Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусственные монополии




Лекция

31.10.2012

Под этим условным названием имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения собственных финансовых выгод.

 

Особенности действия искусственных монополий:

• Препятствуют вхождению на отраслевой рынок новым предприятиям

• Ограничивают аутсайдеров (предприятия, не входящие в монопольное объединение), доступ к источникам сырья и энергоносителям

• Создают высокий уровень технологий, не достижимый для конкурентов по уровню затрат

• "Забивают" новые фирмы хорошо поставленной дорогостоящей рекламой

 

Искусственные монополии действую в 4 формах:

• Картель

• Синдикат

• Трест

• Концерн

 

Картель - союз предприятий одной отрасли, сохраняющий собственность на средства производства и готовую продукцию, при этом определяют для себя рыночные квоты (предел поставляемой на рынок продукции) и договариваются об уровнях цен (договорные или контрактные цены).

 

Синдикаты - союз предприятий, производящих однородную продукцию (мебельного, обувного и т. д. производства), сохраняя за собой собственность на средства производства, готовую продукцию реализуют через специально создаваемые торговые конторы.

 

Трест - объединения организаций определенной отрасли, в котором создается совместная собственность группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию (строительный трест, шахтные или рудничные управления; трески, объединяющие банковские объединения).

 

Концерн - объединения, формально независимых учреждений и организаций, во главе которого действует головная компания, регулирующая финансовые взаимодействия своих субъектов.

 

В последнее время под видом картелей все больше формируются, так называемые пулы, которые концентрируют в общих фондах получаемые доходы, распределяющиеся в зависимости от вклада каждого члена в общее производство, т. е. устанавливает определенный процент для каждого предприятия из отчисляемой прибыли.

____________________________________________________________

Консорциум - временные объединения предприятий, научно производственных организаций, банковских структур по инициативе правительства для реализации каких-либо общенациональных проектов.

Члены консорциума действуют при условии внесения определенных взносов,

 

выигрыша в тендерах (конкурсах).

 

Выгоды вхождения в консорциум:

• Бюджетные субсидии

• Льготы по налогообложениям

• Олигополия (с греч. " олигос "-союз немногих)- создается, как правило, в промышленно-развитых странах на основе неформальных договоренностей между немногими компаниями, контролирующих деятельность своих конкурентов.

 

В отличие от естественных монополий искусственные формируют цены по своему усмотрению в сугубо личных интересах. При этом монополистические объединения не учитывают объективный необходимый объем продукции для населения.

Монополии воздействую на уровень спроса в своих интересах, устанавливая выгодную цену.

 

Особенности монополистического ценообразования:

Как правило в конкурентной борьбе искусственные монополии используют систему демпинга, позволяющую вытеснить своего конкурента. В этой ситуации монополист искусственно создает зону дефицита товаров, затем, получив финансовую свободу, в пределах сегмента рынка предложение товаров постепенно увеличивается с одновременным повышением цен.

 

 

Монополист, выигравший конкурентную борьбу должен возместить для себя те потери, которые он понес, используя демпинговые цены. В этой ситуации инициатором данной борьбы имеет товарный резерв, который в последствии будет предлагаться рынку по более высоким ценам. Доведение цены до монопольно высокого уровня позволяет не только максимальную прибыл, но и возместить упущенную финансовую выгоду.

Кроме того, монополист- инициатор конкурентной борьбы на одном рынке получает определенные объемы торговой прибыли на других рынках, где конкуренция не столь остра.

 

Получение монопольно высокой прибыли гарантируется действиями монопсонии (предоставленное право определенным хозяйственным организациям действовать от имени государства, закупая товары у частных производителей по низким закупочным ценам в объемах так же установленных правительством).

 

 

После того как правительственная хозяйственная организация закупает необходимую для национальной экономики продукцию создается зона искусственного избытка товаров. Но данный объем товаров частные производители могут продавать только по твердым установленным государственным ценам. Подобная деятельность монопсоний приносит явные убытки индивидуальным предпринимателям.

Система политики монопсоний гарантирует государству в будущем определенные выгоды: закупив сырье по явно заниженным ценам, создается возможность предприятиям обрабатывающих отраслей производить конечную продукцию в учетом низких затрат. В дальнейшем выгоды государства проявляются во взаимодействии между предприятиями добывающей и обрабатывающей отраслей. Так называемая, ситуация "ножницы цен"- при использовании государственных цен сырье реализуется как правило по более низким ценам, чем продукция обрабатывающий отраслей, т. е. темпы роста цен сырья в любом случае будут ниже, чем темпы роста цен готовой продукции.

 

Национальные экономические интересы оправдывают подобную ценовую политику, т. к. многие виды готовой продукции (станки, оборудование, транспортные средства) поступая на внешние рынки должны приносить постоянно растущую экспортную выручку. Основным фактором которой является низкий объем предлагаемой стоимости товара по сравнению с мировой ценой.

 

Борьба с искусственными монополиями начинается в конце 19 века, когда многим государств стало понятно, что развитие данных объединений разрушает в целом рыночную систему. Государства создают антимонопольные законодательства. В пределах данной политики создаются контролирующие органы. В первую очередь эта борьба направлена против монополизации рынка.

Монополизация - это превышение одним предприятием определенной рыночной доли товарных объемов.

В 1890 году в США принимается антитрестовское законодательство, установившее уровень монополизации товарной массы выше 60%.

В настоящее время в промышленно развитых странах запрещается слияние конкурирующих компаний, поскольку это действие повышает уровень монополизации и сокращает возможности субъектов рынка. Запрещается установление монопольных и демпинговых цен, фальшивая реклама продуктов питания и медицинских препаратов.

 

В России в 90-е годы 20 века началось формирование антимонопольной политики. Основное в ней:

• Преступлением считаются монопольные действия, в результате которых устанавливаются монопольно высокие или монопольно низки цены

• Уголовно наказуемым является ограничение конкуренции путем раздела рынка на сферы влияния

• Препятствие доступа на рынок различным хозяйствующим субъектам

• Устранение с рынка конкурентов

• Установление или поддержание единых цен (УК РФ ст. 178)

 

Преступлением считаются принуждение к совершению невыгодной сделки или к отказу от совершения выгодной сделки (УК РФ ст. 179), незаконное использование чужого товарного знака (ст. 180), незаконное предпринимательство (ст. 171).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.