Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности текстов разных смысловых типов




Функционально-смысловые типы речи.

 

Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: по­вествование, описание, рассуждение.

 

Повествование - это тип текста, в котором события описываются в определенной последовательности. Такой тип текста бывает в форме разговорного или художествен­ного стиля. Текст художественного повествования создает­ся по определенной композиционной схеме: экспозиция, завязка развитие действия, кульминация, развязка.

Экспозиция - вступительная часть литературного про­изведения, в которой содержатся мотивы, развивающиеся в дальнейшем.

Завязка - начало каких-либо действий или событий, которые имеют продолжение в этом литературном произ­ведении.

Развитие действия - раскрытие последующих собы­тий в тексте после завязки действия.

Кульминация - высший напряженный момент в ли­тературном произведении (кульминационный момент).

Развязка - заключительная часть произведения.

Например:

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ве­тер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылыш­ки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногру­дый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой рас­крытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собой свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жерт­вовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попя­тился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героичес­кой птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе. Воробей»).

 

В художественное повествование могут включать­ся описательные фрагменты, характеризующие Действующих лиц, окружающие предметы, место дей­ствия и пр. Например:

Холодным ноябрьским утром, когда мокрый снег падал на глинистую землю, пришел я на подмос­ковное кладбище Митино. Невдалеке от входа, слева от главной аллеи, тянулись аккуратные ряды оди­наковых могил. Белые мраморные доски, золотые надписи. Даты рождения разные, даты смерти обо­значены маем 1986 года.

Герои Чернобыля. Жертвы Чернобыля. Возмож­но, среди них были виновники Чернобыля. Смерть всех уравняла, дав нам, живым, право лишь на одно чувство: безмерной скорби от утраты этих моло­дых человеческих жизней.

Я поклонился их праху (пришлось при этом, прав­да, предъявить свое писательское удостоверение по­стовому милиционеру, словно было в моем поступ­ке что-то подозрительное) и уехал с тяжелой думой о времени, пережитом нами после Чернобыля.

Авария эта своими беспощадными рентгеновски­ми лучами моментально высветила наш народный, государственный механизм. На суровом экране Чер­нобыля отчетливее, чем когда-либо, проявились и наши внутренние огромные силы и резервы, и наши серьезные, застарелые болезни, которые никак не уложить в благодушную формулу прошлых лет. (Ю. Щербак)

Описание - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, живот­ных, человека.

Описательный текст может быть в форме любо­го стиля.

Описание может либо начинаться с общего при­знака, либо заканчиваться им. Например:

1. Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настоль­ко хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами. Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горя­чей красотой, был даже «неприлично красив», как ска­зал мне однажды один знаменитый актер <...> И ха­рактер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке. А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; плени­тельный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надева­ла гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегета­рианской столовой на Арбате); и насколько я был скло­нен к болтливости, к простосердечной веселости, на­столько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой... (И. А. Бунин. «Чис­тый понедельник»).

2. Сонина комната походила как будто на сарай, име­ла вид весьма неправильного четырехугольника, и это при­давало ей что-то уродливое. Стенка с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок. (Ф. М. Достоевский. «Пре­ступление и наказание»).

3. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раз­двинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудесный воздух и прохладно-ду­шен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Боже­ственная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдох­новенно стали леса, полные мрака и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут ли­стьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный вет­реник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все див­но, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или утопленница»).

 

В художественном описании языковые средства для обозначения при­знаков значительно разнообразнее, чем в научном. Если в научном описании признаки выражаются обычно прилагательными и существительными, причем книжными, с прямым, часто отвлеченным значением, то в художественном используются при­лагательные с более конкретным значением, слова в переносном значении, сравнение. Например:

 

В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Чёрненьком) вода напоминает блес­тящую тушь, трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Чёрном, совершенно

прозрачна.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чер­ную воду слетают желтые и красные листья берез к осин. Они устилают воду так густо, что чёлн шуршит по листве и оставляет за собой блестя­щую черную дорогу.

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Чер­ная вода обладает резким свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли от их отражения в воде. (К. Паустовский)

Рассуждение - смысловой тип текста, в кото­ром утверждается и отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Рассуждение строится по определенному плану. Снача­ла выдвигается тезис, в котором кратко излагается какая-либо идея или одна из основных мыслей сочинения, докла­да или лекции. Затем приводятся убедительные аргументы, т.е. довод или доказательство правильности выдвинутого ранее тезиса. В заключение текста-рассуждения следует вывод, подтверждающий правоту рассуждений.

Обычно тезис и аргументы связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется слова­ми поэтому, таким образом, итак, следовательно.

Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей:

Например:

1. Да, странная это вещь - книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие пред­меты в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и... все? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга... Это ведь кусочек духовного опыта чело­вечества. Читая, мы вольно или невольно перера­батываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жиз­ненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся. (Н. Морозова)

 

2. «Горе от ума», например, я думаю - гениальней­шая русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчнос­тью и злостью в душе, с лицом неподвижным, в кото­ром «жизни нет»; мало этого: неласковый человек с
лицом холодным и тонким, ядовитый и скептик - уви­дал «Горе от ума» во сне. Увидел сон - и написал гени­альную русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных. (Ал. Блок. «О драме»).

3. Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди?» «А - для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяр и все - хлам-народ... И вот от них рожда­ется столяр... такой столяр, какого подобного и не веда­ла земля, - всех превысил, и нет ему во столярах равно­го. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа для лучшего живут! Всяк ду­мает, что для себя проживает, но выходит, что для луч­шего. По сту лет... а может, и больше - для лучшего чело­века живут! Все, милачок, все, как есть, для лучшего жи­вут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неиз­вестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сде­лать может... может, он родился на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек!

Ребятишкам - простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» (М. Горький. «На дне»).

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое текст?

2. Какова структура текста?

3. Расскажите о последовательном и цепном способе связи предложений в тексте.

4. Назовите функционально-смысловые типы речи.

5. Расскажите об особенностях построения текстов, относящихся к повествованию.

6. Расскажите об особенностях построения текстов, относящихся к описанию.

7. Расскажите об особенностях построения текстов, относящихся к рассуждению




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.