Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностно-ориентированная ситуация как элемент педагогической технологии




Структурной единицей личностно-ориентированной педагогической технологии является личностно-ориентированная ситуация, которая является ситуацией развития личности учащегося. Она представляет собой некоторый момент взаимодействия субъектов педагогического процесса, который носит преднамеренный характер. Назначение личностно-ориентированной ситуации – включить воспитанника в такую жизнедеятельность (коллизию, проблему), в которой бы востребовалось проявление личностных функций учащегося – избирательности, смыслоопределения, рефлексии и др.

Проектирование личностно-ориентированной ситуации направлено на создание условий, в которых, не выявляя личностной позиции, человек не может адекватно сориентироваться и действовать эффективно. В этой ситуации ученику предоставляется возможность сделать вывод из собственного опыта, преодолеть внутренний кризис, наметить жизненную программу. В личностно-ориентированной ситуации учащийся может столкнуться с необходимостью преодолеть собственные эмоции, овладеть переживаниями, сделать из них собственный вывод. Таким образом личностно-ориентированная ситуация – это образовательное средство, несущее личностно-развивающую функцию. По мнению В.В. Серикова личностно-ориентированная ситуация лишь предоставляет возможность развития личности, однако этого не произойдет без осознанного участия, свободного волеизъявления учащегося. В состав личностно-ориентированной ситуации входят: ориентировачная информация, стимулы саморазвития индивида, предметная сфера и стоящая в ней задача, предметно-коммуникативная деятельность (деловое общение), ценностное содержание деятельности и общения, технология организационно-педагогических действий (целеполагание, стимулирование, ориентирование).

Технология личностно-ориентированного обучения рассматривается как организация предметной деятельности учеников через адекватное варьирование учебных ситуаций.

Особое место в реализации личностно-ориентированной технологии занимает работа с опытом личности. В.В. Сериков предлагает следующие формы для обращения к опыту личности:

а) непосредственное обсуждение с учащимися их личностных проблем, а также гуманитарных проблем изучаемой дисциплины – проблем экологии, жизнеобеспечения, космогенеза и ответственности человека, философии души и тела, мировоззрения и т.д. Такое обсуждение имеет форму «воспитательной ситуации» на уроке, имеющей личностный аспект;

б) опосредованное подведение учащихся к осознанию и осмыслению этих проблем через различные способы создания личностно-ориентированной ситуации. Среди таких способов можно выделить диалог, имитационное моделирование, игру, жизненные парадоксы, мыследеятельность, проектирование педагогических коллизий.

Условия, обеспечивающие создание личностно-ориентированных ситуаций:

§ проектирование для конкретного ребенка ситуации учебной деятельности или внеучебного общения, которая бы побуждала его к избирательности, рефлексии самостоятельных и ответственных решений по проблемам, касающегося его жизненного статуса;

§ определение наиболее эффективных источников личностного опыта для детей с различным личностным потенциалом;

§ нахождение оптимальных способов обращения к личностной сфере ребенка;

§ изучение специфики переживания учащимися их личностных коллизий через включение их в деятельность по вербализации собственных «кризисов», переживанию ролевых конфликтов,

§ применение техники контекстных учебных задач, диалога, имитационных игровых ситуаций;

§ нахождение оптимальных для различных групп учащихся способов самореализации, использование командно-ролевой формы общения как наиболее оптимальной для подростков формы их личностной самореализации;

§ целенаправленное формирование у воспитанников представления о ценности (смысле) учебной деятельности;

§ презентация учителем самого себя в глазах детей, своей способности эффективно поддерживать их личностное развитие.

Для успешной реализации личностно-ориентированных педагогических технологий необходимо, чтобы деятельность педагога соответствовала следующим требованиям, а именно: плюралистическая направленность мировоззрения учителя; использование педагогом активных методов обучения, умение работать в интерактивном режиме; владение учителем межпредметными знаниями и умениями реализовывать межпредметные связи на учебных занятиях; учет и использование индивидуальных особенностей учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.