Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Могла бы Офелия быть счастливой?




Мой Гамлет.

Трагедия Гамлета-человека эпохи позднего Возрождения.

* Ваш ответ на вечный вопрос "Быть или не быть?".

Важно помнить, что этап творческих работ обязательно должен завершаться их всесторонним анализом как учителя, так и учеников. Осмысление недостатков будет оказывать содействие дальнейшему усовершенствованию изучения драматических произведений.

 

3. Два урока по драме Ф. Дюрренматта "Гостинная старой дамы". Из практики анализа вслед за автором

На вступительном уроке по произведению, когда старшеклассники впервые должны познакомиться со швейцарским драматургом и написанными им произведениями, важно заинтересовать их как личностью, сориентировать во времени и пространстве его творчества и, в частности, раскрыть своеобразие пьесы и мотивы обращения автора к жанру трагикомедии.

Изучение драматического произведения предопределяется не только жанровой спецификой, а и особенностями восприятия пьесы, работой творческого воображения читателя, который "постоянно должен достраивать реплики персонажей и ремарки автора, превращая их у картины, голоса, события, действия" (Богданова О., Маранцман В.). На практике ученики чаще всего наделяют персонажей драматического произведения собственными чувствами и мыслями, дают им субъективную и большей частью схематическую оценку; не замечают в пьесе автора, его характеристик действующих лиц и т.п. Для того, чтобы частично избавиться от этих просчетов, целесообразно использовать путь анализа вслед за автором (последовательный, вслед за развитием событий).

Такой прием даст возможность определить сюжет драмы, проследить развитие драматического конфликта, охарактеризовать образы персонажей в единства содержания и формы. Так, например, во время работы над вопросами: "Какие детали описания вокзального помещения, внешнего вида жителей Гюллена указывают на упадок городка?", "Как такое впечатление дополняется репликами самых гюлленцев?" – ученики учатся последовательно сопоставлять внесюжетные элементы с репликами, которые имеют оценочный характер и усиливают старания драматурга передать читателю (зрителю) образ заброшенного провинциального городка.

Именно такой подход уместно использовать во время характеристики образа главной героини Клер Цаханасян, которая внешне так изображена драматургом, что вызовет и смех, и сочувствие. В ремарках Ф. Дюрренматт детализирует внешность старой дамы, подчеркивает ее забавность. Комический образ драматург дополняет трагическим сообщением: героиня сознается, что вследствие многих аварий почти все у нее – протезы. Вместе с тем происходит анализ речи героини, в которой трагикомическое ощущение действительности передается через использование лексики с разной стилистической окраской.

Используя путь анализа вслед за развитием событий, учитель помогает ученикам обобщить наблюдения, которые они накапливают в процессе чтения первого действия пьесы, только бы подвести их к осознанию жанровой специфики произведения (этап введения понятия "трагикомедия").

На этапе подведения итогов урока учитель еще раз акцентирует внимание старшеклассников на особенностях драматургической техники Ф.Дюрренматта и с помощью вопроса "Смогут ли гюленцы защитить Иля устоять перед соблазном?" актуализирует проблему морального выбора персонажей пьесы, которая будет рассматриваться на следующем уроке.

На уроке, построенном на основе системы проблемного обучения, старшеклассники будут выяснять основные причины, которые влияют на моральный выбор персонажей трагикомедии. Так учитель может создать условия для того, чтобы ученики аргументированно подходили к решению вопросов, которые возникают во время чтения, содействовать формированию умений видеть и понимать динамику развития драматического действия, оценивать драматический образ как в границах отдельного эпизода, так и в контексте всей пьесы, ее сюжетных и внесюжетных элементов.

Важную роль на этапе обобщения читательских наблюдений учеников и формулирования проблемы (морального выбора героев пьесы) сыграет обсуждение материалов таблицы "Гюлен и его жители глазами Ф. Дюрренматта", что поможет обнаружить и сравнить особенности развития событий в каждом действии, определить их динамику на протяжении всей пьесы. Вопросы и задания, которые предлагает учитель в процессе работы с таблицей, будут оказывать содействие выяснению той роли, которую выполняют внесюжетные элементы (ремарки) в характеристике персонажей и драматических событий.

Не теряет актуальности и такой вид работы на уроке, как повторное чтение драматического произведения в классе, который восстанавливает читательские впечатления школьников. Вместе с тем оно предусматривает и более сложные задачи: углубления читательских впечатлений через новые исполнительские приемы, решения; создания условий для осознания технологии подготовки к чтению "в лицах", "по ролям"; содействия раскрытию на практическом материале таких театроведческих понятий, как "зерно роли", "сверхзадача" и т.п..

Повторное чтение завершается обсуждением второго и третьего действия пьесы, что не только направляет учеников на репродуктивное воспроизведение последовательности драматических событий, установления между ними соответствующих связей, но и мотивирует на аналитическое осмысление их в контексте отдельного эпизода, всей пьесы. Традиционная форма монологического осмысления событий уступает более эффективной – диалогической. В диалоге с персонажами пьесы, драматургом старшеклассники ищут аргументированную оценку прочитанному, всесторонне характеризуют события, отстаивая позиции как непосредственных участников действия, так и тех, которые внимательно наблюдают за их развитием. Все это обогащает аналитические процессы дополнительными эмоциональными реакциями читателей.

На этапе творческого осмысления художественного произведения учитель работает с ученическими группами, каждая из которых получает определенное проблемное задание. Эти задания требуют от читателей аналитико-синтезирующего подхода к оценке персонажей и событий, которые происходят в пьесе; сравнительной характеристики персонажей с учетом авторской концептуальности в их изображении (статичность Клер Цаханасян, динамическое развитие Альфреда Иля), поисков адекватных общему замыслу приемов интерпретации драматического образа в единстве содержания и формы.

Итак, во время подведения итогов урока учитель акцентирует внимание учеников на тех сложных проблемах, которые характеризуют концептуальную основу "пьесы Ф.Дюрренматта, в частности "власти денег", побуждают к определенным выводам относительно героев произведения и авторской позиции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.