Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт других стран

В процессе переговоров Россия уже снизила импортные ставки

За последние 10 лет средние импортные ставки были снижены на 30%. По тарифным позициям, облагаемым пошлинами в размере 30%, ставки были снижены до уровня 20%; в 6 раз сократилось число тарифных позиций, подпадающих под ставку пошлины 25%.

В 2005 году Правительство России обнулило пошлины на ввоз в страну 1200 видов высокотехнологичного оборудования (с первоначального уровня 5-15%).

Новые таможенные тарифы уже привели к неблагоприятным последствиям:

• общему ослаблению защищенности российской экономики. Изначально снижение ставок обосновывалось эффектом от девальвации рубля, однако к моменту перехода к новым тарифам этот эффект полностью себя исчерпал;

• негативным социальным последствиям (поскольку таможенные ставки снизились в первую очередь для дорогих и престижных товаров и практически не изменились для большинства товаров первой необходимости);

• сужению возможностей для осуществления дифференцированной промышленной политики (вследствие общего курса на выравнивание тарифных ставок).

В результате Россия вступила в ВТО совсем не на тех условиях, которые были 10 лет назад.

Процесс присоединения к ВТО оказался закрытым для представителей многих отраслей экономики. Эта закрытость имела двойственный характер:

• во-первых, не публиковалось сведений о конкретных условиях вступления и обязательствах России в разрезе отдельных отраслей (ставки, квоты и т. п.). В прессе широко освещались только ход и результаты переговоров, а не собственно их предмет;

• во-вторых, не были учтены интересы некоторых ключевых секторов экономики. Одни лоббирующие группы достигли огромного успеха, так как переговорщики жестко отстояли их требования, другие оказались поставлены перед фактом неожиданных уступок.

Еще в 2002 г. крупный бизнес и государство обозначили три «проблемные» области: сельское хозяйство, авиационная и автомобильная промышленность. В дальнейшем подробно сообщалось о ходе переговоров именно по этим позициям. Кроме того, освещались специфические проблемы в противостоянии с США и ЕС: энергетическая политика России на европейском и внутреннем рынке, защита прав собственности, вводимые ограничения на импорт продовольствия и др. Остальная детальная информация была недоступна широкой общественности.

 

 

Российская Федерация не была единственным государством, которое вступало во Всемирную торговую организацию в последнем пятилетии прошлого века, после преобразования ГАТТ в ВТО. Среди этих государств, вынужденных пройти процесс согласований со всеми странами-участниками, и Китай, и страны бывшего СССР. Китай традиционно считался наиболее подготовленным к вступлению в ВТО; Украина рассматривалась как страна, наиболее близкая к России по структуре экономики.

Российская экономика вступает во Всемирную торговую организацию с более высоким уровнем защиты своей экономики, чем у развитых стран, но уступающим большинству стран развивающихся. Для России ставки при вступлении будут иметь приемлемые значения, однако по завершении переходного этапа наша страна будет иметь сравнительно низкий уровень тарифной защиты.

 

 

Чем более высокий тариф получает страна, тем комфортнее условия для национальных производителей. В отраслях, ориентированных на внутренний рынок и не способных к осуществлению поставок за рубеж, тарифы должны быть выше, чем для производителей, активно конкурирующих на внешнем рынке, где импортная пошлина вводится в качестве ответной меры на соответствующие шаги других государств. Следует отметить низкий уровень защиты украинской экономики по сравнению с другими развивающимися странами. Украина вступила в ВТО после краткого процесса переговоров, согласившись на относительно слабую защиту и непродолжительный переходный период. Едва ли это сулит хорошие экономические перспективы.

Опыт Китая:

Китай – пример страны, хорошо подготовившейся к вступлению в ВТО и получившей максимальный выигрыш от членства в этой организации. Процедура переговоров, как и в случае с Россией, заняла значительное время. Полтора десятилетия прошли в дискуссиях об открытии китайских рынков сельского хозяйства, финансовых услуг и телекоммуникаций. Пекин последовательно добивался от партнеров по переговорам значительных уступок, продолжая в то же время активно развивать собственную промышленность.

Китай вступил в ВТО в 2001 г. со средним уровнем импортных пошлин, почти на 25% более высоким, чем у России. К моменту открытия внутренних рынков перерабатывающие отрасли китайской промышленности были весьма конкурентоспособны благодаря:

дешевизне юаня, что обеспечивалось мерами жесткой монетарной политики: курс юаня в момент вступления в ВТО был недооценен по сравнению с долларом США на 53% (для сравнения: рубль к доллару сейчас недооценен примерно на треть). Правительство Китая смогло удержать низкий курс национальной валюты, несмотря на расширение внешней торговли и приток иностранных инвестиций;

низкой стоимости рабочей силы: среднемесячная зарплата в Китае составляла примерно 110 долл. США, то есть была более чем в 30 раз меньше, чем в США (по этому показателю Россия сейчас отстает от США в пять раз);

значительной доле в экспорте продукции перерабатывающих отраслей: на момент вступления в ВТО Китай не экспортировал сырьевых ресурсов, доля продукции перерабатывающих отраслей составляла более 40%;

доступности кредитов: при стабильной валюте стоимость кредита для национальных производителей была на уровне около 6% годовых.

Дешевые факторы производства и дешевая валюта позволили Китаю выиграть от снятия торговых барьеров, но России эти инструменты сейчас недоступны.

 

Сегодня как российские банки, так и отрасли реальной экономики зависят от внешних кредитов – общий внешний долг России составляет 538 млрд. долл., при всего лишь 36 млрд. долл. собственно госдолга. Это значит, что современная Россия не сможет воспользоваться девальвацией рубля для защиты отечественного производства, иначе кредиты окажутся слишком дорогими для экономики.

При вступлении Китай выторговал себе высокий уровень тарифов – в среднем более 10%, а в дальнейшем фактически «на грани фола» вел весьма искусную игру по стимулированию национальной экономики, что периодически становилось предметом заявлений США и ЕС о нарушении китайскими властями обязательств, принятых в рамках членства в ВТО. В итоге на фоне стабильной отраслевой структуры Китай сумел в 6 раз увеличить объемы торговли, поддерживая небольшой положительный баланс между экспортом и импортом. Китайская экономика выиграла от вступления в ВТО: за счет притока иностранных инвестиций были созданы новые рабочие места, национальные производства в полной мере использовали преимущества дешевизны ресурсов для продолжения индустриализации, переноса в страну производств из других стран мира. ВВП на душу населения вырос почти в три раза.

 

 

Тем не менее, отдельные отрасли экономики Китая пострадали. Первоначальный эффект для сельского хозяйства был шоковым: масса разорившихся крестьянских хозяйств, слабая конкурентоспособность по сравнению с производителями сельхозпродукции в других странах. Однако постепенно крестьяне, лишившиеся источников дохода, нашли заработок в быстро развивающихся промышленных производствах. Рост безработицы в аграрном секторе в целом соответствовал общему курсу страны на урбанизацию и индустриализацию. При всех благоприятных внешних и внутренних факторах, способствовавших успешному использованию Китаем выгод взаимодействия с ВТО, нельзя недооценивать роль китайского правительства: взрывной рост внешнеторговых операций Китая – результат вдумчивого управления притоком иностранных инвестиций и поддержания стабильно низкого курса юаня, обеспечивавшего несомненную конкурентоспособность китайских товаров.

 

 

Опыт Украины:

В отличие от Китая, вступившего в ВТО на старте мирового экономического подъема, Украина присоединилась к ВТО всего лишь за полгода до начала нового мирового кризиса – 16 мая 2008 г. Продолжительность переходного периода для Украины как члена ВТО была определена всего пятью годами.

 

Неудивительно, что немедленного всплеска внешнеторговой активности и успешного прорыва на международные рынки не произошло. Через год после открытия торговых границ ВВП Украины уменьшился на 15%, а объем промышленного производства сократился более чем на 40%. Для сравнения, экономика Европы за это же время снизилась всего на 3-4%, а Белоруссии и Казахстана практически не изменилась.

 

 

Для транспортного машиностроения вступление в ВТО оказалось сопряжено со снижением импортной пошлины на автомобили с 25% до 10%, а также снижением ставки на импорт готовой сельхозтехники до 0% (беспошлинный ввоз). Новые условия свели на нет планы по расширению производства продукции, и производители сократили свои потребности в привлечении новой рабочей силы. При этом сама отрасль «просела» почти вдвое. К 2010 г. транспортное машиностроение было частично восстановлено, в том числе за счет роста выпуска на локальных производствах зарубежных компаний. Сейчас объемы производства составляют примерно 73% от уровня 2008 года, а занятость сократилась за этот период более чем на 30%. После вступления в ВТО сельское хозяйство Украины продемонстрировало рекордный рост активности в конкурентоспособных секторах при столь же рекордных провалах там, где характеристики производства не позволяли конкурировать с импортной продукцией. В этих условиях снятие барьеров на импорт и фактический запрет на государственную поддержку экспорта (более жесткая сертификация винодельческой продукции, отказ от финансового стимулирования отрасли) стало критичным для отрасли. В масличном производстве, где до вступления в ВТО удалось осуществить техническую модернизацию, а за счет вступления – обеспечить нулевые барьеры при экспорте, объемы производства и экспорта значительно выросли. В неконкурентоспособных секторах, для которых не удалось достичь соглашений о «зеркальном» снижении пошлин и где сохранились экспортные барьеры, произошел быстрый и ожидаемый спад объемов производства. Общий итог для украинского сельского хозяйства оказался неоднозначным. Объем производства с/х продукции в целом сократился по сравнению с 2008 г. на 3,3%, а экспорт вырос на 6%. При этом многие сегменты пока не вышли на уровень 2008 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
К Всемирной торговой Организации | Неблагоприятные институциональные условия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.