![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Традиции и новации в динамике культуры
Культурная динамика основана на постоянном воспроизводстве социальной нестабильности и изменчивости в результате: · взаимодействия общества и природы; · развития специализированных сфер человеческой деятельности (наука, техника, философия, религия, политика); · взаимодействия различных социальных слоев и институтов; · поиска оптимальных форм управления обществом; · взаимодействия различных культур и языков культуры. Таким образом, одним из ключевых элементов культурной динамики, наряду с воспроизводством наличных культурных образцов, является культурная инновация - построение оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие конкретного типа культуры. Инновация обеспечивает выработку адекватных меняющейся реальности моделей социального поведения и мировоззренческих ориентации, оформление и трансляцию новых знаний о природной и социальной среде, построение новых форм коммуникации и сфер профессиональной активности, а также включение новаторских культурных образцов в наличный культурный контекст. Основанием инноваций становятся как внутренние, так и внешние факторы, связанные с постоянным воспроизводством социальной нестабильности и изменчивости. В социально-историческом плане можно выделить следующие основные типы культурной коммуникации, а следовательно и динамики: · авторитарно-каноническая коммуникация традиционного ("естественно закрытого") общества; · динамично-конкурентная "мозаичная" коммуникация западного ("открытого") общества; · догматически-идеологизированная коммуникация тоталитарно-бюрократического ("искусственно закрытого") общества. В первом случае стабильности общества, основанной на традиционных формах социальной практики и жесткой социально-ролевой иерархии, соответствует авторитарный тип культуры, ориентированный на постоянное воспроизводство ключевых установок архаичного сознания. В противоположность авторитарному, "открытый"(К. Поп-пер) или "мозаичный "(А. Моль) тип культуры отражает присущие обществу западного типа ориентации на динамичный процесс расширенного воспроизводства наличного типа социальных отношений.Это означает: · растущее усложнение социальной структуры, появление новых форм занятости и жизненных укладов, то есть рост субкультур, · построение системы промышленного производства культурных образцов или "культурного конвейера" массового общества, · и как следствие - принципиальную антиавторитарность культурного пространства, предпочтение "вертикальным" ценностным отношениям ("высокое" искусство - "низкое" искусство) И, наконец, третий тип - тоталитарная культура, своеобразная "культурная аномалия" XX в., культурная коммуникация, характерная для тоталитарного общества закрытого типа. Главной целью тоталитарной культуры является консолидация и сплочение нации вокруг властных структур государства, ее основной сферой становится пропаганда господствующей идеологии - агрессивная информационная обработка массового сознания, соединяющая принудительное навязывание штампов "единственно верного" учения с воспитанием страха. Тоталитарная культура одновременно и избыточно информативна, заполняя собой все доступное информационное пространство, и предельно мифологична, подменяя информацию идеологическими мифами. Присущая культуре множественность форм и ценностей служит реальным основанием построения новых культурных образцов, это проявляется в ситуации культурного кризиса. Культурный кризис связан с распадом традиционной социальной иерархии и девальвацией соответствующей ей системы ценностей и моделей деятельности. Он может быть вызван причинами и внешнего, и внутреннего происхождения. К числу внешних причин могут быть отнесены: · природные: значительное по характеру и скоротечное по срокам наступления изменение природно-климатических условий в зоне обитания сообщества, не располагающего эффективными средствами для адаптации к таким изменениям. · социальные: агрессия или покорение одного сообщества другим, при котором завоеватель стремится не только к установлению своего политического господства, но и к ломке культурных традиций, институтов социальной организации и регуляции, религиозных и ценностных ориентации покоренного народа. Внутренние причины культурного кризиса могут быть связаны: · с политическим кризисом в обществе и снижением эффективности работы институтов от его причин сходны: снижение уровня социальной целостности и управляемости общества, "расфокусировка" социальной регуляции, что ведет к росту различных девиантных форм социальной активности, включая криминальные и революционные; · с социально-экономическим кризисом, меняющим характер интересов и потребностей людей, что приводит к массовому разочарованию в способностях власти найти эффективную линию поведения; · с кризисом господствующей идеологии, не успевающей реагировать на изменения жизни общества, теряющей свои консолидирующие и мобилизующие возможности; · с торможением процессов культурной модернизации, когда общество "застревает" в положении, при котором прежние нормативно-ценностные регуляторы социальной жизни уже деградировали или целенаправленно демонтированы, а новые еще не сложились или не начали полноценно функционировать. Понятие элитарная культура используется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. Социальная роль массовой культуры связана с обеспечением управляемого информационного потока, который целенаправленно строится как своеобразный «конвеер социально значимых текстов», призванных оптимально отвечать интересам и потребителя, и создателя информационного продукта. При этом массовая культура выполняет ряд весьма важных социальных функций. Прежде всего, массовая культура в современном обществе фактически занимает место «наивной» народной культуры, оформляя в яркие, эмоционально насыщенные образы смутные движения коллективного бессознательного. Демократичная и простодушная, она выполняет свою главную миссию: восполнить несовершенство сложного и опасного мира при помощи его мифологического псевдообъяснения. Во-вторых, работает по отношению к своем потребителю в режиме психотерапевта, «великого утешителя». В-третьих, роль регулятора общественных настроений и средства социального программирования, формируя при помощи новейших технологий общественные настроения и массовые предпочтения, например, в ситуации предвыборной борьбы или необходимости поддержать рискованные инициативы власти. И, наконец, массовая культура, к примеру, «дамские» романы и «бытовые» телесериалы, служит в современном мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствующую систему первичных ценностных предпочтений. «Мозаичный» характер развитой культуры находит свое отражение в разнообразных субкультурах. Многообразие субкультур – отражение социальной разнородности общества, различных типов социальной практики и соответствующих им типов миропонимания. К основным предпосылкам возникновения субкультур отнесены следующие типы социально-психологических установок: · инновация (согласие с целями общества, но отрицание социально признанных способов их достижения); · ритуализм (отрицание целей общества, но согласие использовать социально признанные средства); · ретритизм (одновременное отвержение и целей, и средств общества - бродяги, наркоманы и т.п.); · бунт (также тотальное отрицание, но ведущее к формированию новых целей и средств, новой идеологии). Контркультура может быть определена как радикальная форма субкультурного движения, направленная на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры. Три основных принципа: · острый конфликт с "официальной" культурой, демонтаж существующей системы ценностей; · построение альтернативного культурного пространства; · стремление к его максимальному расширению, в идеале – к полному господству в качестве нового культурного канона, "культурная революция". Контркультурные инициативы могут развиваться по следующим сценариям: · трансформация в «большую» культуру (радикал-большевизм как власть Страны Советов, национал-социализм как идеология «всего немецкого народа»); · трансформация в «тихую» субкультуру чисто декоративно-«стильного» типа (хиппи – авангард контркультуры 60-х и панки – уличные террористы 70-х гг. XX в. стали привычным элементом уличной жизни 90-х гг. XX в.); · полное растворение в «большой» культуре, адаптирующей радикальные инновации к потребностям массового потребителя (мода на мистицизм и дзэн-буддизм, широкое распространение «легких» наркотиков, ослабление традиционной модели семьи как следствие «сексуальной революции»). Маргинальные культурные программы представляют собой специфические формы духовного производства (МКП), отличающиеся нестандартной («коллажной») аксиологической ориентацией и опорой на альтернативные общепринятым формы социального действия. Включение маргинальных культурных новаций в массив "большой" культуры представляет собой весьма неоднозначный и нелинейный процесс. Представляется возможным выделить следующие этапы подобного процесса: · первичное оформление в качестве образца жизненного поведения и мировоззренческой установки в рамках маргинальной субкультуры; · выход за рамки маргинального сообщества, попытка расширения сферы влияния, что влечет неизбежный конфликт с архетипами массового сознания («стадия скандала»); · освоение на уровне элитарных сообществ, превращающих практику «театра повседневности» в технологию авангардного культуротворчества («стадия откровения»); · адаптация для массового сознания, превращение в коммерческий продукт и его широкое тиражирование - вторая встреча с массовым потребителем («стадия моды»); · предельная исчерпанность актуальных инновационных возможностей («стадия банальности») и возвращение в массив МКП в качестве рабочего материала для последующих экспериментов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |