Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Особенности — это отличительные черты, присущие нормативным актам и соглашениям о труде

20.02.2012

ТЕМА: 3

Особенности — это отличительные черты, присущие нормативным актам и соглашениям о труде. К особенностям нормативных актов и к соглашениям о труде следует относить:

1. Деление трудового законодательства (ТЗ) на общее и специальное, то есть единство и дифференциация в правовом регулировании труда. Общее законодательство о труде — это нормы, соглашения, регулирующие труд работника без учета оснований для дифференциации. Специальное законодательство регулирует труд работников с учетом оснований для дифференциации, которые носят объективный и субъектный характер.

К числе объективных относится:

1) отраслевые особенности, при чем принимается во внимание особенности труда в данной отрасли, экономическое значение отрасли, ее финансово-экономическое положение.

2) территориальные, природно-климатические особенности (крайний Север и приравненные местности).

3) Характер трудовых отношений, трудо-правовой связи работника и работодателя, то есть особенности трудовых договоров — договоры на временную, сезонную работу, совместительство и другие.

4) организационно-правовая форма, форма собственности работодателя.

5) особый характер трудовой функции работника, его обязанности (работа с государственной тайной, с наркотиками и так далее).

К числе субъектных оснований относятся: пол, возраст, степень работоспособности (для инвалидов), а также иные субъектные факторы (семейное положение, наличие иждивенцев, сочетание работы с обучением и другие).

2. Деление норм ТЗ на централизованные и локальные. Централизованные акты распространяются на работников нескольких организаций, работодателей. Локальное регулирование распространяется в рамках одной конкретной организации, работодателя. В настоящее время роль локального нормотворчества значительно возросла. В условиях рынка это связано со снижением роли государственного управления экономикой. Централизованные источники в значительной части приобретают рекомендательное значение, а в императивной части выступают как государственная гарантия минимальных трудовых прав работника.

3. Участие работников, их представителей в нормотворческой деятельности как на уровне организации, так и на централизованном уровне. Такое участие осуществляется в двух формах: согласие и учет мнения. Коллективные договоры и соглашения принимаются по соглашению сторон, а локальные нормативные акты (в предусмотренных в ТК случаях) принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Нормативные акты в сфере регулирования труда принимаются с участием (в форме консультаций) с участием российской трехсторонней комисси и по регулированию социально-трудовых отношений.

4. Существенная роль в регулировании трудовых отношений принадлежит специальным функциональным государственным органам (государственный комитет по труду СССР, министерство труда РФ — этих органов нет, но акты, принятые ими- действуют по сей день. Сегодня это минздрав соцразвития РФ).

Вопрос 3: разграничение компетенции.

Согласно Конституции РФ трудовое право относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Статья 6 ТК устанавливает критерии разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых и связанных с ними отношений.

Перечень полномочий федеральных органов государственной власти, предусмотренный статьей 6 ТК, носит исчерпывающий характер (исчерпывающий по перечню, но не по характеру). К ним относятся полномочия по установлению основных направлений государственной политики в сфере труда и наиболее важных положений в регулировании трудовых отношений: основные направления государственной политики (принципы в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений), основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, включая определения правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья в процессе труда; обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работника; порядок заключения, расторжения и изменения трудовых договоров; основы социального партнерства; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, а также полномочия федеральных органов государственной власти в этой сфере; порядок расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний; система и порядок проведения аттестации рабочих мест; порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненном в связи с выполнением трудовых обязанностей; виды дисциплинарных взысканий и порядок их проведения; систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда; особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Разграничивая компетенцию в сфере нормотворчества ст. 6 ТК устанавливает важное положение, согласно которому органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированных федеральными законами и иными нормативными актами РФ, могут принимать законы и нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Следовательно нормотворчество субъектов РФ возможно по двум направлениям: 1 — это принятие нормативных актов по вопросам не урегулированным федеральными законодательством и 2 — повышение уровня трудовых прав и социальных гарантий по сравнению с централизованными нормами. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий субъекты РФ могут устанавливать за счет средств своих бюджетов. В непосредственной компетенции субъектов ст. 35 ТК относит принятие законов о трехсторонних комиссиях субъектов РФ.

В случае принятие ФЗ или иных нормативных актов РФ, нормативные акты субъектов РФ следует приводить в соответствие с указанными актами.

Вопрос 4. Локальное регулирование труда

- это разработка и принятие соответствующих актов в рамках одной организации, работодателя. Локальное нормотворчество осуществляется путем принятия комплексных нормативных актов, регулирующих широкий круг вопросов организации и регулирования труда. Локальное регулирование является непосредственным регулятором трудовых и связанных с ними отношений. Роль и значение его заключается в том, что оно позволяет:

1. В наиболее полной мере учесть интересы сторон (работников и работодателя).

2. Учесть особенности организации производства и труда у данного работодателя.

3. Конкретизировать законодательство применительно к данному работодателю в допустимых законом рамках.

4. Усилить социальную защищенность работников по сравнению с централизованными нормами, уровнем.

5. Расширить перечень льгот и гарантий по сравнению с законодательством.

6. Повысить уровень льгот и гарантий, предусмотренных централизованными нормами.

Необходимо указать, что регулирование некоторых вопросов ТК относит на локальный уровень. К ним относятся:

- установление форм и систем оплаты труда стимулирующих выплат

- разработка правил внутреннего трудового распорядка и так далее...

В некоторых случаях ТК, определяя минимальный размер выплат, указывает, что конкретный, то есть более высокий размер, может устанавливаться локальным нормативным актом.

ТК не указывает какие локальные нормативные акты являются обязательными для принятия, но исходя из содержания ТК к ним следует отнести: положение об оплате и стимулировании труда, должностные инструкции, графики отпусков, инструкции по охране труда и техники безопасности, правила внутреннего трудового распорядка, положение о персональных данных.

Право разработки и принятия локальных актов принадлежит работодателю, его органу управления. Возможно разделение компетенции по принятию таких актов между единоличным и коллегиальными органами. Процедура разработки и принятия, компетенция органов управления в сфере локального нормотворчества определено соответствующими законами (об АО, ООО ….), ГК, а также учредительными документами данной организации.

Локальные акты могут приниматься в одностороннем и двухстороннем порядке. Двухсторонний порядок предусматривает учет мнения представительного органа работников в порядке, определенном статьей 372 ТК (ЧИТАТЬ!!!). В одностороннем порядке принимаются правила охраны труда и техники безопасности, должностные инструкции и другие. С учетом мнения представительного органа работника принимаются: положения об оплате и стимулировании труда, правила внутреннего распорядка и другие. Статья 8 ТК определяет, что локальные нормативные акты, принятые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Не подлежат применению также нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. К локальным актам относятся:

1. Положение об оплате и стимулировании труда

2. Положение о выплате вознаграждения по итогам работы за год (тринадцатая зарплата)

3. Положение о выплате вознаграждения за выслугу лет или стаж работы.

4. Положение о персонале или штатное расписание.

5. Правила внутреннего распорядка и другие.

При разрешении споров, вытекающих из трудовых отношений, необходимо истребовать локальные нормативные источники и ссылаться на них при рассмотрении споров по существу. При этом суды, прокуратура, инспекция труда обязательно должны проверять наличие локальных нормативных источников, процедуру их принятия и в соответствие со статьей 8 ТК оценивать их содержание на соответствие действующему законодательству.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программа специализированного тура для работников системы народного образования «Сингапур - Индонезия (остров Бинтан)», 03- 12.02.2007 г | Перспективы развития безопасности жизнедеятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.