КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Миф о революции
Поэт и история Поэт всегда в конфликте со своим историческим временем. Цветаева вводит формулу: поэт – современник всех времен. Диалоги двух сознаний: обыденного и лирической героини. «Шум времени» - значимость для поэта его современности, статья Мандельштама. Цветаева всех делит на поэтов и непоэтов, человек живет здесь и сейчас, а поэт там и всегда. Поэты существуют одинаково. Она создает символический образ поэта, поэт как художник, находящийся в коллизии со временем. Этот миф развивается во всех циклах, посвященных к поэтам (стихи к Пушкину, Блоку, Маяковскому). Поэт обрисовывается идентично. Книга «Лебединый стан» - написана на рубеже 20-х годов. Напечатана была в 80-е годы. Книга была посвящена мужу, который не принял ее, так же, как и Мандельштам. «Историческая фальшь». Революция ей была чужда («Чужому»), несмотря на ее бунтарский дух. Ключевые идеи: 1. Концепция революции: книга посвящена белой гвардии, как рыцарям России. Революция – это столкновение худородного раба и белой расы, белой кости. Восставшие – это сатанинская стихия, ревнители Марса. Она разделяет понятие народ и революционные войска. Концепция революции близка булгаковской. В книге - поэтизация белого движения. «Дом», «Посмертный марш». Добровольчество – добрая воля к смерти. Метафора красного зверя, белая армия – белые лебеди, рыцари, звезды, грузди. Эта книга выражает другое мироощущение, она написана с позицией христианства. Семантика красного, белого и черного цвета тоже меняется. Она включает белую армию в ряд жертв во имя святости России. В отличие от них, восставшая стихия – это вороны, они черти, носят черты звериности. Это мир безликий и серый, у них нет песен, внетворческая стихия, которая претендует на царский престол. 2. Цветаева вводит мотив падения царского престола. Для нее – это ниспровержение высших ценностей, наместника бога на земле. Большевики – самозванцы, которые претендуют на чужое. Они продолжают линию лжецарей русских. Первый самозванец – это Петр Первый. Потому что он первым выдвинул клич: «На дедов за сынов». И в деятельности Петра и в революции Цветаева видит навязанные идеи. 3. Эволюция опасна не только для жизни нации, но и для других миров. 4. Тема оплакивания русских святынь. «Идет по луговинам лития». Это молитва, плач о русской земле. Большевики разгромили все, что было ценным. Цветаева присоединяется ко всем поэтам-эмигрантам. 5. Идея высокого барства. Цветаева по-другому решает проблему народа и интеллигенции. Род, порода и благородство. Человеческий род изначально был связан с понятием порода, отсюда благородство царских генералов. 6. Позиция Цветаевой уникальна. Она воспринимает революцию не с позиций социальных, а с человеческих. Одна из всех – за всех – против всех. Она утверждает свою идею милосердия. 7. Идея милосердия – «Взятие Крыма» - красным был, белым стал, смерть побелила, белым был, красным стал, кровь обагрила. «Стенька Разин», «Пожалей». Лирическая героиня выступает от имени матерей. «Красный зверь» - идея ареста всех бунтовщиков и их наказания. Лейтмотив его – прощение. Восставшая стихия оказалась обманута большевиками. Зверя нужно отпустить.
Творчество Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960) Один из крупнейших поэтов 20 века. Творчество его приходится на 10-60-е годы. Социокультурный генезис поэта Родился в Москве. Сын известного художника, имя которого еще в 70-е годы 20 века было известно. Изучение сына началось поздно. Он принадлежал к материально и духовно обеспеченной семье. Мать – гениальная пианистка. Творческая среда определила развитие поэта. В доме Пастернака были все самые известные люди: художники, Лев Николаевич Толстой, Рахманинов, Скрябин…Борис Пастернак получил хорошее образование. Первое – МГУ историко-филологический факультет, отделение философии, второе – музыкальное, консерватория по классу композиции. Увлекается музыкой. Однако, от нее он отказался, потому что считал, что первое слово уже сказано. Не хотел быть вторым. Перед ним открывалась возможность стать профессиональным философом, жил в Германии. Там был кружок неокантианства, ему предложили, но он отказался. Он выбрад поэзию, потому что она находится на пересечении музыки и философии. Его наследие многожанрово. Он писал всегда. Издал 83 сборника. Он писал поэмы («Лейтенант Шмидт»), роман в стихах («Спекторский»), роман («Доктор Живаго»). Периодизация творчества 1. 1910-1930 гг. - Ранний Пастернак: «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь», «Темы и вариации», «Второе рождение». 2. 1940-1950 гг.: «На ранних поездах», «Стихотворения Юрия Живаго» (стихотворения из романа), «Когда разгуляется». Место поэта в культуре Серебряного века Борис Пастернак был связан с разными течениями Серебряного века. Прежде всего с символизмом. «Символизм как бессмертие». Он был связан и с футуризмом. Он был человек цивилизации, на волне нового движения, исканий. Был дружен с Маяковским, творчество позднего Маяковского не воспринимал. Он принадлежал к группе «Лира». Пастернак, конечно, связан с экспрессионизмом и импрессионизмом. Экспрессионизм связан с исключительной чувствительностью, экспрессией героя. Пастернак занимался немецким экспрессионизмом. Между тем. Пастернак не примыкает никуда, его творчество развивается поверх барьеров.
Философские основы мировидения Пастернака
Так, как Пастернак был профессиональным философом, он поддерживал связи с разными философскими системами. В основе мировидения – неоплатонизм, идеалистическая философия. Русская, идеалистическая философия. Признание двуединства мира: физический (ограниченный), духовный (бесконечный). Но если символизм волновало отражение непрозреваемого в бытии, то для Пастернака значение имеет зримая реальность, которая взаимосвязан с высшим, находясь здесь и сейчас человеку иногда дано интуитивно прозреть высшее.
Особенности поэтического мышления поэта 1. Пастернак Сам назвал основные темы своего творчества: Природа, Человек, Бог, Женщина, Призвание, Творчество, Смерть. Разные книги Пастернака – это разное преломление этих тем. Развитие одних и тех же тем и вариаций. 2. Понимание жизни: на протяжение всей жизни выражено единое понимание – идея чуда жизни и краткости человеческого существования. Всякая жизнь – выход из лона небытия. Идея дара и чуда жизни. Существенное место – мотив сна и пробуждения («Вторая баллада» - я просыпаюсь, я объят открывшимся). Восторг перед жизнью. Восторженное отношение ко всему сущему. Лирический герой Пастернака живет взахлеб – торопясь прожить жизнь. Присутствует напор жизни. У него очень много глаголов, которые передают движение, как текучесть бытия. Особенность сюжета – динамика. «Волны». Немыслим счет всему, все это пытается объять и выразить в своем мире Пастернак. У Цветаевой все направлено на себя, а мир Пастернака – антиромантический. Поэт растворен в бытии, он все примиряет и собирает в целое. Все книги построены идентично. У каждой книги есть первый, обобщающий текст. Последняя книга начинается со стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Жизнь он понимает как божественный дар, человек богосотворен: «Кончаясь в больничной постели, я чувствую рук твоих жар». 3. Пантеизм – присутствие божественного духа в природе. Всеобъемлющее одухотворение живой и неживой природы. Идея богоизбранности Земли, на которую сошел Христос. «Сквозь дождик сеялся хорал…», Даже инфернальный мир у Пастернака обретает позитивное начало. Стихотворение «Когда разгуляется…». Сближение с эстетикой символизма – сакрализация земной жизни, мир – храм. Мир Пастернака – это мир природный. Присутствуют все природные стихии. Множество разнообразных природных ландшафтов, нет противопоставления природы и цивилизации. Мир Пастернака – мир растительный. Много деревьев и цветов. Мир тянется к небу и солнцу, поэтому у Пастернака очень много птиц, особенно значимы птицы певчие. Панэстетизм. Природа изображена в буйстве и в вакханалии. Природа в динамике. У Пастернака изображение природы имеет философский смысл. Его интересует природа самой жизни, природа всегда истинна, первозданна и свежа. Все должно быть, как в природе, символизировать некую первозданность. «Вахханалия» - высказывание Пастернака об игре актрисе, исполняющей роль Марии Стюарт. «Определение поэзии» - это круто налившийся лист, это двух соловьев поединок. Творчество описано тоже через природные реалии. У нас есть поэты разных времен года: Пушкин – осень, Лермонтов – лето, Пастернак – поэт всех времен года. «Темы и вариации» - по пять стихотворений о каждом времени года. В каждой книге – все времена года, изображен ход бытия. Есть и времена года, которые имеют двойственное значение – зима (красота, и время и смерти). Главное время года – весна. Потому что она связана с Пасхой и чудом воскресения Христа, что дает нам основание говорить о национальной идентичности поэзии Пастернака.
Книга «Сестра моя – жизнь» (1922 год) Связана с историческими изменениями. В этой книге само название указывает на центральность темы природы. Темы: 1. Природа. Стихотворение «Плачущий сад». Первая часть – описание сада. Сад олицетворен, он живой. Речь идет о дожде. Природный мир Пастернака живет своей самостоятельной и самодостаточной жизнью. Человек – соучастник тайной жизни, тайный свидетель непостижимого бытия природы. Человек – соглядатай. Сад изображен в динамики. Жизнь человека идентична описанию сада. Поэт, человек не познает природу, а пытается духовно совпасть с ней. Природа не конкретна, она всегда вечная, остановленное мгновение. Однако, эта книга не о природе. Тема революции. Подзаголовок («Лето 1917 года»). Но в стихах мы почти никакой революции не встретим. Третья тема – тема любви. Много стихов о любви, любовный сюжет развит. Соположение природы, истории и любви содержательно. Революция – обновление бытия, самообновляющейся природы. 2. Любовь Любовный сюжет заявлен в стихотворении «Памяти демона». Демон – это демон лермонтовско-врубельский, который воплощает огромность человеческих чувств и эмоций, символ человеческих страстей. Тема любви отражает сложные взаимоотношения лирического героя с возлюбленной. Этот сюжет прочерчен в разделах: «Не время ль птицам петь» - предчувствие любви. Затем – развитие, отъезд и разрыв. Любовь не состоялась. Книга «Сестра моя – жизнь» выражает новее мироощущение, это авангардистский период. Стихи сложны. Они малопонятны. Пересказать сюжеты невозможно, это поток сознания лирического героя. Панметафоризм – качество раннего Маяковского, присущее Пастернаку. «Тенистая полночь стоит на пути…». Одна метафора выражает целостность мира. В поэзию входят пласты разговорной лексики. С другой стороны – масса слов иностранного происхождения. Сложный словарь. Поэтика алогизмов. Пастернак изображает мир, сдвинувшийся с места. Эта книга считается лучшей книгой Пастернака. В сюжете каждого стихотворения воспроизводится акт восприятия поэтом мира как целостности. Эта книга восходит к Античности, в ней есть вся история человечества, вся культура. Все это включено, вступает во взаимосвязь. 3. Тема творчества Поэт – губка, который впитывает бытие, он лишь принимающее начало. Импровизация – как главный принцип творчества. «чем случайней, тем вернее, слагаются стихи навзрыд».
Книга «Второе рождение» С этой книгой связана эволюция Пастернака. Само название указывает на новое мироощущение и новая поэтика. Второе рождение связано с: 1. Новым пониманием человека в новой социокультурной ситуации 2. Входит тема творчества 3. Начинается идеализация женского образа Пастернак обращается к социальной теме. Эта тема связана с появлением стансов (гражданский жанр), в них Пастернак ставит проблему поэта, который понимает драматизм собственного существования в новой реальности. Пастернак обращается к Пушнину, привлекает его опыт для того, чтобы оправдать насилие. «Когда я устаю от пустозвонства». Пушкин вспоминает опыт Петра первого. Пушкинская тема очень важна для Пастернака. Вера в то, что мятежи и казни – мера временная. Рубеж 30-х годов ознаменован мощным социальным поворотом, начинается пятилетний план. Пастернак стремится жить со всеми заодно и заодно с правопорядком. Самоопределение личности в истории – сохранить лица необщее выражение, сохранить дело поэта. Пастернак своеобразно понимает пятилетний план и все, что происходит. Звучат мотивы приятия упряжи социализма. Книга завершается весенним половодьем, цветением. Именно на рубеже 30-х годов проявляются новые поэмы о жертвенной роли мыслящей личности в истории («Лейтенант Шмидт», роман «Спекторский»). Но в книге присутствует оппозиция общества, как места демагогии и фарисейства и дома как места уединения, где у поэта появляется боль сердечной мышцы. Вторая тема – тема поэта и его призвания («Смерть поэта»- посвящено Маяковскому, в котором доказывается, что смерть поэта – это его второе рождение, самоубийством поэт искупает свою вину). Поэт вводит метафору освобождающей смерти, она восходит к Платонову. «О знал бы я, что так бывает». Для Пастернака поэзия – это призвание, она требует не читки, а полной гибели всерьез. Творчество – это выражение мировоззрения, за каждую строку он платит сполна. Третья тема – тема женщины. Взаимоотношения как разрыв, как разлука. Отношения зуб на зуб. Начиная с этой книги, поэт идеализирует женский образ. Женский образ двуедин: конкретная женщина в бытовой ситуации, а с другой стороны женщина непостижима. «Никого не будет в доме» (социально-историческая ситуация, мотив крестовины как распятия). Стихотворение двучастно, разделены части союзом но. Неожиданность появления женщины, реальность женщины, но неуловимость ее появления. Образ восходит к блоковскому. Тема одиночества, снега, зимы. «Любить иных – тяжелый крест» - женская сущность непостижима и неразгадываема. Вторая строфа – это оксюмороны, которые указывают на приближение весны. Женщина – тоже оксюморон. Третья строфа – всякая любовь – это второе рождение. Прозрение и пробуждение. «Красавица моя – вся стать» - женщина – это пропуск в другой мир, это импульс творчества. Красота спасает мир. Другая поэтика – неслыханная простота, прозрачность мысли.
Зрелое творчество – 40-50-е годы. Книги: «На ранних поездах», «Стихотворения Юрия Живаго», «Когда разгуляется». В творчество поэта входит историософская проблематика, поэт исследует столкновение человека с роком истории, с ВОВ. «Ожившая фреска». Рок истории – существование личности в тоталитарном государстве. Пастернак в отличие от раннего периода, здесь напрямую будет выражена этическая позиция поэта в истории – «Гамлет». Это первое, главное стихотворение в цикле «Стихи Юрия Живаго». Концепция Гамлета – концепция трагической судьбы свободомыслящей личности, которая занимает другую позицию в исторической эпохе. Тема Гамлета – это тема Юрия Живаго, это позиция лирического героя Пастернака. Часто используются пословицы, они расширяют пространство каких-то идей. Гамлет – это Христос. Участи этой не избежать. «Нобелевская премия» - указание на дух добра – то, что сделал Христос. Классическая поэтика, входит внимание к каждому человеку и к другим людям. Лирический герой первой книги практически не выделен из лона природы, вот второй книге – герой становится очевидцем истории, а в зрелом творчестве – лирически герой – это участник истории. Стихотворение «Рассвет». Обожать – видеть в другом Бога, любить человека. Человек раскрывается в лучших своих качествах. «Когда разгуляется» - написана эта книга после романа. Философская книга. Темы: 1. Связь с ситуацией оттепели. Исторически – после смерти Сталина и после 20 съезда, появляется ощущение надежды. Слово оттепель ввел Эренбург. Развитие, раскрепощение человека как творческой личности. 2. Трагическое начало («В больнице»), но эта тема звучит особо. Трагизм снимается чувством благодарности творцу за дар жизни. Лирический герой переживает сопричастность бытию, чем снимается трагизм. 3. Природный мир – лирический герой постоянно испытывает радость первооткрытия. Лирический герой ощущает духовное родство с природой – «Тишина». Открытие себя через созерцание природы. Природы – это всегда выход к бессмертию. Отличие от предыдущих книг – природы изображена в перемене погоды, ощущение смены климата, уходит все плохое, поворот к лучшему, стихи завершаются новым откровением. Созерцание природы приводит к новым познаниям мира. «После грозы». Бытие движет человеческая эволюция. 4. Проблема смыла человеческого бытия. Смысл человеческой жизни – человек связывает прошлое и будущее, он – кольцо в цепи поколений. Четки, бусы, нити. Человек – участник будущего, идея вхождения в будущее. Смысл человеческой жизни очень прост: все пережить и все пройти. «Когда я с честью проживу несчастий бремя…». Метафоры жизни – дорога, поездка, движение времени. «Снег идет». Жизнь – важные вехи («Трава и камни»), но вместе с тем в человеческой жизни значимы ерунда и мелочи и разговоры ниочем. Все значимо. «Все время схватывая нить…». Эта книга завершается стихотворением «Единственные дни» - оксюморон, дни солнцеворота. Это стихотворение завершает книгу и всю художественную систему. Финальная точка – эволюционная. 5. Эволюция темы творчества в зрелых книгах Пастернака. Природа художественного творчества – напряженное взаимодействие субъектов и объектов, это напряженный контакт поэта с реальностью. Метафоры поэтического творчества – искра, вольтова дуга. Наряженное переживание реальной действительности. Пастернак размышляет и о назначении искусства. Искусство было всегда, и никогда не начиналось, потому что каждый поэт отражает все ту же реальнотсь, только каждый раз видит ее по-новому. Вселенная – знакомая незнакомица. «Тебе молился Поликлет…». Цикл «Художник» - в этом цикле утверждается, что поэзия – это преемственность, это накопление, это непрерывность. Поэт подготовлен состоянием мировой мысли.
Роман «Доктор Живаго» Сам Пастернак считал его основным своим словом в литературе. «Это первая настоящая моя работа, я в ней хочу дать исторический образ России». Пастернак всегда хотел написать роман как главный жанр русской прозы. Предыдущее творчество – наброски и эскизы к роману. Этот роман – этический поступок, акт мужества. Написан он после войны, в память людей, которые стали жертвами сталинской эпохи, это его диалог с ними. Он знал, на что идет. Секретарь, жена – были арестованы. Этот роман – правда о времени. Он предлагал роман журналу «Новый мир» - самому демократическому журналу и журналу «Знамя». Но он не был напечатан. Напечатан в 1957 году в Италии. Пастернак получает в 1958 году Нобелевскую премию за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и за развитие великой русской прозы. Пастернак обвиняется в измене родине. Травля Пастернака идет писателями, которые не читали роман, например, Слуцким, Николаевой, Дудинцевым, Симоновым, Фединым. В романе по их мнению выражен антинародный дух. Это приводит к инфаркту писателя. Проблема жанра Это лирико-философский роман. Лирический – в центре – субъект сознания, раскрывается жизнь и сознание лирического героя. «Доктор Живаго» - это проекция духовного мира Пастернака, он выражает этику неучастия в зле, идею свободного творчества. Связь романа с символизмом, это и философский роман, потому что в романе нет причинно-следственной связи, в сюжете случайно появляются и исчезают герои. Необъяснимые поступки, стечения обстоятельств. Ситуация, когда доктор Живаго едет на елку к Свенцицким. Много чудесного и сверхреального. Когда доктор Живаго исчезает от Марины, никто не знает, почему он исчез, гроб его стоит в том же месте, где объяснялись Лара с Патулей. Непостижимость человеческой жизни, невозможность ее объяснения. Это монологический роман – все герои говорят идентично. Проблематика Главная проблема – проблема самоопределения личности в истории. Главный герой романа семантически нагружен. Он изображен в нескольких ракурсах: 1. Жизнеописание: с 6 лет и до самой смерти в 39 лет. 2. Духовный план жизни героя 3. Доктор Живаго представлен через свои писания: философские трактаты, эстетические статьи, стихи. Доктор Живаго – судьбы русской интеллигенции в 20 веке, это судьба дворянства. Доктор Живаго – врач, с этим связано его мировоззрение в романе. Но его специальность размыта. Доктор Живаго – человек культуры, поэт, творческая личность. Роман феноменологический – в центре феномен человеческого существования. Такой человекоценризм романа призван выразить философию истории Пастернака. Философия истории (статья Лейдермана) Пастернак особым образом понимает историю. Два плана 1. Реальная, земная, человеческая жизнь. Краткиий миг существования, чудо жизни. Осуществляется во имя роста метаистории. Это испытание человека на готовность к этой роли. Человеческая жизнь должна сать частицей роста в метаистории. 2. Невидимая история, метаистория, метафизический план, вечная история. История – это развитие человеческого сознания, история проходит сквозь человека, оседает в его сознании. Пастернак будет писать: «Историю никто не делает, она невидима, как не видно, как растет лес». История – это развитие, она кристаллизуется в сознании человечества. «Частная жизнь человека, движимая божественным замыслом – это и есть история». Фамилия героя – он носитель живого духа, имя его связано с корнем жизнь. Ему противостоит герой с фамилией Антипов – антиживаго. Человечеству не нужно ничего выдумывать, нужно оглянуться на мирвоой прототип и жить согласно заветам Христа. Все это давно сказано. Пастернак противопоставляет Ветхий и Новый завет. Только во времена Нового завета жизнь человеческая стала ценна. Поэтому не нужно выдумывать ничего другого. Сознание Живаго было сформировано Видинякиным, который читает ему лекцию о том. Что принес Христос: 1. Идея любви к ближнему 2. Идея духовно свободной личности, истину ищут в одиночку. 3. Идея жертвенности во имя других Концепция неохристианства 1. Христос – это богочеловек и человек, у него двуединая природа. Он Иисус, он никому не может быть уподоблен. В стихотворениях доктора Живаго – тема Христа. Стихи о Христе, он отделен от человеческого плана жизни. Идея воскресения и чуда, те, кто последуют за ним, те сделают как я и больше, чем я. 2. Нет связи с церковью. Жизнь человеческая – это не то, к чему призывает церковь. Жить нужно здесь и сейчас, а не в какой-то другой обещанной жизни. Можно не ходить в церковь и быть верным Христу. Неохристианство Пастернака – идея особого мироощущения. Герой соотнесен с такими представлениями и в них он реализует свою жизнь, он дан в контакте с вселенной и с всебытием, он изображается в восприятии природного мира. Он раскрывается через любовь – соединение земного и небесного. Доктор Живаго реализуется и в творчестве, в профессии. Эти же принципы он сохраняет и в истории, он человек – человек 20 века. Он участник трагической истории 20 века. Он свидетель нескольких этапов истории: 1. Первая мировая война. Доктор Живаго насильно вовлекается в нее. Его забирают из дома и увозят на войну. Первая мировая война – это враждебное людям, враждебное. Противопоставлены дорога и дом. Все, что связано с дорогой, связано со смертью, с гибелью, со злом. Доктор Живаго стремится домой. Когда он возвращается домой. Сын его не узнает. Тема разрушения национальных основ жизни. 2. Февральская революция 1917 года, тема книги «Сестра моя - жизнь» - февральская революция. Февральскую революции Живаго воспринимает восторженно, это сошествие бога с небес: «Великолепная хирургия – взять и вырезать все язвы общества». Это связано с тем, что в романе изображен мир не интеллигенции и профессоров, есть мир несправедливости и рабочих, мир униженных и оскорбленных. Общество прежнее несовершенное. Мир до революции – ветхозаветный мир, где правят законы силы. Кроме того Живаго прочитывает эту революцию как продолжение революции 1905 года. Февральская революция происходит под лозунгами свободы, равенства, братства. На это покупается Живаго. Однако эта революция перерастает в революцию октябрьскую. 3. Октябрьская революция 1917 года – революция низов, она уничтожила, расстреляла высокие идеалы буржуазно-демократической революции. Антипов – Стрельников – Расстрельников. «Неправда на русскую землю пришла с революцией». Происходит страшная подмена. 4. Гражданская война – логическое следствие октябрьского переворота. Мы вернулись к ветхозаветным временам. Гражданская война как партизанская война. Отряд Микулицына – отряд, который сражается на стороне красных. Это кровавая, братоубийственная война, которой нет оправдания. Пастернак изображает красный и белый террор. Красные и белые соперничают в жестокости. Паше доверяют самые трудные карательные операции. Гражданская война, которая идет вроде как и в лесу, она не дает возможности жить и мирному населению, осуществляются налеты на деревни. Отряд Микулицына – это некая анархическая вольница, там состоят бандиты, преступники, дезертиры, случайные люди. Люди ограниченного сознания. Это пугачевщина в самом жестоком варианте. Это отряд людей, которые находятся в сложных отношениях, они хотят свергнуть Микулицына. Это безнравственные люди, Микулицын – наркоман, он бездарный тактик и стратег. В результате к зиме отряд вырождается. Возвращение к языческим временам, начинается людоедство. Пастернак приводит в пример Панфила Павлова, красного. К нему приезжает семья, спасаясь от белых, он их убил, он сходит с ума. Начинается самоистеребление нации. Доктор Живаго оказывается в отряде Микулицына после похищения, его похитили как врача. Микулицын спит с ним в одной палатке. Микулицын его обвиняет в заматерелом обывательстве, в том, что он не ходит на их собрания. Живаго в своем ответе утверждает дух жизни. Пастернак выстраивает оппозицию христианства и марксизма. Для доктора Живаго идеи марксизма – примитив, все это теория. Абстракция, далекая от реальной жизни. Не насилием должно осуществляться движение в будущее, его должны осуществлять не лжепророки. В романе ставится проблема внутреннего противостояния происходящим. Доктор Живаго пытается сохранить свой мир и свои ценности. Несколько раз пытается создавать дом и семью. Сначала с Тоней, он борется за жизнь, но выжить в Москве невозможно, они едут в Арыкино, там снова они создают свой малый космос. Они несколько месяцев едут до Урала. Но в Арыкино все разворовано. Они начинают все с нуля. Доктор Живаго не жалуется на свою судьбу. Живаго: «Какое счастье – работать на себя и семью…подобно Робинзону, подражать творцу в сотворении вселенной». Но семью высылают на границу, ему не разрешают воссоединиться с семьей. Потом он пытается создать семью с Ларой, но ее увозит Комаровский. В третий раз – с Мариной, но это завершается все смертью. Живаго занимает индивидуальную позицию и в отряде Микулицына – он лечит, не убивает. Лечит кадета Ранцевича. Григорий Мелехов пытается раз и навсегда определить свою позицию в истории: либо красный путь, либо белый. Он не может найти места себе. А доктор Живаго не хочет ни к кому присоединяться. Он принципиально отстаивает свои принципы. Роман построен на противостоянии Живаго и Антипова-Стрельтникова. Два варианта самоопределения интеллигенции. Павел – учитель, Живаго – врач. Павел – лжеучитель, он женится на Ларе. Потом уходит в армию, у него там была возможность выбора, выбирает красных, становится лжеапостолом язычников. Стрельников был математик, он преподавал математику как бог, его все ученицы обожали, в нем подчеркнут рационализм. Юрий – символ рыцарства, защитник Москвы («Сказка»), фанатик революции. Лара о