Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рождение литературы абсурда в 1930-е годы

С именем Хармса связано рождение театра абсурда. За внешней праздничностью скрывался черный ужас реальности. Даниил Хармс был уникальной личностью, который возглавил тенденцию создания академии левых классиков. Эпатажные концерты: «Три левых часа». Они были осмеяны, трудно воспринимаемы. Даниил Хармс ощущал себя живущим в новое время, осознавал необходимость создания нового искусства. Но это новое искусство воспринималось им как чушь и ересь. Он любил розыгрыши, шутки, бы мистификатором, имел массу чудачеств, ходил с искусственным глазом. Имел около 30 псевдонимов. Хармс был очень талантлив, играл на разных музыкальных инструментах. Член ОБЭРИУ. Хармс начинает с детских стихов, основы его эстетики стабильны. Его эстетика – это апология бессмыслицы, поэтика парадокса. Хармс подразумевал отрицание предшествующего искусства: модернистского и социального. Прекрасно все только исключительное, открытие невидимых сторон действительности. Утверждение новой поэтики. Поэтика парадокса имеет отсылку к Козьме Пруткову, Льюису Кэрроллу, к первому авангарду. Тексты образовывались по принципу: в огороде – бузина, а в Киеве – дядька. Стихотворные нелепицы называют скоморошицами.

Ранний Хармс: Стихотворные нелепицы: Мыс Афелей, Жил-был в доме 33 единицы, Плих и Плюх, Мыр, История сдыгр-апрк. Уникальное Хармса – ирония, смех. «Просто ерунда».

Даниил Хармс был человеком, который серьезно размышлял над эстетикой:

1. Алогизм и его функции. Алогизм у Хармса имеет универсальное значение. Алогизм – неутилитарная функция искусства. Шокирующая белиберда. Прекрасное для него – чушь, непонятное, странное, все увиденное впервые. Это мы встречаем в ранних стихах Хармса. Но алогизм означает в мире Хармса и все безобразное – вторичное, безликое, усредненное, обычное, жесткое. Третье значение – иррациональное начало, ужасное, непостижимое, Оно. Метафизика ужаса.

2. Хармс пишет философские тетради (на рубеже 30-х годов). В них он дает эзотерический ключ к творчеству чинарей и собственного.

3. Существенное значение имеет числовая символика: числа 4 и 2. 4 – это главное число вселенной, это строение мира. Неблагополучное число – 2.

4. Хармс пишет несколько статей «О времени, о пространстве, о существовании», «О кресте», «Нуль и ноль», «О круге». Крест – символ существования. Он чертит прямую линию – это небытие, там, где появляется перекладина, крест – отклонение – там есть жизнь, препятствие есть жизнь. Круг – это абсолютная гармония, целостность. Кругу и шару идентично окно.

5. Цисфинитум – это особая творческая логика. Есть логика финитная – это конец. Цисфинитная логика – бесконечность внутри. ОБЭРИУТы невиданно расширяют границы текста, он расширяется за счет сдвига и алогизма. Они работают со всеми уровнями языка, работают со знаковой природой языка. Цель – создать бесконечный текст.

6. Они работают с алфавитом – главная буква А.

7. Мотивы и образы: текучесть – ключевой мотив. Нужно писать текуче, жизнь изображать в процессе движения («Вода и Хню»). Вода, битва со смыслами – нужно разрушить все прежние связи искусства. Образ сабли – новая мера мира, разрушение старого, частотен образ мудреца. Вдохновение связано со шкафом.

8. В творчестве Хармса уже во второй половине 20-х годов появляются экзистенциальные мотивы. В 1932 году Хармса впервые арестовывают, его обвиняют в связи с реакционной философией. И здесь появляются мотивы стоячей воды, исчезновения, молитвы. Это выражено и в стиха и пьесе «Елизавета Бам». Из стихов – «Откуда я?» (1929 год). Экзистенциальные вопросы переходят на перечень предметов. Неприятие эстетики реализма – механическая упорядоченность, это нам ничего не дает в понимании мира, это все чушь, мир фрагментарен и разорван. Пародия на реалистическое искусство. Пьеса «Елизавета Бам» связан с проблемой осмысления трагедии человеческого существования, мотивы ареста. Преследования, тюрьмы и убийства. Девушку пришли арестовывать двое, один из них убит. Абсурд в том, что ее приходит арестовывать человек, который учит и который обвиняет ее в этом убийстве. Ее никто не может защитить, ее мать присоединяется к ним, ее мать обвиняет в убийстве сына. Мать сходит с ума. Начинается беспамятство, идет распадение сознания людей. Ее защитить пытается отец, который и убивает убитого. Но в убийстве в конце пьесы обвиняют Елизавету.

9. В 30-е годы творчество Хармса обретает трагическую тональность. Появляется цикл «Случай». Пишется в середины 30-х годов. Этот цикл изображает современную действительность как мир уродцев. Мир в ситуации драки, уродливых лиц, всеобщего хаоса, недочеловеки Хармса. «Случай» - это прозаический цикл из миниатюр. Здесь значимо понятие случай, воплощающее бессмыслицу бытия. Алогизм здесь заключен между названием и содержанием текста, алогизм сюжета – я расскажу о человеке, которого нет. Алогизм композиции. Алогизм повествования, текста и заключения. Первый текст, задающий тон всему циклу – я расскажу вам о мире, которого нет. Хармс говорит о распадении мира, о его абсурдности. Беспамятство общества, исключена культурная память, задан нулевой хронотоп. Безликость и усредненность людей. Ключевые темы: жестокость, издевательство, «недочеловечество», утилитаризма существования, тупика разума и распадения сознания, мотив исчезновения, мнимости, ситуация чуда.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анна Андреевна Ахматова | Термины и определения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.