Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководство самовоспитанием учащихся

 

Педагогическое руководство само­воспитанием учащихся заключается в организации про­цесса усвоения педагогических образцов по самовоспитанию личности.

 

Эта организация предполагает:

· информацию об образце работы над собой,

· побужде­ние детей следовать образцу,

· помощь учащимся в овла­дении средствами и методами самовоспитания.

При этом следует подчеркнуть особо важное значение фор­мирования у школьника стремления изменить самого себя. В противном случае, когда такое стремление не возникает и учащийся следует предлагаемому воспи­тателем образцу по иным мотивам (желание угодить учителю или заслужить поощрение за образцовое по­ведение и т. п.), он не включается в процесс самовоспитания. Ребенок начинает хитрить, маскировать негативные качества, а на самом деле он равнодушен к своим недостаткам.

Руководство самовоспитанием учащихся начинает­ся с информирования их о пользе самовоспитания, о конкретных примерах воздействия на себя автори­тетными людьми. Поистине неисчерпаемы в этом от­ношении возможности литературы и истории.

Сообщая знания о самовоспитании, важно учиты­вать возрастные особенности учащихся.

Для детей переходного возраста характерно неосознанное само­воспитание. Их не интересуют сведения по теории самовоспитания, им желательно давать конкретную информацию о путях и способах развития волевых качеств.

Юноши и девушки более восприимчивы к теории самовоспитания, им необходимы развернутые программы систематического воздействия на себя. Воспи­тателю при разработке таких программ самовоспита­ния желательно учитывать их наиболее актуальные потребности и ставить задачи по исправлению кон­кретных недостатков. Учитывая позицию максимализма самостоятель­ности подростков и юношей, полезно, сообщая им знания по самовоспитанию, подчеркивать мысль о том, что им самим пора становиться собственным вос­питателем: “Неужели вас все время надо воспиты­вать? Вам самим пора воспитывать себя, свою само­стоятельность”. Такие обращения побуждают школь­ников брать обязательства по самовоспитанию.

При организации самовоспитания учащихся важ­но учитывать возможности и характер восприятия знаний как лично значимых. Важную роль в активизации самовоспитания учащихся играет:

· экспериментальная организация дея­тельности школьников по усвоению образцов само­воспитания,

· организация самообязательств по совершенствованию личности и самоотчетов в группе,

· чет­кая система стимулирования самовоспитания уча­щихся.

Отмечая важное значение идеалов в самовоспита­нии учащихся, нужно подчеркнуть, что далеко не всякий, даже положительный, идеал побуждает школь­ника к работе над собой.

Идеал может повлиять на самовоспитание учащихся лишь при условии, что они осознают ценность его качеств, а за его поступками увидят внутренний мир героя. Как часто юношу или девушку увлекает внешность, “суперменское” пове­дение отрицательного героя, и тогда происходит раз­рушение нравственного самовоспитания.

Таким образом, руководство самовоспитанием уча­щихся — сложный и многогранный процесс, представ­ляющий собой систему учебных, воспитательных и ор­ганизационных мероприятий, направленных на созда­ние благоприятных условий для систематической ра­боты школьников по совершенствованию своей лич­ности.

Руководство самовоспитанием учащихся предпола­гает:

— определение четких целей и задач по руко­водству самовоспитанием;

— совершенствование теоретической и методиче­ской подготовки самих руководителей по вопросам самовоспитания;

— применение широкого спектра форм, методов эффективного руководства;

— строгий учет социально-психологических и пе­дагогических особенностей процесса самовоспитания учащихся.

В деле руководства самовоспитанием учащихся очень важно соблюдать меру. Мера присуща всем предметам и явлениям, в том числе и качествам руководителя. Превышение границы чревато негативны­ми последствиями. Например, требовательность при этом перерастает в придирчивость, а доверие — в бес­контрольность и т. п. Мелочная опека и помощь по пустякам могут при­вести к исключению собственного самовоспитания. Указания руководителя должны носить характер совещательного голоса, но ни в коем случае не быть жесткими и обязательными для учащегося. Учащийся имеет право выбора, с чего начать самовоспитание, над чем работать сегодня, завтра, через неделю, месяц. Только деликатный совет способен пробудить желание к самосовершенствованию личности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы самовоспитания | Волевые качества и их развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.