Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тия капиталистической экономики




Тема № 19

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине «Экономическая теория»

«МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ»

(2)

Специальность 080101.65 Экономическая безопасность

 

Лекция подготовлена доцентом кафедры, полковником полиции, кандидатом экономических наук, доцентом М.А.Рахматуллиным

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

экономических дисциплин

5 июля 2012 г., протокол № 21

 

 

Уфа 2012

 

Цель занятия: познакомить курсантов с условиями макроэкономического равновесия.

Технические средства обучения: компьютерная графика, слайды.

Уровень усвоения материала: ознакомительный.

 

Литература

Основная

Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М: Инфра-М, 2010.

Курс экономической теории: Учебник / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. – Киров. Изд. «АСА», 2009.

Экономика: курс лекций / М.А.Рахматуллин [ и др.]. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010.

Теневая экономика: курс лекций / М.А.Рахматуллин [ и др.]. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2011.

Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред. В.И. Видяпина. Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009.

Дополнительная:

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.

История экономических учений: Учебник / Я.С. Ядгаров.; Российская экономич. академия. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Основы экономики: учебное наглядное пособие / М.П. Гуров, Ю.А. Кудрявцев, О.В. Фролова: ДКО МВД РФ. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

Экономическая теория: Учебник / под ред. Н.Г. Кузнецова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., Ростов н/Д: МарТ, 2007.

Экономическая теория: учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – М.: Эксмо, 2007.

Экономические дисциплины в схемах и таблицах: учебное пособие / У.З. Сафин и др. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008.

Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное пособие / Г.М.

 

 

Вопрос 1. Кейнсианская и классическая концепции разви-

Начало разработки кейнсианской концепции "регулируемого капитализма" относится к 30-м годам. Создатель ее - английс­кий экономист Дж.М.Кейнс (1883-1946). Его основная работа - "Общая теория занятости,процента и денег"(1936 г.).

Практически в большей или меньшей степени правительства всех развитых капиталистических стран использовали в своей экономической и идеологической деятельности концепции кейн­сианства. Наиболее полное воплощение эти теории нашли в практике государственного регулирования США. В 1946 г. был принят "Закон о занятости", который утвердил кейнсианские методы регулирования экономики в качестве принципа экономи­ческой политики государства. С определенными изменениями эта доктрина осуществлялась в течение почти двух десятилетий в Англии, Франции, Японии, ФРГ.

Сравним кейнсианскую теорию с неоклассической школой, на смену которой она пришла.

1) Отношение к закону Сэя

В макроэкономике неоклассики опирались на закон Сэя. Суть закона можно представить в виде следующего примера. Предположим, что пекарь произвел и продает на рынке хлеб. В обмен он просит холст. Предложение хлеба пекарем есть его спрос на холст, и чем больше он произведет хлеба, тем больше будет спрос на холст. Предложение порождает свой собственный спрос. В масштабах всего рынка каждый производит и продает, чтобы купить, в итоге сумма предложения равняется сумме спроса. Согласно закону Сэя в экономике не может быть эконо­мических кризисов перепроизводства, так как существует авто­матический механизм самоподстройки.

В отличие от неоклассиков, Кейнс несколько иначе отно­сился к закону Сэя. По мнению Кейнса, Сэй был бы прав при наличии бартерного обмена, но существуют деньги, а следовательно сбережения. Согласно учению Кейнса, потребление растет медленнее роста национального дохода, т.к. в условиях товарно-денежно­го обращения доходы населения делятся на две части: на пот­ребляемую и на сберегаемую. Кейнс утверждал, что с ростом национального дохода доля сбережений в нем увеличивается. Отсюда и перепроизводство, и экономические кризисы, поэтому необходимо стимулировать спрос, подтягивать его к предложе­нию.

2) Отношение к взаимосвязи "сбережения-инвестиции"

Экономика функционирует нормально, когда весь полученный обществом доход реализуется на покупку произведенного в те­чение определенного периода продукта. На практике не весь доход идет в потребление: часть сберегается. Неоклассики считают, что сбережения в условиях рынка превращаются в ин­вестиции, т.е. сбережения тождественны инвестициям, следова­тельно проблема реализации произведенного продукта не су­ществует. Весь доход в форме потребляемой части и в форме сбережений (инвестиций) расходуется на покупку произведен­ного продукта.

Основанием для утверждения, что" сбережения = инвестициям", для неоклассиков является взаимосвязь, которая существует между двумя выше-названными категориями и про­центной ставкой (см.рис.2).

На денежном рынке сбережения будут отражаться на кривой предложения денег S, а инвестиции - на кривой спроса на день­ги I. На рис.2 ставка процента r - цена, уплачиваемая за пользование деньгами. Она уравновешивает сбережения и ин­вестиции. Предположим, что сбережения увеличились с q до q1 (см.рис.3).Кривая предложения денег переместится вправо. Равновесная ставка процента уменьшится (c r до r1). Ее уменьшение обусловит увеличение размера инвестиции, так как кредит станет дешевым. Заметим, что инвестиции увеличиваются ровно на столько, на сколько увеличиваются сбережения.

 

 
 

 


 

 

Кейнсианская теория отвергает тождественность сбереже­ний и инвестиции. Те, кто сберегают, и те, кто инвестируют, руководствуются различными мотивами, которые не всегда обус­ловливают превращение сбережений в инвестиции. Кроме того, предприниматели, делая инвестиции, смотрят не только на ве­личину процентной ставки, но и на величину предполагаемой прибыли. В экономике может возникнуть такая ситуация, когда при маленькой ставке процента, что стимулирует инвестиции, ожидаемая прибыль равна нулю. В этом случае предприниматели вряд ли будут заниматься инвестициями. Следовательно, сбере­жения не всегда равны инвестициям, отсюда возникает проблема реализации.


R-процентная ставка S(сбережения)   S1 r   r1 I(инвестиции)   q q1 Рис.3. Сбережения, инвестиции и процентная ставка

 
 


3) Отношение к ценам

Экономисты - классики обосновывают совершенство ценовой информации и их абсолютную гибкость. Согласно их теории в случае нарушения рыночного равновесия в первую очередь реа­гирует цена, а затем производство. Так, считалось, что без­работица является формой проявления превышения предложения над спросом на рынке труда при слишком высокой заработной плате. Проблему безработицы рынок решает, снизив заработную плату до уровня, пока на рынке труда предложение рабочей си­лы не сравняется со спросом. Согласно их теории, такой же механизм действует на всех микрорынках, что гарантирует об­щее равновесие экономики.

Кейнс считал, что цены несут информацию со значительным искажением в силу наличия в экономике монополизма. Следова­тельно, цены отстают от изменений в производстве, они отно­сительно не гибки. А раз так, то нереалистично предполагать, что цены и заработная плата настолько подвижны и гибки, что могут быстро восстановить полную занятость. Неоклассики не учитывают и то, что заработная плата определяет также и по­купательную способность населения. Отсюда следует, что сни­жение заработной платы сокращает совокупный спрос в общест­ве, снижает возможности сбыта и вызывает еще большую безра­ботицу. Низкая покупательная способность населения может привести к кризисам перепроизводства.

4) Отношение к государственному регулированию экономики

Неоклассики: активное государственное вмешательство не нужно. Кейнс: нужна государственная экономическая политика,направленная на создание эффективного спроса.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.