КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Натурфилософская проблематика поэзии Николая Заболоцкого
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1957) Крупный поэт 20 века, в начале 20-х годов приезжает в Москву, он окончил МГПУ в литературу приходит в конце 20-х годов. Его творчество длинное, имеет 3 эстетики. 1. Ранний Заболоцкий был связан с авангардом – конец 20-х годов. 2. Основной этап – 30-40- е годы – развитие натурфилософской проблематики. 38-46 – находится в ГУЛАГе 3. Поздний Заболоцкий – выходит к реализму, 50-е годы. Авангард 20 века. Общее понятие, эстетика, революция Авангард – это искусство, появившееся в 20 веке, тип сознания и мироощущения, сориентированный на эстетическую революцию в искусстве. Возникает в 10-е годы как широкое культурное движение в разных областях. Авангард в театре – это Мейерхольд, в живописи – Кандинский, Малевич. Исторически авангард переживает эволюцию, было 3 витка развития авангарда. 1. Ранний авангард – футуризм (1910-е годы) 2. Группа Обэриу – объединение реального искусства: Хармс, Введенский, Заболоцкий, (2-я половина 20-х годов) 3. Авангард 2-й половины 20 века: Вознесенский, Айги, Соснора (с 60-х годов) Причины возникновения авангарда: 1. Усложнение научно картины мира 2. Новые представления о пространстве времени и материи 3. Философские открытия 4. Открытия в психологии Базовые черты: 1. Поиски нового языка: «Искусство умерло…да здравствует новое искусство» (Малевич) 2. Эпатаж, вызов 3. Культ творчества Авангард появился потому, что наша старая живописная школа исчерпала себя. Малевич борется с реализмом. Когда мы смотрим на реалистические произведения, мы видим одно и то же, а когда мы видим черный квадрат, каждый видит что-то свое. Черный квадрат подразумевает все и ничего. Здесь и конец мира, но и возможность мира иного. Малевич часто изображает людей спиной или без лица, жизнь не только сейчас и здесь, а жизнь, продвинутую в будущее. Его живопись многомерна. Филонов пытается материализовать человеческое сознание. Голова, в которой изображен весь мир. Группа Обэриу возникает на волне социальных экспериментов. Это тоже группировка. Они хотят в конце 20-х годов возродить левое искусство, которое ушло. Эстетика этой группы существует в пику другим группировкам. Они берут к себе в почетные члены авангардистов 10-х годов: Хлебникова, Крученых, Малевича. Одну из эстетических программ создает Заболоцкий. Эти эстетические программы противостоят с одной стороны модернистам, а другой стороны формирующемуся советскому искусству, нормативизму. Искусство модернизма нереально, далеко от жизни. А нормативизм не принимается ими из-за строгой диктовки правил. Никакого творчества быть не может, когда все разложено по полочкам. Надо идти к реальному искусству. В основу поэтики этой группы положен алогизм. Особенности мироощущения: 1. Утверждают идею нового мироощущения и нового подхода к вещам 2. Чувственное познание мира 3. Алогизм сюжетов 4. Ирония и пародирование ценностей истории и культуры Это имеет отношение и к Николаю Заболоцкому. Первый сборник Заболоцкого называется «Городские столбцы» - это изображение жизни города в постреволюционную эпоху (1926-1928 годы) Стихи: «На рынке», Ивановы, Свадьба, Движение, Время. Здесь мы обнаруживаем ситуацию алогизмов. Внимание Заболоцкого к пространству и времени. В стихотворении «Движение» изображается конь. «И восемь ног сверкает в его блестящем животе». Конь изображен в движении, нужно писать текуче. Время – появляется Кант, предмет – мы пытаемся отразить мир, набрасываем сетку наших представлений о нем на него, так мы ничего не понимаем. Черты: 1. Поэтика сдвига 2. Анатомирование, выпячивание деталей 3. Выворачивание наизнанку (антиэстетика). Изображение людей как уродов («Свадьба»). Ключевая проблема творчества Заболоцкого – проблема уродливости человеческой жизни в новом обществе, попранной человеческой природы. В сюжете поэт нам дает картину яств: цыпленок, синий от мытья в фаянсовом столовом гробике. Заболоцкий сострадает природе высмеивает толпу сытых людей на свадьбе: «Мясистых баб большая стая…». Это мир фантасмагорический, в этом мире все перевернуто с ног на голову. Традиционные для обыденного сознания вещи – это уродливый мир. «Ивановы» - человек обезличивается. 4. Новый ракурс предмета – поэтика абсурда 5. Использование поэтики примитива 6. Интерес к пространству, времени, изображение текучей жизни 7. Обилие природных образов Второй сборник «Смешанные столбцы» – природа – главный объект исследования. Предмет изучения. Главная проблема – исследование универсума природного мира и изучение места человека в нем. Николай Заболоцкий создатель философской лирики, продолжает научной поэзии в русской литературе, его творчество восходит к Ломоносову, к Державину, к Тютчеву. В его творчестве нет лирического героя, а есть родовой человек, человек вообще, как представитель людей. Заболоцкий пользуется обильно научной терминологией. У Заболоцкого много риторических вопросов и восклицаний, его сюжеты абстрактны, в них есть оппозиция природы и цивилизации. У него условная природа, не пространства времени - «Змеи». Лирический субъект устремлен на разгадку тайн этого универсума. Основные идеи «Смешанных столбцов»: 1. Заболоцкий поэтизирует природу мира, он ее идеализирует, усматривает в нем красоту, наличие тайного сознания. «Лицо коня» - человек ограничил природу в развитии, человек не дал ей усовершенствоваться. Сюжет построен на мучительной попытки природы обратиться к человеческому миру. Между людьми и животными – стена. В отличие от животного мира человек живем не умно, не красиво. «В жилищах наших» - мы забываем о животных, мы не слышим их влажного дыхания. 2. Заболоцкий видит не только красоту природного мира, но и уродство ее. Это кровавое искусство выживания. Вековечная давильня природы. «Птицы». Вневременной сюжет, пространство и время условно. Взгляд на действительность дается сверху и со стороны – поэтика живописного, остановленного мгновения. Это стихотворение построено на алогизме: человек едет и наблюдает природу в ее саморазвитии. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Жизнь природы построена на жестоких, кровавых законах. Это противоречие между красотой природы и уродством в ней поражает сознание лирического субъекта, это противоречие приводит к больному разуму, к мотиву безумия. В творчестве Заболоцкого выражен материалистический взгляд на природу. Это противоречие примиряется в его обращении к утопическим поэмам. Второй период творчества Заболоцкого может быть назван утопическим. Рубеж 30-х годов. Заболоцкий пишет свои утопические поэмы: «Торжество земледелия», «Безумный волк». «Торжество земледелия» – это сократические диалоги. Это диалоги разных персонажей, и даже животных между собой, спор разных сознаний и исторических эпох. В этой поэме речь идет о том, что животный мир томится от собственной природности. Заболоцкий в сюжете показывает возможность доразвития природы и нового научного этапа существования мира. Он развивает животную мифологию, где человек направлен к природе, он сможет помочь природе доразвиться. Завершается поэма частью «Мир-младенец». В будущем что-то изменится. Это произведение написано в период коллективизации, но Заболоцкий от этого уходит, развивает идеи русских космистов. Поэма «Безумный волк» насквозь иронична, развенчивает утопические иллюзии. Написана в 1931 году. Все идеи поэта подвержены осмеянию. В основе находится ироническое представление об учении Николая Федорова. В сюжете центральное место занимает безумный волк, который живет в лесу. Лес – это неокультуренная земля, волк – отшельник, он живет не так, как вес остальные звери. Волк как Федоров. Главный диалог между волком и медведем: волк не хочет оставаться в животном состоянии. Волк – выражение растущего сознания. Волк открывает лабораторию, он пытается гетеротрофное существование преобразовать в автотрофное. Он хочет научиться питаться от солнца, воды и соли. Но с другой стороны – над ним постоянная авторская ирония, безумный волк пытается взлететь, пытается преодолеть земное притяжение. Идея полета – идея Федорова о воскрешении. Волк терпит крах. Вторая часть поэмы связана с тем, что проходит год, и вырастает новый лес, но этот лес населяют волки-студенты, волки-врачи. Отмечают годовщину великого реформатора. Заболоцкий здесь ставит двоякую проблему: он говорит о непрерывности человечески мечтаний о преобразовании бытия, а с другой стороны – проблема опасности преждевременных идей, научного и духовного нетерпения. Этот период завершается в начале 30 – годов. Начинается третий период натурфилософии 30-40-е годы. Заболоцкий по-прежнему размышляет о природе, о месте человека в ней. Решает он ее по-другому. Идеи, этапы: 1. Мысль о том, что человек генетически заложен в развитии природы, его появление подготовлено кодом эволюции природы. Человек как часть мирозданья. Стихотворенье «Осень» - сюжет – как постепенно возникает человек в этой эволюции: янтарь – птица – человек. Живописная поэзия Заболоцкого. 2. Заболоцкий обнаруживает изоморфизм человека и жизни природы. «Начало зимы», «Засуха», где субъект сознания обнаруживает в природе родственное себе. Засуха – картины гибели природы, бессилие, вся красота оборачивается крахом, и человек переживает разные периоды, он,как и природа, страдает. Начало зимы – чтобы понять природу, надо стать ею. Речка умирает в ситуации перехода от осени к зиме. Она окаменевает в каменном гробу. 3. Заболоцкий размышляет о диалектике связи человека и природы. Стихотворение «Засуха». Здесь появится идея о том, что есть человек по отношению к природе – человек – сын, продукт эволюции природы. Нельзя постичь природу, оторвавшись от нее. «Учительница, девственница, мать». Природы неостановима в своей эволюции, она находится на прямой к высшему разуму. Постигая вселенную, Заболоцкий создает стройную систему усовершенствования мира. От беглого разума птиц и животных к человеку-дирижеру, превосходящему ее разумом. «Я не ищу гармонии в природе» - из сборника стихотворений 32-58 гг. Оно написано в 1947 году, а после него следуют стихи 30-х годов. Это программное стихотворение, с ключевыми идеями. Природы – это стихия и хаос, она противоречива, она изнемогает от этой слепоты, уходит ее гармония. Природы устремлена и нуждается в помощи. Природа мучается, она сама с собой непримирима. Проявляется диалектика человека и природы в образе сына и матери. Природа – безумная, но любящая мать. Но вместе с тем, она выше сына. В природе присутствует то, к чему человек когда-то вырастет. Заболоцкий выходит к ролевому герою. Важное значение обретает поэма «Лодейников» (1932-1948). В стихах Заболоцкого проговорена мысль об активной эволюции. В поэме «Лодейников» появляется герой, который выступает исследователем природного мира. Заболоцкий не отказывается от двух ликов природы. Сначала герой видит природу как совершенное творение. Но, он склонился над листами – другая картина – над садом шел смутный шорох тысяч смертей. Части природы пожирают друг друга. Примирение этих противоречий Лодейников находит в историческом творчестве человека. Есть любовная интрига, отвергнутый герой уезжает в большой город. Таким образом увязывается судьба природы и современность Поэма завершается тем, что разрозненный лик природы сменяется единым. С конца 30-х годов в поэзии намечаются две линии: 1. Одическая – появляется исторический герой, который выступает в ситуации помощи природы. «Лодейников», «Урал», «ХрамГЭС», «Седов». Эта ода содержит в себе и трагедию человеческой жизни. Седов с одной стороны, герой, а с другой – сюжет не о его подвиге, а о его болезни. Трагический сюжет. Хотя завершается стихотворение одической строкой. Достойная для человека смерть – это смерть Седова. Это не подвиг, а достойное исполнение жизненной задачи. 2. Элегическая – в этих стихах Заболоцкий поднимает проблему смерти и бессмертия. Эта проблематика тесно связана с чтением трудов биокосмистов, Циолковского, под влиянием философии метаморфоз. Заболоцкий развивает монистическую концепцию Вся вселенная – это единое материальное тело, которое в бесконечном множестве форм находится, которые взаимопроницаемы, текучи. Заболоцкий рассуждает о том, что живая и неживая природы тесно связаны, находятся в ситуации взаимопревращений. Человек, как организм атомов, тоже часть вселенной, часть живого вещества. Человек как организм атомов – уникален, неповторим. Смерть человека – это рекомбинация атомов. Человек смертен по Заболоцкому. Но так как материя находится в непрерывном преображении – человек бессмертен, потому что его атомы вступают в состав других соединений, человек совершенствуется в других соединениях. Потому что материя непрерывно совершенствуется. Человек и смертен, и бессмертен. Распавшиеся атомы называются первобытными гражданами, они какое-то время находятся в латентном состоянии. «Метаморфозы», «Завещание», «Вчера о смерти размышляя». Пока существует природа, человек бессмертен. Материальны не только физические тела, но и духовные продукты. В стихотворении «Вчера о смерти размышляя» - ужас героя, но он преодолеваем, потому что герой обнаруживает присутствие всего, что когда-либо существовало в окружающем мире. Духовное содержание не существует вне материи. «И сам я был, не детище природы, но мысль ее, бессмертный ум ее». «Завещание» - занимает одно из центральных мест. В первой строфе – я смертен, во второй – я не умру, потому что я сопричастен, я могу присутствовать в любой форме. Мысль о том, что это иллюзия присутствует в стихах Заболоцкого. 50-е годы - это новый этап творчества Заболоцкого. Натурфилософская проблематика уходит из творчества Заболоцкого, она оборачивается метафизическими мотивами. Это поздний Заболоцкий. В его творчестве принципиально меняется мироощущение поэта, оно становится трагическим. Появляется лирический герой. Реальный человек. С биографическими чертами, со своей судьбой. Меняется жаровая система. Первый пласт – это метафизические мотивы, которые сменяют его натурфилософию. «Прощание с друзьями» (1952 год – прощание с ОБЭРИУтами). Проблема человек и природа все равно присутствует. Но по-другому. Поэта интересует проблема смерти и бессмертия. По-прежнему присутствуют риторические вопросы, интерес к потустороннему, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Новаторство – автобиографизм лирического героя, его боль. Мир природный изображается теперь не как мир архитектурно выстроенный, а как мир, где все разъято уничтожено. Объяснения нет. Есть реальная проблема человеческого ухода, которую нельзя объяснить. Появляется мысль о разорванности человека и природы. Переходное значение имеет стихотворение «Слепой» - конец 40-х. Вся жизнь твоя – большая рана, кроме боли у человека ничего в истории нет. Поэт часто говорит о вине человека за свою жизнь. В позднем творчестве Заболоцкий ставит проблему существования человека не в природе, а истории. В истории много зависит от человека. Человек должен гуманизировать историю. История развивается трагично, цикличность. Прогресса в истории нет. Заболоцкий размышляет о жизни человека не внутри природного мира, а около природы, утверждает идею о том, что жизнь человека драматична изначально, природа ему неспособна помочь. Характер изображения природы – иной. Стихотворение «Сон». Заболоцкого по-прежнему интересует другой мир, мир непонятных форм, где все неведомо, разъято. В поэзии Заболоцкого появляется пейзажная лирика, конкретное географическое место, появляется время суток. Частное восприятие природного мира. Развивается традиция Тютчева, появляется оппозиция дня и ночи. Ночь – время тайн, а день – это время, когда природа от нас закрыта цивилизацией. Заболоцкий ставит вопрос и о нелюбопытстве человека. Проблема драматизма духовной жизни личности, которая осознается только в ситуации сопоставления природного мира и человеческой жизни. «На закате»: два мира – тот, который нас творил – природа, тот, который мы творим – духовный. Заболоцкий ставит проблему разорванности природного мира и внутреннего мира человека. Исследование драматизма духовной жизни человека – составляет второй пласт стихов позднего Заболоцкого, здесь же – проблема самоопределения личности в истории. В творчестве Заболоцкого появляются сценки, портреты, психологические зарисовки, появляется фабульная лирика, разные ролевые герои. Заболоцкий утверждает ценность каждого человека, высвечивает душевные порывы личности. «Смерть врача», «Неудачник» - Заболоцкий обращается к этико-философской проблематике, пытается выявить ценности человека. Главная ценность человека – это его достойная реализация. «Душа обязана трудиться». Заболоцкий часто обращается к внешне невзрачным фактам. «Жена», «Старая актриса», «Прохожий». «Некрасивая девочка» - некрасивая девочка умеет искренне радоваться счастью другого. Лирика остается философской, потому что сюжетообразующими оппозициями являются противоположные качества. Истинная и ложная красота, труд души и эгоизм. Заболоцкий пытается выявить какие-то общие законы. Исследование нравственного мира личности и трагизма существования человека в истории и сложности человеческих отношений – все это осуществляется в образах природы, поэтому сюжеты – природны. Заболоцкий размышляет: 1. О трагизме существования человека в истории – сталинская эпоха в ее трагической сути. «Где-то в поле», «Противостояние Марса», «Ночной сад» - это об истории, которая представлена через образ природы, ночного сада. Листья сопоставлены с человеческими деяньями. Железный август – это символ власти, первый век нашей эры, Август – жестокий император. Концепция истории: мы живем в эпоху, в которую идет непрерывный отстрел дичи. «Журавли» - ставится проблема незащищенности человека перед роком истории, незащищенности человека. Умирает самый лучший. 2. О трагизме человеческих взаимоотношений - «Последняя любовь». Образ любви – это чертополох, шипы прямо в сердце, любовь есть драма и любовь, полемика со сказкой, с рыцарскими мифами. «Чертополох». Любовь – это разрыв, роковой поединок. 3. О драматизме духовной жизни личности
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |