КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Руководство самовоспитанием учащихся
Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся заключается в организации процесса усвоения педагогических образцов по самовоспитанию личности.
Эта организация предполагает: · информацию об образце работы над собой, · побуждение детей следовать образцу, · помощь учащимся в овладении средствами и методами самовоспитания. При этом следует подчеркнуть особо важное значение формирования у школьника стремления изменить самого себя. В противном случае, когда такое стремление не возникает и учащийся следует предлагаемому воспитателем образцу по иным мотивам (желание угодить учителю или заслужить поощрение за образцовое поведение и т. п.), он не включается в процесс самовоспитания. Ребенок начинает хитрить, маскировать негативные качества, а на самом деле он равнодушен к своим недостаткам. Руководство самовоспитанием учащихся начинается с информирования их о пользе самовоспитания, о конкретных примерах воздействия на себя авторитетными людьми. Поистине неисчерпаемы в этом отношении возможности литературы и истории. Сообщая знания о самовоспитании, важно учитывать возрастные особенности учащихся. Для детей переходного возраста характерно неосознанное самовоспитание. Их не интересуют сведения по теории самовоспитания, им желательно давать конкретную информацию о путях и способах развития волевых качеств. Юноши и девушки более восприимчивы к теории самовоспитания, им необходимы развернутые программы систематического воздействия на себя. Воспитателю при разработке таких программ самовоспитания желательно учитывать их наиболее актуальные потребности и ставить задачи по исправлению конкретных недостатков. Учитывая позицию максимализма самостоятельности подростков и юношей, полезно, сообщая им знания по самовоспитанию, подчеркивать мысль о том, что им самим пора становиться собственным воспитателем: “Неужели вас все время надо воспитывать? Вам самим пора воспитывать себя, свою самостоятельность”. Такие обращения побуждают школьников брать обязательства по самовоспитанию. При организации самовоспитания учащихся важно учитывать возможности и характер восприятия знаний как лично значимых. Важную роль в активизации самовоспитания учащихся играет: · экспериментальная организация деятельности школьников по усвоению образцов самовоспитания, · организация самообязательств по совершенствованию личности и самоотчетов в группе, · четкая система стимулирования самовоспитания учащихся. Отмечая важное значение идеалов в самовоспитании учащихся, нужно подчеркнуть, что далеко не всякий, даже положительный, идеал побуждает школьника к работе над собой. Идеал может повлиять на самовоспитание учащихся лишь при условии, что они осознают ценность его качеств, а за его поступками увидят внутренний мир героя. Как часто юношу или девушку увлекает внешность, “суперменское” поведение отрицательного героя, и тогда происходит разрушение нравственного самовоспитания. Таким образом, руководство самовоспитанием учащихся — сложный и многогранный процесс, представляющий собой систему учебных, воспитательных и организационных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для систематической работы школьников по совершенствованию своей личности. Руководство самовоспитанием учащихся предполагает: — определение четких целей и задач по руководству самовоспитанием; — совершенствование теоретической и методической подготовки самих руководителей по вопросам самовоспитания; — применение широкого спектра форм, методов эффективного руководства; — строгий учет социально-психологических и педагогических особенностей процесса самовоспитания учащихся. В деле руководства самовоспитанием учащихся очень важно соблюдать меру. Мера присуща всем предметам и явлениям, в том числе и качествам руководителя. Превышение границы чревато негативными последствиями. Например, требовательность при этом перерастает в придирчивость, а доверие — в бесконтрольность и т. п. Мелочная опека и помощь по пустякам могут привести к исключению собственного самовоспитания. Указания руководителя должны носить характер совещательного голоса, но ни в коем случае не быть жесткими и обязательными для учащегося. Учащийся имеет право выбора, с чего начать самовоспитание, над чем работать сегодня, завтра, через неделю, месяц. Только деликатный совет способен пробудить желание к самосовершенствованию личности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |