме представления И. Образная форма – это идеальная форма восприятия предметов и явлений материального мира как результат непосредственного контакта с объектами внешнего мира. Иконические знаки – картинки, знаки – портреты, которые изображают тот или иной предмет, воспроизводят его отдельные стороны – чувственно воспринимаются. Схематические знаки – это схемы, чертежи, планы, карты – большой элемент геометрического подобия. Символьные группы состоят из символов, при этом не имеет место никаких элементов сходства, подобия с тем, что они отображают. Знаки символов – средство фиксирования, выражение абстракции.

Со знаковым представлением И. связано понятие языка. В широком смысле язык – это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. В узком смысле понятие языка относят к символьным формам представления И.

Языки бывают естественные (разговорные и общепринятые) и искусственные (формальные). Естественные языки создаются в результате длительного процесса существования и развития отдельных групп человеческого общества, выполняют познавательную и коммуникативную функции. Есть устная форма разговорного языка (фонетика) и письменная (грамматика). Естественный язык универсален, имеет большой словарный запас. Его отличает комбинаторность, многозначность терминов, сложность.

Искусственный язык – это язык, созданный людьми для решения каких-либо задач, относящихся к специальным областям чел-ой деятельности. Это – языки науки, особые формализованные языки. Между естественными и искусственными языками существует генетическая связь. Математическую символику можно назвать языком математики, машинный язык как внутренний язык в системах получения, хранения, обработки и передачи И., нотную грамоту – языком музыки. Алгоритмические языки принадлежат к категории искусственных языков. В информатике используется очень большое количество искусственных формальных языков: алгоритмические, диалоговые, описания Д., манипулирования Д., программирования, машинные, меню, моделирования, представления знаний, управления заданиями, управления сетью и т.п.

Язык имеет 4 составляющие: алфавит, лексику, синтаксис и семантику.

Алфавит языка – упорядоченное определенным образом конечное множество взаимно различимых друг от друга знаков (букв, цифр, специальных и служебных знаков).

Синтаксис – совокупность правил образования правильных (допустимых) конструкций языка.

Лексика – словарный состав языка, набор используемых в данном языке слов.

Семантика – установление соотношения между элементами языка и их смысловыми значениями.

Примеры алфавитов: алфавит русского языка, алфавит двоичных, десятичных, шестнадцатеричных цифр, алфавит римской системы счисления (I- V- X-L- C-D-M) и т. д.

Различные языки обладают различной изобразительной силой. Одну и ту же И. можно выразить на разных языках, выбор языка является выбором способа представления И.

В естественных языках минимальной формально выделяемой единицей связного текста является слово, но оно - не минимальная единица смысла и может состоять из одной или нескольких морфем. В составе слов различают корневые морфемы (корни), префиксы (приставки) и суффиксы. Основную смысловую нагрузку несет корень, а префиксы и суффиксы в роли модификаторов смысла. Существуют понятия для передачи смысла которых используют словосочетания (например, ЦВМ или ЭВМ). Еще более сложные понятия выражаются предложениями. Предложения бывают простые и сложные.

Простое предложение состоит из группы подлежащего и группы сказуемого.

Сложное предложение состоит из двух или более простых предложений. Граница между простым и сложным предложениями довольно условна. В связном тексте естественного языка предложения выступают не изолированно друг от друга, а в тесной смысловой связи. Как правило, при вводе текста в ЭВМ производится его формализация, т. е. процедура перевода с естественного языка на искусственный, формальный. Этот перевод И. с естественного языка на искусственный язык называют кодированием.

Кодирование – преобразование И. в некоторую знаковую (символическую) форму с целью унификации терминов, формализации И., экономии места, времени, оборудования и трудоемкости в ходе процесса и записи и хранения Д.

Система кодирования – совокупность правил, определяющих систему знаков и порядок их использования при работе с И.

Код – ключ перевода знаковой И. из одной формы представления в другую; обозначение объекта знаком или группой знаков по правилам, установленным системой кодирования, например, из внешней формы или входной во внутреннюю, машинную. В СССР проведена большая работа по разработке стандартов классификации и кодирования технико-экономической И.

 

 

Лекция 4

Классификафция – система распределения объектов (предметов, процессов, явлений, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Различают 3 метода классификации объектов: иерархический, фасетный, дескрипторный. Эти методы используют разные стратегии применения классификационных признаков. Разработано большое число общесоюзных, отраслевых и локальных классификаторов ТЭИ, применение которых обязательно. Классификаторы упорядочивают и разрешают к применению в системах автоматизированной обработки Д. унифицированные термины и присваивают им коды. Коды сокращают объем хранимых Д., увеличивают скорость обработки, уменьшают объем передаваемых Д. В общем случае данные это форма представления И. в виде, позволяющем ее вводить, хранить, обрабатывать и передавать с помощью технических средств. Для использования Д. они должны быть представлены на носителе Д.

Носитель Д. - запоминающая среда, на которой записываются Д. Традиционным носителем является бумажный носитель. В ЭВМ Д. хранятся на дискетах, дисках, лентах, отображаются на экране дисплея, распечатываются на бумажные носители печатающими устройствами (принтерами).

Входные и выходные Д, автоматизированных систем, как правило, записываются и передаются в виде документов.

Под документом будем понимать:

1) Важную деловую И., облеченную в материальную форму. В официальных Д. И. оформляется установленным порядком и имеет в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

2) Текст, подготавливаемый в текстовых процессорах или текстовых редакторах.

На крупных предприятиях число используемых форм документов достигает нескольких тысяч, а годовое количество обращающихся документов исчисляется сотнями тысяч. До 40% рабочего времени персонала уходит на составление и передачу документов. Отсюда, потребность автоматизации труда персонала работающего с документами.

Для устранения разнобоя и сокращения чрезмерного количества форм документов одинакового назначения, а также для ликвидации дублирования И. в разных документах, используется процедура унификации документов. Однако главная цель унификации заключается в придании документам такой формы и такого распределения в них содержания, чтобы это соответствовало назначению автоматизированной системы.

Унифицированная система документации (УСД) – система обеспечения сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Имеются стандарты, где устанавливаются требования:

· к УСД,

· к унифицированным формам документов (УФД) различных уровней управления,

· к составу и структуре реквизитов и показателей,

· к порядку внедрения, ведения и регистрации УФД.

Унификация и стандартизация документов позволяет сократить и удешевить как разработку, так и эксплуатацию автоматизированной системы. Унификация документов осуществляется в 2-х направлениях: максимальной типизации форм документов межотраслевого назначения, пригодных для широкого круга предприятий или отрасли, и специализации форм документов одного и того же вида для конкретного предприятия, отрасли. Типизация форм достигается за счет создания формуляров-образцов документа и определения состава его реквизитов и показателей, определяющих заголовочную, содержательную и оформляющую части документов этого типа.

Реквизит – логически неделимый информационный элемент, описывающий определенное свойство объекта, процесса, явления. Состав реквизитов и показателей документов определяется, прежде всего, содержанием задач, в которых используется этот документ. К унифицированным документам предъявляются следующие требования:

· Однократность фиксирования Д.,

· Исключение из документов справочных, нормативных и расчетных показателей,

· Минимальное использование естественного языка при составлении документа и соблюдение требования стандартизации фраз, употребляемых в документе,

· Возможность устранения ошибок, возникающих при подготовке документов.

С 1971 года в стране разработано несколько систем унифицированных документов (УСД), среди которых отметим следующие:

· Плановой документации,

· Отчетно-статистической,

· Первичной учетной,

· Финансовой, первичной и отчетной бухгалтерской документации,

· Организационно-распорядительной документации,

· Документации по ценообразованию,

· По внешней торговле,

· По торговле.

Совокупность единой системы классификации и кодирования И., унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методологии построения БД составляют основу информационного обеспечения АИС.

 

Однако, большое разнообразие решаемых человеком задач в процессе своей деятельности не ограничивается использованием И. поддающейся формализации и записываемой в виде унифицированных документов. Все больше возникает потребность в автоматизации творческих задач, в которых используются знания о некоторой предметной области.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.