КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальный прогресс и концепция будущего человечества
Концепции будущего базируются: · на основе оценки общества путем сопоставления с известными явлениями и процессами; · условном продолжении в будущем тенденций и закономерностей, выявленных в прошлом и хорошо известных в настоящем; · модели будущего, построенные на прогностических вариантов развития. Концепции общественного прогресса, его критериев и перспектив развития общества имеют не только и не столько теоретический, но и жизненно практический смысл. На протяжении всей истории человечества лучшие его представители так или иначе пытались обосновать идеалы и принципы общественного прогресса. Одни из них указывали на невозможность справедливого и разумного устройства жизни, другие, напротив, видели в будущем царство свободы и справедливости. Исторический пессимизм прослеживается в различных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным миропониманием и конце мира (эсхатология). Жизнь человечества представлялась здесь как движение от безвозвратно потерянного рая до Страшного суда. Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения, давшей образцы достижений науки, искусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящего торжества разума. В XX веке широкое распространение получили концепции цикличности человеческой истории, в которых всемирная история выступает лишь как совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций, развитие которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационного общества. В качестве его характерных черт выделяют: · возможность любого субъекта получить на основе автоматизированного доступа и современной технологии необходимую информацию; · развитие инфраструктуры обеспечения информационными ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни; · процессы ускоренной компьютеризации и электронизации общества, автоматизации и управления; · радикальные преобразования не только в производстве и технологии, но и в социокультурных структурах. Считать критерием социального прогресса рост валового национального продукта, приводящий к деградации биосферы, – достояние вчерашнего дня. Социальный прогресс должен соизмеряться не только уровнем потребления материальных благ, но и сохранением пригодной для обитания окружающей среды и биосферы в целом. Данное обстоятельство положено в основу принципиально нового видения перспектив человечества, определяемого индексом человеческого развития. Индекс развития человеческого потенциала включает в себя следующие основные показатели: · количество здоровья, показателем которого служит степень долголетия, то есть ожидаемая продолжительность жизни; · достигнутый уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения, включая количество лет обучения; · уровень жизни, измеряемый на базе реального внутреннего валового продукта на душу населения. В принятом мировым сообществом документе «Повестка дня на XXI век» обозначена программа действий для решения проблем устойчивого развития: · в центре внимания экономической и социальной политики должны находиться люди, чье право на здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение; · государства должны нести ответственность за свою деятельность, наносящую ущерб окружающей среде других стран; · задачи сохранения окружающей среды и экономического развития должны решаться неразрывно; · все народы имеют право на развитие при сохранении качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем; · государства должны заменить модели производства и Потребления, не способствующие устойчивому развитию. Современные задачи человечества: · насыщенность мира оружием ставит человечество перед угрозой самоуничтожения, поэтому альтернативы сотрудничеству нет; · в современной войне не может быть победителей, равно как и побежденных; идеи достижения военного превосходства антицивилизационны; · и космос физический, и космос культуры принадлежат всему человечеству; · проблемы, разногласия и конфликты можно и должно решать на пути диалога, обращения к извечным гуманистическим ценностям; · различия в социальном строе, идеологии, культуре не являются препятствием; различия могут быть источником взаимообогащения; · во взаимосвязанном и взаимозависимом мире безопасность должна быть всеобъемлющей, взаимной и неделимой; · священной ценностью должна быть признана человеческая жизнь. Это обеспечивается деятельностью многих организаций. В 1957 г. мировое научное сообщество провело конференцию за мир и разоружение в городе Пагуоше (Канада) – пагуошское движение. Позже: Гринпис, Римский клуб – существует с 1968 года – публикует доклады по общечеловеческим проблемам. Первый доклад «Пределы роста» 1972 год – эффект разорвавшейся бомбы, либо «человечество сидит на пороховой бочке и играет со спичками».
Литература 1. Динамика социально-политических процессов в современном обществе. – М., 1997. 2. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории / А.Я. Гуревич // Вопр. философии. – 1990. - №11. 3. Назаретян А.П. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. – 1993. - № 3. 4. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ / Ш. Эйзенштадт. – М., 1999. 5. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс, - М., 1994.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |