КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архитектура Древнего Ирана
Тихейон в Фене (Мисмиэ, первая половина II века) Культовый ансамбль Баальбека (Гелиополиса)
Баальбек (от финикийского Баал – «бог», Бекаа – «долина») – эллинистическо-фини- кийский город в Ливане. Со времен императора Августа был римской колонией. Прославлен своими культами Юпитера Гелиопольского, Венеры и Меркурия (рис. 9.11). Большой храм (I век) уступал по размерам плана лишь афинскому Олимпейону и храму Венеры и Ромы в Риме, но превосходил их высотой. Здесь органично сочетались восточные и римские архитектурные традиции. В ансамбле Большого храма специфическое для восточных культов здание (алтарь-башня) удивительным образом сочетается с римскими архитектурными типами и композиционными приемами. Обычное в горной Сирии террасное расположение храмов воссоздано искусственно: ансамбль поднят субструкциями на высоту 7,5 м. Три широчайших марша вели к пропилеям и к шестиугольному двору. Уже здесь все необычно для римской архитектуры. Пропилеи зажаты двумя башнями наподобие сиро-хеттского «бит-хилани», но средняя, колонная часть здесь гораздо шире. Средний пролет пропилеи непомерно расширен и выделен аркой с арочным антаблементом. Арочный антаблемент изменяет образ портика, подчиняя все пролеты одному, центральному. Форма первого двора перекликается с обычным в Пальмире и Баальбеке орнаментом, построенным на шестиугольнике. Наиболее своеобразным был ансамбль главного прямоугольного двора, близкого по размерам к форуму Траяна. В Баальбеке двор был загроможден громадным кубом алтаря-башни – около 20 м по стороне. Внутренние лестницы давали возможность множеству людей подняться на верхнюю площадку алтаря для участия в жертвоприношениях; перенесение культовых действий на верхнюю площадку тесно связано с аналогичными обычаями Двуречья (зикураты), Сирии и Египта (святилища на крыше храмов). В самый храм попадали немногие; основная масса молящихся размещалась вокруг алтаря-башни и двух бассейнов для омовения, также указывающих на местный, восточный, характер культа (рис. 9.12).
Рис. 9.11. Баальбек (I-III вв.). Общий вид святилища
От самого Большого храма, когда-то заслоненного громадой алтаря, в настоящее время сохранилось лишь 6 колонн бокового фасада с их антаблементом. Эти колонны – самые крупные и наиболее тесно расставленные из дошедших до нас античных колонн (В кол = 19,6 м при D = 2,08 м). Меньшие портики двора подчеркивали размеры двух споривших друг с другом главных сооружений: кубического алтаря-башни и десятиколониого (по-видимому, псевдодиптера), поднятого на подий и на круговые ступени храма. Подобной демонстрацией своих технических возможностей, по всей видимости, римляне стремились упрочить свой авторитет в глазах покоренных народов. Храмовый комплекс в Баальбеке являлся главным культовым центром в провинции Сирия. Он занимал 15 % общей площади города. Включал Большой, Малый и Круглый храмы, построенные из местного мраморовидного известняка (каменоломня Антиливана). Своеобразной чертой этого комплекса является мощный фундамент из циклопических глыб, вес которых достигал, по оценкам специалистов, 2 тысяч тонн (!). Это были самые тяжелые мегалиты, когда-либо использованные человеком в строительстве. В композиции ансамбля спорят противоположные принципы. Характерная для римской архитектуры осевая композиция, согласно которой все движение направляется в глубину двора, к храму, сочетается с принципом, согласно которому в центре двора находится главное звено культового комплекса – алтарь-башня (рис. 9.12-а). Архитектурные детали ансамбля тоже своеобразны. Полуфигуры быков и львов мешают четкости членения храмового антаблемента, который кажется единым тяжелым венчанием. Чередующиеся полукруглые и прямоугольные экседры, когда-то затененные портиками двора, ограничены пилястрами и декорированы двумя ярусами эдикул. Их архивольты изламываются, переходя в импосты. Этот излом отражает в уменьшенном виде мотив арочного антаблемента, издавна обычного в портиках восточных провинций.
А Б
Рис. 9.12. А – план святилища в Баальбеке (Сирия, I-III вв.): а – Большой храм, I в. н.э.; б – алтарь-башня, I в. н.э.; в – портик и апсиды, II в. н.э.; г – шестиугольный двор и пропилеи, III в. н.э.; д – Меньший храм, II в. н.э. Б – фрагмент входа в святилище Большого храма (гравюра XIX века)
Римские традиции – симметричная планировка, периптер коринфского ордера, полукруглые экседры по периметру двора (аналог – форум Траяна в Риме), широкие лестницы. Восточные традиции – алтарь-башня, похожий на зороастрийский храм огня, искусственная терраса-платформа высотой в 7,5 метров, шестиугольный двор (восточный символ шести направлений пространства), парадные ворота бит-хилани.
Меньший храм Баальбека – восьмиколонный периптер (8×15). Он близок по размерам к храму Марса Ультора (ширина обоих около 33,5 м; высота колонн: 17,7 м в храме Марса, 17,59 м в Меньшем храме Баальбека; высота же его подия достигает 13 м) (рис. 9.13).
Рис. 9.13. Меньший храм в святилище Баальбека, II век. Современное состояние
В его интерьере каннелированные полуколонны стоят на раскреповках цоколя и несут раскреповки антаблемента. Это настоящий «колоссальный ордер», масштаб которого подчеркнут был двумя ярусами эдикул, с ныне исчезнувшими колоннами и статуями Так называемый Круглый храм кажется небольшим из-за широкой расстановки колонн, однако он больше, например, храма в Тибуре, так как его поперечник достигает 18 м, а внутренний диаметр – 8,79 м. Чередующиеся прямые и вогнутые части антаблемента рисуют на небе изломанную кривую, сходную с завершениями эдикул храма, что придает всей композиции своеобразное единство и живописность (рис. 9.14-а). В этом храме были впервые применены криволинейные архитравы, которые впоследствии были широко апробированы в архитектуре барокко. Значительную роль играют восточные мотивы: протомы животных, шестиугольники в орнаменте и т. п. Своеобразие и выразительность пластики прекрасно отвечают общему характеру архитектуры. Ансамбли Пальмиры и Баальбека и отраженные в них восточные культы производили на римлян громадное впечатление и оказали значительное влияние на столичную архитектуру. Комплекс Баальбека необычайно тщательно исполнен из камня. Все элементы декора высечены в самих каменных блоках, и впечатление роскоши достигнуто без применения свойственных столичной архитектуре того времени драгоценных облицовок. Формы и мотивы декора тоже отличаются от бытовавших в те времена в Италии. а б
Рис. 9.14. Культовые постройки Баальбека (I-III вв.): а – Круглый храм; б – Меньший храм
Культовый комплекс в Баальбеке построен с необычайно высоким качеством. Все его каменные декоративные элементы (протомы, шестиугольный орнамент и т. п.) вырезаны в самих блоках. Впечатление роскоши достигнуто без традиционных драгоценных облицовок.
Еще большую роль в последующем развитии не только римской, но и мировой архитектуры сыграли скромные сирийские здания типа Тихейона в Фене [современный Мисмие (первая половина II в. н. э.] (рис. 9.15). Этот храм был посвящен Тихе – богине судьбы, случая, счастливого и злого рока. Ее культ получил широкое распространение в эпоху эллинизма, когда пошатнулась, а кое-где была утрачена вера в языческих богов.
Рис. 9.15. Тихейон в Фене (первая половина II века). План
Это здание отличается небольшими размерами. Полукруглая апсида пока еще включена в прямоугольный контур храма. В дальнейшем она выйдет за его пределы и превратится в самостоятельную архитектурную деталь христианских храмов базиликального типа. Внутренние ряды колон образуют в плане крест, вписанный в квадрат зала. Сводчатое покрытие среднего квадрата было поднято выше подпружных арок, опертых на четыре центральные колонны. Эта схема возродилась позже в церквах с крестовидной формой плана. Здание имеет всего 14,5 м по фасаду. Апсида зажата двумя прямоугольными помещениями. Внутренние колонны образуют в плане как бы крест, вписанный в квадрат зала. Сводчатое покрытие среднего квадрата было поднято выше подпружных арок, опертых на четыре колонны. Эта схема возродилась позднее в крестовидных по плану церквах, а расположение апсиды, зажатой прямоугольными помещениями, – в раннехристианских базиликах, особенно в сирийских.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абамелек-Лазарев С. Пальмира. Археологическое исследование. – СПб.: Типография Академии наук, 1884 – 84 с., 8 л. ил. 2. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М.: ОГИЗ, 1948 – 588 с. 3. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с. 4. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. – В 2-х т., Т. 2. – М.: Центрполиграф, 2003 – 540 с., ил. 5. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с. 6. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 240-246. 7. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим) – М.: Стройиздат, 1973. – С. 486-674. 8. Всеобщая история архитектуры, в 2 т. – М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1944-1948, 1949. – Т. 2., кн. 2. Архитектура древнего Рима. // С.А. Кауфман, И.С. Николаев, А.Г. Цирес. – 435 с., ил. 9. Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храма мира. – М.: Вече, 2000. – 512 с., ил. 10. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с. 11. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил. 12. Древний Восток и античный мир: Сб. статей. – М.: Изд. МГУ, 1972 – 255 с. 13. Древний мир. Изборник источников по культурной истории Востока, Греции и Рима. / Под ред. Б.А. Тураева и И.Н. Бороздина. – Часть 1. – М.: 1915. – 812 с., ил. 14. Древняя Пальмира. – Л.: Аврора, 1971. – 42 с., 56 с. ил. 15. Дьяков В.Н. Оккупация Таврики Римом в I веке н.э. // Вестник древней истории, № 1, 1941. – С. 87-97. 16. Зелинский, Фаддей Францевич. Религия эллинизма. – Томск: Водолей, 1996. – 159 с. 17. Златковская Т.Д. Мёзия в I и II веках нашей эры. К истории Нижнего Дуная в римское время. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 136 с. 18. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с. 19. История древнего мира, в 3-х книгах. / Под ред. И.М. Дьяконова и др. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1983 – 390 с., 574 с., 302 с. 20. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 407 с. 21. Каптерева Т.П. Искусство стран Магриба. Древний мир. – М.: Искусство, 1980 – 359 с. 22. Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии: Пер. с нем. – М.: Наука, 1986. – 255 с. 23. Керлот Х.Э. Словарь символов. Мифология, магия, психоанализ. – М.: «REFL-book», 1994 – 608 с. 24. Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. – СПб.: Академия наук, 1904. – 308 с., 72 л. ил. 25. Кох Вильфрид. Энциклопедия архитектурных стилей: Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности. / Пер. с нем. – М.: ЗАО «БММ», 2008. – 528 с., ил. 26. Кругликова И.Т. Дакия в период римской оккупации. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 168 с., ил. 27. Курбатов Г.Л. Ранневизантийский город (Антиохия в IV веке). – Львов: Изд-во Львовского университета, 1962ю – 286 с. 28. Кюмон, Франц. Восточные религии в римском язычестве: Пер. с франц. Саниной А.П. – СПб.: Евразия, 2002. – 350 с. 29. Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М.: ОГИЗ, 1948 – 679 с. 30. Милонов Ю.К. Архитектурные формы древнего мира. / В кн. «Проблемы архитектуры», 1937, Т. 2, Кн. 2. – С. 457-517. 31. Михаловский К. Пальмира. – Варшава: Аркады, 1968. – 87 с. 32. Моммзен Т. История Рима: Пер. с нем. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1949. – 632 с. 33. Религии Древнего Востока. / РАН, Институт востоковедения; отв. редакторы Г.М. Бонгардт-Левин, А.Н. Мещеряков. – М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 342 с., ил. 34. Рончевский К.И. Художественные мотивы в древнем римском зодчестве. – Рига: Иони и Полиевский, 1905. – Ч. 1. Детали ордеров. Плоские покрытия. – 96 с., ил. 35. Северкина И.И. Древняя Пальмира: Альбом. – Л.: Аврора, 1971 – 46 с. 36. Cергеев В.С. Очерки по истории древнего Рима, Ч. 1. – М.: 1938. – 370 с. 37. Сидорова Н.А., Чубова А.П. Искусство Римской Африки. – М.: Искусство, 1979 – 224 с. 38. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – 941 с. 39. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М.: Госполитиздат, 1941. – 484 с. 40. Хук, Самуил Генри. Мифология Ближнего Востока.: Пер. с англ. / Послесловие В.А. Якобсона; АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1991. – 184 с., ил. 41. Чубова А.П. Искусство Европы I-IV веков. Европейские провинции Древнего Рима. – М.: Искусство, 1970. – 279 с. 42. Чубова А.П. Искусство Восточного Средиземноморья I-IV вв. – М.: Искусство, 1985 – 255 с. 43. Штаерман, Елена Михайловна. Социальные основы религии Древнего Рима. / Отв. редактор Е.С. Голубцова. – М.: Наука, 1987. – 318 с. 44. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М.: Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 2 – 708 с. 45. Эллинистическо-римская культура в изложении Ф. Баумгартена, Ф. Поланда, Р. Вагнера. – СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1914. – 777 с., 11 л. ил. 46. Betz A. Untersuchungen zur Militargeschichte der romischen Provinz Dalmatien. – Baden b. W., 1939. – 75 s. 47. Broughton T.R.S. The Romanization of Africa proconsularis. – Baltimore, 1929, IX. – 233 h. 48. Chilver G.E.F. Cizalpine Gaul. Social and economic history from 49 B.C. to the death of Trajan. – Oxford, 1941, VI. – 235 p. 49. Frank T.A. History of Rome. – New York: 1923. – 621 p. 50. Jones A.N.M. The cities of the eastern Roman provinces. – London: 1937. – 576 p. 51. Julien C.A. Histoire de i`Afrique du Nord. Tunisie, Algerie, Maroc. – Paris, 1931. – 882 p. 52. Russagli, Mario. Oriental architecture. – 435 p., 527 ill. 53. Schulten A. Das romische Afrika. – Leipsig, 1899, VI – 116 s. 54. Sutherland C.H.V. The Romans in Spain 217 B.C. – 117 A.D. – London, 1939, XI. – 264 p.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В начале II века император Траян посетил Африку. Он дал городу Тевесте статус колонии, а часть своего легиона поселил в специально построенный город Ламбезис (рис. 9.16). Оба города были связаны стратегической дорогой и служили защитой от нападения диких африканских племен с юга.
1 – казармы солдат; 2, 3, 4 – магазины и склады; 5 – конюшни; 6-8 – декуманус, к северу от него –квартиры военачальников; 7-9 – кардо; 7 – тетрапил
Город Ламбезис были построен по типу военного лагеря с традиционной регулярной планировкой. Здесь имелось все для общественной и культурной жизни населения. Жилые и общественные здания, колоннады, триумфальные арки были построены из прекрасного местного камня-известняка. На форумах и у храмов имелось множество скульптурных монументов. Улицы были тщательно замощены, а акведуки снабжали жилые дома и общественные центры чистой питьевой водой. Город занимал территорию 500×200 м, улица «кардо» северо-южного направления шириной около 20 м имела с обеих сторон затененные колоннады. Улица «декуманус максимус» шириной в 15 м также была украшена колоннадой. На пересечении улиц находился тетрапил, размеры которого в плане были 30,6×22,3 м, а высота 15 метров (рис. 9.20-а). Это было монументальное сооружение, служившее не только для архитектурного обозначения главного перекрестка города, но и являвшееся своеобразными пропилеями, ведущими на главную площадь. На форум, окруженный колоннадой, выходили помещения для хранения оружия. Его южную часть, так называемый преторий, составляли святилище, архивы, канцелярия, помещение для хранения знамен и т. д. Город был окружен крепостной стеной с укрепленными воротами и башнями. Главная улица «декуманус максимус» являлась продолжением дороги. Она соединила Ламбезисом с Тимгадом и Тевестой. Был ли Ламбезис городом в традиционном понимании этого слова или же он оставался сугубо «мужским» военным лагерем? Имели ли солдаты и младшие офицеры семьи?
2. Один из итальянских переводов слова «Барокко» – название причудливых изделий парикмахеров той эпохи. Французы считали, что название архитектурного стиля представляет собой испорченную форму слова «Парик», который во времена Людовика XIV был неотъемлемым атрибутом дворянского костюма. Наиболее красивой является португальская интерпретация – «Parucca = жемчужина неправильной формы». Именно «жемчужина» в архитектурном наследии прошлого, преобразованная в «неправильные» античные формы! Теоретики архитектуры считают, что корни стиля «барокко» следует искать в зодчестве поздней античности. В частности, в творчестве императора Адриана и в архитектуре восточных римских провинций (рис. 9.17). Так ли это?
Рис. 9.17. Вилла Адриана в Тибуре. Главное здание (реконструкция); б – Круглый храм в Баальбеке
3. На примере святилища в Баальбеке (Сирия) (рис. 9.11-А) определите традиционные черты греческой, римской и древневосточной архитектуры. В чем Вы видите причину совмещения в одном и том же памятнике самых различных архитектурных стилей?
4. В северо-восточном углу культового комплекса в Баальбеке (Сирия, I-III вв.) находится Троекамень, ошеломивший археологов всего мира своими габаритами. Считается, что вес каждого из этих трех камней – тысяча тонн (!). В каменоломнях Антиливана найдена готовая, но еще не отделенная от скалы четвертая плита. Ее длина – 21 м, ширина – 4,8 м, высота – 4,2 м. Предположительный вес – две тысячи тонн (рис. 9.18).
Приведите иные примеры использования громадных блоков в строительной практике древнего мира. Какими методами осуществлялись транспортировка и монтаж подобных колоссов?
Рис. 9.18. Руины культового комплекса в Баальбеке, II в. Внизу справа – возможный сценарий монтажа циклопической глыбы
5. Внимательнорассмотрите рис. 9.19 и 9. 20. Что такое «тетрапил»?
а б Рис. 9.19. а – Южный тетрапил в Герасе (Сирия). План; б – триумфальная арка на улице Колонн в Пальмире, II в.; Применялись ли колоннадные улицы либо их модификации в архитектуре более поздних времен? Приведите примеры!
Рис. 9.20. а – г. Ламбезис. Тетрапил со стороны форума; б – Пальмира. Перспектива со стороны улицы Колонн
План лекции
1. Культовые постройки (алтари огня, гробницы) 2. Архитектура дворцов (Пасаргады, Персеполь, Сузы). 3. Древнеиранский архитектурный ордер
Литература Приложение Контрольные вопросы и задания
Между Двуречьем с запада и долиной Инда с востока расположено Иранское плоскогорье. Климат его континентальный с несколько суровыми для этих широт зимами. Однако эти условия оказались благоприятными для скотоводства и земледелия. Одним из древнейших государств тут была Мидия, занимавшая территорию нынешнего Азербайджана и северо-западного Ирана. В конце VII – начале VI в. до н. э., воспользовавшись ослаблением Ассирии, мидяне в союзе с вавилонянами и скифами разгромили Ассирию и захватили территорию от Аму-Дарьи до Персидского залива. Они создали могущественное государство со столицей в Экбатанах (вероятно, современный Хамадан). Согласно Полибию, город Экбатаны, лежавший у подножия высокой горы, не имел оборонительных стен. В центре его стояла цитадель, возведенная царем Дейокой (709-656 гг. до н. э.). К ней прилегали дворцовые сооружения, обнесенные стеной в семь стадий (более 1 км). Они включали окруженные портиками залы, отделенные друг от друга целой системой дворов. Колонны и перекрытия этих залов были сделаны из кедра и кипариса и обиты листами золота и серебра. В 550 г. до н. э. союз персидских племен во главе с царем Киром II Великим (558-529 гг. до н. э.), основателем династии Ахеменидов, сокрушил господство мидян. Однако культура мидян не погибла, так как она была воспринята персами. Архитектурные традиции мидян оказали воздействие на формирование персидского зодчества. Держава Ахеменидов, основанная Киром II, в дни своего наивысшего расцвета простиралась от Инда до Эгейского моря, от Закавказья до порогов Нила. Цари Ирана («Земли ариев») проводили активную завоевательную политику, продолжая традиции своих индоевропейских предков. В 546 году до н. э. ими были покорены малоазиатские государства и греческие колонии на восточном побережье Эгейского моря. В 538 году до н. э. персы захватили Вавилон, в 525 – Египет. В период правления царей Дария I и Ксеркса (522-465 гг. до н. э.) сформировалась политическая доктрина «единого мира», согласно которой Ахемениды становились «едиными над многими царями, едиными над всеми повелителями». То есть под властью персов оказались народы, имевшие более древнюю историю и культуру. При этом единство персидской империи обеспечивалось силой оружия, гибкостью экономической и религиозной политики, а также путем создания универсальной для всех, «синтетической» культуры. Искусство и архитектуру Древнего Ирана творили представители многих покоренных народов, поклонявшихся разным богам. Поэтому в культурном наследии этого государства светские мотивы преобладают над религиозными. Архитектура ахеменидского Ирана не имела своих собственных традиций. Техника обработки камня и строительство скальных гробниц идет от Урарту и Мидии, керамическая облицовка стен – от Элама и Месопотамии, отдельные архитектурные элементы – от ассирийцев, вавилонян, египтян и греков.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |