КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 26. Электромагнитные муфты сцепления и скольжения
Иные тяжкие последствия – категория оценочная. Они определяются исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела. Они могут выражаться в особо крупном имущественном ущербе, причинении тяжкого вреда здоровью людей, срыве или неполной остановке производственного процесса и т.п. Естественно, что формой вины по отношению к тяжким последствиям может быть только неосторожность. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие должностного лица Специальная Нормативная 1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Вступительная статья проф. А.Н. Игнатова и проф. Ю.А. Красикова. - М., 1996. 3. Закон РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. 4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". 1. Волженкин Б.В. Служебные преступления. – М.: Юристъ, 2000. 2. Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность за государственные преступления. М., 1988. 3. Ермаков Л.Д. Особо опасные государственные преступления. М., 1982. 4. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1979. 5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М., 1999. 6. Коржанский Н.И. Квалификация следователями должностных преступлений. Волгоград, 1986. 7. Лысов М.Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву. – Казань, 1972. 8. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. - М.: Юристъ, 1997. 9. Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / Сост. С.В. Бородин, А.И. Трусова; Под общ. ред. В.М. Лебедева. – М.: СПАРК, 2001. В период коренной перестройки всех важнейших сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития цивилизованной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления. Между тем, преступность, особенно организованная и профессиональная, проникла во властные структуры, в государственную службу и органы местного самоуправления. Ряд работников этих органов и служб поражен коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими нормальную деятельность органов власти и управления, подрывающими их авторитет в глазах общества, зачастую срывающих и тормозящих решение важных, крупномасштабных мероприятий на уровне РФ, ее субъектов, регионов, территориальных единиц, властных, управленческих и производственных структур. Поэтому преступные действия представителей государственной власти и должностных лиц (взяточничество, злоупотребления служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог) недопустимы и влекут уголовную ответственность. В законе не содержится определения данной группы преступлений. Теоретически можно в обобщенном виде определить эту группу преступлений как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Таким образом, рассматриваемые преступления отличаются от иных специфическими признаками: а) они совершаются специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности), б) их совершение возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием служебных полномочий и в) существенно нарушают нормальную деятельность органов власти и управления (либо содержат реальную угрозу такого нарушения). Непосредственный объект можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и исполнения, государственной службы или органов местного самоуправления. Под органами власти следует понимать все предусмотренные законодательством РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации. Под государственной службой в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. понимается «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. В отдельных преступлениях обязательным признаком является их предмет: информация (документы и материалы), представляемая Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК), взятка (ст. 290 и 291 УК), официальные документы (ст. 292 УК). В отдельных преступлениях может иметь место факультативный объект (интересы личности, собственность). Объективная сторона состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти, управления или местного самоуправления. Абсолютное большинство этих преступлений совершается путем действия, отдельные (халатность, злоупотребление должностными полномочиями) - также и путем бездействия. Особенность данной группы преступлений (преобладающей их части) выражается в двух специфических признаках: 1) они совершаются либо с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому виновным служебному положению и 2) вопреки (во вред) интересам службы. Суть первого – лицо использует во зло, т.е. преступным образом тот объем прав и полномочий, которым оно наделено в силу занимаемой должности, вследствие выполнения функций представителя власти или должностного лица, либо лицо может совершить действие (бездействие) только потому, что оно в силу занимаемой должности может и должно совершать конкретные служебные действия. По делам о должностных преступлениях судам необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие. Суть второго признака (совершение деяния вопреки интересам службы) надо понимать как действия (бездействие), которые противоречат как в целом интересам и нормальной деятельности органов власти, государственной службы и службы в органах местного управления, так и задачам и функциям, возложенным на отдельные структурные звенья органов власти и управления, включая администрацию государственных организаций, предприятий, учреждений, нарушают их деятельность и могут причинять им существенный вред, ущемлять законные права и интересы граждан. Половина преступлений, предусмотренных данной главой, по своей конструкции имеют формальные составы (статьи 287, 289, 290, 291 УК), другая половина (статьи 285, 286, 288, 293 УК) - материальные. Для второй группы преступлений в число обязательных признаков входят общественно опасные последствия и причинная связь. Субъективная сторона всех преступлений характеризуется только умышленной виной. Для некоторых из них корыстная или иная личная заинтересованность являются обязательными признаками (ст.ст. 285, 290, 292). Субъектом рассматриваемой группы преступлений, в большинстве случаев, являются лица, наделенные соответствующими полномочиями по службе, работники органов власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления (кроме статей 288 и 291). В соответствии с законом (примечание к ст. 285 УК) субъектами преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, могут быть 4 категории работников: а) должностные лица. б) лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, в) лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации и г) государственные служащие и служащие местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (закон оговаривает, что они несут ответственность только в случаях, предусмотренных соответствующей статьей настоящей главы УК). К числу должностных лиц закон относит лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ч. 1 примечания к ст.285 УК). В соответствие с п. 2 постановления ПВС РФ от 10 февраля 2000 г., к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями). Под организационно-распорядительными функциями следует понимать такие, содержание которых составляет руководство коллективом, участком работы, служебной или производственной деятельностью других работников. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий (к примеру, руководители министерств и ведомств, государственных предприятий, учреждений и организаций, руководителей структурных подразделений (зав. отделами, цехами) либо участками работы (начальники смен, бригадиры, прорабы и т.п.) - п. 3 вышеупомянутого постановления ПВС РФ). К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (п. 3 вышеупомянутого постановления ПВС РФ). К этой категории относятся начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, их заместители, зав. складами, государственными магазинами, ателье, мастерскими, ведомственные ревизоры и контролеры. Названные функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию. Из смысла закона следует, что их выполнение может быть как возмездным, так и безвозмездным. Лицо может быть признано должностным, если указанные в законе обязанности возложены на него в установленном законом порядке. Лица, осуществляющие соответствующие обязанности по специальному полномочию, отличаются от других тем, что для выполнения этих обязанностей не требуется замещения должности. Специальные полномочия могут осуществляться только на правовой основе. Они носят, как правило, краткосрочный или разовый характер. Однако фактическое выполнение должностных функций при отсутствии надлежащего оформленного специального полномочия исключает ответственность за должностные преступления. Для признания лица должностным существенное значение имеет содержание и характер выполняемых функций. Существуют целые категории лиц, которые в одних ситуациях выполняют должностные, а в других - профессиональные функции (медицинские работники, педагоги всех уровней и т.п.). В одних случаях они выполняют чисто профессиональные обязанности (постановка врачом диагноза, проведение лечения, операции и т.п. за незаконное вознаграждение, педагог проводит дополнительные занятия с группой учащихся или студентов за особую плату). В других же случаях они наделяются (хотя бы временно) организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями: педагог является членом приемной, аттестационной комиссии; врач устанавливает нетрудоспособность здорового пациента и выдает ему больничный лист, является членом ВТЭК или ВКК и неосновательно определяет инвалидность и т.п. В первой ситуации названные и другие работники, выполняя только свои профессиональные либо производственные функции, не могут быть признаны должностными лицами и отвечать за должностные преступления (получение взятки, злоупотребление служебными полномочиями и др.). И наоборот, при наделении этих лиц служебно-должностными обязанностями и полномочиями, они становятся должностными лицами и субъектами преступлений, включенных в главу 30 УК РФ. Факт возложения на работника материальной ответственности не превращает его в должностное лицо. В судебной практике не раз отмечалось, что заключение работником договора ответственности за сохранность вверенных ему ценностей не является основанием для признания его субъектом должностного преступления. Не могут быть субъектами анализируемой группы преступлений рядовые рабочие и крестьяне (члены колхоза или кооператива, фермеры), если на них не возложены функции представителей власти. Вторую категорию субъектов рассматриваемой группы преступлений образуют лица, занимающие государственные должности Российской Федерации. Эти должности согласно Закону «Об основах государственной службы» устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К этой категории закон, в частности, относит должности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального собрания РФ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации РФ и др. Государственная должность означает должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. К числу основных обязанностей лиц, находящихся на государственной службе, относятся такие, как обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализация федеральных законов и законов субъектов РФ; добросовестное исполнение должностных обязанностей; обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; принятие в пределах компетенции обращений граждан и органов местного самоуправления и принятие по ним решений, хранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь честь и достоинство граждан и др. К четвертой категории субъектов закон относит государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц. Для наличия такого исключения (поскольку первые три категории субъектов вне зависимости от рангов и служебного положения обладают полномочиями должностных лиц) в законе указаны два условия: 1) лицо должно находиться на государственной службе либо на службе в органах местного самоуправления, то есть заниматься профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и 2) не обладать полномочиями должностного лица. Эта категория лиц может нести ответственность по статьям рассматриваемой главы только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями (например, по ст.288, 292 УК). Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) С объективной стороны суть этого преступления состоит в использовании должностным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы, что приводит к существенному нарушению названных в статье прав и законных интересов. Объективная сторона включает три обязательных признака: 1) использование виновным своих должностных полномочий во вред интересам службы; 2) наступление общественно опасного последствия – существенного нарушения указанных в законе интересов; 3) причинной связи между использованием служебных полномочий и наступлением означенных в законе последствий. Использование служебных полномочий - это совершение виновным действия (бездействия) по службе, формально находящихся в его служебной компетенции. Общий для всех преступлений этой группы признак - совершение деяния вопреки интересам службы - для должностного злоупотребления имеет особенно существенное значение. В практике прошлых лет имели место неоднократные случаи, когда должностное лицо либо в целях достижения общественно полезных целей либо для достижения более важных интересов и благ допускало нарушения существовавших правил, норм, положений, что приводило в ряде случаев к причинению вреда, иногда достаточно серьезного. Такие лица, как правило, необоснованно признавались виновными в должностном злоупотреблении. Преступные последствия определяются законом как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Признак этот относится к числу оценочных. Вред может выражаться не только в материальном ущербе, но и в ином вреде, как-то: нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создание помех и сбоев в их работе, нарушение общественного порядка, сокрытие крупных хищений, других тяжких преступлений. Критериями признания вреда существенным могут служить: степень отрицательного влияния деяния на работу предприятия (учреждения, организации), характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им материального, физического или имущественного вреда. В последние годы за основу имущественного вреда принималась кратность ущерба в денежном выражения по отношению к минимальному размеру оплаты труда, установленного законодательством РФ на день совершения преступления (существенным признавался ущерб, соответствующий 10-15-кратному размеру). Физический вред (нетипичный для должностного преступления) признавался существенным, если причинялся легкий или средней тяжести вред здоровью. Нарушение работы организации оценивалось как существенное, если оно отражалось в приостановке ее работы, в срыве производственных заданий и т.п. Нарушение прав и свобод гражданина будет существенным, если нарушаются его основные конституционные права и свободы. Данное преступление имеет материальный состав. Следовательно, необходимым признаком является причинная связь между использованием служебных полномочий и существенным нарушением указанных в законе интересов, преступление признается совершенным с момента существенного нарушения хотя бы одного из названных в законе благ. Субъективная сторона выражается только в умышленной вине: прямой или косвенный умысел. Кроме того обязательными субъективными признаками данного преступления закон считает корыстную или иную личную заинтересованность. Корыстная заинтересованность означает стремление лица поручить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу. Иная личная заинтересованность состоит в стремлении виновного извлечь путем использования должностных полномочий выгоду неимущественного характера (протекционизм, карьеризм, семейственность, получение взаимной услуги, поддержка влиятельных лиц и т.п.). Отсутствие или недоказанность в действиях должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности означает отсутствие состава данного преступления. Квалифицированный вид должностного злоупотребления образуется при наличии такого же деяния, совершенного лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК). Особо квалифицированный вид должностного злоупотребления образует деяние, предусмотренное чч. 1 или 2 ст. 285 УК, повлекшее тяжкие последствия. Так же как и существенное нарушение, тяжкие последствия являются категорией оценочной и их наличие определяется обстоятельствами конкретного уголовного дела (например, крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, предприятия, срыв хозяйственных заданий, нанесение государству ущерба в особо крупных размерах, причинении смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку). Особо крупным признается ущерб, если он соответствовал примерно от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, надень совершения преступления. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) Уголовный кодекс определяет это преступление как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 286 УК). Объективная сторона этого преступления заключается в совершении должностным лицом действий, которые явно выходят за пределы предоставленных ему полномочий при условии, что они существенно нарушают права и находящиеся под охраной закона интересы граждан, общества и государства. В отличие от должностного злоупотребления превышение осуществляется только путем действия. Состоит оно в действиях должностного лица, которые выходят за пределы предоставленных ему полномочий и совершаются вопреки интересам службы. Последствием такого действия является существенное нарушение прав и правоохраняемых интересов. Установление данного состава преступления требует точного выяснения пределов прав и полномочий должностного лица, а также определение конкретных нарушений этих полномочий и обязанностей, а также их правовой регламентации. Отсутствие регламентации объема прав и полномочий или недоказанность означают отсутствие данного состава преступления. Выделяют четыре типовые формы совершения действий, выходящих за пределы прав и полномочий должностного лица: а) совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица (секретарь суда действует за судью); б) действия, которые могут быть совершены лишь коллегиально (судья единолично разрешает дело, которое должно рассматриваться с участием присяжных заседателей; в) действия, для совершения которых нужны специальные полномочия, отсутствующие у виновного (применение оружия в условиях, когда оснований для этого не было); г) совершение действий, которые не вправе совершать никакое должностное лицо ни при каких обстоятельствах (нанесение побоев посетителю во время приема). При этом действия виновного должны быть связаны с его должностным положением, вытекать из него и быть совершенными в процессе его служебной деятельности или в связи с ней. Отсутствие такой связи исключает состав нового преступления. Для ответственности за данное преступление необходимо также, чтобы виновное лицо было наделено должностными или властными полномочиями в отношении лиц или организаций, которым его действия причиняют существенный вред. Обязательными признаками объективной стороны являются общественно опасные последствия в виде существенного нарушения правоохраняемых интересов и причинная связь между действиями лица и нарушением (материальный состав). Типичными формами последствий превышения служебных полномочий являются: физический вред личности (наиболее часто в виде телесных повреждений), нарушение основных законных прав граждан (право на жилплощадь, социальное обеспечение, на отдых и т.п.). Имущественный ущерб для данного преступления нетипичен. Субъективная сторона преступления характеризуется только умышленной виной (прямой или косвенный умысел). Явность превышения полномочий означает очевидность этого прежде всего для самого виновного, а также и для других лиц. Квалифицированный вид превышения должностных полномочий составляют те же действия, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК). Опасность преступления повышается за счет особо ответственного положения субъекта. Превышение служебных полномочий становится особо квалифицированным, когда оно сопровождается применением насилия или угрозой его применения, либо применением оружия или специальных средств либо виновный причиняет тяжкие последствия (ч. 3 ст. 286 УК). Применение насилия понимается как действия виновного, сопряженные с нанесением побоев, причинением физической боли, ограничением его свободы или причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Этот квалифицирующий признак включает также угрозу применения названных форм насилия. Под применением оружия следует понимать его фактическое использование для физического воздействия на потерпевшего путем причинения вреда его здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы применения такого насилия. При этом к оружию относится лишь огнестрельное и холодное оружие в собственном смысле слова, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение. Применение оружия включает фактическое использование его выражающих свойств или попытку его применения (выстрел, удар ножом). Спецсредствами следует считать приспособления или устройства, предназначенные для отражения нападения преступников, прекращения массовых беспорядков и т.п. К числу таких средств относится использование наручников, смирительной рубашки, газовых пистолетов и баллончиков, дубинок и т.п. Применение спецсредств при отсутствии законных оснований существенно повышает опасность превышения служебных полномочий. В то же время одна лишь демонстрация либо угроза применения специальных средств, не создававшие реальной опасности для жизни или здоровья потерпевшего, не образуют квалифицированного вида данного преступления. Тяжкие последствия – категория оценочная, зависит от обстоятельств конкретного дела. Тяжкие последствия могут заключаться в причинении по неосторожности смерти, в самоубийстве потерпевшего, психическом заболевании и т.п. Но если при превышении полномочий должностное лицо совершает убийство или при отягчающих обстоятельствах причиняет тяжкий вред здоровью, деяние должно дополнительно квалифицироваться по ст. 105 или ч. 3 ст. 111 УК. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ) Объективная сторона посягательства состоит в одном из четырех действий должностного лица, в служебные обязанности которого входит предоставление информации (документов или материалов) Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ. Эти сведения могут представлять собой отчетность, относящуюся к определенной отрасли или сфере деятельности, данные бюджетно-финансового характера; сюда же относится и информация, требуемая Советом Федерации, Госдумой или их комитетами либо создаваемыми комиссиями для решения конкретных вопросов либо по запросам депутатов или депутатских групп (фракций). Первой формой совершения данного преступления является отказ соответствующего должностного лица представить в указанные органы нужную информацию. Отказ представляет собой открытое проявление нежелания представить требуемую информацию без уважительных причин. Вторая форма (уклонение от представления информации) представляет собой более замаскированный вид отказа. В прямом смысле отказ здесь отсутствует, однако виновный под различными надуманными предлогами (непоступление данных с мест, трудности обработки материала, болезнь и т.п.) всячески уклоняется от представления информации. Третья форма состоит в представлении виновным неполной информации, то есть содержащей не все сведения и данные, которые должны составлять ее содержание. Четвертая форма заключается в представлении уполномоченным должностным лицом ложной, т.е. не соответствующей действительности информации (неверные цифровые данные, искаженные сведения и т.п.) Рассматриваемое преступление имеет формальный состав. Оно окончено с момента отказа виновного представить информацию, либо с момента представления неполной или ложной информации. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что он либо отказывается представить в названные в законе органы информацию, которую он обязан представить, либо предоставляет ее заведомо неполную или ложную, и желает совершить эти действия. Субъектом преступления может быть только должностное лицо, в чьи служебные обязанности входит представление информации перечисленным в законе органам. Мотив и цель значения для квалификации не имеют. Квалифицированный вид этого посягательства налицо в тех случаях, когда те же деяния (отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, либо предоставление ее в неполном или искаженном виде), совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ (ч. 2 ст. 287 УК). Особо квалифицированным (ч. 3 ст. 287 УК) данное преступление становится при наличии следующих признаков: а) если эти действия сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК) или в) повлекли тяжкие последствия (существенный имущественный ущерб, нарушение конституционных прав значительной группы граждан и т.п.). Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ) Это преступление в УК определяется как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Объективная сторона преступления заключается в самовольном, путем обмана, присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, которые в действительности должностными лицами не являются, полномочий должностного лица и совершении на этой основе действий, существенно нарушающих права и законные интересы граждан или организаций. В законе не раскрывается способ присвоения виновными полномочий должностного лица. Они могут быть разнообразными: наличие форменной одежды, поддельного документа, устное заявление о том, что лицо является должностным либо представляет органы власти (в частности, правоохранительные органы). При наличии поддельного документа совершенные затем действия виновного квалифицируются по совокупности со ст. 327 УК. Присваиваются полномочия должностного лица виновным для совершения неправомерных, в том числе и преступных действий, что вытекает из указания закона на то, что последствием таких действий является существенное нарушение правоохраняемых интересов. Эти последствия составляют необходимый признак объективной стороны данного преступления. Между действиями виновного, совершенными в связи с незаконным присвоением полномочий должностного лица и указанными последствиями должна быть установлена причинная связь (материальный состав). Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо сознает, что оно самовольно и незаконно присвоило полномочия должностного лица и совершило действия, используя присвоенные полномочия, предвидит, что эти действия существенно нарушат охраняемые законом права и интересы граждан или организаций, и, злоупотребляя присвоенными полномочиями, желает их нарушить. Мотивы и цели значения для квалификации не имеют. Субъектом присвоения должностных полномочий могут быть только лица, указанные в законе: государственные служащие пли служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами (примечание 4 к ст.285 УК). Незаконное участие в частнопредпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) С объективной стороны преступление состоит в учреждении должностным лицом организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, либо в участии в управлении такой организацией, несмотря на прямое запрещение законом, если при этой виновный предоставляет такой организации льготы и преимущества или в иной форме покровительствует ей. Предпринимательством на основании Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. следует считать любой вид деятельности, связанной с извлечением доходов. Включение данной статьи в 30 главу УК, очевидно, обусловливается двумя обстоятельствами. Это преступление посягает на тот же видовой (групповой) объест, что и другие преступления, входящие в эту главу. Кроме того, присваивая полномочия должностного лица, виновный фактически ставит себя на его место. Зачастую к тому же большинству граждан полномочия тех или иных категорий должностных лиц конкретно неизвестны. Формами совершения данного преступления могут быть: учреждение (т.е. организация) предприятия, которое занимается предпринимательской деятельностью, и участие в управлении такой организацией лично или через посредника. Обе формы предполагают использование виновным своего служебного положения. Виновный может создать частнопредпринимательскую организацию либо участвовать в управлении ею единственно благодаря занимаемому должностному положению, имеющихся у него по службе полномочий, при этом злоупотребляя ими. И та, и другая форма действий должностного лица незаконны. Для наличия данного состава необходимо установить непосредственную связь между действиями должностного лица (создание предпринимательской организации либо участие в управлении ею) с представлением ей льгот и преимуществ (получение нужных для организации разрешений, документов вне очереди, первоочередное получение сырья и товаров, льготы при налогооблажении и т.п.) либо с покравительством в иной форме (освобождение от контроля со стороны налоговых и других органов, ревизий, проверок и т.п.). Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Виновнее лицо сознает, что, используя свои должностные полномочия, учреждает организацию, занимающуюся предпринимательской деятельностью, или участвует в управлении ею, несмотря на прямой запрет закона (воспрещающего ему это как государственному служащему), и предоставляет ей льготы и преимущества либо в иной форме покровительствует ей, и желает совершать эти действия. Несмотря на отсутствие в законе указания на цель действий, она, очевидно, вытекает из его смысла: они совершаются для извлечения незаконной имущественной выгоды. Субъектом данного преступления является должностное лицо, располагающее возможностью использовать свои служебные полномочия для совершения указанных в диспозиции статьи действий. Получение взятки (ст. 290 УК РФ) Получение взятки - самое тяжкое из анализируемой группы преступлений. Его особая опасность в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, государственных служащих, указанных в законе, органов власти и управления, создает у многих людей впечатление о том, что все их желания и прежде всего те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли-продажи. УК определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК). Необходимым признаком данного преступления является предмет преступления – взятка. В общем виде взятка – любая незаконная выгода имущественного характера. В УК раскрывается содержание взятки – деньги, ценные бумаги, иное имущество и выгоды имущественного характера. Согласно п. 9 постановления ПВС РФ от 10 февраля 2000 г. предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку. Суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило взятку или предмет коммерческого подкупа от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет. Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. Выделяют две основные формы получения взяток: открытую и завуалированную. В первой ситуации взяткодатель лично или через посредника непосредственно передает взяткополучателю предмет взятки. Вторая ситуация, как правило, облекается во внешне законные формы (совместительство, выплаты по договору или соглашению, премии (работа не выполнялась, для премий не было оснований). Объективная сторона данного преступления заключается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки (содержание ее раскрыто выше) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за покровительство или попустительство по службе. В законе говорится о получении виновным взятки лично или через посредника. В последнем случае (а делается это обычно для маскировки) должно быть доказано, что имущественную выгоду, предоставляемую через посредника, должностное лицо воспринимает именно как исходящую от взяткодателя, действующего через посредника. Использование лицом служебного положения выражается в одной из трех форм: а) действия (бездействие), входящие в круг его служебных полномочий, б) способствование таким действиям (очевидно, со стороны иных должностных лиц) и в) общее покровительство или попустительство по службе. Типичной является первая форма. Суть ее в получении виновным взятки за действия (бездействие), входящие в круг его прав и полномочий (решение кадровых вопросов, распоряжение денежными средствами и кредитами, взыскания и поощрения, непроведение инвентаризаций и ревизий, сокрытие недостачи у подчиненных материальных ценностей и т.п.). Для второй формы характерно использование должностных полномочий в широком смысле слова, т.е. возможностей воздействовать на других лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение (связей, авторитета, взаимных услуг). Третью форму использования должностных полномочий составляет общее покровительство или попустительство по службе. Представляется, что такой способ злоупотребления полномочиями составит признак данного преступления, если покровительство (или протекционизм) принимает конкретные формы (незаслуженные премии и другие поощрения, продвижение по службе, отпуск конкретным организациям и фирмам дефицитных товаров и т.п.). Попустительство также должно носить конкретный характер (непринятие мер по фактам недостач материальных ценностей, нереагирование на правонарушения, прогулы, явку на работу в состоянии опьянения и т.п.). В УК нет указаний на необходимость установить обусловленность взяткой использования лицом своих служебных полномочий, хотя первая форма их использования дает для этого основания. Не говорит закон и о необходимости предварительного соглашения между взяткополучателем и взяткодателем, так же как и о времени дачи взятки (до или после совершения действий). Действительно, время получения взятки для наличия состава данного преступления не имеет. Обусловленность же взятки использованием служебных полномочий в пользу взяткодателя требуется, и вытекает из формулировки ст. 290 УК, поскольку закон прямо указывает (первая форма) на совершение за взятку действий, находящихся в пределах должностных полномочий виновного, его служебной компетенции. Из этого следует и обратное: взятка-вознаграждение образует данный состав, когда получение незаконного вознаграждения было обусловлено до совершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя, хотя взятка может быть передана и после выполнения должностным лицом действий. Не образует состава получения взятки принятие должностным лицом презентов, подарков, сувениров и т.п. в связи с юбилейными датами, награждением государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п. В законе сказано о получении взятки за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Таким образом, преступление налицо и тогда, когда за взятку удовлетворяются интересы как самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет (организации, учреждения, близкие люди). Действующий УК дает основания полагать, что анализируемый состав предполагает совершение за взятку конкретного действия (или бездействия). Даже если она дается за покровительство либо попустительство, то и другое выражается в конкретных формах. Получение взятки сконструировано как преступление с формальным составом. Оно окончено, когда должностное лицо получает обусловленную взятку. Если взятка не получена до причинам, не зависящим от взяткополучателя, хотя предпринимались меры для ее вручения, содеянное образует покушения на получение взятки. Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо сознает, что получает незаконную имущественную выгоду (взятку) за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, либо воздействует на других лиц, либо оказывает взяткодателю покровительство или попустительство с использованием своих должностных полномочий, и желает получить взятку. Корыстный мотив вытекает из сути данного преступления. Квалифицирующим признаком УК РФ считает получение взятки за незаконные действия (бездействие). Этот признак повышает опасность преступления за счет того, что виновный получает взятку за действия (бездействие), которые сами по себе являются незаконными в должны быть пресечены. Суть этого признака может выражаться двояко: а) взятка получается виновным за неправомерные действия, не составляющие преступления (внеочередное неосновательное получение квартиры, сокрытие прогулов, явки на работу в пьяном виде, нереагирование на допущенные проступки и т.п.), и б) за взятку виновный совершает преступные действия (служебный подлог, соучастие в хищении, сокрытие преступления). Во втором случае – налицо совокупность преступлений. В ч. 3 ст. 290 УК квалифицирующим признаком данного преступления закон признает получение взятки (как за правомерные, так и за незаконные действия) лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Опасность взяточничества повышается здесь за счет особо ответственного положения взяткополучателя, наделенного значительно большим объемом полномочий по сравнению с другими должностными лицами, а следовательно, и большей ответственностью. Особо квалифицированный вид получения взятки составляют следующие признаки: а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере. Суть первого признака заключается в том, что получение взятки совершено группой лиц, образующих одну из форм соучастия. При этом получение взятки по предварительному сговору группой лиц будет налицо при следующих условиях: а) в получении взятки должно участвовать не менее двух должностных лиц; б) между ними должно быть достигнуто соглашение о получении взятки до ее получения; в) каждый участник группы должен совершить хотя бы часть действий в пользу взяткодателя с использованием служебных полномочий и г) каждый из участников должен получить какую-то часть взятки (или взяток). В соответствии с законом, дающим определение организованной группы (ч. 3 ст. 35 УК), для наличия этого признака виновные должностные лица должны заранее объединиться для получения взятки (или взяток) в устойчивую преступную группу. Условия ответственности за эту форму группового получения взятки (или взяток) по сути не отличаются от условий ответственности за данный квалифицирующий признак применительно к группе по предварительному сговору. Особенностью этой формы является то, что лицо, создавшее организованную группу взяточников либо руководившее ею, отвечает за все преступления, совершенные участниками группы (в данном случае получение взяток), если они охватывались его умыслом (ч. 5 ст. 35 УК). Неоднократность понимается двояко: а) получение взятки не менее двух раз, если не истекли сроки давности привлечения к ответственности за предыдущее преступление и б) одновременное получение взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из взяткодателей совершается отдельное действие. В то же время не образуется неоднократности в ситуации, когда взятка получалась виновным в несколько приемов за выполнение (или невыполнение) одного действия в пользу взяткодателя. Не будет неоднократности и при получении взятки от нескольких лиц за совершение в их интересах одного и того же действия. Суть третьего признака - вымогательства взятки - состоит либо в требовании должностного лица дать взятку под угрозой ущемить (нарушить) правоохраняемые интересы взяткодателя, либо в поставлении последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения или прекращения нарушения его законных интересов. Из этого следует, что вымогательство взятки реализуется как в открытой, так и в завуалированной форме. Отсутствует вымогательство взятки в ситуации, когда виновный требует взятку, угрожая совершить законные действия в отношении взяткодателя (уволить за систематические нарушения трудовой дисциплины, передать материал о преступлении в прокуратуру и т.п.). Нет вымогательства и в случаях, когда должностное лицо требует взятку, не подкрепляя это угрозой нарушить законные интересы взяткодателя. Четвертый признак - крупный размер взятки - непосредственно раскрывается в примечании к ст. 290 УК. В соответствии с законом крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающая триста минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент совершения преступления. Дача взятки (ст. 291 УК РФ) Действующий Уголовный кодекс (так же как и прежний) понятие дачи взятки не раскрывает. Статья 291 УК имеет простую диспозицию, определяя это преступление как дачу взятки должностному лицу лично или через посредника. Объективная сторона состоит в представлении взяткодателем лично или через посредника имущественной выгоды (взятки) должностному лицу за совершением последним действий (бездействия) в пользу взяткодателя с использованием своих служебных полномочий. Из содержания ст. 291 УК и сопоставления ее со ст. 290 УК следует, что взятка дается должностному за совершение действий (бездействия) в интересах дающего. Обычно это личные интересы самого взяткодателя. Однако нередко взятка вручается для совершения действий в интересах организации (предприятия, учреждения). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. (п. 12) предлагает следующую рекомендацию относительно квалификации действий участников такой ситуации. Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части статьи 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки. Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по части первой или второй статьи 204 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, как соучастник коммерческого подкупа. Взятка, согласно закону, вручается взяткодателем лично или через посредника. При этом оценка действий посредника может быть двоякой: в случае, когда посреднику неизвестно, что он передает именно взятку, ответственность его вообще исключается. Если же посреднику известно, что он вручает по просьбе взяткодателя должностному лицу взятку, налицо с его стороны соучастие в даче взятки (по статьям 33 и 291 УК). Данный состав по своей законодательной конструкции формальный. Субъективная сторона дачи взятки характеризуется только прямым умыслом. При этом виновный сознает, что он передает взятку или предоставляет иную имущественную выгоду должностному лицу за совершение в его пользу действий (бездействия) с использованием служебных полномочий, и желает передать должностному лицу взятку. Квалифицирующими признаками данного преступления закон отмечает: а) дачу взятки за совершение незаконных действий (бездействия) и б) неоднократность дачи взятки. Наличие первого признака - дачи взятки за незаконное действие (или бездействие) - следует понимать двояко. Во-первых, взятка может даваться за неправомерные, но непреступные действия (за сокрытие прогулов, брака, явки на работу в состоянии опьянения, получения чего-либо, на что взяткодатель не имеет права). Такие действия полностью охватываются ч. 2 ст. 291 УК и дополнительной квалификации не требуют. Во-вторых, если взятка дается за совершение преступных действий (служебные подлоги, непередача материалов о совершении взяткодателем преступления в правоохранительные органы), содеянное образует совокупность преступлений (для взяткодателя - дача взятки и соучастие в преступлений (для взяткодателя – соучастие в преступлении, совершенном за взятку взяткополучателем). Второй признак - неоднократность дачи взятки - идентичен признаку неоднократности получения взятки. Данный признак имеется, если взяткодатель более двух раз передавал взятку одному и тому же должностному лицу (за совершение разных действий) или нескольким лицам за совершение различных действий в его пользу. Вместе с тем этот признак будет отсутствовать, если одна взятка передается группе должностных лиц, действующих по предварительному сговору, организованной группе за совершение одного действия (бездействия) в пользу взяткодателя. Уголовный кодекс предусматривает основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: за вымогательство взятки и добровольное заявление взяткодателя о даче взятки. Понятие вымогательства взятки идентично такому же понятию в составе получения взятки. При вымогательстве воля взяткодателя подавляется действиями взяткополучателя, взяткодатель действует вынуждено, зачастую находясь в безвыходном положении, передает предмет взятки только по принуждению, стремясь таким способом защитить свои правоохраняемые интересы. Отсутствует у взяткодателя в такой ситуации и желание подкупить должностное лицо. Все это дает основания не привлекать взяткодателя к уголовной ответственности. Добровольное заявление о факте дачи взятки заключается в сообщении об этом по собственной инициативе, без всякого внешнего принуждения и воздействия органу, имеющему право возбуждать уголовное дело. Следовательно, для освобождения взяткодателя по этому основанию от уголовной ответственности требуется сочетание условий: а) полная добровольность заявления (если лицу становится известно, что возбуждено по факту дачи взятки уголовное дело, добровольность исключается); б) мотивы заявления на решение вопроса не влияют при наличии его добровольности (страх перед уголовной ответственностью и наказанием, раскаяние); в) заявление адресовано органу, который по закону имеет право возбуждать уголовное дело. Служебный подлог (ст. 292 УК РФ) УК определяет это преступление как внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Необходимым признаком подлога является предмет преступления, то есть официальный документ. Официальные документы представляют собой письменные акты, которые удостоверяют конкретные факты и события, имеющие юридическое значение, составлены надлежащим образом и содержат необходимые реквизиты (штамп, печать, номер, дату, подписи управомоченных на то лиц). При всем многообразии официальных документов их общим свойством является то, что они порождают для использующих их лиц последствия, имеющие правовое значение. Предмет подлога могут составить и частные документы, если они находятся в ведении государственных организаций (соглашения, завещания, расписки и др.). Объективная сторона подлога состоит в совершении следующих действий: внесение в официальные документы заведомо ложных сведений; внесение в эти документы исправлений, искажающих их подлинное содержание. Первая форма подлога заключается во внесении в официальные документы официальные документы заведомо ложных сведений. При такой форме подлога в подлинный документ вносятся не соответствующие действительности сведения. Причем сам по себе документ сохраняет все признаки и реквизиты подлинного (официальный бланк, указание фамилии и должностей лиц, которые должны были его подписать или заверить). А вот содержание его фиктивное, ибо в него включаются искаженные данные (текстовой материал, цифры). Примером может быть листок нетрудоспособности, выданный здоровому человеку. Вторая форма подлога состоит во внесении в официальные документы исправлений, искажающих его содержание. В такой ситуации в официальный документ, имеющий соответствующие реквизиты, вносятся такие исправления, которые искажают его смысл (сводится имевшийся текст и заменяется другим и т.п.). Данное преступление имеет формальный состав - оно окончено с момента совершения указанных в законе действий. Субъективная сторона подлога характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что он, используя должностные полномочия либо свое положение государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, вносит в официальные документы как заведомо ложные сведения, так и исправления, искажающие содержание, и желает совершить эти действия. Закон считает необходимыми субъективными признаками служебного подлога корыстную или иную личную заинтересованность. Если по конкретному делу корыстная или иная личная заинтересованность отсутствуют либо не доказаны, состава данного преступления не будет. Служебный подлог нередко сочетается с другими преступлениями и, прежде всего, с хищением чужого имущества и со злоупотреблением служебными полномочиями. При сочетании с хищением подлог составляет либо форму приготовления к этому преступлению, либо форму его сокрытия. Подлог, совершенный в целях сокрытия злоупотребления служебными полномочиями, квалифицируется по совокупности со статьей 285 УК. Субъектом подлога могут быть: должностные лица, государственные служащие, служащие органа местного самоуправления. Условием уголовной ответственности этих лиц за данное преступление будет возложенное на них в установленном порядке составление и выдача официальных документов. Халатность (ст. 293 УК РФ) УК определяет это преступление как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. С объективной стороны преступление состоит в небрежном или недобросовестном отношении к выполнению лицом своих обязанностей по службе, что выражается в их неисполнении или ненадлежащем исполнении. Поведение лица может состоять в активных действиях, но чаще оно выражается в бездействии, в невыполнении тех действий, которые оно должно было совершать в связи с занимаемой им должностью. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо точно уяснить круг обязанностей, которые должны были выполняться виновным в связи с его должностью. Лицо может отвечать лишь за действия, входящие в сферу его служебной компетенции. Совершение либо несовершение действий, не составляющих круга служебных функций лица, не могут быть вменены ему в ответственность. Для привлечения к ответственности за халатность необходимо сочетание двух обязательный условий: обязанность должным образом выполнять свои служебные функции (к тому же имеющие четкую правовую регламентацию) и реальная возможность эти функции выполнять. Неустановление по делу такой реальной возможности (к примеру, лицо должно было отвечать за сохранность материальных ценностей при отсутствии надлежащей их охраны, сигнализации и т.п.) исключает ответственность за халатность. Состав преступления окончен с момента наступления последствий (материальный состав) – существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Чаще всего халатность причиняет материальный ущерб. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с небрежным или недобросовестным отношением лица к своим служебным обязанностям, в противном случае состав преступления отсутствует. С субъективной стороны халатность возможна только при наличии неосторожной вины (преступное легкомыслие и преступная небрежность), чаще всего имеет место небрежность, когда лицо, выполняя свои обязанности недобросовестно, неаккуратно, кое-как, не предвидит общественно опасных последствий такого отношения к службе, но должно было и могло их предвидеть. При решении этого вопроса следует учитывать как объективные факторы, так и личные качества лица, допустившего существенное причинение вреда, - его квалификацию, опыт работы, образование и т.п. Субъектом преступления может быть только должностное лицо. Квалифицированный вид халатности будет налицо в том случае, если действия (бездействие) лица по службе повлекли по неосторожности причинение смерти или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 293 УК). Причинение смерти в результате халатности можно вменить лицу в ответственность: а) если смерть наступила в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения лицом своих должностных функций, т.е. она находится в прямой связи с его действиями (бездействием); б) вина лица по отношению к смерти может быть только неосторожной. В связи с нормой, предусмотренной в ч. 2 ст. 293 УК, может возникнуть вопрос о разграничении ее с ч. 2 ст. 109 и ч. 4 ст. 118 УК, где предусмотрено неосторожное причинение смерти либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека вследствие ненадлежащего выполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Разграничение следует проводить по объективной стороне и по субъекту. Статья 293 УК предусматривает наступление таких последствий вследствие небрежного или недобросовестного отношения к своим служебным, а не профессиональным обязанностям. Поэтому врач, другой медицинский работник, фармацевт и иные лица, не являющиеся должностными, за указанные последствия подлежат ответственности по статье 109, 118 УК, а должностные лица – по ч. 2 ст. 293 УК.
Для организации требуемых кинематических связей в механических передачах как при неподвижном состоянии соединяемых валов, так и при их вращении используются управляемые электромагнитные муфты. В зависимости от вида механической связи электромагнитные муфты делятся на фрикционные, зубчатые и порошковые. Наибольшее распространение получили фрикционные дисковые муфты. Бывают электромагнитные муфты сцепления и электромагнитные индукторные муфты скольжения. Электромагнитные муфты сцепления. Они могут быть однодисковыми или многодисковыми, сухими или масляными. Различают также муфты, у которых рабочий магнитный поток проходит через фрикционные диски, и муфты, у которых рабочий магнитный поток не проходит через фрикционные диски. Наибольшее применение нашли многодисковые масляные муфты с фрикционными дисками, через которые проходит рабочий магнитный поток. На рис. 26.1 приведено одно из конструктивных исполнений такой муфты.
Магнитный поток создается обмоткой 4, которая питается преимущественно постоянным током через один вывод, присоединенный к контактному кольцо 5 и щетке 6, которая скользит по нему, а другой вывод обмотки присоединен к массе муфты. Конструктивно муфта имеет ведущую и ведомую части. Ведущая часть состоит из корпуса 3, жестко закрепленного на немагнитной шлицевой втулке 2, и ведущих фрикционных дисков 8. Фрикционные диски могут перемещаться вдоль шлицев втулки. Это перемещение ограничивается с одной стороны корпусом 3, с другой стороны – пружинным кольцом 12. Крайний правый ведущий диск 9 жестко скреплен с якорем 10. В корпусе размещена обмотка возбуждения 4 и контактное кольцо 5. Ведомая часть состоит из поводка 11 и ведомых фрикционных дисков 7, которые могут перемещаться вдоль оси поводка, но не могут проворачиваться относительно поводка, поскольку выступы зубья 16 поводка 11 расположены между зубьями 17 ведомых дисков 7. Сила, сжимающая все диски в фрикционный пакет, создается магнитным потоком обмотки 4. Магнитный поток замыкается между корпусом 3 и якорем 10, пронизывая все диски. Диски по этой причине делаются стальными, поскольку наносимые на них фрикционные покрытия немагнитны и создают существенное сопротивление магнитному потоку, что уменьшает силу сжатия дисков. Здесь следует указать на наличие потоков утечки Фут, уменьшающих основной магнитный поток обмотки Фк, создающий усилие сжатия фрикционного пакета (поток Фя). Фрикционные диски изготавливаются из ферромагнитных материалов, поэтому потоку утечки могут быть значительными. Для снижения потерь магнитного потока на пути потока утечки делаются вырезы 13, соединяющиеся перемычками 14. Диски управляемых муфт выполнены в виде упругих элементов, на фрикционных поверхностях которых нарезаны спиральные маслораспределительные канавки. Они обеспечивают быстрое и чёткое расцепление дисков при отключении муфты, малую величину остаточных моментов и высокие значения вращающего момента при механических переходных процессах. Промышленностью выпускаются серийно электромагнитные муфты по мощности от десятков ватт до сотен киловатт. Электроприводы с электромагнитными муфтами применяются во многих промышленных установках, в том числе и в полиграфическом оборудовании, например в ниткошвейных автоматах, фальцевальных машинах, пиклеечно-окантовочных автоматах и т. п. Электромагнитная индукторная муфта скольжения. Это электрическая машина, предназначенная для получения регулированного электропривода при нерегулируемом приводном двигателе (электродвигателе, двигателе внутреннего сгорания и т. п.). Электромагнитная индукторная муфта скольжения (ИМС) устанавливается между приводным двигателем и механизмом. Частота вращения входного вала муфты постоянна, а выходного вала изменяется, в зависимости от тока возбуждения муфты. При помощи электромагнитной индукторной муфты скольжения можно выполнить следующие технические задачи: – регулирование скорости механизма при постоянной скорости приводного двигателя: – стабилизация скорости механизма при изменении момента статического сопротивления; – стабилизация скорости механизма при переменной скорости входного вала муфты (приводного двигателя); – быстрое сцепление или расцепление валов до или во время работы; – сглаживание ударов механического момента от приводного двигателя к механизму при пуске и от механизма к приводному двигателю во время работы; – разгон механизма с начальным моментом статического сопротивления большим, чем пусковой момент приводного двигателя; – ограничение значения передаваемого вращающего момента. Электромагнитная индукторная муфта скольжения состоит из двух вращающихся частей, расположенных концентрично одна относительно другой (рис. 2). Наружная часть выполняется в форме массивного цилиндра из малоуглеродистой стали, и называется якорем. Внутри этого цилиндра расположен индуктор, представляющий собой двухрядное зубчатое колесо, изготовленное из стали. Между двумя вращающимися частями муфты имеется воздушный зазор размеров в 1 мм. Якорь муфты крепится на ее входном валу, а индуктор – на выходном. В круговом пазу индуктора между двумя рядами зубцов размещается тороидальная обмотка возбуждения постоянного тока. Питание обмотки возбуждения током осуществляется через контактные кольца и щетки. Контактные кольца установлены на выходном валу муфты, там, где и индуктор. По условиям охлаждения якорь соединяется эластичной муфтой с приводным двигателем, а индуктор – с механизмом либо эластичной муфтой, либо клиноременной передачей. При отсутствии в обмотке возбуждения тока якорь вращается вхолостую, а индуктор неподвижен. При подаче постоянного тока в обмотку возбуждения возникает магнитный поток, замыкающийся через якорь и индуктор.
Вследствие неодинаковых магнитных сопротивлений воздушного зазора над зубцами и впадинами индуктора распределение магнитного потока по окружности якоря будет неравномерным. Магнитная индукция имеет максимальное значение над зубцами и минимальное над впадинами. Приводной двигатель перемещает якорь относительно индуктора, в результате чего в его активной части возникают пульсации магнитного потока, вызывающие вихревые токи. Взаимодействие пульсирующих токов с основным магнитным потоком создает электромагнитный момент, приводящий во вращение индуктор в том же направлении, в котором вращается якорь. Значение электромагнитного момента тем больше, чем больше ток возбуждения. Регулированием тока возбуждения достигается изменение скорости вращения выходного вала муфты и связанного с ним механизма. Характерным условием работы муфты, так же как и асинхронного двигателя, является необходимость скольжения якоря относительно индуктора. Поэтому рассматриваемая электромагнитная индукторная муфта носит название индукторная муфта скольжения – ИМС. Основными показателями электропривода с ИМС являются: диапазон регулирования скорости выходного вала; плавность регулирования; возможность разгона механизма с моментом сопротивления, большим пускового момента приводного двигателя, устойчивость работы на регулировочных характеристиках, потери в приводе и допустимые нагрузки на регулировочных скоростях. Диапазон регулирования как отношение значения максимальной скорости к минимальной весьма значителен, поскольку при некотором моменте статического сопротивления скорость выходного вала можно изменять от номинального значения от нуля. Плавность регулирования. Исходя из принципа действия ИМС, следует, что плавность определяется исключительно плавностью регулирования тока возбуждения. На рис. 3 приведены механические характеристики ИМС. Здесь приведены линия, характеризующая постоянный момент статического сопротивления, вентиляторный момент и естественная механическая характеристика приводного асинхронного двигателя. Плавное изменение тока возбуждения приводит к плавному увеличению магнитного потока, электромагнитного момента и перемещение механической характеристики, регулирующей плавное изменение скорости механизма. Разгон механизма. Приведенный на рис. 3 постоянный момент статического сопротивления показывает, что выполнить пуск такого механизма при непосредственном присоединении его с приводным двигателем невозможно. Но с помощью ИМС это выполнимо. Для этого приводной двигатель пускается вхолостую до выхода его на устойчивую часть естественной механической характеристики (s < s кр). Затем в обмотку возбуждения подается ток, и регулировочные характеристики при возрастании этого тока позволяют получать динамический момент и разгонять механизм до необходимой скорости. Устойчивость работы на регулировочных характеристиках. Под статической устойчивостью работы муфты понимается автоматическое сохранение скорости вращения выходного вала ИМС при случайных изменениях (возмущениях) её после самоустранения причин, вызвавших эти изменения. Под статической устойчивостью понимается способность электропривода автоматически восстанавливать установившийся режим работы после его нарушения без помощи регуляторов, лишь вследствие свойств электропривода, обусловленных механическими характеристиками двигателя и механизма. Возмущающее воздействие может создаваться как со стороны рабочей машины (изменение ее момента статического сопротивления), так и со стороны ИМС (изменение значений напряжения или его частоты, питающих приводной двигатель; изменение тока возбуждения). Покажем это на механических характеристиках ИМС и производственного механизма с вентиляторным (рис. 26.4, a) и постоянным моментом статического сопротивления (рис. 26.4, б).
В точке 1 пересечения характеристик имеем установившийся режим (момент ИМС равен моменту статической нагрузки М имс = М ст). Допустим, что по внешним причинам (уменьшился ток возбуждения, уменьшилось напряжения питания приводного двигателя) механическая характеристика сместилась из положения I в положение II. Таким образом, в силу инерционности электромеханической системы (J ∑ пр) она сохранит прежнюю скорость ω1, а прежнем моменте нагрузки момент ИМС уменьшится с М имс до М имс1 (точка 2). Под действием появившейся недостаточности момента ИМС возникает замедление электропривода, что приведёт к изменению момента ИМС по его характеристики, а изменение момента механизма по его. Этот процесс закончится, когда характеристики пересекутся в новой точке (точка 3). В этой точке возникнет новое равновесие моментов, но уже при новом значении скорости ω2 и новом значении момента нагрузки М ст1. В случае исчезновения возникших возмущающих внешних причин система электропривода с ИМС вернется в прежний установившийся режим – в точку 1, поскольку восстановится ее прежняя механическая характеристика и при скорости ω2 момент ИМС увеличится до М имс2 (точка 4). Он создаст динамический момент, под действием которого электропривод начнёт разгоняться по характеристике ИМС, а момент нагрузки возрастать по характеристике механизма. Этот процесс закончится в точке 1, когда уравновесятся момент ИМС и момент нагрузки. Аналогично действует система электропривода с ИМС, если нагрузкой является механизм с постоянным моментом статического сопротивления (рис. 4, б). Точно также будет вести себя система, когда положение механической характеристики механизма по внешним причинам изменит свое положение. В соответствии с уравнением движения статический режим наблюдается при равенстве момента, развиваемого двигателем, и момента статического сопротивления механизма – М дв = М ст . При малых изменениях скорости, используя выражение модуля жесткости механической характеристики, динамический момент можно представить в виде , а уравнение движения в виде . После интегрирования и решения в результате этого логарифмического уравнения имеем
Отсюда видно, чтобы Δω → 0 при t → ∞ необходимо иметь β < 0. Учитывая, что Δ М дин = Δ М дв – Δ М ст, будем иметь β = βдв – βст, где βдв – модуль жёсткости механической характеристики двигателя, а βст – модуль жёсткости механической характеристики механизма в области точки равновесного состояния. Тогда βдв – βст < 0, или βдв < βст, т. е. незначительные приращения момента, скорости механизма должны быть меньше незначительных приращений момента, скорости двигателя. Потери индукторной муфты скольжения. Поступающая на входной вал ИМС от приводного двигателя механическая мощность в результате электромеханического преобразования в ней создает механическую мощность на выходном валу ИМС равную Δ P мех= Δ Ps + Δ P в + Δ P г + Δ P 1вент + Δ P 2вент + Δ P 1тр + Δ P 2тр, где Δ Ps – потери скольжения, выделяющиеся в виде теплоты в якоре муфты, создаваемые вихревыми токами, которые возникают в его массиве; Δ P в – потери от тока возбуждения, выделяющиеся в виде теплоты в обмотке возбуждения, расположенной на индукторе; Δ P г – потери на гистерезис; Δ P 1вент, Δ P 2вент – потери на вентиляцию ведущей и ведомой частей ИМС; Δ P 1тр, Δ P 2тр – потери на трение в подшипниках ведущей и ведомой частей ИМС. По условиям нагрева для муфты скольжения наиболее легким режимом является их работа с механизмами, обладающими вентиляторной нагрузкой, наиболее тяжёлым режимом является работа с постоянным моментом статического сопротивления. Тяжёлый режим работы сопровождается наибольшими потерями мощности, особенно в низшей части диапазона регулирования скорости, поскольку увеличивается скольжение, а потери прямо пропорциональны скольжению. Несмотря на это в силу высокой надёжности и долговечности устройства, простоты эксплуатации, легкой автоматизации процесса управления электромагнитными муфтами, достаточно низкой стоимости электропривод с такими муфтами имеет применение.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |