КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И местных органов власти
Разграничение функций федерального правительства
Прежде всего необходимо ответить, казалось бы, на простой вопрос: а с каких экономических позиций необходимо разграничивать функции федерального правительства и местных органов власти? В условиях современного кризиса, распада вертикальных и горизонтальных структур планового управления оказалось, что жизнедеятельность общества обеспечивается предприятиями и их средой функционирования - регионами. Постепенно формируются структуры хозяйствования и самоуправления, которые взаимодействуют на уровне городов, районов, областей и в определенных границах с центром. Идет, если так можно выразиться, регионализация экономики и реформ. Ее иногда воспринимают как попытку ослабить роль и функции государства. И одновременно как попытку усилить экономическую и политическую обособленность местных органов власти, как потерю единого экономического информационного и производственно-технологического пространства. Однако это не так. Фактически идет формирование новой структуры субъектов экономических отношений, в которой регионы становятся определяющими. С этих позиций можно вести речь о равенстве регионов как субъектов экономической, политической и государственной жизни Российской Федерации. На этом фоне меняется роль государства в плановом регулировании пропорций. Складывается новая парадигма планологии, в основу которой включаются: 1) глобальная информативность всех процессов жизнедеятельности общества; 2) четкое разграничение стратегических и тактических форм и методов планирования и регулирования экономики; 3) долгосрочное прогнозирование и целевое программирование развития общественных систем, определение оптимальных макропропорций;
4) диалого-договорные формы организации процессов производства, распределения, обмена и потребления; примат региональных отношений в международных связях при полной свободе прямых взаимоотношений предприятий всех регионов России и стран СНГ; 6) функционирование интегрированной системы плановых и рыночных отношений, постоянно стремящейся к целостности. На основе новой парадигмы планологии складывается государственное регулирование в важнейших сферах общества, включая воспроизводство, занятость, социальную сферу, АПК, собственность на землю, демонополизацию, приватизацию, внешнеэкономическую деятельность, бюджетно-финансовые процессы. По мере роста масштабов хозяйственной деятельности государство делегирует все большую часть своих полномочий местным органам власти. Они в сфере своего функционирования воспроизводят хозяйственную политику государства. При этом они делают упор на развитие процесса регионализации экономики. Регионализация выступает сегодня как определяющее направление развития реформ и стабилизации экономики. Под регионализацией понимается формирование целостной экономики и системы управления страной, где в экономических, плановых и рыночных отношениях достигается примат первичных субъектов хозяйствования. Этот приоритет обеспечивается: — в социальных проблемах и процессах; — в структурно-производственных преобразованиях; — в инновационно-технологических и инвестиционных процессах; — в размещении производительных сил; — в развитии науки и научно-технологического потенциала. В регионализации определенную роль играет не национальная, а территориально-экономическая федеративность. Властные функции государства реализуются членами общества прежде всего по месту жительства, т. е. в регионах.
Россия - это огромное многонациональное, экономически и социально разнородное и разноуровневое по развитию государство. Поэтому причины кризиса в ее экономике коренятся в недооценке необходимости регионализации с ориентацией на территориально-экономическую, а не на административно-политическую федерацию общества и государства. В концепции регионализации экономики и государственного регулирования этого процесса необходимо выделить следующие обстоятельства. Прежняя административно-политическая структура территорий определялась следующими критериями: национально-этническими особенностями, культурным уровнем развития региона, языковым общением, социальным развитием. Эта структура является основой для политических реформ в Российской Федерации. Хозяйственно-экономический принцип территориального деления формируется согласно следующим критериям: 1) природно-географическим особенностям региона; 2) экономико-технологическому развитию региона; 3) производственному и торгово-рыночному потенциалу региона. Именно это деление используется для наполнения содержанием экономических функций местных (региональных) органов государственной власти. Территориально-экономическая федерация России представляет принципиально новые экономические отношения на этапе постиндустриального общества. На основе критериев возникают различные виды и формы территориального деления Российской Федерации. Особое место среди них занимают территориально-производственные комплексы. Регионализация призвана: 1) стать краеугольным камнем в формировании новой системы государственного управления экономикой России. Она должна интегрировать региональные, корпоративно-отраслевые и центральные структуры, рыночные и плановые механизмы и регуляторы в целостность, адекватную целям экономических реформ; 2) преодолеть противоречия административно-политических структур, ослабить их негативное воздействие на социально-экономические процессы; 3) создать предпосылки для достижения конкурентоспособности каждого региона как внутри, так и за рубежом. Проведение в жизнь принципов и направлений регионализации экономики потребует:
1) оптимального распределения функций в государственном регулировании как по вертикали, так и по горизонтали; 2) разработки системы экономических регуляторов, направленных на оптимизацию сочетания региональных и общегосударственных социально-экономических интересов; 3) обоснования функций в реализации финансовой и налоговой политики; 4) разработки социальной политики; 5) осуществления инвестиционных программ; 6) проведения приватизации и демонополизации; 7) развития внешнеэкономических связей; 8) оздоровления окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. При этом функции государства распределяются между регионами и центральными структурами при сохранении примата регионов. Исключение составляют общегосударственные, социально-экономические, экологические, оборонные проблемы, внешнеэкономические отношения, а также установление макроэкономических пропорций и рыночных регуляторов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |