Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.3. Понятие венчурных фондов и организаций. Транснациональные кампании. Их типы и основные характеристики

Популярная сегодня в России тема венчурных фондов вызывает дискуссии в определении не только правил их функционирования, но и самого понятия венчурного финансирования.

Само слово "venture" в переводе с английского означает "рискованное начинание", хотя объектом так называемого "венчурного финансирования" могут являться как действительно "начинания" в виде едва родившихся на свет бизнес-идей, так и стабильно растущие, давно присутствующие на рынке и уже давно реализовавшие свои бизнес-идеи компании.

Кратко процесс венчурного финансирования можно описать следующим образом: венчурный фонд (ВФ) выкупает часть акционерного капитала компании-объекта инвестирования. При этом юридическое лицо – управляющая компания фонда – пользуется финансовыми средствами одного либо нескольких инвесторов. Используя эти средства, компания-объект развивается, увеличивая при этом свою стоимость. Через некоторое время управляющая компания осуществляет обратный процесс обмена приобретенных ей акций на денежные средства, фиксируя свою прибыль от данной инвестиционной сделки.

Такая схема, впервые возникшая в США в 50–60 годы ХХ века, предоставила революционную по тем временам возможность получения средств на свое развитие тем предпринимателям, для которых иные пути финансирования были просто недоступны. В качестве хрестоматийных примеров освоения венчурного финансирования компаниями, находившимися на начальном этапе развития, часто приводят таких гигантов, как Microsoft, Intel, Apple или Sun.

Итак, финансирование, полученное от фонда, направляется на приобретение части акционерного капитала компании-объекта (investee company). Такое финансирование называется акционерным (equity financing) и обычно противопоставляется долговому финансированию (debt financing). Фонд может осуществлять также и долговое финансирование компании-объекта, например, путем выкупа выпущенных ею конвертируемых облигаций (подобный механизм снижает риски Фонда).

С точки зрения венчурного инвестора, в истории компании-объекта инвестирования можно выделить несколько стадий:

Бизнес-идея (seed stage) – маркетинг идеи, предложение "пилотных" образцов товара/услуги.

Создание бизнеса (start-up stage) – переход к полноценному функционированию бизнеса.

Стадия роста (expansion stage) – освоение новых производственных мощностей, рост численности персонала.

Расширение (mezzanine stage) – завоевание доли рынка, стабилизация прибыли.

Стадия ликвидности (liquidity stage) – возникновение у бизнеса реальной рыночной стоимости (образование выгодной возможности прямой продажи акций или проведения IPO).

Венчурное финансирование может быть осуществлено, если компания-объект находится еще на первых трех стадиях своего развития, тогда, как традиционное долговое финансирование, в лучшем случае – если компания находится на трех последних стадиях.

К венчурным фондам, о которых идет речь в данной статье, идеологически вплотную примыкают так называемые фонды прямых инвестиций – ФПИ. По мнению автора, деление между венчурными фондами и ФПИ – скорее вопрос еще не устоявшейся среди специалистов терминологии. Считается, что для ФПИ характерно стремление приобретать исключительно контрольный пакет акций, тем самым фактически переключая на себя оперативное руководство компанией и беря полную ответственность за ее судьбу (роль стратегического инвестора). Принимая такое деление, можно сказать, что в настоящее время, например, в России работают как действительно венчурные фонды, так и ФПИ, называющие себя венчурными фондами. Говоря о венчурных фондах, мы будем подразумевать фонды, приобретающие долю акций компании-объекта в размере менее контрольного пакета. Особенностью такой схемы является отказ от возложения на себя рисков по управлению компанией. В отличие от стратегического инвестора, венчурный инвестор не хочет, да и не может принять на себя всю тяжесть управления непрофильным для себя бизнесом, ежедневно занимаясь решением вопросов оперативного характера.

Венчурное финансирование – действующие стороны и их интересы

В процесс венчурного финансирования обычно вовлечены:

инвесторы;

венчурный фонд;

управляющая компания фонда;

компания-объект финансирования.

В отличие от первоначально возникшей т.н. "американской" модели венчурного финансирования ("один инвестор – одна компания-объект"), сегодня наиболее распространена схема, когда объединенные (синдицированные) средства нескольких инвесторов поступают под управление фонда, распределяющего их между несколькими проектами. Такая диверсификация снижает общий показатель рисковости деятельности фонда, и фонд может демонстрировать хорошие результаты, даже если некоторые из его проектов окажутся не очень успешными.

Единственный вопрос, волнующей инвесторов фонда, – будет ли достигнута большая, чем при использовании альтернативных финансовых инструментов, доходность вложений. Поскольку основной задачей инвестиционной сделки является рост капитализации компании-объекта, инвесторы предпочитают, чтобы компания реинвестировала свою прибыль, а не распределяла ее среди акционеров (в число которых входит и фонд).

 

Цель собственников компании-получателя инвестиций – получить средства без внесения в качестве обеспечения материальных ценностей, которых у них обычно и нет, развить свою компанию, заработать как на росте ее стоимости, так и путем генерации чистого дохода и, в результате, сохранить над ней полный контроль, оставшись владельцами собственного дела. Поэтому фонд часто воспринимается предпринимателями негативно – в качестве капиталиста, ориентированного лишь на извлечение прибыли из инвестиционной сделки.

В свою очередь, венчурный фонд, с одной стороны, безусловно является зависимым и подконтрольным своим инвесторам, каждый раз болезненно реагирующих на любой промах компании-объекта. С другой стороны, сам фонд, обычно выступающий, напомним, миноритарным акционером компании-объекта, обладает ограниченными возможностями по влиянию на ее оперативную деятельность и на вопросы распределения прибыли.

Финансовые параметры деятельности венчурного фонда.

Как было отмечено выше, для венчурного финансирования характерно приобретение менее контрольного пакета акций компании-объекта – часто ВФ ограничивается "блокирующим" пакетом (25% + одна акция). Одной из причин этого является желание рисковать меньшими средствами, избежав при этом возложения на себя руководства бизнесом. В качестве другой немаловажной причины эксперты отмечают мотивационный фактор. Лишившись контрольного пакета акций, собственники, либо менеджмент компании, нередко снижают заинтересованность в результатах своей деятельности, либо вовсе устраняются от руководства. Поэтому оставление контрольного пакета акций у собственников бизнеса является для многих ВФ скорее политическим решением.

Нельзя сказать, что такое положение невыгодно и для владельцев бизнеса – в лице экспертов венчурного фонда компания, как правило, получает консультантов высокого уровня, привносящих в компанию свои связи и опыт и готовых предложить свою помощь и поддержку в решении возникающих трудностей как стратегического, так и оперативного плана.

Жизненный цикл и внутренняя организация венчурного фонда.

Своеобразным "паспортом" фонда, в соответствии с зарубежной практикой, служит документ, называемый Инвестиционным меморандумом. Меморандум является основополагающим документом фонда и регламентирует его цели, задачи, принципы организации и деятельность. Инвестиционный меморандум предоставляется имеющимся либо потенциальным инвесторам фонда и содержит следующую информацию о фонде:

стратегия деятельности;

юрисдикция и организация;

бизнес-модель;

структура управления фондом;

топ-менеджмент фонда;

критерии отбора фондом инвестиционных проектов.

Первым этапом деятельности фонда является консолидирование финансовых средств инвесторов (так называемая "сборка" фонда). Далее начинается кропотливая работа – поиск, первоначальный отбор и оценка пригодности проектов для реализации. Согласно оценкам экспертов, этот этап занимает до 30% времени сотрудников фонда.

Российская специфика такова, что организовать системный подход к нахождению проектов и получить для анализа стабильный поток инвестиционных предложений довольно сложно. Нельзя сказать, что у дверей инвестиционных фондов стоит очередь из руководителей компаний, способных внятно ознакомить фонды с сутью своих предложений и представить хотя бы первичные доказательства состоятельности своих проектов.

 

С другой стороны, степень информированности широких слоев бизнеса о деятельности инвестиционных фондов по-прежнему оставляет желать лучшего. Автору, например, не знаком ни один печатный либо электронный источник информации, который бы предоставлял регулярно обновляемые, соответствующие действительности списки инвестиционных проектов, с указанием их основных финансовых показателей и доступных контактов. Поэтому приходится констатировать, что сегодня в России для нахождения инвестиционных проектов "все средства хороши" – личные контакты, проактивный поиск (встречная подготовка инвестиционных предложений), участие в выставках и семинарах, поиск проектов через интернет и т.д.

Допустим, некоторая компания успешно прошла первичный отсев и попала в фокус внимания специалистов фонда. Тогда они на основе информации, предоставленной компанией-объектом, осуществляют подготовку Информационного меморандума для его представления Инвестиционному комитету. Информационный меморандум содержит описание структуры, принципов функционирования, ценовой политики, политики сбыта компании-объекта, ее финансовую отчетность, а также обзор отрасли, в которой эта компания работает (здесь оценивается потенциал роста отрасли, инвестиционный климат, конкурентная ситуация и другие важные параметры). Иногда (например, в случае чувствительности конъюнктуры к общей экономической ситуации – ритейл, сфера услуг) в меморандум включается также обзор макроэкономической ситуации страны/региона.

После принятия решения об участии в проекте специалисты фонда готовят Инвестиционное предложение, описывающее порядок дальнейших действий по проведению анализа компании-объекта, а также условия и параметры планируемой инвестиционной сделки. Производится совместное утверждение Инвестиционного предложения представителями фонда и компании-объекта.

 

Следующий этап сделки в зарубежной практике именуется "due diligence", что переводится как "тщательное рассмотрение" или "аудит". В действительности этот этап является последовательностью нескольких разноплановых аудитов (финансово-экономического, юридического, технологического, маркетингового), проводимых фондом в течение 3–6 месяцев, совокупность результатов которых призвана подтвердить участие фонда в данном проекте.

Юридическая форма организации венчурного фонда.

На основании опыта зарубежных стран можно выделить два возможных направления структурирования деятельности венчурных фондов на национальном "правовом поле". ВФ могут действовать в рамках существующего гражданского и финансового законодательства (в которое, при необходимости, вносятся коррективы) – такой подход в свое время был реализован в США и странах Западной Европы. Либо для обеспечения функционирования ВФ создаются специальные законодательные акты, содержащие необходимые определения и регламентирующие, например, соответствующий вид деятельности и возможную форму юридической организации фондов.

Именно по второму пути в конце 90-х годов XX века собиралось пойти российское правительство. Были созданы законопроекты "Об инвестиционной деятельности и государственной инновационной политике" и "О венчурной деятельности", для ВФ была предложена юридическая форма организации ("коммандитное товарищество") и ее категория ("закрытый ПИФ") со всеми его "прелестями" – отчетностью перед ФСФР и контролем со стороны Депозитария, Регистратора, Оценщика и Аудитора). Согласно мнению ведущих представителей венчурного бизнеса, озвученному в 2001 году РАВИ, "венчурное сообщество единодушно высказалось против принятия каких-либо отдельных и специальных правительственных документов или постановлений, регламентирующих этот вид инвестиционной деятельности… Проблемы в общем корпоративном (гражданском), налоговом и валютном законодательстве, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, должны решаться российским государством в рамках соответствующих отраслей права и уже существующих законодательных актов".

Оставив перспективы законотворчества в России в стороне, заметим, что по состоянию на 2004 год ни один из действующих в России фондов не являлся российским резидентом – такая ситуация "игнорирования национальных законодательных норм" в отношении ВФ, отмечавшаяся в свое время в некоторых "среднеразвитых" странах, повторилась и в России. Впрочем, как и в случае с иными инвестиционными организациями, оформление ВФ в виде оффшора является наиболее естественным, особенно с учетом того, что все большее число состоятельных российских бизнесменов репатриируют свои капиталы обратно в Россию именно с использованием оффшорных компаний, в том числе и венчурных фондов.

 

Венчурные фонды в России.

Начало истории развития венчурных фондов в России было положено в апреле 1993 года в Токио, где представители G8 ("Большой восьмерки") договорились о выделении России средств на развитие венчурных проектов под эгидой ЕБРР. Общую сумму, составившую около 500 млн. долларов, предполагалось разделить между венчурными фондами, подконтрольными ЕБРР и фондами, организованными в России по региональному принципу (так называемые "региональные венчурные фонды"). Первый фонд был создан в 1994 году, последний по счету (одиннадцатый) – в 1996 году. Практика показывает, что фонды ЕБРР ориентируются на инвестирование в компании среднего размера, находящиеся главным образом на стадии расширения.

Определить общее число венчурных фондов, присутствующих в настоящее время в России, довольно трудно в связи с тем, что далеко не все их них являются активными. Считается, что количество существующих фондов – от 40 до 80, причем, активно действующих из них – не более 20. Общий объем привлеченных фондами средств составляет от 3 до 5 млрд долл. США (для сравнения, в 2005 году объем средств, находившихся под управлением европейских фондов, оценивался в 360 млрд долл. США, что составило около 3% ВВП ЕС). При этом, согласно прогнозам экспертов, значительное увеличение объемов реального инвестирования действующими в России фондами можно ожидать не ранее, чем через три года.

Более четверти из ВФ были созданы открытыми или полуоткрытыми, например, такие, как региональные фонды ЕБРР или Российско-Американский Инвестиционный фонд (объем фонда – 440 млн долл.США, основан в 1995 году с помощью средств, предоставленных Конгрессом США). Остальные фонды, например, PaineWebber Mitchell Hutchins (сейчас – Russia Partners), SUN Group, AIG, ING Barings Group, Framlington и Daiwa, имеют частных спонсоров. Эти фонды инвестируют в широкий спектр секторов российской экономики, включая добычу и обработку природных ресурсов, лесную и целлюлозно-бумажную промышленность, связь, СМИ, сферу высоких технологий, производство товаров широкого потребления, фармацевтику, транспорт, дистрибуцию, сферы недвижимости и услуг. По оценке Министерства промышленности и науки РФ, доля высокотехнологичных проектов, являющихся объектами инвестирования, составляет всего около 5% (за рубежом – порядка 30%).

В течение 2005 года, согласно оценке журнала "Эксперт", было реализовано 62-65 млн долларов венчурных инвестиций (порядка 16-ти инвестиционных сделок). По данным Альбины Никконен, исполнительного директора РАВИ, за последние 10 лет венчурные фонды в России в сумме инвестировали порядка 2,5 млрд долл. США. Часть фондов, действующих в России, не стремится раскрывать данные о своих проектах, другая же часть, напротив, довольно открыта – впрочем, последнее отнюдь не означает повышенной гибкости или пониженной планки требований таких фондов к потенциальным клиентам.

 

Госрегулирование и проблемы венчурных фондов

В рамках решения сверхзадачи сохранения и приумножения научно-технического потенциала России перед государством особенно остро стоит вопрос обеспечения привлекательности для частного венчурного инвестора именно научно- и технически значимых проектов. Решить этот вопрос планируется с помощью следующих мерами:

- реализацией концепции создания технопарков в России как коммерчески выгодного симбиоза капитала и научного потенциала;

- участием государства в страховании венчурных рисков в стратегически важных научных и технологических направлениях;

- созданием государственного венчурного фонда (называемого в разработках законопроектов "Венчурным инновационным фондом"), призванного управлять размещением предоставленных государством средств в специализированных региональных венчурных фондах;

- исполнением государственной программы мероприятий по развитию венчурного финансирования, доработкой и практической реализацией положений документа "Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов в научно-технической сфере на 2000–2005 годы", заключающихся в подготовке правового поля для функционирования ВФ, обеспечении государственных мер поддержки ВФ и помощи в подготовке в масштабах страны корпуса менеджеров для решения задач управления инвестициями в научно- и технически-ориентированных проектах.

Основными проблемами деятельности венчурных фондов в России являются следующие:

- проблема "длинных" денег – дороговизна заемных средств и трудность реализации длительных (свыше семи лет) инвестиционных проектов;

- ограниченность в выборе источников финансирования ВФ, среди которых пока невозможно прямое присутствие традиционных для зарубежной экономики инвесторов, например, пенсионных и страховых фондов;

- неспособность, а часто и сознательное нежелание руководства российских компаний производить аудит, внедрять современную методологию корпоративного управления и отчетности, т. е. приводить свою компанию к виду, более приемлемому для потенциального инвестора;

- непрозрачность структуры собственности российских компаний;

- ситуация, при которой цели бухгалтерского учета для предоставления его результатов в государственные органы (т. е. "оптимизация" налогообложения) и потенциальному инвестору полярно различаются;

- текущие ограничения фондового рынка (ликвидность, высокие накладные расходы при осуществлении фондовой деятельности, трудности с выводом на торги закрытых венчурных ПИФов).

В заключение заметим, что, по оценкам экспертов, потребность российского рынка в частном инвестиционном капитале на настоящий момент удовлетворена минимальным образом. Действительно: ВВП России в 2005 году был оценен в 1,4 трлн долл. США, что означает (при условии, что Россия достигнет сравнимого со среднеевропейским уровня участия фондов в экономике), что теоретически объем средств под управлением российских фондов может составить порядка 42 млрд долл. США, что примерно в десять раз превосходит текущую оценку. Из этого можно сделать вывод, что данный рынок будет динамично развиваться и в дальнейшем, а действующие на нем инвесторы, безусловно, смогут рассчитывать на получение высокой прибыли.

 

Транснациональная корпорация (ТНК) представляет собой особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. Это национальная компания с зарубежными активами, т. е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере своей деятельности. Образование подконтрольных зарубежных предприятий (дочерних обществ и филиалов) происходит на основе экспорта капитала крупнейшими национальными корпорациями. В современных условиях ТНК превратились в одного из основных субъектов мирового рынка. Развитие транснациональных корпораций является свидетельством усиления интернационализации хозяйственной жизни.

Транснациональные корпорации выступают преимущественно в форме международных трестов и концернов, которые создают обширную сеть подконтрольных зарубежных предприятий. Их следует отличать от межнациональных корпораций, которые образуются в результате слияния капитала различного национального происхождения. Характерной особенностью транснациональных корпораций является их производственная направленность. Первые транснациональные корпорации возникли в конце XIX - начале XX века, когда на базе вывоза капитала крупнейшими монополиями начали создаваться зарубежные производственные филиалы. К концу XX века транснациональные корпорации заняли существенное место в системе международных экономических отношений. Об их роли в мировой экономике можно судить по следующим данным.

Организационные структуры управления транснациональными корпорациями прямо связаны с их сущностными характеристиками. Несмотря на обширную сеть зарубежных филиалов, представительств и дочерних фирм, транснациональные корпорации имеют определенную страну базирования или страну официальной юридической регистрации головного офиса. Высший управленческий состав компании наделен полномочиями по осуществлению контроля за всей "пирамидой" компании, в том числе за ее зарубежными подразделениями. Это придает системе управления жестко централизованный характер.

С усилением процессов децентрализации управления в национальных компаниях транснациональные корпорации также пытаются внедрять новые методы управления, делегируя часть прежних функций высшего уровня своим зарубежным подразделениям, в особенности в области оперативного управления. В децентрализованных транснациональных корпорациях основным хозяйственным звеном становятся так называемые центры прибыли, или автономные подразделения, ведущие самостоятельный учет соотношения произведенных затрат и выручки от реализации продукции, товаров, услуг своего подразделения. В ряде случаев осуществляется разделение структуры управления по стратегическим хозяйственным центрам, в которых (помимо перечисленных выше функций контроля) осуществляется также стратегическое планирование развития данного подразделения с учетом анализа динамики рынка, конкурентоспособности продукции, маркетинговых исследований и т. д.

Децентрализация управления вызвала сокращение финансово-экономического контроля со стороны высшего звена и повышение маневренности зарубежных подразделений в принятии решений. Несмотря на это, централизация управления, существовавшая в течение многих лет, привела к тому, что многие транснациональные корпорации имеют по-прежнему четко выраженную вертикальную структуру управления с жесткой иерархичностью и делегированием полномочий от высшего звена управления к низшему Вертикальная интеграция позволяет транснациональным корпорациям управлять как основной деятельностью компании, так и связанными с ней сферами интересов преимущественно на технологически последовательных стадиях производства. Необходимость диверсификации производства, внедрения в новые сферы деятельности вызвала изменения в структуре управления ряда транснациональных корпораций. В компаниях стала успешно внедряться матричная структура управления. При этом ряд транснациональных корпораций счел эту форму управления излишне громоздкой, что побудило к возврату к более простым формам вертикального и горизонтального соподчинения.

Современная перестройка управления транснациональными корпорациями непосредственно связана с развитием науки и техники, и в первую очередь - с компьютеризацией функций внутри компании. Использование электронной почты, электронной передачи данных позволяет гибко и активно управлять глобальными процессами в компании, давая возможность вместе с тем осуществлять маневренное оперативное управление на местах. Организационные формы управления транснациональными корпорациями изменяются в процессе адаптации к новым условиям хозяйствования.

В мировой литературе по организации и управлению проводятся различия между многонациональными, глобальными, международными и собственно транснациональными компаниями.

 

Тип компании Основные характеристики

Многонациональная

Правление определяет финансовую политику, но в то же время предоставляет дочерней компании значительную автономию при разработке стиля управления и при решении местных производственных и рыночных проблем

Глобальная

Централизует свою стратегическую, управленческую и маркетинговую политику Выгода достигается за счет экономии на масштабе и деятельности на глобальном уровне Продукция разрабатывается для удовлетворения потребностей целого ряда стран. Специфические местные потребности нередко игнорируются

Международная

Правление сохраняет значительный контроль над системами управления дочерней компании и маркетинговой политикой, но в меньшей степени, чем в глобальной компании Продукция и технологии разрабатываются для внутреннего рынка, распространяются на другие страны со схожими рыночными характеристиками, затем распространяются повсюду Гибкое управление жизненным циклом продукции

Транснациональная

Сочетает свойства многонациональной, глобальной и международной компаний Продукты должны быть конкурентоспособны в мировом масштабе, однако видоизменяются и адаптируются в соответствии с требованиями местных рынков. Наряду с централизацией одних ресурсов в главном правлении другие ресурсы распределяются среди дочерних компаний и интегрируются в результате их взаимодействия

Транснациональная компания в широком смысле понимается как компания, ведущая операции в глобальном масштабе через свои филиалы и дочерние предприятия. Это предприятия, которые являются собственниками средств производства или контролируют производственные мощности, находящиеся вне пределов страны, где расположена штаб-квартира ТНК. Такие предприятия не всегда являются акционерными или частными; они могут быть также кооперативными или государственными организациями.

Когда транснациональная компания принимает решение о расширении деятельности за рубежом, она выбирает страну и конкретный регион на основе таких факторов, как: рыночные условия; факторы производства и рабочей силы; затраты и квалификация кадров; коммуникации и другие инфраструктурные системы, коммунальные услуги; экономические и финансовые условия; восприятие культуры; рисковые ситуации, включая политический риск. Если оценка этих факторов положительная, то страна привлекает капитал широкого круга компаний, возможно, целого ряда отраслей промышленности. В противном случае страна (или регион) будет испытывать большие трудности с притоком внешних инвестиций.

Большинство стран заинтересовано в иностранных инвестициях и стимулирует их привлечение. Типичными примерами стимулирования являются налоговые льготы и скидки на ранней стадии деятельности иностранных компаний, поощрение размещения в наименее развитых районах страны, защита от экспроприации, гарантии от дискриминационного применения законов. На деятельность некоторых иностранных компаний в данной стране местные власти могут наложить запрет. Это относится к компаниям, имеющим плохую международную репутацию, нежелающим осуществлять значительные финансовые вложения в экономику этой страны, представляющим угрозу для ее развития. От транснациональной компании требуется: инвестировать капитал в местные отрасли и (или) участвовать в общих проектах с местными партнерами; нанимать на руководящие должности местных работников; передавать технологии; способствовать развитию местных рынков; обеспечивать занятость населения и обучение работников.

Дочерняя компания иностранной фирмы не получает поддержки правительства, когда она не в состоянии выполнить свои первоначальные обязательства. С другой стороны, нередки случаи, когда дочерняя компания не может обеспечить достаточное участие местных граждан в акционерном капитале предприятия, не нанимает местных управляющих для работы на высших руководящих постах, не уважает национальных законов и трудовых традиций. В таких случаях власти предпринимают действия для ограничения деятельности дочерней компании.

Когда компания ведет деятельность в разных странах, она обычно набирает персонал на различных рынках труда. Когда в одном коллективе работают люди разных культур, компания сталкивается с проблемой дифференциации интересов работников и их согласования с целями компании. Большинство транснациональных компаний обычно предпочитают нанимать на руководящую работу в иностранных филиалах местных управляющих. Благодаря этому дочерняя компания имеет больше возможностей для самоконтроля; местные руководители обладают более широкими знаниями местных рынков, более восприимчивы к поведению местного персонала; отсутствуют расходы на перевозку персонала; уменьшаются расходы по обучению работников и их приобщению к местной культуре.

Взаимоотношения между главным правлением и дочерней компанией определяются рыночными факторами. Если транснациональная компания продает технологии на рынках разных стран, дочерняя фирма должна иметь реальную возможность оперативно реагировать на местные рыночные потребности. Она действует как ориентированное на новые технологии структурное подразделение ТНК, результаты деятельности которого измеряются размером полученной прибыли.

Дочерняя компания нередко проявляет озабоченность тем, что главное правление может пренебрегать местными интересами в пользу осуществления глобальной политики и что могут игнорироваться особенности местной культуры, не учитываться различия между национальными культурами разных стран. Поэтому поощряется эффективный обмен информацией между главным правлением и дочерней компанией. По мере роста транснациональной компании увеличивается значение эффективного взаимодействия главного правления и дочерней компании. Входящие и исходящие информационные потоки поступают параллельно. Рыночная информация распространяется незамедлительно. Если руководящие должности в дочерней компании занимают местные граждане с небольшим опытом совместной работы с главным правлением, эффективный обмен информацией помогает преодолеть культурные барьеры. Для успешной деятельности транснациональных компаний принципиальное значение имеет решение проблем, касающихся взаимоотношений между руководством главного правления и дочерней компании, обеспечения функции контроля со стороны главного правления, поддержания равновесия между привлечением к руководству филиалом местных работников и кадровых сотрудников ТНК, а также развития систем обмена информацией внутри компании.

Многие транснациональные компании накопили огромный опыт организационного развития. Транснациональные компании добиваются успехов в управлении зарубежными предприятиями, сочетая международную интеграцию производства и локальную гибкость управления. Они опираются на взаимозависимость ресурсов и функции подразделений организации; набор эффективных интеграционных механизмов их взаимодействия; мощную корпоративную поддержку и хорошо продуманную стратегию управления в глобальном масштабе. Транснациональные компании достигают такой взаимозависимости между их подразделениями, поощряя распределение между ними не только потоков материальных ресурсов, готовой продукции и капитала, но и опыта и знаний. Развитие рынков на транснациональной основе во многом зависит от уровня профессионализма руководителей, способных управлять интегрированным производством мирового масштаба.

Особые требования предъявляются к трудовым ресурсам, к расширению числа квалифицированных работников, которые должны обладать:

* широким профессиональным опытом и знанием других функциональных сфер, представленных в глобальной организации;

* способностью устанавливать хорошие личные взаимоотношения в масштабе всей организации;

* богатым опытом общения и обмена информацией;

* способностью гибко мыслить с точки зрения взаимосвязей между подразделениями организации;

* способностью обучаться и применять полученные знания;

* восприимчивостью к различиям в культуре;

* репутацией прямого и честного человека.

 

Деятельность транснациональной компании строится на основе взаимодействия ее подразделений. Принципиально важно, чтобы ТНК расширяла практику приглашения потенциальных руководителей высшего звена из своих дочерних компаний и не ограничивалась рамками рынка труда страны размещения главного правления. Управляющий, который уверенно себя чувствует в ситуации неопределенности, способен лучше справиться с неоднозначностью решения проблем транснационального управления. Он должен уметь общаться с людьми, слушать собеседника и учиться у других, уметь принимать решения при отсутствии контроля сверху. Управляющий не должен быть связанным коллективным внутригрупповым или внегрупповым мышлением, если это ограничивает его способность взаимодействовать с другими филиалами на равноправной основе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В.1. Синдикат. Трест. Разновидности трестов | В.4. Международные совместные предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.