Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили управления

Связь стиля управления и ситуации

Стили управления

Стили управления

Лекция № 43

2. «Решетка менеджмента»

Стиль руководства — это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным.

Стиль руководства - решающий фактор эффективно; типа, полной реализации потенциальных возможностей людей и производства. Каждый менеджер в силу своей индивидуальности обладает венным стилем управления. Сложные и многочисленные параметры деятельности
руководства объединены исследованиями в три основных стиля руководства.
В жизни, как правило, в чистом виде эти стили не проявляются, более того
менеджер может в различной обстановке использовать те или иные
варианты

Авторитарный (директивный) стиль руководства основан на стремлении утвердить свое влияние, авторитет. При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он Предоставляет своим сотрудникам минимум информации, поскольку никому не доверяет. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей, которым не хватает подобострастия. В то же время, по его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. Стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается. Преобладающими

методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры,

лишние различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги, доносы. Отдельные работники многим обязаны руководителю. Руководитель непредсказуем, никто не знает как он будет реагировать на те или иные события. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении или поведении менеджера. Инициатива подчиненных подавлена. В коллективе присутствует застой, пассивность сотрудников, неудовлетворенность

своей работой; неблагоприятный психологический климат, который обуславливает повышенную психологически – стрессовую нагрузку эффективности производства.

Авторитетный стиль руководства имеет несколько разновидностей: агрессивный, агрессивно-податливый, эгоистичный, добросердечный. Дем ократический стиль руководства является наиболее эффективным, т.к обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие Производственные результаты труда, творчество, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе. Стиль основан прежде всего на инициативе коллектива а не руководителя. Демократический стиль характеризуется коллективной деятельностью при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намеченных целей, определении задач и выборе исполнителей для их решения. Руководитель старается быть максимально объективным к подчиненным, подчеркивая свою причастность к мнению коллектива. Характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителями, заместителями и подчиненными. Регулярно и своевременно производится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение приходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов; поощрений за качественную работу, доброжелательно вежливо. Хорошо знающий. дело и обстановку в коллективе, он при осуществлении и контроля обращает на конечный результат работы. Благодаря этому создаются условия для самовыражения

подчиненных, у которых развивается самостоятельность. Менеджер стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. К разновидностям демократического стиля руководства относятся совещательный и участвующий стиль.

Либеральный стиль руководства предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности. Данный стиль руководства отличается полной свободой индивидуальных и коллективных решений сотрудников при одновременно минимальным участии руководителя, который, по существу, самоустраняется от руководящих функций. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Менеджер-либерал обычно предпринимает какие-нибудь решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты. В коллективе царит фамильярность, важные вопросы решаются без участия менеджера. Руководитель редко комментирует действия подчиненных и не пытается анализировать ход событий. Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен, вежлив положительно реагирует на критику, не требователен к сотрудникам и не любит контролировать их работу. Больше всего его волнует, что о нем думают сотрудники и старается им понравиться. Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять свое решение по одному и тому же вопросу. Такой руководитель может выполнить сам работу за нерадивого работника. Главное для него –поддержание хороших отношений с подчиненными, а не результат работы. В коллективе расслабленная, семейная обстановка. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются творческой индивидуальностью и самостоятельностью.


 

2. «Решетка менеджмента».

На практике каждый руководитель имеет свой стиль управления, так или иначе сочетающий элементы трех основных стилей. Тем не менее все разнообразие стилей укладывается в «силовом поле» между вектором «внимание к производству» (нацеленность на создание продукции) и вектором «внимание к человеку» (нацеленность на гуманное отношение к людям». В результате образуется «решетка менеджмента», которая дает возможность выделить пять характерных типов управленческого поведения: а)диктатора; б)демократа; в)пессимиста; г)манипулятора; д)организатора. Менеджер-диктор в основном ориентирован на производство и уделяет минимум внимания конкретным людям. Это жесткий курс администратора, для которого результат-все, а человек-исполнитель. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор- плохой управляющий. Менеджер- демократ противоположен диктатору. Во главу угла здесь ставиться принцип «быть всегда самим собой». Он скрупулезно внимателен к удовлетворению потребностью людей, созданию комфортабельной и дружелюбной атмосферы и необременительному рабочему ритму в организации. Менеджер-манипулятор удовлетворен средними достижениями. Его девиз: «Не хватать звезд с неба «. Главная тактическая линия- компромисс. Он считает, что адекватная производительность может быть достигнута при сбалансированном учете необходимости выполнения работы и необходимости поддержания на удовлетворительном уровне морального состояния людей. Менеджер – пессимист руководствуется девизом «Не вмешивайся естественный ход событий». Польза от таких людей очень мала. Менеджер – организатор – самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. Предприятия, где действуют менеджеры – организаторы, обычно процветают. Менеджер такого типа представляет собой эталон современного управляющего.

 

3.Связь стиля управления и ситуаций.

Классический менеджер- тот, который ориентируется на дело и его результаты в условиях конструктивных, человеческих отношений в коллективе. В малых трудовых коллективах начальствование обычно не подчеркивается, более того, обязанности по управлению нередко выполняются менеджером параллельно с работой, в рамках практической деятельности предприятия. Без бюрократических отношений сотрудники работают с удовлетворением и эффективно. Результаты и хорошая атмосфера во многих случаях рождаются сами по себе, так как сама работа стимулирует творческий подход и инициативу. Задача менеджера в этом случае заключается в том чтобы поддерживать такую атмосферу в коллективе, культивировать мышление с ориентацией на результат. Это достигается откровенным информированием, беседами о направлениях и целях деятельности. Полезно организовать в коллективе беседы о постановке целей и достижении результатов как с отдельными группами, так и с рабочими группами.

Хороший руководитель – организатор использует в качестве метода управления беседу о результатах, которая одновременно является частью эффективно обратной связи между руководителем и персоналом, такой менеджер вместе с персоналом выбирает правильный способ выполнения работы. В России, по данным Института психологии РАН, на первое место ставят человеческие качество руководителя, а на последнее – деловые.

По этому российский менеджер, ориентирован только на производственный результат может добиться обратного: в коллективе установиться негативная психологическая обстановка, упадет производительность труда, снизиться качество продукции.

Таким образом, предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется на не формальной основе, нацелен на создании творческой атмосферы в коллективе, ориентированной достижении результатов.

 



 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диск равного сопротивления | Влияние способа закрепления концов стержня
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.