КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности тактики отдельных следственных действий по делам о преступлениях несовершеннолетних
После возбуждения уголовного дела проводятся первоначальные следственные действия, система и последовательность которых определяется тем, какое преступление совершено и расследуется. Например, если несовершеннолетний совершил кражу, значит последовательность следственных действий определяется в соответствии с методикой расследования краж и т.д. Рекомендации частных методик расследования отдельных видов преступлений в части планирования исходя из типичных следственных ситуаций полностью применимы и к расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними. Поэтому особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними касаются, прежде всего, специфических тактических приемов проведения отдельных следственных действий: осмотра места происшествия, обыска, допросов свидетелей и потерпевших, допросов обвиняемого, назначения судебных экспертиз и др. Осмотр места происшествия. При осмотре места происшествия в случаях, когда установлено или предполагается участие в совершении преступления несовершеннолетних, необходимо обращать внимание на ряд признаков, которые объективно указывают на участие в преступлении подростков. К их числу относятся следующие: - небольшие размеры следов рук, ног, а так же зубов позволяет установить участие в совершении преступления подростков. При оценке этих признаков следует иметь в виду явления - небольшие размеры отверстий, через которые проникли к месту хранения похищенного имущества преступники; - признаки специфического для подростков интереса к определенным продуктам или вещам, относящимся к типично «подростковому ассортименту»; - признаки, указывающие на подражание преступников действиям известных персонажей детективных книг и кинофильмов; - в случаях выполнения надписей на месте происшествия следует обращать внимание как на признаки почерка, так и на высоту выполнения надписи от пола, что позволяет примерно судить о росте пишущего, поскольку нанесение настенных надписей обычно выполняется на уровне глаз пишущего или несколько выше; - количество, габариты и вес похищенного - эти данные о ряде случаев указывают на групповой характер преступления, возможное соучастие взрослых преступников, использование преступниками транспорта, которым не могли управлять подростки д.т. Выявление указанных выше признаков в ходе осмотра мета происшествия позволяет выдвинуть обоснованную версию об участии в совершении преступления несовершеннолетних. Обыск. Тактика обыска по месту жительства несовершеннолетнего является весьма своеобразной. Прежде всего, следует подчеркнуть особое значение тактического приема наблюдения sa поведением обыскиваемого и выявление улик поведения. Зачастую во время производства обыска несовершеннолетний своим поведением, реакциями на действия участников обыска, нервозностью может указать местонахождение искомых вещей. Второй особенностью тактики обыска у несовершеннолетних является то обстоятельство, что подростки, как правило, вещи, предметы и другие вещественные доказательства сравнительно редко прячут в каких-то специально приготовленных тайниках. Обычно разыскиваемые предметы обнаруживаются среди личных вещей подростка. То есть специально эти вещи в квартире или доме им не прячутся, а если родители или другие члены семьи обращают внимание на появившуюся у подростка новую вещь или предмет, то последний обычно сообщает, что он взял ее на время у своего знакомого. Поэтому поиски разыскиваемых вещей и предметов следователь должен, прежде всего направлять в те места, которые доступны подростку и связаны с повседневным пребыванием его в этот месте. Эта комната, где он живет, иные помещения, где он хранит свои вещи или куда имеет свободный доступ (сарай, гараж, подвал и пр.). Третья особенность тактики обыска по месту жительства несовершеннолетних состоит в направлении усилий следователя не только на отыскание самих разыскиваемых вещей и предметов, но и на выявление следов пребывания этих вещей в данном месте. Известно, что подростки охотно оставляют у себя различные красивые и полезные с их точки зрения предметы: цепочки, брелки, фирменные лейблы, упаковочные коробки и футляры и пр. Четвертой особенностью обыска у несовершеннолетних является то что одной из его целей является собирание сведений о личности подростка, условий его жизни, учебы и воспитания. Поэтому обнаруживаемые в ходе обыска различные личные документы подростка, свидетельствующие о его возрасте, образовании, характеризующие его по месту учебы или работы, о хронических болезнях, которыми может быть страдает подросток и т.д. необходимо изымать, осматривать и решать вопрос о приобщении их к материалам уголовного дела. В противном случае могут быть упущены многие важные данные о личности подростка, затруднено полное, всестороннее и объективное расследование по уголовному делу. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Одной из особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, является то обстоятельство, что нередко по этим делам и потерпевшие, и свидетели сами являются несовершеннолетними. Тактика допроса этих лиц требует четкого учета возрастных и психологических особенностей. При подготовке к допросу несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего необходимо решить вопрос относительно места производства данного следственного действия. На выбор места допроса влияют особенности характера и степень развития подростка, а так же влияние на него со стороны членов его семьи и окружения. Соответственно, детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: по месту жительства или в образовательном учреждении. Несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет лучше допрашивать в служебном кабинете следователя, поскольку официальная обстановка места допроса оказывает на них положительное влияние. В начальной стадии допроса целесообразно возбудить у допрашиваемого интерес к общению и его результатам. Для этого необходимо показать значимость показаний данного свидетеля или потерпевшего для расследования, выяснить круг интересов и хобби допрашиваемого и найти общие «точки соприкосновения». На данной стадии устанавливается психологический контакт с допрашиваемым, для чего необходимо убедить его в объективности следователя, создать и поддерживать деловую спокойную обстановку без лишней напряженности, снять эмоциональное напряжение, проявить тактичность, выдержанность, заботу о соблюдении прав и законных интересов допрашиваемого. Нередко несовершеннолетние свидетели не желают давать правдивые показания против своих знакомых. В подобных ситуациях эффективно применение методов эмоционального воздействия, сущность которых заключается в создании таких условий, при которых происходит резкое изменение эмоционального состояния допрашиваемого, в результате чего обнаруживается знание или незнание интересующего следователя факта, степень заинтересованности в расследуемых обстоятельствах1. Необходимо убедить допрашиваемого, что «покрывать» преступников не в его интересах. Закон предоставляет законным представителям несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего присутствовать при обыске. Однако следует иметь в виду, что их присутствие не всегда положительно сказывается на эффективности допроса. Это связано с тем, что в присутствии родителей или близких родственников подросток зачастую старается не давать показаний, которые будут в какой-то мере компрометировать его самого. В этой связи необходимо убедить законного представителя не использовать свое право присутствия при допросе. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля неизбежно встает вопрос, тесно связанный с установлением психологического контакта с допрашиваемым, о том, как обращаться к допрашиваемому подростку: на «ты» или на «вы»? Когда этот вопрос решить трудно, то следует придерживаться общепринятых правил к несовершеннолетнему, не достигшему 16 лет, следователь может обращаться на «ты», а к подростку старше 16 лет, предпочтительнее обращаться на «вы». Исходя из задач установления с допрашиваемым психологического контакта могут быть различные исключения: иногда целесообразно к допрашиваемому обращаться по имени, а иногда, наоборот, обращаться на «вы» и к подростку, который еще не достиг 16 лет, так как несовершеннолетние этого возраста ценят, что их не считает следователь маленькими, а обращаются с ними как со взрослыми. Иногда приходится обращаться на «вы» к 15-летнему подростку по другим основаниям. Если допрашиваемый несовершеннолетний, является педагогически запущенным, имеет антиобщественную установку, ранее судим, на допросе держится развязано и нахально, то в целях приведения его в нормальное состояние, в определенные рамки, следователь может использовать и обращение на «вы», как бы обращаясь официально и подчеркивая дистанцию между ним и собой. При допросе несовершеннолетнего свидетеля следует учитывать, что подросток не всегда в состоянии дать полную картину событий, которые он наблюдал, не в состоянии в силу своих возрастных особенностей восприятия сообщить следователю о разных деталях и подробностях, наконец, в отдельных местах показаний подросток может домыслить, прифантазировать, дополнять показания не тем, что и как было в действительности, а тем как это, по мнению несовершеннолетнего, должно было быть. Вместе с тем, несовершеннолетний порой затрудняется самостоятельно, подробно и последовательно рассказать о наблюдаемом им событии. В связи с этим, грубой тактической ошибкой является ограничение рабочего этапа допроса только лишь стадией свободного рассказа. В данном случае обязательна вопросно-ответная стадия, на которой перед допрашиваемым ставятся дополняющие, уточняющие, контрольные и изобличающие вопросы. Для правильной оценки показаний несовершеннолетнего свидетеля важно выяснить его отношение к происшедшим событиям, и лично к обвиняемому. Желательно, чтобы допросы несовершеннолетних не откладывались на длительное время - чем быстрее подросток будет допрошен, тем больше шансов получить правдивые и полные показания. Подросток не только может сравнительно быстро забыть интересующие следователя факты, но и подвергнуться нежелательному воздействию со стороны лиц, заинтересованных в том, чтобы несовершеннолетний не дал на следствии правдивых показаний. Если в ходе допроса выясняются какие-то обстоятельства, которые отрицательно характеризуют несовершеннолетнего как личность, то непосредственно в ходе допроса не следует ему указывать на это, подвергать его поведение и личностные качества критике и т.д. В такой ситуации подросток может замкнуться, психологический контакт с ним будет утрачен и продолжать в дальнейшем допрос следователю будет весьма трудно. С другой стороны, следователь не должен оставлять без должной нравственной оценки все факты аморального поведения несовершеннолетнего свидетеля, но с точки зрения успеха допроса целесообразно с подростком провести такую воспитательную беседу после окончания допроса, когда протокол допроса будет им уже подписан. Некоторые особенности имеет и протоколирование показаний несовершеннолетних. В них нельзя употреблять специальные термины (юридические, медицинские, и др.) значение которых подросток не достаточно понимает. Все термины и понятия должны быть записаны так, чтобы они были понятны самому подростку. С другой стороны, подросток нередко употребляет такие слова и выражения, которые не являются общепринятыми, но употребляются в его круге общения, приняты в его контактной группе, или являются местными выражениями. Поэтому, в протоколе допроса должно быть расшифровано, что понимает подросток под тем или иным словом, особенно если это относится к названию определенных мест, кличкам, жаргонным или сленговым словам и пр. Имеет свои тактические особенности допрос малолетних свидетелей. Специфика допроса детей моложе семи лет обусловлена возрастными особенностями, своеобразием детской психологии. Дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет начинают осмысливать окружающую их действительность, запоминать и логически передавать увиденное. Особенностью их восприятия является то, что они плохо еще разбираются в причинных связях, воспринимают событие не в целом, а лишь отдельные, зачастую второстепенные факты. Закон не устанавливает минимального возраста, которого может быть допрошен свидетель. Поэтому, если предел допроса ребенку понятен, он может быть допрошен независимо от его возраста. При этом следует иметь в виду, что допрос для малолетнего является тяжелым психическим испытанием. Но нередко, только таким путем возможно выяснить истинную картину преступления, особенно, когда других свидетелей не имеется.. Важным элементом подготовительного этапа допроса малолетнего является определение обстоятельств, подлежащих установлению и их доведение до сведения педагога. На наш взгляд, рассматриваемом случае следователь лишь определяет предмет допроса и круг выясняемых обстоятельств. Формулировку же допросов и выбор их последовательности определяет педагог. Именно он должен задавать допрашиваемому вопросы, поскольку обладает специальными навыками общения с детьми. Допрос целесообразно производит в обстановке непринужденности, в хорошо знакомом ребенку месте: по месту жительства, в детском дошкольном учреждении, в школе. Наиболее эффективными тактическими приемами могут быть использование ассоциативных связей, моделирование игровых ситуаций, детализация показаний, постановка контрольных вопросов. Имеет свои особенности и фиксация показаний малолетних свидетелей и потерпевших. В литературе встречается точка зрения, что показания малолетних допрашиваемых следует отражать не в протоколе, а в специально составляемой справке. С каким подходом вряд ли можно согласиться, поскольку доказательственной силы такой документ иметь не будет. Поэтому основным способом фиксации показаний малолетних будет составление протокола допроса, который подписывается педагогом, законным представителем и следователем. Протокол должен передавать все своеобразие детской речи. Естественно, он не должен содержать понятий и терминов, значение которых допрашиваемый в силу возрастных особенностей не знает и не может знать. В качестве дополнительного средства фиксации показаний целесообразно использовать аудио- или видеозапись. Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого. К допросу несовершеннолетнего обвиняемого следователь обязан особенно тщательно подготовиться. При этом важное значение имеет изучение личности допрашиваемого, что позволит спрогнозировать ход предстоящего допроса, определиться с выбором тактических приемов, направленных на разоблачение ложных показаний. Следует иметь в виду, что в связи с небольшим жизненным опытом несовершеннолетнего, весьма эффективным является создание следователем впечатления о своей повышенной осведомленности относительно обстоятельств совершенного преступления. Это достигается демонстрацией следователем знания биографии, круга интересов, способов проведения досуга, а так же условий жизни и воспитания подростка. Указанные обстоятельства должны быть выяснены на подготовительном этапе допроса обвиняемого. Не менее важной задачей подготовительного этапа допроса несовершеннолетнего обвиняемого является решение вопроса об определении очередности допроса обвиняемых. Важность этого вопроса определяется тем, что значительная часть всех преступлений несовершеннолетних совершается группой. Решая этот вопрос, следователь должен учитывать следующее: - наличие данных, указывающих, что кто-то из несовершеннолетних в силу его личностных качеств быстрее даст правдивые показания; - степень доказанности участия в совершении преступления того или иного несовершеннолетнего; - данные о роли, которую несовершеннолетний играл во время совершения преступления, был ли он организатором или второстепенным соучастником; при этом второстепенному соучастнику должно быть отдано предпочтение перед организатором; - данные, указывающие, кто из несовершеннолетних обвиняемых является в группе лидером, а кто ведомым, нет ли в ней так называемого «оппозиционера», который противостоит лидеру или всей группе допрос целесообразно начинать с «оппозиционера» или ведомых, а лидер должен быть допрошен последним. Только учет всех указанных обстоятельств позволит следователю оптимально, тактически верно определить, кого из группы несовершеннолетних обвиняемых целесообразно допрашивать первым. Следует также иметь в виду, что с морально-этических позиций было бы неверно задавать подростку вопросы, связанные компрометацией его родителей или других близких ему людей, выяснением их аморального образа жизни и пр. Об этом с обвиняемым можно вести речь только в тех случаях, когда он сам об лом заговорит, т.е. инициатива дачи показаний о неблаговидной юли родителей в совершении преступления должна принадлежать допрашиваемому. Назначение экспертиз. При расследовании преступлений несовершеннолетних могут быть назначены различные судебные экспертизы, необходимость назначения которых обусловлена характером совершенного преступления. Вместе с тем, по делам о преступлениях несовершеннолетних могут назначаться следующие специфические экспертизы, которые связаны с особенностью возраста и психики несовершеннолетнего обвиняемого. К таким экспертизам относятся судебно-медицинская экспертиза, судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы. Судебно-медицинская экспертиза для определения возраста должна быть обязательно назначена, если документы, устанавливающие возраст не только отсутствуют, но и невозможно их получить или восстановить. На ее разрешение обычно ставится вопроса каков возраст обследуемого лица. Разрешая этот вопрос, возможно установить лишь год рождения. В этом случае за дату рождения принимается 31 декабря. Если эксперты указывают возраст в определенных пределах, то в этом случае за установленный принимается минимальный возраст. По делам о половых преступлениях несовершеннолетних иногда назначаются судебно-медицинские экспертизы, перед которыми ставят вопросы о достижении лицом половой зрелости, способности обвиняемого к половому сношению, о его репродуктивной способности (возможности быть отцом), о наличии венерических заболеваний и др. По ряду дел, особенно о тяжких преступлениях, при расследовании преступлений несовершеннолетних нередко назначают судебно-психиатрическую экспертизу. Основанием для назначения этой экспертизы обычно бывают данные о психических заболеваниях, совершение преступления без видимых мотивов или с особой жестокостью. Перед экспертами обычно ставятся такие вопросы: страдало ли данное лицо в момент совершения преступления душевным заболеванием и могло ли оно отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, не находилось ли лицо во временном болезненном состоянии, не является ли несовершеннолетний психически больным в настоящее время и не нуждается ли в применении мер медицинского характера, и другие. Наибольшую специфику имеет назначение по делам несовершеннолетних судебно-психологической экспертизы. Она должна быть назначена в случае, когда имеются данные о том, что подросток в интеллектуальном и волевом отношениях развит значительно слабее, нежели присущие в норме лицам данного возраста и поэтому возможно не вполне осознавал значение своих действий. В этой связи важны выводы ранее проведенной судебно-психиатрической экспертизы, которой подросток хотя и признан вменяемым, но констатирована определенная степень умственной отсталости. На разрешение эксперта-психолога в этом случае ставятся следующие вопросы: - соответствует ли уровень умственного развития возрасту несовершеннолетнего. - уровню развития какого возраста соответствует фактическое развитие данного лица; - можно ли на основе данных психологии и педагогики сделать вывод о том, что несовершеннолетний, в силу уровня и особенностей умственного развития, не сознавал полностью значение своих общественно опасных действий; - имеются ли у несовершеннолетнего особенности развития тех или иных сторон личности наличие которых затруднило возможность руководить своими действиями или сделано это невозможным в имевшейся конкретной ситуации; - способен ли данный несовершеннолетний правильно воспринимать определенные факты и правильно их описывать в своих показаниях. При назначении экспертизы следователь в распоряжении эксперта направляет материалы уголовного деле, в котором должны содержаться данные о развитии и поведении подростка, а также представляется возможность психологического обследования подростка. В качестве экспертов могут быть приглашены специалисты в области психологии или педагогики, либо психологическая экспертиза может быть совмещена с психиатрической, если эксперты-психиатры обладают специальными показаниями в области возрастных и психологических характеристик подростков.
Заключение. Таким образом, следует отметить, что преступления совершаемые несовершеннолетними имеют свою специфику, выражающуюся в особенностях некоторых элементов способа преступления, в частности способа подготовки преступления и способа сокрытия преступления. Знания о данных особенностях важны для всех сотрудников занимающихся раскрытием и расследованием преступлений, в первую очередь для следователей.
Список использованной литературы. Конституция (Основной закон) Российской Федерации - М., 2011г. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2011г. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: ИКФ “ЭКМОС”, 2011. Шурухнов Н.Г. Криминалистика: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 720 с. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. Р.С. Белкина – Изд. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Норма, 2005. – 992 с. Ищенко Е.П., Образцов В.А. Криминалистика: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 780 с. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. – М.: Изд-во Инфра-М, 2005. – 746 с. Криминалистика: Учебник. / Отв. ред. Н.А. Яблоков - 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Юристъ, 2008. – 718 с. Криминалистика: Учебник. / Под ред. А.П. Филиппова. – 3-е изд. доп. и перераб. – М.: Спарк, 2008. – 750 с. Курс криминалистики. В трех томах. / Под ред. В.Е. Корноухова. – М. 2004. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е изд. доп. и перераб. / Под ред. док. юрид. наук, профессора – Смагоринского Б.П. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2008. – 432 с. Криминалистика./ Под ред. А.Ф. Волынского и А.Г. Филиппова. — М.: Спарк, 2008.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |