КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Демонстрируются потребности человека
БЖД — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Она является областью знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку (природе), закономерности их проявления и способы защиты от них. То есть предметом исследований науки о БЖД — являются опасности и их совокупность (после опасностей), действующие в системах «объект защиты — источник опасности», а также средства и системы защиты от опасностей.Основным объектом защиты от опасности является - человек. Вопрос № 4 Продолжительность жизни людей в пенсионном возрасте Среднюю продолжительность жизни людей в пенсионном возрасте. Последняя является интегральным показателем негативного влияния условий жизни, - определяется как, разность средней продолжительности жизни людей и продолжительности жизни людей пенсионного возраста, установленного в стране.
Примечание. В скобках приведены данные по Москве. Данные, свидетельствуют о весьма серьезной ситуации, связанной с продолжительностью жизни мужчин в России в предпенсионном и пенсионном возрасте. В среднем мужчины России умирают, не достигнув пенсионного возраста. Средняя продолжительность жизни людей в развитых странах составляет 75 лет и более, а в развивающихся — 63 года и менее. В Африке средняя продолжительность жизни — 52,5 года, а в Европе — 73,1 года.
«Учение о БЖД. Понятие, цель и причины возникновения учения о БЖД, принципы функционирования» Основной целью БЖД является - защита человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения, а так же формирование у специалистов представления о неразрывном единстве профессиональной деятельности с требованиями безопасности создаваемой и эксплуатируемой ими техники достижение комфортных условий жизнедеятельности и защищенности человека от опасностей. Учение о БЖД в РФ —необходимо для формирования и широкой пропаганды знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних причин, для позитивного решения демографических проблем в России. Значение этих проблем для нашей страны трудно переоценить, поскольку, по прогнозам, в обозримом будущем России грозит вымирание. Поэтому важнейшей задачей, стоящей сейчас перед обществом и государством, является стабилизация численности населения России, сохранение ее генофонда. Решение демографических проблем требует: 1. значительного роста ВВП (с 1999—2003 гг. ВП вырос на 29,9 %); 2. модернизации системы гос управления в человекозащитной сфере; 3. формирования научного потенциала, направленного на развитие учения о БЖД населения страны в техносферных условиях; 4. создания концепции всеобщего и профессионального обучения Россиян, по БЖД, направленной на овладение ими знаний о культуре безопасности. На БЖД возлагаются следующие задачи- Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками для: 1. Для идентификации в среде обитания негативных воздействий естественного, антропогенного и техногенного происхождения; 2. Прогнозирования процессов развития негативных воздействий и оценки их последствий; 3. Создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; 4. Проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов, объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; 5. Разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; 6. Обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях; 7. Принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных ЧС и современных средств поражения, принятия мер по ликвидации их последствий. В своей деятельности БЖД опирается на следующие принципы: Принцип антропоцентризма - «Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования». Принцип существования внешних воздействий на человека - «Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора». П ринцип возможности создания для человека безопасной среды обитания - «Создание комфортной и травмобезопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека». Принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания - «Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер». П ринцип отрицания абсолютной безопасности - «Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима». На Земле всегда существуют естественные опасности, во-вторых, неизбежны антропогенные опасности и, в-третьих, практически неустранимы полностью и технические опасности. Принцип науки о БЖД - «Рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей». Возникновение и формирование учения о БЖД в России — это потребности общества и человека в защите от опасностей. Потребность в безопасности, следует непосредственно за физиологическими потребностями, присущими всему живому, является первой потребностью. Потребности общества проявляются в: · сохранение здоровья и трудоспособности членов общества; · защите членов общества от естественных опасностей; · сохранении или рациональном росте численности членов общества в условиях воздействия опасностей от внешних причин. Потребности человека проявляются в: · употребление качественных продуктов, питьевой воды, атмосферного воздуха; · защите жизни и здоровья от внешних опасностей среды обитания; · стремлении к повышению СПЖ; Причинами возникновения учения о БЖД в техносфере являются: · высокая смертность населения от внешних причин репродуктивного возраста особенно М; · низкие показатели СПЖ, прежде всего характерные для мужской части населения; · ежегодное снижение общей численности населения России в настоящий период (до 2012г.). И последнее, что мы рассмотрим на лекции – это понятие безопасность. Безопасность - это состояние объекта защиты и системы «человек – среда обитания», при котором полностью отсутствует воздействие опасностей или риск не превышает приемлемого обществом значения, а уровни вредных факторов (потоков вещества, энергии и информации) – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды. В процессе воздействия опасностей в системе «человек—техносфера» следует учитывать: «На любой объект защиты одновременно воздействуют все потоки, поступающие из вне в зону его пребывания». Выделяют две ситуации, связанные с воздействием опасностей на человека: 1-я ситуация — длительное воздействие постоянных или переменных опасностей ограниченной интенсивности в локальных, региональных и глобальных зонах. Сюда входят ситуации, связанные с длительным действием опасностей на производстве, в быту и в городе, а также действия глобальных опасностей (потепление климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, повышение радиоактивного фона атмосферы); 2-я ситуация — кратковременные воздействия импульсных опасностей высокой интенсивности в локальных, максимум в региональных зонах. Сюда входят ситуации, связанные с техногенными авариями, катастрофами и СБ. Наглядным примером этого служат НРБ. Облучение в больших дозах являются опасными и могут вызвать заболевание или смерть. Небольшие дозы могут обусловить нестахостические эффекты (заболевания крови, злокачественные опухоли, врожденные уродства и прочее). Негативное влияние внешних факторов можно уменьшить по трем направлениям: 1. Личными мерами безопасности, 2. Общественными (коллективными) мерами безопасности, 3. Обеспечением качественного состояния среды обитания. Личные меры безопасности связаны с рациональным выбором места жительства, соблюдением правил и норм охраны труда, следованием традициям здорового образа жизни, которые могут существенно продлить жизнь каждого человека и его близких, избавить их от преждевременной старости и гибели. Коллективные меры безопасности. Они направлены на реализацию безопасных условий деятельности и быта; эффективную работу систем предупреждения и защиты населения от техногенных и естественных катастроф. Эффективность коллективных мер во многом обусловлена успешным взаимодействием государственных структур, наличием законодательно-нормативной базы, использованием современных средств и методов защиты. Обеспечение качественного состояния среды обитания. Этодостигается главным образом в результате рационального обращения с ресурсами и отходами, нормативными требованиями по безопасности и экологии. Эффективное использование знаний «культуры» безопасности позволяет существенно сократить людские потери от нарушения здорового образа жизни, пренебрежения опасностями, нерационального выбора условий проживания и т. п. Системы безопасности. В реальных условиях на объект защиты могут действовать одновременно несколько источников опасности, создавая поле опасностей. Анализ таких систем безопасности достаточно сложен. Демонстрируется поле опасностей. Существуют следующие системы безопасности, в области защиты человека и человечества: — человек как отдельная личность в среде обитания; — группа людей в среде обитания; — население города (региона) в техносфере; — человечество в биосфере и техносфере; — жизнь на Земле в космической среде. В свое время с появлением различных приспособлений, двигателей, технологий и т.д. появляются научно-технические разработки в области безопасности труда, получившие первоначально название техника безопасности. К середине XX столетия она заменяется понятием — безопасность (охрана) труда, которая включает, кроме основ ТБ, широкий круг вопросов, связанных с соблюдением безопасных условий труда. В 50-е годы XX столетия в мире, а в России официально с 1972г. возникло новое направление защитной деятельности — охрана (защита) окружающей среды, главная цель которой сводилась к смягчению негативного влияния техносферы на биосферу. В конце 80-х годов в нашей стране берет начало защитная деятельность в области ЧС (образование МЧС в декабре 1990г), а также Госгортехнадзора. Учитывая, что сейчас основной средой обитания для человека стала техносфера, обладающая высокой концентрацией опасностей, возникла необходимость вовлечения в защитную деятельность всего населения нашей планеты. В связи с этим появилась новая область научных знаний — наука о БЖД человека в техносфере и понятие культура безопасности. Сегодня в России для защиты человека и зон его пребывания от опасностей реально существуют следующие системы безопасности:
Правовой основой в области обеспечения БЖД является: 1. Конституция – основной закон государства. 2. Федеральные законы. 3. Указы Президента РФ. 4. Постановления Правительства РФ. 5. Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций. 6. Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления). 7. Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики. Заключение. В данной лекции мы с вами познакомились, правда, очень кратко про взаимодействие человека с окружающей средой, условиями его жизнедеятельности. Уяснили себе, что человека окружает большое количество опасностей и рисков, которые происходят из природной среды, техносферы и самого человека. Человек может быть как объектом защиты, так и объектом опасности. Дляобеспечения комфортного и травмобезопасного взаимодействия человека с окружающей средой появилась новая отрасль знаний, а именно БЖД. Она включает в себя как теоретическую часть, так и практическую сторону. Из данной отрасли знаний мы с вами на последующих занятиях в основном будем изучать опасности, возникающие и действующие на человека и окружающую среду во время ЧС или в военное время, также способы и методы защиты от них. Полученные знания и практические навыки будите использовать при оказании медицинской помощи пораженным в особый период, будите организовывать работу подчиненного персонала, так же помнить, что профессия медика является хоть и гуманной, но врачевание людей является одним из опаснейших занятий на Земле. По данным «Федерального центра гигиены и эпидемиологии», заболеваемость медицинских работников в нашей стране находится на 5 месте среди других профессиональных групп. Люди в белых халатах страдают от недугов, заработанных на профессиональном поприще, даже чаще, чем работники химической промышленности. Результаты исследований показали, что профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжелопо сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у стоматологов, инфекционистов, патологоанатомов. Поэтому вы должны постоянно использовать в своей профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере своей профессиональной деятельности, и характере мышления.
Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК А. Шабров
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |