Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 21. Сложносочиненное предложение

План.

1. Понятие о сложносочиненном предложении (ССП).

2. Средства связи предикативных частей – основные и дополнительные.

3. Синтаксические отношения.

4. Сложносочиненные предложения однородного/неоднородного состава, свободно/несвободной структуры.

Сложносочиненное предложение построено на сочинительной связи, значит, его части выступают как относительно самостоятельные, однородные, равноправные. В системе сложных предложений ССП противопоставлено сложноподчиненному по 3 признакам:

1) ССП обладает относительной независимостью предикативных частей, как грамматической, так и смысловой. Невозможно задать от одной части вопрос к другой.

2) В ССП используются сочинительные союзы. Они считаются основным средством связи. Тип союза определяет характер синтаксических отношений между предикативными частями. Сочинительный союз всегда находится между предикативными частями, не входит ни в одну из них, поэтому при перестановке предикативных частей его позиция остается закрепленной и неизменной. Сравните: Пел хор, и играл оркестр//Играл оркестр, и пел хор. Брат писал, а сестра читала//Сестра читала, а брат писал. Иначе ведут себя подчинительные союзы, которые находятся в составе придаточных и при перестановке переносятся вместе с ними. В школе тишина, так как идут уроки//Так как идут уроки, в школе тишина.

3) ССП и СПП различаются по характеру интонации. Сравните предложения, одинаковые по лексическому составу: Я оказался один в квартире, что позволило мне петь полным голосом//Я оказался один в квартире, и это позволило мне петь полным голосом.

В современном синтаксисе ССП классифицируются по 2 основаниям, так что возникает своего рода «двухуровневая классификация»: на первом уровне учитывается характер сочинительных союзов, на втором – характер дополнительных средств связи.

Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные, противительные, пояснительные, градационные (сопоставительные), присоединительные. Соединительные союзы сигнализируют о соединительных синтаксических отношениях, именно они наиболее ярко выражают идею «сочинения». Разделительные союзы свидетельствуют о разделительных отношениях, противительные – о противительных, градационные – о сопоставительных… Внутри этих основных типов выделяются подтипы СПП на основе частных синтаксических значений. Они несут в себе оттенки следствия, результативности, уступки, ограничения. Сравните: Надо было узнать эту тайну, и я согласился.

Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился.

Во втором предложении благодаря наречию «поэтому» в большей степени подчеркивается значение ‘результативности, следствия’. Соединительные отношения осложняются дополнительным семантическим оттенком.

К дополнительным средствам связи относятся:

а) повторы (лексические, синонимические, антонимические, слова одной ЛТГ). Ученье – свет, а неученье – тьма. В предложении используются антонимы. При встрече скажет ей два слова, и в этих словах проглядывается досада. Дождь шумит по стеклу, и печально поетветер. В качестве дополнительных средств связи используются слова одной ЛТГ.

б) анафорические местоимения и местоименные слова, то есть стоящие в начале 2 предикативной части. На одно мгновение она казалась смущенной, и это удивительно изменяло ее лицо. Соединительные отношения осложняются отношениями следствия, что подчеркивается при использовании анафорического местоимения «это».

в) общие компоненты. К ним относятся детерминантные обстоятельства и дополнения, стоящие в начале предложения. [ В эти дни] безвольно мысль таится, а молитва стелется, как дым. [В саду] пели птицы и цвели молодые акации. Иногда общим является придаточное предложение, такие структуры рассматриваются как многокомпонентные.

г) соотношение видо-временных форм сказуемого. Обычно используются следующие модели:

1. глагол-сказуемое сов.в.//глагол-сказуемое сов.в. последовательность

2. глагол-сказуемое несов.в.//глагол-сказуемое несов.в. одновременность

3. глагол-сказуемое несов.в.//глагол-сказуемое сов.в. частичная одновременность, прерванность событий. Сравните: Ярем он барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил. Он пел любовь, любви послушный, и песнь его была ясна. Гуров хотел позвать собаку, но у него вдруг забилось сердце. Последнее предложение указывает на прерванность событий: действие несовершенного вида утрачивает свою длительность.

д) соотношение модальных планов сказуемых. В большинстве случаев модальные планы глаголов-сказуемых совпадают, что указывает на последовательность событий. Однако есть случаи, когда в одной из предикативных частей может употребляться глагол-сказуемое в ирреальной модальности. Например: Говори, а не то все о тебе расскажу директору. В таких предложениях обычно выражается гипотетичность действий, несовместимых друг с другом. Лишь дайте мне добраться до Москвы, а там Борис расплатится за все.

е) неполнота одной из предикативных частей. Туча приближалась к нам, а мы – к ней.

По семантике выделяются несколько подтипов в каждом основном типе ССП. Среди ССП с соединительным значением выделяют следующие подтипы:

· С соединительно-перечислительными отношениями. В таких конструкциях используются союзы и, да, ни…ни. Перечисляются события, происходящие одновременно или одно за другим. Такие конструкции могут быть двучленными и многочленными. Это конструкции однородного состава, стилистически нейтральны. Наиболее частотны предложения с союзом и. Над озером скрипят уключины и раздается женский визг. Общий член «над озером» свидетельствует о том, что перечисляются однородные факты. Реже используется союз да, имеющий разговорный оттенок. Со всех сторон гремят тарелки и приборы, да рюмок раздается звон. Повтор с ни…ни используется при отрицании.

· Соединительно-распространительные отношения возникают в ССП, если вторая часть распространяет первую. Такие конструкции только двучленные. В качестве дополнительного средства связи используется анафорическое местоимение, в качестве основного – союзы и, да. Сад был мал, и в этом было его достоинство. Местоимение «в этом» отсылает к первой части и выполняет функцию темы.

· Соединительно-результативные отношения характерны для двучленных конструкций. Вторая часть выражает результат, следствие или вывод из содержания первой части. Отношения результативности усиливаются за счет дополнительных средств связи: поэтому, потому, следовательно, значит. Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду можно было свободно пройти.

· Соединительно-отождествительные характерны для предложений с союзами тоже, также. Люди проголодались, лошади также нуждались в отдыхе. Конструкции двучленны.

ССП с общим разделительным значением делятся на такие подтипы, как:

· Предложения со значением взаимоисключения, где одна часть исключает другую. Используются следующие средства связи: или, либо, не то…не то, то ли…то ли Единым взором надежды сердца оживи, иль сон тяжелый перерви, увы, заслуженным укором.

· Отношения чередования характерны для предложений с повторяющимися разделительными союзами. Они рисуют ситуации, сменяющие друг друга, существующие в разных временных планах. Например:

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Сложные предложения с противительными союзами делятся на следующие группы:

· Сопоставительные со средствами связи – союзом а, словами одной ЛТГ, совпадением модально-временных планов, структурной неполнотой. Предложения неоднородного состава. Сопоставляются различные ситуации и явления. Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит. Ласточки пропали, а вчера зарей все грачи летали да, как сеть, мелькали вон над той горой.

· Предложения с противительно-ограничительными отношениями. В качестве средств связи используются союзы но, да, однако. В качестве дополнительных средств связи – частицы только, лишь, одни; соотнесенность модально-временных планов сказуемых, причем в первой части представлена ирреальная модальность, во второй – реальная. Одна из предикативных частей сообщает о ситуации, которая ограничивает проявление действия, названного в другой части. Например: Пошла бы она в лес, но детей не с к ем оставить. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. Близки по значению к данной группе ССП с частицей-союзом «только». Все спят, только одно окно светится.

· Предложения с противительно-уступительными отношениями, это предложения неоднородного состава. Средства связи – союзы но, однако, да, а, иногда союз хотя. Уступительное значение формируется в основном за счет лексических средств, чаще всего за счет частиц все-таки, все же, все равно, между тем, при всем при том, корреляцией наречий «еще - уже», одно из них может быть опущено. Белых пятен на карте давно уже нет, но земля не открыта еще до конца. Луна светила очень сильно, однако ее свет с трудом пробивал туман. Я с ними вечно бранюсь, но все-таки очень сильно их люблю.

· Предложения с противительно-возместительными отношениями. В этих предложениях одно и то же явление рассматривается с обеих сторон, как с положительной, так и с отрицательной. В качестве средств связи используются союзы зато, но, да, однако. Эталонным является союз «зато». Он не красив, но вид его приятен. Я очень устал за день, зато много успел сделать.

ССП с пояснительными и присоединительными отношениями не имеют семантических подтипов. В предложении с пояснительным значением используются союзы то есть, а именно. Эти предложения всегда двучленны, обладают своеобразным параллелизмом частей. Первая часть заканчивается сильным понижением голоса и паузой. Основная информация содержится в первой части, второстепенная – во второй. Началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму событие.

Присоединительные отношения возникают, если вторая часть ССП представляет собой добавочное замечание, дополнительное сообщение. Основное средство связи – союзы да и, но и. Дополнительные средства связи – частицы и наречия еще, вдобавок, сверх того, кроме того, притом, вслед за тем. У него было много книг, и все такие дорогие, редкие книги. Ты мне нового ничего не скажешь, да и я тебе не скажу.

Если части ССП соединяются союзами не только…но и, не только…однако, не только…а и, такие отношения называются градационными (сопоставительными). Они близки к противительным конструкциям. В них подчеркивается или нарастание, или уменьшение значимости во 2 части. Не то чтобы он хотел меня слушать, но просто все ему было безразлично. Эти предложения всегда двучленны. В них указывается на наличие тождества в разных ситуациях.

Признак однородности/неоднородности состава ССП важен для выделения конкретных подтипов ССП. Однородность состава проявляется, когда

1) в предложении используются повторяющиеся союзы, чаще всего разделительные и соединительные;

2) в одинаковом оформлении модально-временных планов сказуемого, в единстве целей высказывания всех частей;

3) в наличии перечислительной интонации;

4) в наличии общего второстепенного члена или общей предикативной части;

5) в открытости структуры, то есть двучленный ряд может быть продолжен.

К ССП однородного состава относятся следующие предложения: Молодые листья трепетали, да зяблики кое-где пели.(да кукушки отсчитывали года). Гроза прошла, и небо очистилось от туч. Еще трава полна прозрачных слез, и гром вдали гремит раскатом. В начале апреля уже шумели скворцы и летали по саду желтые бабочки.

В предложениях неоднородного состава отношения устанавливаются только между двумя предикативными частями, причем одна из них в смысловом плане может быть менее значима, то есть в предложениях неоднородного состава структура всегда закрытая.

Для ССП неоднородного состава характерно:

1) использование различных интонационных типов;

2) наличие во второй части местоимений, наречий, частиц, которые указывают на отношения следствия, возмещения, ограничения, уступки.

Вода была теплая, и притом ее было много. Здесь уже не пахло акацией и сиренью, но зато пел соловей.

В ССП различение гибкости/негибкости структуры характерно для предложений неоднородного состава. Гибкие структуры допускают изменение порядка предикативных частей, негибкие – это те, в которых невозможна перестановка предикативных частей. Сравните: Уходите в комнаты, а то простудитесь. В тени по-утреннему свежо, а на крыльце стало припекать. Первое предложение обладает негибкой структурой, а второе – гибкой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пределы правового регулирования | Заболевание желчного пузыря и желчных путей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.