КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и соотношение
Тема 21. Механизм правового регулирования Вопросы к учебному занятию:
а) Стадии и основные элементы механизма правового регулирования. б) Методы, способы, типы правового регулирования.
Актуальность темы: После ответа на вопрос, КАК право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы: ЧЕМ, КАКИМИ СРЕДСТВАМИ право воздействует на общественные отношения, другими словами, КАКОВ МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ? Действительно, государство обеспечивает жизнедеятельность общества путем использования власти, а право – путем нормативного регулирования. Но действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный «агрегат», который всякий раз приводил бы в действие его механизм, когда возникают соответствующие потребности и интересы, а их удовлетворение возможно и объективно необходимо средствами права. Таким «агрегатом» в механизме действия права и выступает правовое регулирование. Соответствие механизм правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества. 1. Правовые средства, правовое воздействие, правовое регулирование: Чтобы более полно понять механизм правового регулирования, надо изначально остановиться на наиболее важных дефинициях, которые собственно и определяют юридическую природу последнего. Это правовые средства, правовое воздействие и правовое регулирование. Правовые средства. Определяя механизм правового регулирования, в первую очередь мы ставим перед собой вопрос: какими средствами право воздействует на общественные отношения? Т.е. рассматриваем юридический инструментарий действия права. Категория «правовые» (юридические) средства вошла в юридическую лексику сравнительно недавно. Попытки осмыслить инструментальную природу права были первоначально предприняты на отраслевом уровне, а несколько позже и с общетеоретических позиций. С указанных позиций правовые средства рассматривают как институциональные установления и формы, использование которых приводит в действие силу права, благодаря чему наступает реальный, фактический результат, определенный эффект в социальной жизни (ведь главное в осуществлении любой деятельности человека – это достижение определенного результата). А юридические средства - это способ цивилизованного, конструктивного, результативного решения задач, стоящих перед социальным субъектом (обществом, государством или отдельной личностью). В частности, в качестве правовых средств выступают: - нормы и принципы права (которые регулируют отношения между субъектами права, зафиксированные в статьях НПА), - правоприменительные акты (указы, постановления, распоряжения, приказы, приговоры, определения, указания, разрешения, представления, предписания, протоколы и др. (см. подробнее Лекцию 18)), - договоры (например, договоры купли-продажи, поставки, трудовые контракты и пр.), - юридические факты (события и действия, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений) - льготы, меры поощрения, меры наказания и т.д. Таким образом, юридические (правовые) средства – это предусмотренные правом (законом, индивидуально-правовым актом, договором) юридически значимые действия, осуществляемые субъектами права, не запрещенные законом способы, предназначенные для удовлетворения интересов субъектов права, для достижения ими социально полезных целей (т.е. это инструменты осуществления соответствующих правомерных действий, в том числе, связанных с защитой (охраной) нарушенного права или охраняемого законом интереса). Но надо учитывать следующее положение!: - правовые (юридические) средства это не фактические действия, а моделируемые нормой права действия субъекта права - используя правовые средства, носитель права или юридической обязанности проявляет правовую активность - правовые средства используются в равной мере для характеристики реализации права (т.е. являются средствами реализации), так и для защиты права (являются средствами защиты, охраны права) - правовые средства выступают специфическим посредником между субъектом и объектом деятельности, т.е. между идеальной мыслительной моделью и материальным результатом, где: · Идеальная модель (средства-установления): субъективные права, юридические обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т.д. · Реальные результаты (средства-деяния) - акты реализации прав и обязанностей (правотворческая, правоприменительная, интерпретационная деятельность) Правовые средства многообразны. Классифицировать их можно по следующим критериям:
Данная классификация правовых средств далеко не является исчерпывающей. Также, надо отличать «правовое регулирование» от «правового воздействия». Правовое воздействие выступает как часть системы социального регулирования общественных отношений. В соответствии с вышеприведенной схемой под правовым воздействием следует понимать – категорию, которая охватывает все направления, формы, способы влияния права на общественные отношения (это, в первую очередь, реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний, норм в общественной жизни, деятельности государства и его органов, общественных объединений и граждан). Соответственно понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование» неравнозначны. Термин «регулирование (от лат. – regulo – правило, обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо). Термин «воздействие» - это влияние чего-либо при помощи системы действий. Получается «правовое регулирование» уже, понятия «правовое воздействие», а также является одной из форм правового воздействия, потому как правовое воздействие помимо правового регулирования и другие правовые средства и формы влияния на поведения людей. Следовательно, не нужно правовые средства и формы влияния права на общественные отношения сводить только к правовому регулированию. Таким образом, правовое регулирование – это форма правового воздействия, а также осуществляемое государством при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение правовых отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие. Признаки правового регулирования: 1) Это специфическая деятельность государства (его нормотворческих органов) – государственное регулирование. Именно органы государственной власти в процессе нормотворчества формируют тот юридический инструментарий (правовые средства), который объективно необходим в данных социально-экономических и политических условиях для обеспечения нормального функционирования гражданского общества, его институтов, организации жизнедеятельности людей на цивилизованных началах. Государственное регулирование распространяется в большей степени на публично-правовую сферу действия. 2) Это (наряду с государственным регулированием) также деятельность непосредственных участников общественных отношений – саморегулирование. Соответственно саморегуляция распространяется на частноправовую сферу действия (сфера действия частного права). Почему? Объективно существует область действия права, в которой юридическое нормирование государством поведения граждан (их организаций) не только не требуется, но подчас даже и вредно. Это область в которой действия (деятельность) людей, хотя и имеют правовой характер, но не связаны со специальной юридической регламентацией и не нуждаются в ней. Такой вывод вытекает из закрепленного в праве общедозволительного принципа организации правовой жизни («все, что не запрещено законом – дозволено»). Например, в гражданском праве действует диспозитивный метод регулирования гражданско-правовых отношений, предполагающий сторонам-участникам правоотношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей (т.е. по собственному усмотрению). Доказано, что принятые градации общественных отношений – материальные и идеологические, базисные и надстроечные, экономические, политические, социальные и др. – не могут быть положены в основу выделения сферы правового регулирования. Например, в области экономических отношений процессы производства, развития техники, создания новых машин, механизмов правом прямо не регулируются. С другой стороны, отношения распределения, обмена, собственности (а это тоже экономические отношения) требуют правового регулирования. В области политических отношений внутрипартийная жизнь: принятие в члены партии, разработка целей и программ, принятие уставов, размер членских взносов и их расходование и др. – правом не регулируется. А такая область политических отношений, как выборы, деятельность парламента, правом регулируется. Внутрисемейные отношения супругов находятся за пределами правового регулирования. Но регистрация брака, развода, взыскание алиментов являются объектом правового регулирования. Следовательно, граница правовой сферы не совпадает с границами известных групп общественных отношений.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |