Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы бюджетов разных уровней




Бюджеты имеют доходные источники формирования, присущие различным уровням бюджетной системы в соответствии с бюджетной классификацией и Бюджетным кодексом Рос­сийской Федерации.

Доходы бюджетов — это часть национального дохода, поступающая в процессе перерас­пределения в централизованные фонды государства и органов местного самоуправления. Они формируются на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соот­ветствии с бюджетным и налоговым законодательством, а также доходов от предприниматель­ской и иной приносящей доход деятельности. В доходах бюджетов могут быть частично цен­трализованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы, для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Норма­тивы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюд­жетных фондов.

Момент, начиная с которого налоговые доходы считаются уплаченными доходами соот­ветствующего бюджета, определяется налоговым законодательством. Что касается неналоговых доходов и других поступлений, то они считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с мо­мента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денеж­ных средств на счет органа, исполняющего бюджет.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности, в полном объеме учитываются в его смете доходов и расходов и отражаются в доходах соответст­вующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

В доходах бюджета отражается также финансовая помощь, предоставляемая в рамках бюджетной системы от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо другой безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

В доходы бюджетов зачисляются и безвозмездные перечисления от физических и юриди­ческих лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также сред­ства по взаимным расчетам. Взаимные расчеты — это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюд­жетном законодательстве, с передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюд­жете.

К налоговым доходам относятся:

• налоги на прибыль (доход) предприятий и организаций;

• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

• налоги на совокупный доход;

• налоги на имущество;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

• прочие налоги, пошлины и сборы.

Органы исполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рас­срочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов, установленных в законе и бюджете на соответствующий финансовый год. Это обусловлено тем, что решения органов ис­полнительной власти не должны влиять на наполняемость бюджетов.

К неналоговым доходам относятся:

• доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собствен­ности;

• доходы от продажи земли и нематериальных активов;

• поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

• административные платежи и сборы;

• штрафные санкции, возмещение ущерба;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• прочие неналоговые доходы. Доходы бюджетов от имущества, находящегося в государственной или муниципальной

собственности, или от деятельности могут быть получены в виде:

• дивидендов по акциям, принадлежащим государству;

• доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муници­пальной собственности;

• процентов, полученных от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета;

• процентов, полученных от предоставления бюджетных ссуд;

• возмещения потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сель­скохозяйственных угодий;

• доходов от оказания услуг или компенсации затрат государства;

• перечисление прибыли Центрального банка РФ;

• платежей от государственных и муниципальных организаций;

• доходов от реализации соглашений о разделе продукции;

• доходов от продажи квартир;

• доходов от продажи государственных производственных и непроизводственных фон­дов, транспортных средств, иного оборудования и других материальных ценностей;

• доходов от реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего в го­сударственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кла­дов;

• доходов от проведения Всероссийской государственной лотереи;

• прочих поступлений.

Средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты и отражаются в составе источников фи­нансирования дефицитов бюджетов.

Административные платежи и сборы включают:

• сборы, взимаемые ГИБДД (кроме штрафов);

• исполнительский сбор;

• прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение опреде­ленных функций.

Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и другие средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, за­числяются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

К штрафным санкциям и возмещению ущерба, направляемым в доход бюджетов, отно­сятся:

• поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;

• санкции за нарушение порядка применения цен;

• административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;

• суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче мате­риальных ценностей.

Доходы от внешнеэкономической деятельности включают:

• проценты по государственным кредитам;

• поступление средств от централизованного экспорта;

• таможенные сборы;

• прочие поступления.

К прочим неналоговым доходам относятся, в частности, доходы от реализации и исполь­зования природного сырьевого компонента низкообогащенного урана.

К безвозмездным перечислениям относятся перечисления, поступающие от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от государственных внебюджетных фондов, от государственных организаций, от наднациональных организаций, а также средства, передаваемые в целевые бюд­жетные фонды. Перечисления от бюджетов других уровней включают: дотации; субвенции; средства, получаемые по взаимным расчетам; трансферты и др.

К доходам целевых бюджетных фондов относятся доходы фонда Министерства РФ по атомной энергии.

Доходы бюджетов подразделяются на две группы.

1) собственные доходы бюджетов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством (финансовая по­мощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета);

2) регулирующие доходы, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на оп­ределенный срок нормативами отчислений. (Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.)

Рассмотрим особенности формирования доходов бюджетов различных уровней бюджет­ной системы.

В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы феде­рального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы; собственные неналоговые доходы; доходы субъ­ектов Российской Федерации, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансиро­вания централизованных мероприятий. В процессе исполнения федерального бюджета в его до­ходы поступают средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Федерации и другие безвозмездные перечисления. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

• федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством, в соот­ветствии с пропорциями их распределения между бюджетами, утверждаемыми федеральным за­коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;

• государственная пошлина.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

• доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственно­сти;

• доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

• части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

• прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам по установленным нормативам.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов являются частью доходов федерально­го бюджета. Однако их размер зависит от целевых налогов и сборов, установленных налоговым законодательством и распределяемых между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования ме­стным бюджетам; доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъек­тов Российской Федерации; доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждения­ми, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; других неналоговых доходов в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

• собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством и пропорциями их распределения между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами, устанавливаемыми законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;

• отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных
налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

• доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

• доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов;

• средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, администра­тивной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причи­ненного субъектам;

• доходов в виде финансовой помощи, полученной от федерального бюджета;

• части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых зако­нами субъектов РФ;

• других неналоговых доходов.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных нало­гов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных нало­гов и сборов могут быть переданы местным бюджетам по нормативам, утверждаемым законода­тельными или представительными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в со­ответствии с налоговым законодательством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют налого­вые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты субъектов Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов, определенных законами субъектов Федерации о бюджете.

В части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Россий­ской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставля­ют отсрочки или рассрочки только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюдже­та субъекта Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефи­цита бюджета и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установлен­ных Бюджетным кодексом.

Доходы местных бюджетов формируются за счет: собственных доходов; доходов за счет отчислений от федеральных и региональных и регулирующих налогов и сборов; доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходов от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находя­щимися в ведении органов местного самоуправления. Особое место в доходах местных бюдже­тов занимают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных пол­номочий, передаваемых органам местного самоуправления, финансирование реализации органа­ми местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, компенсацию до­полнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

• собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, оп­ределенные налоговым законодательством РФ;

• отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, переда­ваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Федерации;

• государственная пошлина, кроме государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета, по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, при­нявшей платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:

• доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

• доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

• средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, администра­тивной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причи­ненного муниципальным образованиям;

• доходов в виде финансовой помощи, полученной от федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации;

• части прибыли муниципальных унитарных' предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления;

• других неналоговых доходов. Доходы местных бюджетов могут быть переданы другим местным бюджетам по ставкам или нормативам, определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, ус­танавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, кото­рыми они наделены в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рас­срочки по уплате налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов, определенных право­выми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете. В части сумм фе­деральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, отсрочки и рассрочки предоставляются только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и разме­ра муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.