Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательные возможности метода опроса

 

Метод опроса не является универсальным, его применение наиболее плодотворно в сочетании с другими методами, позволяющими дополнять и контролировать полученные с его помощью данные. К методу опроса социолог обращается в том случае, когда для решения исследовательской задачи ему не обходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнении, о мотивах поведения, об оценках окружающей их действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, о видах деятельности в различных сферах социальной практики, об информированности людей и т.п. Во всех подобных случаях именно люди, непосредственные участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим. Однако методом опроса социологи получают информацию и о поведении людей, о различных событиях, явлениях, фактах, т.е. о таких фрагментах социальной реальности, которые могут изучаться методами наблюдения или анализа документов.

Отечественный и зарубежный опыт социологических исследований свидетельствует о преобладающем использовании социологами метода массового опроса, причем достаточно часто он выступает в качестве основного и единственного метода сбора эмпирических данных. В ряде случаев популярность метода опроса обусловлена природой изучаемых явлений и процессов. Например, такие направления социологических исследований как социология средств коммуникации, общественного мнения, профессиональной ориентации молодежи, социально-психологического климата трудовых коллективов и другие связаны с активным развитием и использованием в первую очередь метода опроса. Вместе с тем, среди различных направлений социологических исследо­ваний можно выделить такие, где метод опроса играет в на­стоящее время лишь дополнительную роль, а перспективы его развития связываются с углублением исследовательского по­иска. Именно таким образом обстоит дело, например, в социо­логическом изучении демографических процессов в обществе, где ведущим источником информации остается статистика. Обращение демографов к методу опроса в последнее десяти­летие вызвано недостаточными познавательными возможно­стями традиционных статистических исследований при изуче­нии мотивов демографического поведения и других его фак­торов, связанных с состоянием сферы сознания.

Таким образом, познавательные возможности метода социологического опроса связаны в первую очередь с изуче­нием сферы общественного сознания. Даже в тех случаях, ко­гда социолог использует метод опроса для получения данных о поступках, фактах, явлениях, событиях, он получает инфор­мацию о состоянии этой реальности в том виде, как она отра­жается в сознании людей. Интерпретировать эту информацию невозможно без знания законов, по которым общественное сознание отражает объективную реальность. Именно поэтому ключевой проблемой при использовании метода опроса явля­ется проблема качества данных, их надежности. Все сущест­вующие методические рекомендации по поводу применения метода опроса подчинены решению этой главной задачи.

Существует множество организационных и технических разновидностей метода опроса, но его суть неизбежно сводит­ся к общению социолога-исследователя с совокупностью лю­дей (опрашиваемых, респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, имеет исследовательский характер и, следовательно, должно отвечать строгим требованиям на­учной процедуры. А с другой стороны, источником необходи­мой социологу информации выступают отнюдь не исследова­тели, а рядовые участники изучаемых процессов, которые ос­мысливают и осознают эти процессы в ограниченных рамках повседневного житейского опыта. Опрос как метод исследо­вания реализует свои познавательные задачи тем успешнее, чем он будет ближе к обычной житейской беседе, в которой респонденту все доступно и понятно: и задачи опроса, и язык общения, и темы, затрагиваемые в беседе и ожидаемая польза от результатов опроса.

Таким образом, в социологическом опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней обще­ственного сознания: научного, теоретического, носителем кото­рого выступает социолог, и обыденного, практического, носи­телем которого выступает опрашиваемый, респондент.

Это обстоятельство является принципиальным для обоснования методики опроса и интерпретации его результа­тов независимо от технической разновидности опроса. Поэто­му целесообразно, на наш взгляд, отойти от общепринятой в учебной литературе традиции и рассмотреть сначала общие принципы построения вопросника, а затем перейти к характе­ристике основных видов опроса.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вторая антифранцузская коалиция | Методические принципы конструирования вопросника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.