КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упадок искусства метрополии
Архитектура восточных римских провинций Лекция № 9 СП при хр. холецистите
План лекции:
1. Упадок искусства метрополии ……………………………………………………………... 412 2. Градостроительная политика в восточных провинциях (города, пограничные укрепления) ………………………………………………………………….. 415 3. Культовый ансамбль Баальбека (Гелиополиса) ……………………………….………….. 420 4. Тихейон в Фене (II век) (Мисмиэ, первая половина II века) ……………………………… 424 Литература …………………………………………………………………………..………….. 425 Контрольные вопросы и задания ……………………………………………………………… 427
Уже во времена римского императора Адриана резко обострились социально-экономи- ческие и политические противоречия в жизни империи, которые в конечном итоге привели её к гибели. Многочисленные войны на северных и восточных рубежах постепенно опустошили имперскую казну. Император Марк Аврелий (161-180 гг.) был вынужден вести широкомасштабную оборонительную войну на личные средства. Армия стала комплектоваться преимущественно наемными варварами-федератами. Постоянно грозили отпадением Дакия (Трансильвания) и восточные провинции. Мятежи периодически охватывали Ливию, Британию, Иудею, Египет. Поэтому были дополнительно усилены линии пограничных укреплений (limes, «римских валов») на Рейне и Дунае, в Северной Африке. Ослабление метрополии частично компенсировалось экономическим и политическим усилением римских провинций в Африке, Испании, на Ближнем Востоке. Сюда постепенно перемещались центры культурной и политической жизни империи (города Византий, Пальмира, Александрия Египетская, Лептис-Магна, Ламбезис и др.). Начиная с I века нашей эры, все большее значение в жизни империи получают мистические восточные учения и христианство, пришедшие на смену языческой религии и культуре, которые со временем были вытеснены с исторической арены.
Обострение внутренних противоречий уже во второй половине II в. н. э. привело к кризису имперского искусства. Строительство в Италии и в самом Риме существенно сократилось. Памятники этого времени отмечены холодностью и сухостью форм. Архитектура императорского Рима зашла в тупик. Вывести из него могло только искусство провинций. В скульптуре появились подчеркнуто натуралистические, грубоватые формы, которые впоследствии привели к формированию нового стиля в римском искусстве. Строительная деятельность преемников Адриана переживала глубокий кризис. Император Антонин Пий (Благочестивый) в 141 году воздвиг храм Антонина и Фаустины в память своей безвременно скончавшейся супруги. Сохранилась передняя часть храма с довольно глубоким портиком из десяти колонн коринфского ордера. Базы и капители колонн были выполнены из белого, а стволы – из серо-зеленого эвбейского мрамора. Этот прием уже использовался ранее Адрианом в храме Венеры и Ромы, в римском Пантеоне. Ничего нового в архитектуру его преемник не внес. Пытаясь поддержать былые традиции римской классики эпохи Августа, скульпторы тщательно выполнили рельефы на фризе, украсив его черными грифонами, изображениями канделябров и растительным орнаментом (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Храм Антонина и Фаустины в Риме. Фрагмент колоннады, реконструкция ордера
Император-философ Марк Аврелий воздвиг на Марсовом поле триумфальную колонну в честь своих побед над германскими племенами (169-174 гг.) и сарматами (172-175 гг.). В отличие от аналога (триумфальной колонны Траяна, рельефы которой выполнены в реалистической пластике) на колонне Аврелия впервые была применена техника бурава. Этим инструментом просверлены горизонтальные желобки и углубления в теле колонны. Скульпторы продемонстрировали полное пренебрежение к анатомическим подробностям человеческой фигуры. Поворотами бурава под различными углами они обозначили глаза римских легионеров и лошадей, демона Дождя, парящего над толпами воинов. Художник грубо наметил контуры носа, ноздрей, бороды и прически Демона, капли дождя. Согласно легенде, этот Демон вовремя спас погибающую римскую армию от страшной засухи и жажды. Подобный примитивизм в скульптурных изображениях был невозможен в официальном искусстве времен Августа, Траяна и Адриана. Основными очагами дальнейшего развития римской архитектуры стали восточные провинции. Но в Малой Азии архитектура бывших греческих колоний мало отличалась от римского зодчества II века, так как наследие Востока здесь почти стерлось под многовековыми напластованиями культуры античности. Зато полузависимые и зависимые от Рима царства Сирии сохраняли в своей архитектуре яркие черты, вытекающие из местных традиций и из архитектурного наследия стран Древнего Востока. Эти черты усиливались под влиянием Парфянского царства и Сасанидского Ирана, приводившим к ослаблению римского влияния.
Рис. 9.2. Колонна Марка Аврелия в Риме, конец II века. Конная статуя императора
Рис. 9.3. Фрагмент рельефа колонны. Марк Аврелий
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |