КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика освободительного движения в России
Лекция 4. Освободительное движение и общественно-политическая мысль в России в перв. пол. XIX в. На берлинском кинофестивале покажут оригинальную версию «Метрополиса» (Metropolis) Фрица Ланга, которая долгое время считалась утерянной, но в прошлом году была найдена в аргентинском музее. Показ состоится 10 февраля во время проведения гала-церемонии. «Метрополис», ставший культовой классикой научно-фантастического кино, стал самым дорогим фильмом, когда-либо производившимся в Германии. Его сценарий был написан самим Лангом вместе с Теа фон Харбу (Thea von Harbou) в 1924 году, а на экраны он вышел 10 января 1927 года. После того, как он удачно выступил в прокате, студия UFA перемонтировала «Метрополис», вырезав около 30 минут. «Отредактированный» вариант вышел 8 месяцев спустя и также имел огромный успех. Вырезанные кадры долгое время считались утерянными, однако в прошлом году 16-мм негатив оригинала был найден в Буэнос-Айресе. Затем он был восстановлен фондом Мурнау (Murnau Foundation) в сотрудничестве с ZDF, галльско-немецкой культурной сетью Arte и Deutsche Kinemathek. «Ни один из немецких фильмов не вдохновлял и не влиял на кинематограф, как «Метрополис» Фрица Ланга, - заявил глава Берлинале Дитер Косслик (Dieter Kosslick. – Мы особенно рады тем, что имеем честь представить зрителям восстановленный оригинал этого легендарного фильма как раз в честь 60-летия самого фестиваля». Ланг снял этот фильм, считающийся классикой в том числе и благодаря новаторским спецэффектам, на студии Бабельсберга недалеко от Берлина. Задуманный во время расцвета Веймарской республики этот футуристический фильм рассказывает о том, как в 2026 году в обществе противостоят друг другу капиталисты и рабочий класс.
Освободительное движение - это революционная борьба, либерально-оппозиционные выступления, все формы проявления направленные на обновление общества. процесс разложения крепостнического строя и возникновения капитализма протекал очень специфически → незрелость класса буржуазии т.е. класс, который был способен поднять знамя борьбы за новое общество, не сформирован в России буржуазия крайне малочисленна (гильдийское купечество - 180 тыс. из 58 млн.) + по качественным показателям это было сословие феодального общества, а не класс: имела корпоративную структуру, жесткий соц. статус, который передавался из поколения в поколение принадлежность к этому сословию давала определенные привилегии: освобождала от рекрутской пов-сти и давала определенные гражданские права В социо-культурном облике российского купечества сохранялись черты феодального сословия → основа буржуазной идеологии - индивидуализм, права человека на свободу на деятельность, эти ценности отстаивает либерализм, но у рос. купечества другие ценности - Домострой, нац. ценности в одежде → патриархальность, соборность, т.е. глубокая религиозность и абсолютное неприятие новейших атеистических течений → купечество было основой монархии: самодержавие православие народность, монарх для них отец родной. в образовательном плане купечество - темный лес → высший уровень - местное училище высшее образование считается позором для купца, т.к. образование - это повинность, от которой купечество освобождено. во второй половине 19 в. куп-во начинает трансформироваться → нач. цениться образование → и в 3-м поколении купцы уже имеют не по одному универскому диплому таким образом, буржуазия еще не стала классом для себя, т.е. только начинает осознавать свои интересы → бороться за эти интересы
→ в освободительном движении первой половины 19 в. участвуют дворяне и на первом этапе ОПД купечество не может быть соц. базой. крестьянство (90% нас) → начинается разложение феодально-крепостнических отношений, втягивание их в рынок, но к буржуазной трансформации это не приводит мировоззрение: наивный крестьянский монархизм → вера в доброго царя, которому мешают плохие законы и советники-дворяне, власть всегда персонифицирована гос-во было в их сознании смоделировано как большая патриархальная семья т.е. крестьянство тоже не подходит к либеральной идеологии! крестьянин законопослушен, но он признает лишь исписанный закон - традиц. право, основанное на принципе справедливости, это моральное право статусное представление о месте человека в обществе → помещик - «слуга царю, отец крестьян» → как же их освобождать? ведь крестьяне бессознательные дети! → это анархия интеллигенция формируется как маргинальный слой общества, это, прежде всего, представители интеллектуальных профессий, 19 в. - выходцы из обедневшего дворянства пополняют ряды интеллигенции к. 19 в. - из дворян 50%, но это дворянство только формальное а не фактическое Таким образом, особенности ОПД в России: 1. его представляют не классы, их еще нет, а интеллигенция (движущая сила) 2. ОПД по своей идеологии, по своим целям оторвано от народных масс, т.к. это интеллигентское движение - отщепенцы -+ это обрекало ОПД хотя бы на первых этапах на поражение 3. основа либеральной идеологии - либер-демокр. ценности → это права и свободы человека, закон охраняет право человека на частную собственность, если собственности нет это ваши проблемы (Запад) → демократизм (преобладал в России) считал что закон должен обеспечить это право на собственность, т.е. нужно обеспечить собственностью человека у которого ее нет → уравнительные идеи у нас в России крестьяне - мелко-товарные собственники, собственности как таковой нет → к либеральной идеологии отношение так себе → был очень сильно в программах выражен антибуржуазный эгалитаризм крестьяне - сильно развиты представления о социальной справедливости → уравнительный характер дворянство - к буржуазным тенденциям развития относится отрицательно,
презрительно → происходит давление сословной психологии на идеологию православная культура отрицательно смотрит на обогащение и там тоже содержится стихийный эгалитарный элемент - все равны перед богом Этот эгалитаризм проявляется в идеологии утопического социализма → для России крестьянский или общинный социализм просматривается в идеях декабристов → народники → марксисты → у нас в ОПД действовали революционеры, а не либералы в России сразу был очень силен большевистский синдром → добиться всего и сразу одним прыжком или рывком → это особенность психологии → проецируется и в идеологию борьба происходит в условиях самодержавия (тоталитарное гос-во?) → борьба уходит в подполье, нелегитимные методы → радикальные лозунги + цареубийство Периодизация: I. конец 18 в. - 1861 г. - основная цель на этом этапе борьба с КП + демократизация гос. управления 1. декабристское движение 2. 20-30-е гг. под сильным влияние декабристов 3. 30-50-е гг. П. 1861-1917 гг. главная задача - борьба с остатками феодального строя в экономической и политической жизни + свержение самодержавия 1. 60-е гг. народники → подъем ОПД, гл - социалистические утопические идеи 2. 70-90-е гг. переломный этап, спад в ОПД, народники переживают кризис 3. 90-е гг. 19 в. - 1905 г. появляется новое течение неонародников, эсеров, марксистов 4. 1905-1917 гг. Общественно-политическое движение в 20-30-е гг. 19 в. особенности: 1. расширение соц. базы → встречаются представители разночинной интеллигенции (18%) 2. более глубокое размежевание между правительственной и оппозиционной идеологией 3. расширяется география движения → подключаются провинции 4. другая форма организации → малочисленные, разрозненные, практически не связанные между собой кружки, которые существуют очень недолго (1-2 года) и в их рамках не успевают сложиться организационные принципы ли программы 5. первое десятилетие после 1825 г. находилось под сильным влиянием декабристов
утверждение представительского строя, отмена КП (условия не прописаны), установки носили декларативный характер → программа была на порядок ниже, чем у декабристов по четкости и конкретике 1827 г. - кружок во Владимире Оленина → цареубийство нач. 30-х гг. - возникает кружок Раевского, Курск, участники молодежь, возникает как моральный протест → четких установок нет → предполагали восстание кружок Сунгурова, студенты и мелкие чиновники → республика и восстание была сделана попытка осмыслить и исправить причины поражения декабристов → отсутствовал народ → нужно привлечь народ к восстанию → движение пошло вширь, но с другой стороны они имели вульгаризированные представления → это приводило к преобразованию основных идей, их извращению → а это влияет на взгляды и нравственно-психологический фактор → у декабристов главный коррелятор действий - нравственный фактор - развитое чувство гражданской ответственности Таким образом, кружки 20-30-х гг. были только отголосками движения декабристов
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |