Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эти вопросы учитель задает самому себе, и таким образом проводит самоанализ своей работы




Требования к выразительному чтению

1. Воспроизведение эмоциональной насыщенности произведения (внутреннее «видение», работа творческого воображения чтеца – особенно поэтического текста).

2. Понимание идейно-художественного смысла, а не только фактического содержания текста.

3. Умение выразить свое личное отношение, передать содержание и настроение слушателям.

Процесс подготовка к выразительному чтению может включать составление партитуры, представляющая собой совокупность условных знаков, с помощью которых делают разметки текста, чтобы предотвратить возможные ошибки в процессе его чтения.

Партитура художественного текста – это графическое воспроизведение звучания художественного произведения. Составляя партитуру, обозначают паузы, ударения, повышение и понижение тона, интонационные переломы и т.п.. Партитурные пометки помогут учителю в процессе обучения учащихся, особенно когда надо показать, как осуществить интонационную фигуру, не определенную знаками препинания. Составить партитуру – значит разметить текст условными обозначениями, которые помогают избежать логических ошибок в процессе повторных чтений.

10 этап. Итоговые занятия, которые проводятся после изучения лирических произведений, имеют свою специфику. Во время проведения итоговых занятий учитель имеет возможность проверить, удалось ли ему вместе с учениками реализовать учебно-воспитательную цель, которая была поставлена к программной теме и охватывала ряд вопросов, что касались всех этапов изучения лирических произведений, а именно:

o Удалось ли учителю найти интересный, эмоциональный материал для этапа подготовки к восприятию лирического произведения?

o Заинтересовались ли ученики лирическим произведением и в какой степени? Какую роль в этом сыграли чтение произведения учителем и учебная пауза?

o Удалось ли учителю качественно и всесторонне использовать элементы анализа во время исследовательской работы учеников над стихом?

o Оказали ли этому содействие словарная работа и беседа по содержанию прочитанного?

o Повысилось ли качество умений учеников выразительно читать лирическое произведение, проявили ли они желание выучить его наизусть?

 

3. Изучение лирических произведений в старших классах основывается на опыте, который приобрели ученики во время усвоения курса «Литература» в средних классах. Под руководством учителя духовно-этический, эмоционально-эстетический, познавательно-научный аспекты этого курса в старших классах будут оказывать содействие преобразованию общечеловеческих ценностей, присущих русской и мировой литературе, в индивидуальный духовный опыт ученика. А это возможно благодаря прежде всего лирическим произведениям.

Предложенные программой лирические произведения, разные по тематике, ведущим мотивам, структуре, принадлежат к разным жанрам, творческим методам, направлениям и т.п.. Чтобы четко определить рамки учебного материала, который нужно дать ученикам средних и старших классов, учителю прежде всего нужно обратиться к действующей школьной программе и внимательно прочитать аннотацию к теме, рубрикам "Теория литературы", "Для изучения наизусть", а также требования к знаниям и умениям. Когда будет определен объем учебного материала, важно избрать путь изучения лирического произведения, а именно:

отдельно на уроке изучения биографии поэт;, отдельно после изучения биографии художника слова; параллельно с изучением биографии поэта; обзорное изучение лирических произведений одного поэта; обзорное изучение лирических произведений нескольких поэтов; изучение лирических произведений по темам, мотивам, жанрам.

Эффективность уроков, на которых изучаются лирические произведения, зависит и от таких факторов:

*знание учителем материала о жизненном и творческом пути поэта;

*количество произведений поэта, которые читал учитель, хорошо знает и готов читать наизусть;

*умение читать выразительно;

*отношение учителя к творчеству именно этого поэта, к изучаемому стиху; *объем знаний по теории литературы и владение методикой изучения лирического произведения.

Когда учитель овладеет нужной ему информацией, появятся вопросы методического характера

1. Как определить тот объем информации, что необходимо передать ученикам?

2. Как передать его ученикам легко, доступно, интересно?

На первый вопрос учитель найдет ответ в рубрике программы «Теория литературы», где непосредственно указывается, какие теоретические понятия нужно ввести в учебный материал урока.

Над вторым вопросом учитель сначала должен задуматься сам, проанализировав объем собственных знаний и подготовленность класса, определить наиболее эффективные приемы работы на уроке с теоретическими понятиями. И в этом ему поможет прежде всего логическое мышление. Так, поэтапное изучение лирики в старших классах может обеспечить такая последовательность: род — вид — жанр. Идейно-тематическому изучению лирических произведений поможет схема:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.