КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды опроса
Виды опроса определяются целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности планируемой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет при консультативной помощи анкетера. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной специальными инструкциями. Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители кинотеатров, пациенты в больницах, клиентура банков и т.п.). По способу распространения анкет среди опрашиваемых сложились следующие разновидности: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассылаемая по почте), прессовая (публикуемая в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса, из числа которых выделим далее наиболее популярные. Наибольшее распространение получило в отечественных социологических исследованиях групповое анкетирование по месту работы. Это вызвано отсутствием традиции использования платных профессиональных интервьюеров. Большая часть опросов в нашей стране проводится социологами-профессионалами с привлечением анкетеров на общественных началах. В этих условиях достоинства группового анкетирования по месту работы связаны в первую очередь с организационной доступностью и оперативностью этой формы опроса. Анкетер, работающий с группой опрашиваемых из 10-12 человек, объясняет цели исследования, правила заполнения анкеты и в случае возникновения неясностей в процессе анкеты индивидуально консультирует респондентов. Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных. Организационные требования в этом случае состоят в следующем. Помещение, где проходит опрос, должно обеспечивать спокойную обстановку для чтения вопросов, обдумывания и регистрации ответов. Опрашиваемые должны сидеть достаточно свободно, чтобы не было ощущения «заглядывания через плечо», или совместного заполнения анкет. Не должно быть отвлекающих факторов (телефонные звонки и вызовы опрашиваемых по «срочным» делам, вмешательство посторонних людей). В случаях, если спрос посвящен «острым» проблемам и используется анонимная анкета, заполненные документы собираются в опечатанную урну, в анкете используются закрытые вопросы. При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной курьерской анкеты, анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. Ясно, что при первом варианте респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблема возврата и появляются возможности для обсуждения темы опроса с посторонними людьми, для замены респондента. Раздаточное индивидуальное анкетирование применяется как по месту жительства, так и по месту работы. В последнее время активизировался интерес к почтовому опросу. Слабыми сторонами этой разновидности анкетирования традиционно считались низкий процент возврата, не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет и связанные с этими особенностями трудности репрезентации исследуемой совокупности респондентов. Однако проведенные упомянутыми авторами специальные методические эксперименты показывают, что существуют весьма эффективные методы, снимающие эти ограничения и позволяющие использовать такие бесспорные достоинства этого метода как экономичность и организационная простота. Система напоминаний, персональные обращения к респондентам и другие способы стимулирования позволяют увеличить возврат почтовых анкет, при значительном удешевлении стоимости исследования по сравнению с другими видами опроса. Интервьюирование как метод сбора социологической информации требует по сравнению с анкетированием больших затрат на организационном этапе, но обладает рядом бесспорных преимуществ по повышению достоверности и надежности данных. Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер-профессионал обеспечивает точность исполнения выборочной процедуры на последних ступенях выборки, связанных с поиском и идентификацией респондента. Опытный интервьюер обеспечивает благоприятную ситуацию опроса, контролирует влияние третьих лиц на формирование ответов респондента. Он способен адаптировать текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого: уточнить формулировку вопроса, объяснить смысл непонятных слов, снять психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе или уклонении от ответов на отдельные вопросы. Роль и влияние интервьюера на качество полученных данных значительно выше, чем анкетера. Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от подготовки, строгости отбора интервьюеров и проверки качества их работы. Виды интервью. Различаются несколько видов интервью в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы, т.е. насколько жестко и подробно разработаны для интервьюера правила установления контакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и объемом совокупности опрашиваемых. Когда социолог планирует опрос значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура исследуемой проблемы четко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых, в этих случаях первоочередными задачами становятся максимальная сопоставимость индивидуальных ответов и минимальное влияние интервьюера и респондента на ситуацию опроса. В подобных условиях наиболее подходящим методом сбора данных является стандартизированное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами. Эта разновидность интервью наиболее популярна в отечественной практике опросов. Она сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы, как со стороны респондента, так и со стороны интервьюера. Стандартизированное интервью с открытыми вопросами представляет респонденту больше свободы и самостоятельности в формулировке и требует от интервьюера их максимально подробной точной регистрации. При фиксации ответов возможно использование стенографии или магнитофонной записи. Все остальные элементы ситуации опроса остаются стандартными: вводная беседа, последовательность вопросов и их формулировки. Подробная запись ответов на открытые вопросы подразумевают на стадии обработки использование метода контент-анализа для классификации и систематизации полученных данных. Чаще всего данный вид интервью применяется в пробных исследованиях для разработки вариантов ответов, которые будут в основном исследовании даны в закрытой форме. Применяется также сочетание техники открытых и закрытых вопросов в интервью при опросе больших совокупностей людей. Традиционный открытый вопрос, присутствующий почти в каждом опросе - о дополнительных пожеланиях и дополнениях по теме опроса. Интервью с открытыми вопросами успешно используется при опросах экспертов, когда совокупность опрашиваемых невелика, а учет индивидуальных особенностей мнений и хода рассуждений каждого эксперта является одной из главных задач исследования. Направленное и фокусированное интервью следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации беседы, индивидуальных особенностей опрашиваемого. Цель интервью «сфокусировать» внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах. Часто основой такой беседы становится книга, фильм, ситуация, с которой предварительно знакомят будущих респондентов. Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса. При обработке также предполагается использование техники контент-анализа. Фокусированное и свободное интервью не рассчитано на опрос больших совокупностей людей. Эти виды интервью используются при опросе экспертов, где особенно важно полнее учесть содержание индивидуальных высказываний экспертов. Эти же разновидности опроса применяются в поисковых, разведывательных исследованиях, когда социолог только «нащупывает» проблему, определяет содержание и границы социального противоречия, проблемной ситуации, которую предстоит изучать. Материалы свободных и фокусированных интервью будут полезны для определения предмета исследования, его содержательной структуры, для формирования гипотез. Применение технических средств при проведении социологических опросов связано с использованием телефонного интервью, а также различных «машин для голосования», интервьюеров-автоматов. Существенным ограничением, связанным с применением телефонного интервью является уровень развития телефонизации, ограничивающей возможности репрезентации изучаемой совокупности рамками телефонной сети. Однако оперативность этого средства контакта с респондентом является его бесспорным достоинством. Общение по телефону предъявляет свои специфические требования к построению вопросника и ситуации беседы. Интервью по телефону должно быть коротким (15-20 минут). Вопросы должны быть более краткими и конкретными по сравнению с личным интервью или анкетированием. Не рекомендуется включать в формулировки вопросов длинные перечни ответов и тем более сложные таблицы, которые плохо воспринимаются на слух. Эффект интервьюера. Если каждый отдельный вопрос и вопросник в целом рассматривать как измерительный инструмент, который должен обнаружить, зафиксировать и измерить искомую характеристику, то интервьюера можно считать оператором, работающим с этим инструментом и обеспечивающим его правильную и надежную эксплуатацию и достоверность данных. Методические исследования показывают, что интервьюер - не просто пассивный исполнитель инструкций исследователя, но активный участник этапа сбора данных. Интервьюер остро реагирует на действительные (а иногда и мнимые) недостатки вопросника, на методические и организационные просчеты исследователя и пытается их исправлять по ходу дела в меру своего умения и понимания. Следствием этой неизменно активной позиции интервьюера и является «эффект интервьюера», который может быть как положительным, так и отрицательным. Направление и характер «эффекта интервьюера» зависит от двух групп факторов: от качества методических процедур, разработанных исследователем, и от подготовки и индивидуальных особенностей самого интервьюера. Интервью как вид социально-психологического взаимодействуя, может оказывать смещающее воздействие на получаемую информацию в зависимости от психологических особенностей собеседников. Например, возможно взаимовлияние взглядов и убеждений интервьюера и респондента на содержание получаемых данных. В ряде случаев респонденты стремятся «угадать желаемый ответ», т.е. ответить таким образом, чтобы произвести благоприятное впечатление на интервьюера. Это явление наблюдается в том случае, когда интервьюер воспринимается как выразитель официальных норм и требований, как человек более опытный, авторитетный, образованный, компетентный и т.п. Подобное психологическое «давление» опытный интервьюер заметит и сумеет снять, подчеркнув значимость и ценность для исследования учета именно индивидуальных мнений и позиций каждого человека, попавшего в выборку. Ситуация опроса должна быть скорректирована в сторону равноправного сотрудничества в пользу достоверности искомой информации. В ряде методических исследований замечен и эффект избирательного восприятия и интерпретации ответов интервьюерами («эффект узнавания»). В этих ситуациях интервьюер либо неосознанно истолковывает ответы с нечетко выраженной позицией как близкие к его собственным убеждениям, либо приобретает уверенность в том, что он уже с первых ответов респондента понимает, к какому типу его отнести, и как люди этого типа обычно отвечают на вопросы. При этом опять-таки интервьюер может слышать не столько то, что реально отвечает респондент, сколько то, что интервьюер заранее предполагал услышать. Преодолеть «стереотип узнавания» помогает постоянный самоконтроль интервьюера и умеренная нагрузка: пять интервью в день по 45 минут каждое - предельная нагрузка на интервьюера.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |