КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая подготовка к трудовой деятельности
План Тема. Мотивы трудовой деятельности Лекция 28.
1. Мотивация к труду 2. Психологическая подготовка к трудовой деятельности 3. Психологическая адаптация к труду
1. Мотивация к труду. В процессе профессионального отбора выявляется такая важная характеристика личности, как особенность трудовой мотивации. Побуждения к труду определяются как внутренними, психологическими причинами, так и внешними факторами. В некоторых профессиях специфический тип мотивации является условием существования самой профессии и залогом успешности отдельного ее представителя. В частности, для, авиадиспетчера — это мотивация избегания неудачи, для коммивояжера — это мотивация достижения успеха, для профессий, связанных с коммуникацией, — это мотивация к налаживанию и поддержанию социальных контактов. Определенные мотивационные побуждения человека — результат отражения его личностью воздействия культурной среды. Психологи исследуют и описывают образцы мотивации людей, с помощью этих образцов можно определить характер побуждений конкретных людей и разрабатывают тренинги, направленные на изменение мотивации, приспособление ее к данному виду трудовой деятельности. Большой вклад в исследование мотивационных побуждений внес ученый Гарвардского университета Д. МакКлелланд, предложивший систему их классификации. Исследователь пришел к выводу, что мотивирующие побуждения индивида отражают различные элементы культуры, в которой он сформировался как личность: на его мотивацию повлияли семья, школа, церковь, книги. Люди в большинстве стран часто следуют одному-двум основным характерным для их культуры мотивационным стереотипам, поскольку выросли в схожих условиях. Основное внимание МакКлелланд уделял анализу таких внутренних импульсов индивида, как мотивации к достижениям, принадлежности к группе, обладания властью и к компетентности.
· Мотивация к достижениям — это побуждение некоторых индивидов к достижению определенных целей, решению поставленных задач и продвижению к успеху. Люди, ориентированные на достижения, работают более упорно, если уверены в том, что будут персонально вознаграждены за свои усилия, если риск неудачи относительно невелик. Ориентированный на достижения индивид обычно берет на себя всю ответственность за свои действия и их результаты, контролирует свою судьбу, добивается постоянной обратной связи и получает удовлетворение от того, что вносит свой вклад в личное развитие, дело организации или команды. В то же время работники, ориентированные на достижения, не очень заботятся о своих чувствах к коллегам.
· Мотивация принадлежности к группе — стремление некоторых индивидов к установлению позитивных социальных связей с другими людьми. Работники, мотивированные на работу в группе, испытывают внутреннее удовлетворение от общения с друзьями в процессе труда, хотят обладать достаточной свободой для развития такого рода отношений, работают с большим усердием, когда руководители отмечают и поощряют их установки на доброжелательность и сотрудничество.
· Мотивация компетентности — стремление быть лучшим в чем-либо, ориентация на высокие результаты и качество. Мотивация компетентности отлична от мотивации к достижениям: девиз работников, ориентированных на компетентность: «Насколько хорошо я могу это сделать?», девиз работников, стремящихся к достижениям: «Как много я могу сделать?».
· Мотивация власти — стремление воздействовать на людей и управлять ими, определять развитие ситуации. Психологи, занимающиеся профессиональной адаптацией и профдиагностикой, часто используют в своей деятельности двух факторную теорию мотивации, разработанную Ф.Герцбергом. Согласно данной теории, мотивация определяется двумя группами факторов, связанными с процессом труда: гигиеническими и мотивирующими. Неудовлетворенность сотрудников вызывает прежде всего отсутствие таких условий, как гарантия работы безопасность труда. Герцберг назвал их гигиеническими факторами или поддерживающими — они необходимы для построения фундамента, на котором возможно поддержание разумного уровня мотивации работников. Однако гигиенические факторы способны обеспечить лишь нейтральное состояние работников, но не могут мотивировать их работу. Другая группа условий труда направлена в первую очередь на формирование мотивации — это достижение, содержание труда, размер заработка, продвижение по службе, поощрение успехов в труде. В модели Герцберга они называются мотивирующими факторами или факторами удовлетворения. Отсутствие таких факторов обычно не вызывает отрицательных эмоций у сотрудников. Идея разделения мотивирующих и гигиенических позволяет понять, почему, например, дополнительные льготы не усиливают мотивацию работников. Дело в том, что льготы, по Герцбергу относятся к гигиеническим факторам, вызывающим нейтральное состояние у работников, которое не побуждает к труду (Ньюпром Дэвис, 2000).
Любая профессиональная деятельность может оказать как положительное, так и негативное психологическое воздействие на субъекта труда. Следствиями положительного психологического воздействия труда на человека, в частности, являются повышение мотивов долга, ответственности, солидарности, человеколюбия, личного достоинства, самоутверждения, эмоциональный подъем, настрой на действия и преодоление трудностей, увлеченность, вера в свои силы, повышение эмоциональной устойчивости и пр. Следствиями отрицательного психологического воздействия труда на личность могут быть: снижение уровня моральной и социальной мотивации ослабление мотивов достижения цели, замена активности в преодолении трудностей поиском оправданий, разочарование, тревога, подавленность, апатия, утрата самоконтроля, инициативности, пассивное подчинение ходу событий и пр. В психофизической сфере следствиями отрицательных психологических воздействий может быть появление мышечной «зажатости», крайней усталости, головокружений, тошноты и пр. Профессионально-психологическая подготовка помогает людям противостоять неблагоприятным воздействиям трудовой деятельности. Результатами профессионально-психологической подготовки являются: • профессионально-психологические знания: практические знания о психологических трудностях и экстремальных ситуациях в профессиональной деятельности, характере их влияния на человека, способах,действия в них;
• профессионально-психологические навыки и умения: а) аналитические, включающие умение увидеть психологический аспект в профессиональных ситуациях, действиях людей, высказываниях, документах и пр., верно понять их, оценить, принять психологически обоснованное решение; б) тактические, включающие ведение профессионального наблюдения, умение составить психологический портрет, предупреждать и преодолевать конфликты, обеспечивать личную безопасность, уметь оказывать психологическое воздействие и пр.; в) технические, включающие умение планировать и выстраивать свое вербальное и невербальное поведение.
Наиболее эффективным методом психологической подготовки к профессиональной деятельности является психологическое моделирование ее задач, условий и трудностей. В практике используются два пути моделирования. · Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным условиям профессиональных действий, что позволяет обучающимся ощутить себя участниками реальных событий. · Второй путь — приближение внутренних условий: психических состояний, переживаний, умственного и эмоционального напряжения, страха и пр. — к тем, которые являются характерными для данной профессиональной ситуации.
В процессе обучения моделируется обстановка, которая требует, например, принятия долговременных комплексных решений при условии обязательного учета их последствий; стимулирует поддержку членов команды или группы; активизирует соревнование или мотивы внимательного отношения к моральным проблемам людей. Эмоциональные трудности моделируются путем создания обстановки, связанной с риском и опасностью, неожиданностями, противодействием противника, конкурента, восприятием волнующих объектов и событий и пр. Инструментом психологической подготовки к профессиональной деятельности служат различные социально-психологические тренинги, такие, как тренинг коммуникативной компетенции, индивидуального стиля, самореализации личности, делового общения, когнитивные тренинги (мыслетренинги), тренинги на отработку навыков презентации и публичной речи, работы в команде и группах сотрудничества, принятия решений, эффективных продаж, ведения переговоров, общения в межкультурной среде и пр.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |