Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правосознания




Понятие правосознания. Роль правосознания в правотворчестве.

Правовое воспитание и правовое обучение.

Правовая демагогия.

Правовой нигилизм.

Правовая культура.

Виды правосознания.

Структура правосознания.

Понятие правосознания. Роль правосознания в правотворчестве.

ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Лекция 23

В о п р о с ы:

Как бы ни было велико значение материального фактора в переходную эпоху, на стыке XX—XXI вв. очевидна необходимость обращения к духовности человека, составляющей фундамент пра­вопорядка. Чтобы вести себя правомерно в юридически значи­мых ситуациях, каждая личность должна обладать свободным, зре­лым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. Для этого она должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять выбор варианта поведения, так как только в свободном исполнении зако­на проявляется нравственное достоинство личности, ее социальная активность.

Каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает и как относится к нему — дорожит им, слушается его или нет.

Еще И. А. Ильин справедливо подчеркивал, что "нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Правосознание как духовный орган, необходимый человеку, участ­вует так или иначе во всей его жизни, даже и тогда, когда человек совершает преступления, притесняет соседей, предает свою роди­ну и т. д., ибо слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духов­ное строение оказывается неверным" (иными словами — деформи­рованным), а его содержание или мотивы, по И. А. Ильину, "лож­ными или дурными" (Ильин И. А. Собр. соч. Т. 1. М., 1993. С. 224.).

Следовательно, правосознание — это внут­ренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отри­цательно. Однако, оно всегда остается необходимой формой жизне­деятельности человека и общества, разумеется, желательно в сво­ем положительном варианте.

Правосознание представляет собой одну из форм или облас­тей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Попытка уяснить его конкретную роль в процессе правотворчества и реализации права с давних пор находится в поле зрения ученых, в том числе на уровне эмпирического изучения.

Теория государства и права традиционно исследует такие ка­тегории, как

- понятие, сущность, структура правосознания,

- функции правосознания,

- соотношение правосознания с правом и

- роль правосознания в механизме правового регули­рования общественных отношений, в обеспечении законности и пра­вопорядка, а также

- роль правосознания в правовом воспитании населения и юристов-про­фессионалов. В указанных и других аспектах теория права вклю­чает категорию правосознания. Более того, в литературе существу­ет мнение, что наряду с такими достаточно четко обособленными частями науки и учебной дисциплины, как теория права и теория государства, относительно самостоятельное значение имеет и тео­рия правосознания.

Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оце­ночных отношений к праву и практике его реализации, право­вых установок и ценностных ориентации, регулирующих пове­дение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание служит источником правовой активности и внут­ренним регулятором юридически значимого поведения или меха­низмом его осуществления.

Право, как социальное явление, вызывает то или иное отноше­ние к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охваты­вается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов об­щества в сфере действия права). Человек как-то относится к про­шлому праву, праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть ра­циональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, на­строений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей че­ловеческого сообщества.

Если признать право объективной реальностью, то надо при­знать и наличие субъективной реакции людей на право, именуе­мой правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник пра­ва. Это обусловлено тем, что право — регулятор отношений лю­дей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.

Иллюстрацией работы сознания как на рациональном (рационализм - разум, философ. направление признающее разум основой познания и поведения людей), так и на эмоциональном уровне может служить правотворческая дея­тельность российского парламента (Совета Федерации и Государ­ственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализа­ции права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совер­шении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно вза­имосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание пере­плетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. От­ношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру полити­ческую. Односторонний политический подход к праву не дает воз­можности полностью понять его сущность и роль в жизни обще­ства. В нашей юридической науке и юридическом образовании не­обходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассмат­ривать как один из множества исследовательских походов к пра­вовым вопросам жизни общества.

Правосознание теснейшим образом сопряжено с философски­ми теориями, идеологическими воззрениями, религиозными док­тринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право — явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общест­венных отношений (К. Маркс, В.И. Ленин). Четвертые признава­ли за правом роль оформителя и гаранта естественных прав чело­века (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).

Русский правовед И.А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю ор­ганизацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархичес­ким или республиканским правосознанием народа. И.А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собствен­ным произволом и терпеть произвол от других ((Ильин ИА. О монархии // Вопросы философии. 1991. № 4, 5; Он же. Ос­новы законоведения. Общее учение о праве и государстве. СПб., 1915).

 

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздей­ствия на общественные отношения. Специфическая черта право­сознания как составной части механизма правового регулирова­ния состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в ра­боту и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах ме­ханизма правового регулирования — нормах права, правоотноше­ниях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реали­зации права в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что созна­ние, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют по­ведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступ­ки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправо­мерным, социально вредным и опасным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.