Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Преступления против конституционного строя

Г.

Краснодар

Время: 2 часа

Л Е К Ц И Я

ПО КУРСУ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

 

ТЕМА № 33 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии Протокол №___ от «____»__________________2004 г. Разработал: преподаватель кафедры уголовного права и криминологии старший лейтенант милиции А.З Хун

Степень секретности

Экземпляр №

«Утверждаю»

Начальник кафедры

уголовного права

и криминологии

полковник милиции

С.А.Буз

«…..»…………..2004 г.

 

Автор Хун А.З

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

Тема № 33. «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»

 

Для всех специальностей.

 

Основные цели лекции:

Дать слушателям понятие, виды и общая характеристика преступлений против конституционного строя и безопасности государства.

 

 

Объем времени, отводимый на лекцию – два часа.

 

 

ПЛАН

 

Введение

 

Основные вопросы:

 

1. Понятие, виды и общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

2. Преступления против безопасности государства.

4. Преступления против конституционного строя.

 

 

Заключение

 

Рекомендуемая литература.

Учебное оборудование, демонстрируемые материалы и ТСО.

 

Вопрос 1. Понятие, виды и общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

 

Родовым объектом преступлений, предусмотренных разде­лом X УК, следует считать совокупность (систему) общественных отношений, обеспечивающих незыблемость основ конституцион­ного строя и безопасность государства, нормальное функциониро­вание государственных органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, а также интересы государственной служ­бы и службы в органах местного самоуправления.

Наиболее опасными из преступлений, образующих этот раз­дел, являются посягательства на основы конституционного строя и безопасность государства, поскольку они затрагивают фунда­мент общественного, политического и государственного строя Российской Федерации, ее суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность. Видовым объектом этой группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие незыбле­мость основ конституционного строя и безопасность государства.

В некоторых составах преступления самостоятельным призна­ком выступает предмет преступления, например сведения, состав­ляющие государственную тайну, а при определенных условиях и иные сведения (ст. 276 УК), документы, содержащие государст­венную тайну, а также предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (ст. 284 УК).

Объективная сторона почти всех преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства характеризует­ся действиями. И лишь разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) и утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), могут совершаться как действиями, так и бездействи­ем. Составы этих двух преступлений сконструированы как матери­альные, а остальные составы являются формальными, и преступле­ния являются оконченными с момента совершения описанных в за­коне действий, независимо от наступления каких-то вредных последствий.

Субъективная сторона почти всех преступлений рассматривае­мой группы характеризуется только прямым умыслом: виновный осознает общественно опасный характер совершаемых действий и желает их совершить. Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) может быть как умышленным, так и неосторожным; состав утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), характеризуется только неосторожной формой вины. Некото­рые составы в качестве обязательного признака субъективной сто­роны включают специальную цель: прекращения государственной или политической деятельности потерпевшего (ст. 277 УК), сверже­ния или насильственного изменения конституционного строя РФ (ст. 279 УК), подрыва экономической безопасности и обороноспо­собности РФ (ст. 281 УК). Одно из преступлений (ст. 277 УК) ха­рактеризуется специальным мотивом - мести за государственную или иную политическую деятельность потерпевшего (ст. 277 УК).

Субъект преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства - лицо, достигшее возраста 16 лет. Не­которые преступления предполагают наличие специального субъек­та: гражданин РФ (ст. 275 УК), иностранный гражданин или лицо без гражданства (ст. 276 УК), лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе (ст. 283 УК), лицо, имеющее допуск к государственной тайне (ст. 284 УК).

Вопрос о классификации анализируемой группы преступлений является дискуссионным. В.В. Лунеев делит их на преступления против основ конституционного строя (ст. 277-280, 282 УК) и пре­ступления против безопасности государства (остальные), М.И. Ковалев выделяет посягательства на внешнюю (ст. 275, 276, 283 и 284 УК) и внутреннюю безопасность Российской Федерации (ст. 277-282 УК). Последнюю классификацию С.В. Дьяков допол­няет третьей группой (против экономической безопасности), вклю­чающей одно преступление - диверсию.

Выделение двух и даже трех групп в системе преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства представляется неполным, так как направленность некоторых преступлений на тот или иной объект зависит от фактического содержания деяния, поэтому определение непосредственного объ­екта как классификационного критерия не является абсолютным. Например, разглашение государственной тайны может причинить серьезный вред только внутренней безопасности, не затрагивая внешней безопасности страны. И наоборот, террористические ак­ты, вооруженные мятежи и межнациональные столкновения спо­собны серьезно подорвать именно внешнюю безопасность РФ.

Поскольку выделяемые учеными группы преступлений, как посягающие только на внешнюю или только на внутреннюю безопасность, на самом деле явно неоднородны и требуют боль­шей дифференциации, в зависимости от непосредственного объ­екта их можно классифицировать на следующие виды:

преступления против внешней безопасности РФ (ст. 275, 276 УК);

преступления, посягающие на основы политической системы РФ (ст. 277-279 УК):

посягательство на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (ст. 281 УК);

посягательство на общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности (ст. 280, 282, 282', 2822 УК);

преступления, посягающие на сохранность государствен­ной тайны (ст. 283, 284 УК).

Вопрос 2. Преступления против внешней безопасности Российской Федерации

Государственная измена (ст. 275 УК). Основным объектом рассматриваемого преступления является внешняя безопасность РФ, под которой понимается защищенность интересов государства от внешних угроз.

По смыслу закона государственная измена может быть со­вершена в трех формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, ино­странной организации или их представителям в проведении вра­ждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Россий­ской Федерации.

Понятие шпионажа будет рассмотрено при анализе преступ­ления, ответственность за которое предусмотрена ст. 276 УК.

Под выдачей государственной тайны понимается устное или письменное, а также сделанное иными средствами и способами (например, передача чертежа, фотографии, образца, модели) сооб­щение иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тай­ну. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» с изм. на 11.11.2003 государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

В настоящее время перечень сведений, составляющих государ­ственную тайну, утв. Указом Президента РФ от 30.11.95 № 1203 с изм. на 29.05.2002, в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О госу­дарственной тайне».

Сведения, составляющие государственную тайну, фиксируются на определенных носителях, к которым относятся материальные объекты, в том числе физические поля. Фиксация осуществляется в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процес­сов (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). Носители сведе­ний, составляющих государственную тайну, имеют реквизиты, свидетельствующие о степени секретности этих сведений (гриф секретности). Степень секретности должна соответствовать степе­ни тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения этих сведений. Правительство РФ утвердило Правила отнесения сведений, составляющих государст­венную тайну, к различным степеням секретности от 4 сентября 1995 г. № 870% в соответствии с которыми указанные сведения подразделяются на:

1) сведения особой важности - это -сведения в области воен­ной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыск­ной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких перечисленных областях; совершенно секретные сведения - это сведения в перечисленных областях, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслям экономики РФ;

секретные сведения - это сведения, распространение ко­торых может нанести ущерб интересам предприятий, учреждений или организаций, в тех же областях.

Преступление, заключающееся в выдаче сведений, состав­ляющих государственную тайну, считается оконченным с момен­та фактического сообщения государственной тайны представите­лям иностранного государства, иностранной организации.

Иное оказание помощи предполагает совершение различных действий (например, вербовка агентуры для иностранной развед­ки, предоставление убежища агенту зарубежной разведыватель­ной службы), которые не охватываются предыдущими формами государственной измены и направлены на содействие иностранному государству, иностранной организации или их представите­лям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. Преступление, образующее данную форму го­сударственной измены, считается оконченным с момента совер­шения любого действия по оказанию помощи иностранному го­сударству, иностранной организации или их представителям в проведении указанной деятельности.

Следует иметь в виду, что государственная измена осуществля­ется в пользу иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Иностранная организация может быть как государственной, так и негосударственной. Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (глава государства или правительства, члены правительственных делегаций, члены организаций, имеющие право официально представлять эти организации и т.п.).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком является цель - причинения ущерба внешней безопасности РФ. Мотивы государственной измены на квалификацию не влияют.

Субъект преступления, за исключением такой формы, как вы­дача, - общий. Субъект выдачи - специальный, это гражданин РФ, обладающий сведениями, составляющими государственную тайну, в связи с его служебной деятельностью или по работе, а также получивший эти сведения при других обстоятельствах (например, лицо случайно находит документы, содержащие госу­дарственную тайну).

В соответствии с примечанием лицо, совершившее преступ­ления, ответственность за которые установлена в ст. 275, 276, 278 УК, освобождается от уголовной ответственности, если оно доб­ровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится ино­го состав преступления.

Шпионаж (ст. 276 УК). Шпионаж определяется как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи ино­странному государству, иностранной организации или их предста­вителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Основным объектом шпионажа выступает внешняя безопас­ность как состояние защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешнего воздействия.

Предметом данного преступления являются сведения двух категорий: во-первых, это сведения, составляющие государствен­ную тайну (см. анализ государственной измены); во-вторых, это иные сведения, которые собираются по заданию иностранной разведки и могут быть использованы для нанесения ущерба внешней безопасности Российской Федерации.

В зависимости от содержания предмета преступления разли­чают два вида шпионажа; а) предметом первого являются сведе­ния, составляющие государственную тайну; б) предметом второ­го - иные сведения, собираемые по заданию иностранной раз­ведки и предназначенные для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Объективная сторона первого вида шпионажа представляет собой совершение активных действий в форме передачи, собира­ния, похищения сведений, хранение составляющих государствен­ную тайну. Собирание - это получение информации любым спо­собом, осуществляемое без изъятия предметов или документов из владения их собственников или обладателей. Все способы собирания информации можно разделить на две группы: а) лич­ное наблюдение (в том числе с использованием технических средств), т.е. получение сведений из окружающих объектов дей­ствительности; б) агентурный метод - получение информации от людей, обладающих такими сведениями. Похищение предпола­гает незаконное изъятие сведений у их владельца. Изъятие может быть тайное или открытое, с применением обмана или насилия, когда документы и предметы изымаются не на время, а навсегда для передачи указанным в законе адресатам.

Собранные или похищенные сведения обычно хранятся до пе­редачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. С объективной стороны хранение означает, во-первых, что предварительно собранные или похищенные винов­ным сведения, составляющие государственную тайну, хранятся в определенном месте до их передачи (в данном случае в действиях лица имеются и другие объективные признаки шпионажа - соби­рание или похищение), во-вторых, что виновный сам непосредст­венно не собирал и не похищал данные сведения, но ему их пере­дают другие лица для последующей передачи определенным субъ­ектам, и, в-третьих, возможна ситуация, когда виновный хранит сведения, собранные и похищенные другим лицом с последующим возвратом тому же лицу. Таким образом, хранение сведений, со­ставляющих государственную тайну (т.е. временное обладание ими), как форма действия при шпионаже может иметь три вида: а) лицо хранит сведения, собранные или похищенные им самим с целью передачи иностранному государству, иностранной органи­зации, их представителям; б) лицо само не собирало и не похищало сведения, а получило их с целью передачи адресату; в) хранение сведений, собранных иным лицом, с последующим возвращением тому же лицу. В данном случае виновный будет нести ответствен­ность за пособничество в шпионаже при условии, что он осознавал характер хранимых сведений, цель, преследуемую собравшим их лицом, и заранее дал обещание скрыть предметы (документы), добытые преступным путем, содержащие эти сведения.

Главной целью, к которой стремится виновный при собирании, похищении или хранении сведений, составляющих государствен­ную тайну - это передать их определенным адресатам. Под пе­редачей следует понимать сообщение сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям. В данном случае сообщение может осуществляться не только устным путем, но и путем, на­пример, показа каких-либо документов или предметов, а также с использованием тайников, почтовой переписки, радиосвязи. Пере­даваемые сведения могут быть собраны или похищены самим ви­новным, а могут быть получены от других лиц. Передача может осуществляться лично или через посредников. При этом если посредник осознает характер передаваемых сведений и статус адреса­та, то он отвечает за соучастие в шпионаже.

Объективная сторона второго вида шпионажа представляет собой действия в форме собирания и передачи иных сведений. Законодатель не предусматривает таких форм действия, как по­хищение и хранение, поскольку эти сведения являются открыты­ми и могут быть получены из разнообразных источников: офици­альных изданий научной и технической литературы, периодиче­ских изданий; на официальных симпозиумах, конференциях; путем направления запросов в различные организации, анкетиро­вания и т.п. Иные сведения могут собираться и путем личного наблюдения.

Передача или собирание иных сведений наказуемо, если эти действия осуществляются по заданию иностранной разведки с целью использования их в ущерб внешней безопасности РФ, т.е. в данном случае предполагается существование двух признаков: наличие задания иностранной разведки и цели нанесения ущерба внешней безопасности РФ.

Шпионаж относится к преступлениям с формальным соста­вом (сложный альтернативный состав). Стоит отметить, что такое действие, как хранение, является длящимся, т.е. оно характеризу­ется непрерывным осуществлением состава данного деяния.

Субъективная сторона шпионажа характеризуется виной в ви­де прямого умысла. Кроме того, вторая форма шпионажа характе­ризуется специальной целью - нанести ущерб внешней безопасно­сти РФ, а само собирание, похищение или хранение сведений, со­ставляющих государственную тайну, осуществляется в целях их передачи.

Субъектом шпионажа могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 16 лет.

Если гражданин Российской Федерации выступает в качестве организатора, подстрекателя или пособника шпионажа, ответст­венность за который предусмотрена ст. 276 УК, его действия ква­лифицируются как государственная измена в форме иного оказа­ния помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

 

Преступления, посягающие на основы политической системы Российской Федерации

Применительно к рассматриваемой группе преступлений осно­вы политической системы понимаются как легитимность государ­ственной власти, т.е. конституционная основа ее функционирова­ния, а также беспрепятственное осуществление своих политиче­ских функций государственными и общественными деятелями. К этой группе преступлений относятся деяния, предусмотренные ст. 277-279 УК.

Посягательство на жизнь государственного или общест­венного деятеля (ст. 277 УК). Непосредственным объектом это­го преступления являются не только основы политической систе­мы Российской Федерации, но и жизнь государственного или общественного деятеля (дополнительный объект).

Потерпевшим при совершении рассматриваемого преступле­ния может быть только государственный или общественный дея­тель. К государственным деятелям относятся руководители и иные должностные лица высших органов законодательной, испол­нительной, судебной власти и прокуратуры как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации (Прези­дент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Феде­рации, члены Правительства РФ, лица, занимающие аналогичные должности в органах власти субъектов РФ, прокуроры, федераль­ные судьи, следователи и т.д.). Под общественными деятелями понимаются руководители и активные функционеры политических партий, общественных движений, фондов, профессиональных и иных союзов на федеральном или региональном уровнях.

Объективная сторона преступления заключается в посяга­тельстве на жизнь государственного или общественного деятеля. Это понятие применительно к посягательству на жизнь работника милиции или народного дружинника (ст. 1912 УК РСФСР) было разъяснено Пленумом Верховного Суда СССР в постановлении от 22.09.89: «Под посягательством на жизнь надлежит рассматри­вать убийство или покушение на убийство...». Такое же толкова­ние понятию посягательства на жизнь дал и Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 24.09.91 (в редакции постанов­ления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93).

Состав террористического акта является формальным, окон­ченным преступлением он признается с момента совершения об­щественно опасных действий, направленных на лишение потер­певшего жизни, но фактическое причинение ему смерти охваты­вается составом рассматриваемого преступления и не меняет юридической сущности деяния.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом и специальной целью (прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего) либо спе­циальным мотивом (отомстить потерпевшему за указанную дея­тельность). Если убийство государственного или общественного деятеля совершено с иной целью или по иным мотивам, нежели указанные в диспозиции ст. 277 УК, деяние квалифицируется по ст. 105 УК.

Субъект террористического акта - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если это деяние совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет, то ответственность наступает по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Насильственный захват власти или насильственное удер­жание власти (ст. 278 УК). Непосредственным объектом пре­ступления являются основы политической системы Российской Федерации в части легитимности государственной власти, кон­ституционного порядка установления и функционирования госу­дарственной власти и ее органов. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь и дос­тоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

Объективная сторона преступления может выражаться в дей­ствиях, направленных на насильственный захват власти, или на насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, или на насильственное изменение конституционного строя Рос­сийской Федерации.

Действия, направленные на насильственный захват власти, означают попытку неконституционного способа прихода кон­кретных лиц, политических партий, движений и иных политиче­ских сил к власти в Российской Федерации или ее субъектах без изменения конституционного строя в стране. Насилие как некон­ституционный способ захвата власти или ее удержания может состоять, например, в заключении под стражу, интернировании, насильственной физической изоляции, физических унижениях, побоях, причинении вреда здоровью лиц, представляющих орга­ны власти, сформированные в соответствии с Конституцией и законами России.

Действия, направленные на насильственное удержание влас­ти, - это отказ уступить власть вопреки результатам выборов, референдума или иному законному, основанному на Конститу­ции РФ акту, соединенный с применением насилия к представи­телям политических сил, к которым в соответствии с Конститу­цией РФ должна перейти государственная власть. Насилие при неконституционной попытке удержать власть по содержанию ничем не отличается от насилия при неконституционной попытке захватить власть.

Самой опасной разновидностью анализируемого преступления являются действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Они заключается в насильственных действиях, преследующих цель изменить обще­ственный строй, политическую систему, государственное устрой­ство либо основные политические институты Российской Федера­ции и сформировать новую систему органов власти.

Крайней формой насилия является применение оружия. Но ес­ли оно приобретает форму вооруженного мятежа в целях сверже­ния или насильственного изменения конституционного строя Рос­сийской Федерации, то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст. 279 УК) и не требует дополнительной квалификации по ст. 278 УК, поскольку названные цели преду­смотрены и в ст. 27.8, и в ст. 279 УК (цель свержения конституци­онного строя выступает средством последующего захвата власти). Если же мятеж преследует цель захвата власти (без свержения или насильственного изменения конституционного строя), что выходит за рамки ст. 279 УК, и одновременно цель нарушения территориальной целостности Российской Федерации, кото­рая не охватывается составом преступления, описанного в ст. 278 УК, то его следует квалифицировать по совокупности ст. 278 и 279 УК.

Состав преступления - формальный. Оно признается окон­ченным с момента совершения действий, направленных на насиль­ственный захват власти, или на насильственное удержание власти, или на насильственное изменение конституционного строя Россий­ской Федерации, независимо от того, удалось ли виновным осуще­ствить преступные планы (захватить или удержать власть, изме­нить конституционный строй Российской Федерации).

Если в процессе применения насилия причиняется смерть чело­веку, она не охватывается составом данного преступления и требу­ет дополнительной квалификации по ст. 277, 317 или 105 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом и специальной целью - неконституционного за­хвата власти, неконституционного удержания власти или измене­ния конституционного строя Российской Федерации насильст­венным путем.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. При насильственном удержании власти субъект специальный: представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанных в соответствии, с нею же пере­дать государственную власть политическим силам, которые приш­ли к власти конституционным путем.

Вооруженный мятеж (ст. 279 УК). Непосредственный объект преступления - основы политической системы Российской Фе­дерации в части незыблемости основ конституционного строя и территориальной целостности России.

Объективная сторона преступления характеризуется как ор­ганизация вооруженного мятежа либо активное участие в нем.

Мятеж определяется как «стихийное восстание, вооруженное выступление против власти», как «возмущенье, смятенье, восста­нье, народное волненье, крамола, бунт, заговор на деле, общее непослушанье». Но в смысле ст. 279 УК мятеж понимается не как стихийное восстание, а как спровоцированное, организованное воо­руженное выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации.

Организация вооруженного мятежа - это различные дейст­вия, направленные на провоцирование вооруженного выступле­ния против законной власти в Российской Федерации. Они могут состоять, в частности, в пропаганде вооруженного мятежа, в вер­бовке его участников, в снабжении мятежников оружием, воин­ским снаряжением, в планировании вооруженных операций и других действиях по идеологическому, материальному или орга­низационному обеспечению мятежа.

Активное участие в вооруженном мятеже означает совмест­ное с другими участниками мятежа совершение насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, на­правленных на достижение целей мятежа. Однако умышленное причинение смерти в процессе применения насилия не охватыва­ется составом данного преступления и подлежит дополнительной квалификации по ст. 105 УК, а если потерпевшими являются го­сударственные или общественные деятели либо сотрудники пра­воохранительных органов, то по ст. 277, 295 или ст. 317 УК (при наличии остальных признаков этих составов преступлений).

Законодатель, описывая две формы данного преступления - организацию мятежа и активное участие в нем, в обоих случаях подразумевает реальное выступление мятежников (что совер­шенно очевидно применительно к активному участию в мятеже). Поэтому вооруженный мятеж в форме его организации следует признавать оконченным преступлением с момента первого воо­руженного выступления мятежников2. Если действия организато­ра фактически не привели к вооруженным выступлениям против законной власти, их следует квалифицировать как приготовление к вооруженному мятежу.

Активное участие в вооруженном мятеже может считаться оконченным с момента совершения участником мятежа конкретных насильственных действий с применением или попыткой при­менения оружия, направленных на достижение целей мятежа, независимо от фактического осуществления этих целей или иных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом и (альтернативно) специальной целью:

свержения конституционного строя;

насильственного изменения конституционного строя;

нарушения территориальной целостности Российской Федерации.

Цель свержения конституционного строя РФ предполагает стремление насильственным путем упразднить основы конститу­ционного строя, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, ликвиди­ровать права и свободы, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ, и установить общественный и государственный строй, не соответ­ствующий Конституции РФ.

Цель насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации имеет то же содержание, что и в ст. 278 УК.

Цель нарушения территориальной целостности означает на­мерение разрушить принципы федеративного устройства, закреп­ленные в гл. 3 Конституции РФ, и насильственно отторгнуть часть ее территории с провозглашением ее независимости от Рос­сии или присоединением к иностранному государству.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. При совершении преступления в форме организации вооружен­ного мятежа им могут быть его организаторы и руководители. Активные участники вооруженного мятежа - это лица, непо­средственно совершающие насильственные действия с примене­нием оружия ради достижения целей мятежа.

 

Посягательства на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации

Диверсия (ст. 281 УК). Непосредственным объектом дивер­сии являются экономическая безопасность и обороноспособность Российской Федерации.

Безопасность определена в ст. I Закона РФ от 05.03.92 № 2446-1 «О безопасности» с изм. на 25.07.2002 как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Из этого следу­ет, что под экономической безопасностью понимается состояние защищенности важнейших экономических интересов Российской Федерации.

Обороноспособность Российской Федерации означает со­стояние ее защищенности от возможного нападения внешнего агрессора и включает такие элементы, как экономический и воен­ный потенциал России, боевая подготовка и профессионализм личного состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационная готов­ность гражданского населения и т.п.

Объективная сторона диверсии характеризуется совершением взрыва, поджога или иных действий, направленных на разруше­ние или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Это преступление обычно совершается в отношении эконо­мически важных и уязвимых в диверсионном отношении энерге­тических узлов, предприятий оборонной промышленности и во­енных объектов, предприятий и средств железнодорожного, вод­ного, воздушного и трубопроводного транспорта, средств связи и сигнализации, объектов обеспечения жизнедеятельности населе­ния (электростанций, источников водоснабжения и т.п.).

Способами диверсии являются не только взрывы и поджоги, прямо выделенные законодателем, но и иные действия, которые, подобно взрывам и поджогам, также являются общеопасными и тоже направлены на разрушение или повреждение объектов, пе­речисленных в диспозиции ст. 281 УК. К иным действиям отно­сятся, например, устройство аварий и катастроф, обвалов, затоп­лений, радиоактивных и иных подобных заражений или загрязне­ний и т.д.

Разрушение перечисленных в диспозиции объектов означает их физическое уничтожение, утрату народнохозяйственного зна­чения, невозможность или экономическую нецелесообразность восстановления. Под повреждением понимается причинение такого вреда объектам диверсионных действий, который значи­тельно снижает их народнохозяйственную значимость и экономическую ценность, но может быть устранен путем ремонта или восстановления.

Состав диверсии - формальный, она является оконченным преступлением с момента совершения общеопасных действий, направленных на разрушение или повреждение названных в за­коне объектов, даже если они фактически не были ни разрушены, ни повреждены.

Гибель людей в результате диверсионного акта не охватыва­ется составом диверсии и образует совокупность этого преступ­ления с убийством при отягчающих обстоятельствах (п. «е», а возможно и другие пункты ч. 2 ст. 105 УК),

Субъективная сторона диверсия характеризуется прямым умыслом и специальной целью - подорвать экономическую безо­пасность и обороноспособность Российской Федерации.

Субъект диверсии - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если диверсионный акт совершается гражданином Российской Феде­рации по заданию иностранных спецслужб, деяние должно до­полнительно квалифицироваться как государственная измена в форме оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Рос­сийской Федерации.

В УК предусмотрен не только основной, но и квалифициро­ванный состав диверсии: ее совершение организованной группой (ч. 2 ст. 281 УК).

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК). Непосредственным объектом высту­пают общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности.

Объективная сторона состоит в публичных призывах к осуще­ствлению экстремистской деятельности, под которой в соответст­вии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О про­тиводействии экстремистской деятельности» понимаются:

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполно­ценности граждан по признаку их отношения к религии, социаль­ной, расовой, национальной, религиозной или языковой принад­лежности;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Важнейшим признаком уголовно наказуемых призывов яв­ляется их публичность. Она означает, что призывы обращены к широкому кругу людей (к массам, толпе и т.д.), поскольку пре­следуют цель вовлечения масс в экстремистскую деятельность. Именно отсутствием своей персональной направленности к кон­кретным адресатам данное преступление отличается, например, от подстрекательства к насильственному захвату власти или на­сильственному удержанию власти. Склонение же конкретных лиц к совершению действий, предусмотренных ст. 278 УК, надле­жит квалифицировать как подстрекательство к этому преступ­лению. По форме призывы могут быть устными (на собраниях, митингах, демонстрациях), письменными (листовки, плакаты, изобразительные средства) и пр. Смысл публичных призывов должен быть очевидным, понятным для адресата (вовлечение в деятельность экстремистского характера или в экстремистские действия).

Состав преступления - формальный, оно признается окон­ченным с момента публичного призыва, даже если под его влия­нием ни одно лицо не было вовлечено в экстремистскую деятель­ность.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом. От подстрекательства к массовым беспорядкам, хулиганству и вандализму рассматриваемое преступление отли­чается, в частности, наличием мотивов идеологической, полити­ческой, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 280 УК) характеризуется публичными призывами к осуществлению экстремистской дея­тельности, совершаемыми с использованием средств массовой ин­формации (печати, радио, телевидения и др.).

Возбуждение национальной, расовой или религиозной вра­жды (ст. 282 УК). Эта норма является уголовно-правовым средст­вом обеспечения установленного в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ за­прета в нашей стране пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрета пропаганды социального, расового, на­ционального, религиозного или языкового превосходства.

Непосредственный объект преступления - конституцион­ный принцип недопущения экстремизма в форме пропаганды или агитации, возбуждающих национальную, расовую или религиоз­ную ненависть и вражду.

Объективная сторона характеризуется действиями, направ­ленными на возбуждение национальной, расовой или религиоз­ной вражды, унижение национального достоинства, а равно про­пагандой исключительности, превосходства либо неполноценно­сти граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены пуб­лично или с использованием средств массовой информации.

Таким образом, объективную сторону этого преступления мо­гут образовать три вида действий.

Во-первых, преступление может выразиться в совершении любых действий, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды вопреки запрету, содержащему­ся в ст. 29 Конституции РФ. Речь идет о таких действиях, кото­рые могут вызвать длительное состояние враждебности между значительными группами людей в зависимости от национальной или расовой принадлежности или отношения к религии (депорта­ция, применение насилия, разрушение культовых зданий, воспре­пятствование проведению национальных или религиозных обря­дов и т.п., а равно призывы к совершению названных и других подобных действий).

Во-вторых, объективная сторона данного преступления может заключаться в действиях, направленных на унижение националь­ного достоинства (различные формы третирования людей по национальному признаку, издевательство над историей, культу­рой, обычаями и традициями какой-либо нации и т.п.). В этом случае направленность действия на унижение национального достоинства небольшой группы или даже отдельных представи­телей определенной нации определяется именно его принад­лежностью к данной нации. При совершении преступления в этой форме определяющее значение принадлежит не личности потерпевшего и его персональным качествам, а его принадлеж­ности к той или иной нации.

В-третьих, объективная сторона преступления может про­явиться в пропаганде исключительности или превосходства ли­бо, наоборот, в пропаганде неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежно­сти. В подобных случаях речь идет о пропаганде исключительно­сти либо, наоборот, неполноценности не отдельных представителей этнических групп или религиозных конфессий, а в целом этих групп или конфессий. Идеологической основой подобных дейст­вий могут быть шовинизм, антисемитизм, расизм, мусульманский фундаментализм и т.п.

Общим и обязательным признаком для всех описанных дея­ний является то, что они совершаются либо публично (в присут­ствии значительного количества людей), либо с использованием средств массовой информации.

Состав преступления - формальный, оно признается окон­ченным с момента совершения описанных действий, направлен­ных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, даже если между группами людей, принадлежащих к различным нациям, расам либо исповедующих разные религии, вражда фактически не возникла.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы (политические, враждебное отношение или неприязнь к определенным нациям, расам и религиям и т.д.) и цели имеют факультативное значение.

Субъект преступлений — любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, за исключением преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 282 УК, субъект которого специальный — лицо, ис­пользующее свое служебное положение для совершения преступле­ния.

Квалифицированный состав анализируемого преступления характеризуется его совершением:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) организованной группой.

Под применением насилия применительно к п. «а» ч. 2 ст. 282 УК понимается причинение средней тяжести или легкого вреда здоровью хотя бы одному лицу, а также любые иные насильст­венные действия, не связанные с причинением вреда здоровью, если они не содержат состава более тяжкого преступления (на­пример, истязания по мотиву национальной, расовой, религиоз­ной ненависти или вражды — п. «з» ч. 2 ст. 117 УК; похищение человека — ст. 126 УК и т. д.).

Организация экстремистского сообщества (ст. 2821 УК). Непосредственный объект — совокупность общественных отношений по реализации конституционного запрета осуществ­ления экстремистской деятельности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2821 УК, характеризуется четырьмя видами действий.

Создание экстремистского сообщества означает, что в результа­те организационной деятельности возникло общественное или ре­лигиозное объединение либо иная организация, имеющая задачей подготовку или совершение одного или нескольких преступлений экстремистской направленности по указанным в диспозиции ст. 282' УК мотивам. В данной форме преступление признается оконченным с момента фактического создания экстремистского сообщества.

Руководство экстремистским сообществом означает осущест­вление функций главаря преступной организации, уже созданной каким-то другим лицом: определение направлений ее деятельно­сти, разработка планов совершения конкретных преступлений экс­тремистской направленности, распределение обязанностей между членами экстремистского сообщества и т.д. Осуществление руко­водства сообществом, созданным этим же лицом, не влияет на ква­лификацию действий такого лица, но должно быть отражено в формулировке обвинения и учтено при назначении наказания. Преступление в этой форме является оконченным с того момента, когда виновный реально начал осуществлять свои руководящие функции.

Руководство какой-то частью сообщества или его структурным подразделением. Часть преступного сообщества может иметь территориальную или функциональную автономию, а структурное подразделение представляет собой организационную единицу (от­ряд, бригаду, звено и т.р.) в системе сообщества, подчиняющуюся единым планам и единой дисциплине. Руководство частью или структурным подразделением экстремистского сообщества означа­ет осуществление руководящих функций в рамках полномочий, предоставленных руководителю региональной или функциональ­ной организационной единицы руководством (руководителем) экстремистского сообщества. Оконченным преступлением такие действия являются с момента реального осуществления ограни­ченных руководящих полномочий, предоставленных виновному главарем (либо коллегиальным руководящим органом) экстремист­ского сообщества.

Создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества для координации их экстремистской деятельности вхо­дит в понятие руководства экстремистским сообществом. Данная форма проявления объективной стороны является неудачной копи­ей создания координационного центра различных, не зависящих друг от друга организованных преступных групп, которое преду­смотрено в ст. 210 УК. Но в отличие от этой нормы в ст. 2821 УК речь идет об объединении представителей структурных подразде­лений единого экстремистского сообщества, которые и без такого «объединения» подчиняются единому руководству и действуют в рамках единого плана экстремистской деятельности.

Все предусмотренные диспозицией ст. 2821 УК действия, по сути, представляют особую форму приготовления к совершению преступлений экстремистской направленности и не охватывают фактического совершения таких преступлений. Если экстремист­ским сообществом либо его частью или структурным подразде­лением реально совершается одно или несколько упомянутых преступлений, то каждое из них должно квалифицироваться са­мостоятельно по совокупности со ст. 2821 УК.

Субъективная сторона преступления во всех его формах ха­рактеризуется прямым умыслом и специальной целью - подго­товки или совершения одного или нескольких преступлений, предусмотренных ст. 148, 149, ч. 1 и 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280 и 282 УК (преступлений экстремистской направленности) по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной или социальной ненависти или вражды.

Субъект преступления - специальный: а) создатель экстре­мистского сообщества; б) создатель объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества; в) руководитель экстремист­ского сообщества; г) руководитель части или структурного под­разделения такого сообщества.

Объективная сторона участия в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282' УК) означает вхождение в состав такого сообщества с принятием на себя всех обязанностей, связанных с членством в этой организации. Оконченным это преступление является с момента вступления виновного в преступную организацию экстремистского характера. Фактическое совершение преступ­лений экстремистской направленности либо участие в таких пре­ступлениях требуют дополнительной квалификации.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, который включает осознание экстремистского характера прес­тупной организации и свою роль в ее деятельности, а также же­лание войти в названную организацию в качестве его члена.

Субъектом преступления является рядовой участник экстре­мистского сообщества.

Квалифицированный вид преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 2821 УК, характеризуется использованием виновным сво­его служебного положения.

В соответствии с примечанием к ст. 2821 УК лицо подлежит обязательному освобождению от уголовной ответственности при одновременном наличии двух условий: а) оно прекратило свое участие в экстремистском сообществе добровольно, хотя имело возможность не делать этого; б) в его действиях нет состава како­го-либо иного преступления.

Организация деятельности экстремистской организации (ст. 2822). Непосредственный объект данного преступления совпадает с объектом преступления, предусмотренного в ст. 2821 УК.

Объективная сторона преступления состоит в организации дальнейшей деятельности общественного или религиозного объ­единения либо иной организации после того, как в законную силу вступило решение суда о ликвидации или запрете деятельности данного сообщества в связи с тем, что его деятельность была при­знана экстремистской.

Если после письменного предупреждения о недопустимости деятельности, носящей признаки экстремизма, соответствующей организацией или хотя бы одним ее структурным подразделени­ем не устранены нарушения, послужившие основанием для выне­сения предупреждения, либо в течение 12 месяцев со дня вынесе­ния предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, организация, являющаяся юридическим лицом, решением суда ликвидируется, а деятельность организации, не являющейся юридическим лицом, подлежит запрету в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального за­кона «О противодействии экстремистской деятельности». Орга­низация дальнейшей деятельности экстремистской организации после вступления в силу судебного решения о ее ликвидации либо о запрете ее деятельности и образует объективную сторону рассматриваемого преступления. Определяющими при этом яв­ляются два признака.

Во-первых, в законную силу вступило решение суда о ликви­дации организации, являющейся юридическим лицом, в связи с экстремистским характером ее деятельности либо о запрете экс­тремистской деятельности организации, не являющейся юриди­ческим лицом.

Во-вторых, виновный после вступления в законную силу этого судебного решения совершает различные действия организацион­ного характера по продолжению деятельности ликвидированной организации или запрещенной экстремистской деятельности: пла­нирует дальнейшие акции объединения или организации, привле­кает новых участников, организует или проводит собрания участ­ников, организует их обучение различным методам экстремист­ской деятельности и т.д.

Преступление должно признаваться оконченным с момента совершения любых действий организационного характера, на­правленных на неисполнение судебного решения о ликвидации экстремистской организации или запрете экстремистской дея­тельности.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления могут выступать создатель экстре­мистского объединения или организации, а также руководитель экстремистского сообщества или его структурного подразделения.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2822 УК, образует участие в деятельности экстремистского сообщества после вступления в законную силу судебного реше­ния о ликвидации этого сообщества или о запрете его деятельно­сти в связи с ее экстремистским характером. Состав оконченного преступления в этой форме налицо с момента совершения любого действия участника в общем русле деятельности ликвидирован­ного или запрещенного сообщества.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект - рядовой участник ликвидированного сообщества или сообщества, экстремистская деятельность которого запрещена.

Примечание к ст. 282.2 УК предписывает обязательное освобож­дение от уголовной ответственности лица, добровольно прекра­тившего свое участие в дальнейшей деятельности сообщества, в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о ликвидации или запрете его деятельности в связи с ее экстреми­стским характером, при условии, что в его действиях нет состава какого-либо иного состава преступления. Это основание освобож­дения от уголовной ответственности распространяется только на рядовых участников и не касается лиц, виновных в организации дальнейшей деятельности экстремистского сообщества.

 

Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК). Непо­средственный объект преступления - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в инте­ресах обеспечения безопасности Российской Федерации, регла­ментированные Законом РФ «О государственной тайне».

Предметом преступления выступают сведения, составляю­щие государственную тайну. Это понятие было раскрыто при анализе состава государственной измены.

Объективная сторона описана в законе как разглашение све­дений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали -достоянием других лиц. Эта формулировка содержит неко­торую тавтологию, поскольку разглашение сведений как раз и означает противоправное предание их огласке, т.е. они тем са­мым становятся достоянием посторонних лиц.

Разглашение - это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.), в результате чего эти сведения ста­новятся достоянием лиц, не имеющих к ним доступа. Тем не ме­нее законодатель в качестве условия наступления уголовной ответственности включает оговорку: «если эти сведения стали достоянием других лиц». Тем самым состав преступления пре­вращен в материальный: ознакомление других лиц со сведения­ми, составляющими государственную тайну, выступает в роли общественно опасного -последствия.

Разглашение сведений, составляющих государственную тай­ну, квалифицируется по ст. 283 УК при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 275 УК, в форме выдачи государственной тайны.

Вопрос о содержании субъективной стороны разглашения го­сударственной тайны является дискуссионным. По мнению неко­торых специалистов, это преступление характеризуется только умышленной формой вины, но другие специалисты полагают, что оно может совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Примечательно, что точка зрения о сугубо умышленном характере рассматриваемого преступления преобладала лишь в тот короткий промежуток времени, когда действовала первоначальная редакция ч. 2 ст. 24 УК, согласно которой деяние, совершенное по неосторожности, признавалось преступлением лишь в случаях, прямо предусмотренных той или иной нормой Особенной части УК. До принятия же действующего Кодекса в науке уголовного права и на практике господствовало мнение, что разглашение госу­дарственной тайны возможно с любой формой вины. После изме­нения редакции ч. 2 ст. 24 УК в законе и в судебной практике вос­становлена концепция преступлений с альтернативной формой вины: если в законе прямо не указана форма вины, то подразу­мевается возможность как умышленного, так и неосторожного совершения преступления, за исключением случаев, когда умыш­ленная форма вины с очевидностью вытекает из характера престу­пления (клевета, изнасилование, шпионаж и т.п.), из указанных в законе цели или мотива деяния, из указания на заведомую незакон­ность действий, из указания на злостный характер действий и т.д. Поэтому следует заключить, что разглашение государственной тайны может быть совершено не только умышленно, но и по неос­торожности (например, использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющим допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор).

При умышленном совершении преступление может характе­ризоваться различными мотивами: стремлением показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в соци­альном плане, проявить интеллигентность и т.п., что не влияет на квалификацию деяния.

Субъект преступления - специальный. Им может быть толь­ко лицо, которому государственная тайна была доверена или ста­ла известна по службе или работе.

Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, кото­рому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с нею при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий дейст­вующую модель секретного прибора, и т.п.).

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 283 УК) предполагает при­чинение по неосторожности тяжких последствий. К тяжким отно­сятся, например, такие последствия, как поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений Российской Федерации, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д. Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может выражаться только в неосторожной форме вины.

Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Непосредственный объект рассматриваемого престу­пления совпадает с объектом разглашения государственной тайны.

Предметом преступления могут быть, во-первых, документы, содержащие государственную тайну (текстовые, графические, электронные и иные документы независимо от способа их испол­нения), а во-вторых, предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (образцы изделий, действующие модели приборов и аппаратов, их макеты и т.д.).

Объективная сторона предполагает прежде всего нарушение установленных правил обращения с документами, содержащими государственную тайну (порядка их получения в пользование и их сдачи, правил их хранения и т.д.), или с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну (порядок их хра­нения, демонстрации, пользования и т.д.). В каждом случае необ­ходимо установить, какое именно правило было нарушено и в каких конкретных действиях (бездействии) заключалось наруше­ние. Содержание правил обращения с секретными документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, регламентируется Законом РФ «О государственной тайне» и другими нормативными актами (уставами, наставлениями, по­ложениями, инструкциями и т.п.).

Установленные правила обращения с документами, содержа­щими государственную тайну, и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, могут быть нарушены как путем действия, так и бездействия.

Обязательным признаком объективной стороны преступления являются общественно опасные последствия в виде утраты упомянутых документов или предметов и причинения вследствие этого тяжких последствий. По сути, речь идет о последствиях двух видов, второе из которых вытекает из первого. Первичным последствием, прямо вытекающим из нарушения правил обраще­ния с указанными в законе документами и предметами, является их утрата. Применительно к ст. 284 УК она означает не только выход соответствующего документа или предмета из обладания виновного, но и создание тем самым возможности ознакомления с ними посторонних лиц, не имеющим допуска к государственной тайне. Если утрата документа или предмета такой возможности не создает (например, документ сгорел, предмет был уничтожен), то нарушение правил обращения с соответствующими докумен­тами или предметами не может квалифицироваться по ст. 284 УК. Вторичным последствием, производным от первого, является причинение тяжких последствий как результат утраты докумен­тов или предметов либо как результат их попадания в руки посто­ронних лиц или возможность такого попадания. Между нарушени­ем установленных правил обращения с названными в диспозиции документами и предметами и рассмотренными последствиями должна быть установлена причинная связь.

Состав преступления является материальным, оконченным оно является с момента наступления указанных в законе тяжких последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной фор­мой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления - специальный. Им может быть толь­ко лицо, имеющее надлежащим образом оформленный допуск к государственной тайне, на которое в силу его служебного поло­жения возложена обязанность обеспечить соблюдение установ­ленных правил обращения с документами, содержащими госу­дарственную тайну, либо с предметами, сведения о которых со­ставляют государственную тайну.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчетная модель к теореме Кастильяно | Обмен веществ и энергии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.