нем говорит, что он не человек плохой, он просто выбрал ложные идеи. Живаго и Антипов разведены в том, что один из них человек утопии, а другой – реальной жизни. Когда Лара остается с Катей одна, пытается встретиться со своим мужем, он отказывает ей во встрече. Он хочет сначала построить счастливый мир, а потом положить его к ее ногам. А Живаго наоборот, он живет частным, а грядущее для него – далекая, ненужная абстракция. Доктор Живаго безволен и неуверен, Стрельников – человек воли. Но грех – атрибут естественной человеческой личности. Стрельников и Живаго разведены по отношению к Ларе. Лара и доктор Живаго созданы друг для друга. Лару сближает с Антиповым среда, а с Живаго – координаты характера: оба они сначала идут на поводу жизни, но отстаивают свои принципы. Лара – это образ философский. Лара, по мнению Лихачева – Россия, униженная революцией и распятая после. Лара – это Ева, сущность жизни, ее органика. Лара невыразима, неописуема, сама жизнь. Их любовь – это то, что дано свыше, то, что ему предрешено, эта любовь фатальна. Они тяготеют друг к другу. Их отношения тоже имеют мистический оттенок. Сон доктора Живаго – он слышит низкий грудной голос, потом он встречает Лару. Лара – божественное создание, спасающее его. Их любовь в Арыкино в конце романа – способ спасения друг друга в ситуации ненависти и войны. Любовь – обречена. Стихотворение «Мело-мело по всей земле». Любовь и божественна и обречена. С Антиповым связана тема волка. Ситуация трагедии и страдания – это импульс для создания искусства. Искусство рождается через смерть. Смерть и второе рождение в искусстве. Стихотворения «Разлука» и «Свидание». Свидание – это их свидание в ином мире. Последний период жизни Живаго Величайшая трагедия – гражданская война, она приводит к экономическому разрушению нации, сиротство детей. Таня Безочедова – дочь Лары и доктора Живаго, без очереди в ряду поколений. Сироты – дети доктора Живаго. Живаго возвращается в Москву, он не может устроиться на работу, он вынужден колоть дрова у людей. Которые читают его книги. 20-е годы – это время духовного и физического насилия над личностью. Друзья доктора Живаго – Гордон и Дудоров. Они поют с общего голоса, фальшь и двуличие – закон исторического времени. Доктор Живаго задыхается в трамвае. После его смерти. 30-е годы – попытка изменить положение, но неудавшаяся. Ощутим провал всех замыслов. Страшное время ежовщины. Когда человек – это приложение к декларации. ВОВ – это глоток свободы, человек получает право быть самостоятельным. Она дала рывок в развитии нации и ее самосознания. Доктор Живаго под конец все более опускался и сдавал. С одной стороны он как бы идет на поводу у жизни, а с другой - его нежелание стать человеком этой эпохи. Доктор Живаго символически исчезает от Марины, а на самом деле он выступает в статусе поэта. Есть и бытовой план жизни и смысл его судьбы в истории. Никто не знает, кроме брата, где он находится. Жизнь доктора Живаго соотнесена в романе с жизнью Христа. Возраст, он умирает 6 августа – Преображение Господне. Жизнь Живаго – это лечение и врачевание других. Доктор Живаго не распят, он погибает в трамвае от удушья – его уничтожила история, он оказывается слаб, но в принципиальных свойствах он сохраняет свой высокий статус. Идея смерти и воскресения – Живаго – поэт. Идея бессмертия. И роман первоначально назывался «Смерти не будет». Эта идея продемонстрирована в цикле стихотворений Живаго. Стихотворение «На страстной». Заключительное стихотворение – «Гефсиманский сад». Тема распятия. Тема смерти и бессмертия воплощена в сюжете смерти Живаго. У гроба героя – Лара, которая произносит мысль о том, что наша разлука здесь подразумевает встречу там. Живаго изменил сознание Лары, он открыл ей другой взгляд на мир. Финал прозаической части романа о том, что возмужавшие друзья Живаго разбирают рукописи Юрия, они находятся высоко над землей. Доктор Живаго знал все то, что произошло после его смерти. Физическая смерть Живаго и его духовное бессмертие.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |