КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный бюджет. Государственный долг
Государственный бюджет служит главным инструментом экономической, социальной и правовой деятельности государства. Поэтому содержание государственного бюджета выходит за пределы понятий «основной финансовый план», «смета доходов и расходов», «форма мобилизации денежных средств». Государственный бюджет отражает специфику взаимоотношений центральных органов власти и территорий. При определении содержания государственного бюджета следует исходить из функции перераспределения доходов, образуемых в различных секторах экономики, и функции регулирующего воздействия государственного бюджета на рынок товаров и услуг. Государственный бюджет выступает главным средством мобилизации и расходования денежных ресурсов государства, объединяет такие важнейшие составляющие, как налоги, кредит, государственные расходы. Через государственный бюджет происходит перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта. Доля государственного бюджета в соотношении с ВВП зависит от уровня развития национальных экономик. Так, в США доля бюджета составляет примерно 50% ВВП, для большинства менее развитых стран – 25%. Доходы государственного бюджета представлены денежными средствами, основным источником которых являются налоги. К налоговым доходам федерального бюджета относятся: · федеральные налоги и сборы; · таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; · государственная пошлина. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: · доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности; · доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации; · доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; · части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Расходы федерального бюджета – это денежные средства, предназначенные для финансирования социальных расходов, обороноспособности страны, обслуживания государственного долга; предоставления дотаций предприятиям государственного сектора; содержания аппарата управления государством; развития фундаментальной науки; охраны окружающей среды. При формировании государственного бюджета необходимо обеспечить баланс доходов и расходов, соответствие финансовых интересов центрального правительства и местных властей. Административная структура государственного бюджета России имеет следующий вид.
Налог на добавленную стоимость платит каждое работающее предприятие, в том числе убыточное; налог на прибыль – только успешно работающие. Расходы на содержание школ, больниц и им подобных учреждений включены в раздел «социально-культурные мероприятия». Выплаты из государственного бюджета принимают различные формы: · ассигнования – выдача денежных средств из бюджета на текущее содержание предприятий и учреждений по утвержденным сметам; · субсидии – нецелевой вид государственного денежного пособия, предоставляемого государством организациям, учреждениям; · субвенции – целевой вид государственною финансового пособия местным органам власти и управления; · дотации – целевой, адресный вид государственного пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков. Состояние государственного бюджета зависит от состояния его балансовых сторон, косвенно выражающих состояние национальной экономики в целом. Нормальному состоянию государственною бюджета соответствует равенство расходной части бюджета доходной. Если расходы бюджета превышают доходы, то он является дефицитным, если доходы превышают расходы – государственный бюджет называют профицитным. Дефицит государственного бюджета не является опасным для экономики на уровне 2-3% ВВП. Однако при превышении этого уровня нарушается функционирование финансовой системы в целом. Для экономики промышленно развитых стран характерна тенденция роста государственных расходов. В основе этой тенденции – закон возрастающей государственной активности, который сформулировал еще в XIX в. немецкий экономист А. Вагнер. В соответствии с законом Вагнера по мере развития рыночного хозяйства государственные услуги становятся наиболее высококачественным благом. Это означает, что рост спроса на государственные услуги опережает рост дохода домашних хозяйств. Соответствен но дол я государственных расходов в ВВП имеет тенденцию к росту. Рост государственных расходов объясняется усложнением системы общественно-экономических отношений, возможностью возникновения социальных конфликтов. Сохранение правопорядка требует дополнительных расходов. Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: · за счет эмиссии денег (монетизация дефицита); · займов у населения своей страны (внутренний долг); · займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг). Первый способ называют эмиссионным или денежным способом, второй и третий – долговыми способами. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета приводит к увеличению денежной массы, т.е. это инфляционный способ финансирования. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа в краткосрочном периоде не затрагивает стабильность денежной массы. Население покупает государственные ценные бумаги, потому что они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти деньги») и надежны (гарантированы государством). Однако в долгосрочном периоде долговое финансирование государственного бюджета может привести к еще большей инфляции, чем эмиссионное. Это объясняется тем, что население не будет покупать, государственные облигации, если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг, тем большая сумма государственного бюджета идет на обслуживание долга. Возврат долга включает как сумму долга, так и проценты по долгу. В Российской Федерации в 2001 г. 20,4% государственного бюджета расходовалось на обслуживание долга, 20,5% – на выплату долга. Идея о том, что долговое финансирование государственного бюджета может привести к еще большей инфляции, чем эмиссионное, была высказана американскими экономистами, лауреатами Нобелевской премии Т. Сарджентом и Н. Уоллисом. Финансирование долговым способом может привести к такому дефициту государственного бюджета, который заставит государство использовать эмиссионное финансирование, т.е. выпуск дополнительных денег. Это приведет к всплеску инфляции. Недостатком долговою финансирования является эффект вытеснения частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в том, что домашние хозяйства, осуществляя покупку государственных ценных бумаг, сокращают спрос на покупку ценных бумаг частных фирм. Это сокращает инвестиционные расходы, расширение производства и экономический рост. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа может быть посредством получения кредитов у других стран или посредством международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Сумма непогашенных дефицитов государственных бюджетов за весь период существования данной страны составляет государственный долг. Показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга D к объему ВВП:
Инструментами фискальной политики выступают государственные закупки товаров и услуг (это расходы государственного бюджета), налоги (основной источник доходов бюджета), трансферты (субсидии). Рост государственных расходов означает предоставление государством какому-то субъекту рынка дополнительных доходов, которые он потратит на увеличение потребления С и на увеличение сбережений S. Прирост дохода каждого последующего субъекта рынка будет равен дополнительному доходу предыдущего субъекта, умноженному на предельную склонность к потреблению. Изменение совокупного дохода ΔY будет равно Известно, что величина мультипликатор автономных расходов. В данном случае мультипликатор показывает, насколько изменится совокупный доход ΔY при изменении автономных расходов государства: , где Са – автономные расходы государства. Воздействие налогов на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к сокращению совокупного дохода, поскольку рост автономных налогов сокращает располагаемый доход. Соответственно потребление как часть располагаемого дохода уменьшается. Мультипликатор автономных расходов можно записать так:
где ктТ – коэффициент мультипликатора налогов. где Δ T— изменение налогов. Процесс исполнения бюджета находится под контролем системы органов исполнительной и законодательной власти: Федерального казначейства, которое и исполняет бюджет, Департамента финансового контроля Минфина России, Счетной палаты РФ. Федеральное казначейство контролирует перечисление средств федерального бюджета в субъекты РФ по всем целевым субсидиям, проверяет договоры, контракты, поступающие в органы Казначейства для осуществления выплаты, обоснованность указанных в них сумм. Департамент финансового контроля Минфина России производит выборочные проверки по расходам федерального бюджета и целевых субсидий. Счетная палата РФ проверяет соответствие фактических расходов статьям федерального бюджета, представляет в Государственную Думу отчет по результатам проверки исполнения закона о федеральном бюджете. Финансовый резерв государственного бюджета используется для формирования стабилизационного фонда. Стабилизационный фонд позволяет застраховать экономику от перепадов внешней конъюнктуры. Стабилизационные фонды – обычная форма финансовых резервов встранах, имеющих денежные поступления от экспорта природных ресурсов. Иногда они добавляются вфонды будущих поколений. Фонды будущих поколений рассчитаны на их использование после того, как месторождение природных ресурсов будет исчерпано. Стабилизационные фонды созданы в Норвегии (Государственный нефтяной фонд), в Чили (медный стабилизационный фонд). В Кувейте и на Аляске существуют фонды будущих поколений.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |